Введение 3
Глава 1. Аналитический обзор литературы 6
1.1. Характеристика силовых способностей и их виды 6
1.2. Методика воспитания силовых способностей 14
1.2.1. Средства воспитания силовых способностей 14
1.2.2. Методы воспитания силовых способностей 19
1.3. Способы оценки силовых способностей 26
Глава 2. Организация и методы исследования 30
2.1. Организация исследования 30
2.2. Методы исследования 30
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 33
Заключение 39
Список используемой литературы 41
Актуальность исследования. Проблема развития мышечной силы у детей старшего школьного возраста представляет в настоящее время особый интерес в связи с выраженными изменениями экологических (неблагоприятную обстановку), экономических (падение жизненного уровня населения) и социальных условий жизни общества.
К вышеперечисленным факторам следует отнести также пренебрежительное отношение к здоровью самих школьников, злоупотребляющих алкоголем и курением, что выразилось в потере интереса последних к занятиям физической культурой.
В настоящее время регулярными занятиями спортом охвачено не более 10% молодежи. Все яснее наблюдается тенденция физической деградации подрастающего поколения. Подростки 2000-х годов по мышечной силе и выносливости на 10-18% уступают своим сверстникам 80х [32]. В это же время появилось такое увлечение, как работа на компьютере и компьютерные игры, чего не было раньше. Эти факторы создают предпосылки для развития у учащихся отклонений в состоянии здоровья: нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточной массы тела, что в свою очередь предрасполагает к различным заболеваниям сердечнососудистой, дыхательной систем, нарушения обмена веществ.
Известно, что здоровых детей, поступающих в I класс, не более 30%, а к окончанию XI класса их остается только 15--20% [32]. По данным в период обучения в школе дефицит двигательной активности приводит к ухудшению сердечнососудистой системы, снижению ЖЕЛ чрезмерной массе тела за счёт увеличения холестерина в крови. Школьная программа увеличивает нагрузку на организм ребенка: возрастает необходимость усвоения и переработки разнообразной информации, и, следовательно, увеличивается пребывание организма в статических позах, перенапрягается зрительный аппарат. Вследствие малой подвижности возникает такое заболевание, как гиподинамия, что приводит к снижению физических возможностей. Вследствие чего болезненность детей возрастает во всех возрастных группах, а на протяжении обучения в школе здоровье учащихся ухудшается в 4-5 раз.
Процесс освоения любых двигательных актов (трудовых, спортивных, бытовых и прочих) идет значительно успешнее, если занимающийся имеет сильные, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Высокий уровень развития физических способностей - основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям, и, наконец, это важнейший компонент состояния здоровья.
Общая задача в процессе многолетнего воспитания силы как физического качества у детей школьного возраста заключается в том, чтобы всесторонне развить ее и обеспечить возможность высоких проявлений в разнообразных видах двигательной деятельности (спортивной, трудовой).
Проблему развития силовых способностей школьников рассматривали также учёные как: Л.А. Васильев [10], В.М. Зациорский [19], Ю.В. Верхошанский [11] и другие. Однако проблема развития силовых способностей у старших школьников на уроках фзической культуры требует дальнейшего изучения.
Объект исследования: процесс физического воспитания юношей старшего школьного возраста.
Предмет исследования: методика совершенствования силовых
способностей у старших школьников.
Цель исследования: повышение уровня развития силовых
способностей у старших школьников на уроках физической культуры.
Задачи исследования.
1. Изучить и проанализировать научно - методическую литературу по теме исследования.
2. Разработать комплекс упражнений, направленный на развитие силовых способностей у старших школьников.
3. Выявить эффективность средств для развития силовых способностей у старших школьников.
ВКР изложена на 55 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 53 источников. Текст ВКР снабжён таблицами и рисунками.
Традиционный «сидячий» ритм жизни сегодняшних школьников характеризуется сниженной физической активностью (гиподинамия), поэтому формирование установки на занятия физической культуры является важным аспектом воспитания учащихся. Наиболее эффективным временем для развития силовых способностей является старший школьный период.
Силовые способности развивают с помощью физических упражнений разными методами, такими как метод максимальных усилий, метод повторных усилий, «ударный» метод, изометрический метод.
Все выше перечисленные методы являются эффективными для развития силы.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы.
1. Возраст 16-17 является благоприятным периодом для развития силовых способностей у юношей старшего школьного возраста.
2. За период эксперимента произошли положительные изменения в результатах всех тестов у юношей как контрольной, так и экспериментальной группы, однако не однозначно:
• в тесте «подтягивание на перекладине» у юношей контрольной группы прирост составил 1,6%,тогда как у юношей экспериментальной группы 25,1%;
• в тесте «поднимание и опускание туловища» у юношей контрольной группы прирост был 2,4%, в экспериментальной 37,9%;
• в тесте «прыжок в длину с места» у юношей контрольной группы прирост - 2,3%, в экспериментальной - 10,5%;
• в тесте «метание набивного мяча» у юношей контрольной группы прирост составил 1,2%, в экспериментальной группе - 10,8%
3. Таким образом, результаты эксперимента показали, что достоверное повышение силовых способностей произошло у юношей экспериментальной группы, применявших разработанные комплексы силовых упражнений.
1. Алабин, В.Г. Многолетняя подготовка легкоатлетов: (На прим. Скоростносиловых видов) / В.Г. Алабин. - Москва: Минск: Вышэйша школа, 1981. - 220 с.
2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. - Москва: Физкультура и спорт, 1978. - 224 с.
3. Балахничев, В.В. Бег на 110 м с барьерами / В.В. Балахничев. - Москва: Физкультура и спорт, 1987. - 80 с.
4. Баскетбол: учеб. для ин-тов физ. культ. / под ред. Ю.М. Портнова. - Москва: Физкультура и спорт, 1988. - 288 с.
5. Бойко, В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей
человека / В.В. Бойко. - Москва: Физкультура и спорт, 1987. - 144 с.
6. Бондарчук, А. И штанга, и прыжки, и метание: Комбинированный метод развития скоростно-силовых способностей метателей [Текст] / А. Бондарчук. - М.: Легкая атлетика. - 2015. - № 2. - С.11
7. Бравая, Д.Ю. Сравнительный анализ эффектов статической (изометрической) и динамической (изокинетической силовых) тренировок [Текст] / Д.Ю. Бравая. - М.: Теория и практика физ. Культ. - 1984. - №2. С. 18-20.
8. Буланчик, Е.Н. Круг с барьерами [Текст] / Е.Н. Буланчик. - М.:
Физкультура и спорт, 1975. - 72 с.
9. Валик, Б.В. Тренерам юных легкоатлетов [Текст] / Б.В. Валик. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 167 с.
10. Васильев, Л.А. Использование снарядов разного веса для воспитания специальных скоростно-силовых качеств спортсмена [Текст] / Л.А. Васильев. - M.: - Теория и практика физ. Культ. - 1981. - №6. - С. 16-17.
11. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте [Текст] / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 264 с.
12. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса [Текст] / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.
13. Воробьёв, А.Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиологии и спортивной тренировке [Текст ]/ А.Н. Воробьёв. - М: Физкультура и спорт, 2007. - 255 с.
14. Ганзлен, Р. Прыжок с шестом [Текст] / Р. Ганзлен. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 88 с.
15. Годик, М.А. Спортивная метрология: учеб. Для ин-тов физ. Культ [Текст] / М.А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 192 с...