ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ 7
1.1. Анализ литературы по проблеме формирования нравственных
представлений у детей среднего дошкольного возраста 7
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования
нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста.... 12
1.3. Волшебная сказка как средство формирования нравственных
представлений у детей среднего дошкольного возраста 18
ГЛАВА 2.ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВТСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ 30
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня
формирования нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста 30
2.2. Содержание работы по формированию нравственных
представлений у детей среднего дошкольного возраста на материале волшебной сказки 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76
Проблема нравственного воспитания дошкольника является актуальной в современном образовании. Задачи по формированию нравственного воспитания у детей дошкольного возраста отражены в Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Основная задача нравственного воспитания заключается в том, чтобы воспитать в личности ребенка такие социально значимые качества, как долг, совесть, милосердие, активную жизненную позицию, потребность в самосовершенствовании[48].Согласно «Концепции духовно¬нравственного развития и воспитания личности гражданина России»,- нравственное развитие и воспитание личности неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны. Будущее ребенка, его нравственное становление во многом определяется содержанием духовно- нравственного воспитания в дошкольных образовательных организациях (далее ДОО) и в семье[14].Проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания таких педагогов, как Л.А. Григорович, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, С.А. Козлова, Н.А. Каратаева, И.Ф. Харламова и др.
В современном обществе произошли колоссальные изменения ценностных ориентиров: поменялись жизненные приоритеты, произошла деформация моральных норм и нравственных установок. В связи с этим встает важная задача нравственного воспитания подрастающего поколения уже в период детства. Дети дошкольного возраста только начинают разбираться в различных жизненных ситуациях, поэтому оценка их поступков носит ситуативный характер. Именно педагог поддерживает стремление детей самим во всем разобраться, прививает дошкольникам нравственные ориентиры, формирует у них нравственные представления. В этом очень помогает использование одного из такихпедагогических средств как волшебная сказка.
Волшебная сказка является мощным, эффективным средством нравственного воспитания детей, знакомство с ней оказывает колоссальное воздействие на развитие личности, формирование характера ребенка, развивает воображение и речь, открывает ребенку мир человеческих эмоций и взаимоотношений. В целом волшебная сказка занимает достойное место в формировании нравственных представлений дошкольников.Исследования Р.С. Буре, Л.В. Коломийченко и др. показывают, что эффективность нравственного воспитания во многом зависит от реализации комплексного подхода в решении воспитательных задач, и от правильной организации совместной и самостоятельной деятельности детей, а также от умелого и адекватного сочетания педагогических средств и методов. Личность ребенка формируется в процессе постоянного взаимодействия с окружающими его людьми (педагоги, родители, бабушки, дедушки). К. Д. Ушинский отмечал, что: «Только личность может влиять на развитие и определение другой личности, только характером можно формировать характер...Причины такого нравственного магнетизма скрыты глубоко в человеческой природе» [47, с.123]. В современном мире компьютерных технологий, гаджетов, где ребенок погружен в виртуальный мир общения, а родители мало уделяют времени воспитанию своих детей,отмечается тенденция, где дошкольники являются носителями негативного нравственного опыта. На уровне детского подсознания безнравственное поведение является нормой и ориентиром в своих поступках. А недостаток нравственного воспитания проявляется в пассивном, а иногда и в агрессивно - негативном отношении к жизни. Поэтому возникает необходимость разрешения проблем нравственного воспитания путем поиска эффективных путей или переосмысления уже известных.
Все вышесказанное определило тему исследования: «Формирование нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста на материале волшебной сказки».
Объект исследования - процесс формирования нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста на материале волшебной сказки.
Предмет исследования -комплекс мероприятий по формированию нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста на материале волшебной сказки.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по формированию нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста на материале волшебной сказки.
Задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть проблему формирования нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста.
2. Выявить психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности использования волшебной сказки в формировании нравственных представленийу детей среднего дошкольного возраста
4. Провести диагностику исследования по определению исходного уровня формирования нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста.
5. Разработать комплекс занятий по формированию нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста на материале волшебной сказки.
Для решения поставленных задач в исследовании были применены следующие методы: анализ психолого - педагогической, методической литературы по исследуемой проблеме, целенаправленное педагогическое наблюдение, беседы, а также анализ результатов.
Теоретической основой исследования явились:
- труды Е.Н. Бородиной, Л.А. Григорович, Л.И. Божович, В.А. Сухомлинского, С.А. Козловой, Н.В. Микляевой, К. Д. Ушинского о сущности нравственного воспитания детей.
- исследования Б.М. Теплова, Р.С. Буре, И.Ф. Харламова, В.Е. Маркушевой, Е.Г. Беляковой об особенностях формирования нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста.
- исследования о значении сказок в формировании нравственных представлений у дошкольников в работах К.Д. Ушинского, А.Д. Коротковой, Л.Б. Фесюковой, Н.А. Никитиной, Е.А. Тудоровской.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что положения и выводы, полученные в ходе работы, могут быть использованы в практике педагога в дошкольной организации.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение - детский сад №13 в городе Богданович Свердловской области. В исследовании приняли участие 18 детей в возрасте 4-5 лет.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Одной из важнейших составляющих процесса образования является нравственное воспитание подрастающих поколений, которое на протяжении веков рассматривалось в качестве одного из центральных звеньев формирования личности. Теоретический анализ законодательства Российской Федерации и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволили сделать следующие выводы:
Нравственное воспитание - это «целенаправленный процесс планомерного воздействия на формирование у детей нравственных качеств, приучения детей к выполнению норм и правил поведения, соответствующих требованиям морали конкретного общества» [19, с.217]. Мы считаем, что именно это определение наиболее точно отражает сущность нравственного воспитания, потому как важно «формировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение, нравственные представления, активную жизненную позицию, привычки руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувством общественного долга» [19,с.170]. Формирование нравственных представлений дошкольников в рамках нашего исследования анализируется «как процесс педагогического воздействия на сознание, чувства и поведения воспитанников, при котором обеспечивается приобщение детей к нравственным ценностям человечества и конкретного общества» [34, с.336]. Поэтому при осуществлении процесса нравственного воспитания необходимо создавать определенные педагогические условия, при которых внешнее влияние и воздействие на детей среднего дошкольного возраста направленны на усвоение ими опыта нравственных отношений, а также переходили бы во внутренний психологический план личности и способствовали бы воспитанию ее нравственных качеств.
Средний дошкольный возраст - это время наиболее благоприятного нравственного воспитания детей, так как именно в этот период у ребенка формируются первые представления о нравственных качествах личности, нравственных нормах и эталонах. Происходит расширение диапазона эмоций и чувств. Ребенок начинает понимать чувства других людей, сопереживать и радоваться. Появляется внутренняя мотивация на добрый поступок. Формируется нравственная оценка и самооценка. Нравственные чувства в этом возрасте становятся более осознанными. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого.В среднем дошкольном возрасте дети уже начинают руководствоваться в своем поведении и поступках нравственными нормами. Становится важна выработка нравственных привычек и поступков, основанных на нравственных качествах. Примерно с четырех лет малыши уже знают, что следует говорить правду, а обманывать плохо.Следовательно, нравственные представления дошкольников анализируются как представления о таких качествах человека, которые помогают ему действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом и включающих в себя знания о нормах и правилах поведения в социуме, о моральных качествах человека, в последующем влияющих на формирование нравственных оценок и мотивов поведения.Формирование нравственных представлений у детей происходит в общении со взрослыми (педагоги, родители), которые организуют жизнедеятельность ребёнка и его собственный социальный опыт, дают оценку противоположных действий (обманывать - плохо, говорить правду - хорошо), а также предъявляют требования (надо говорить только правду).
За опорную классификацию мы взяли структурные компоненты содержания нравственной сферы личности ребенка автора Н.В. Мельниковой [28]:
- когнитивный компонент и его показатель - знания о нравственных нормах; представления о нравственных качествах личности;
- эмоциональный компонент и его показатель - нравственные чувства и переживания;
- поведенческий компонент и его показатель - нравственные поступки; нравственные действия (реальное выполнение нравственных норм). Волшебная сказка является тем инструментом, который способствует формированию нравственных представлений ребенка в дошкольном возрасте. В сказке настойчиво звучит оптимистическая вера в победу добра над злом: герою помогают животные, которых он пожалел, обездоленная сиротка награждается за трудолюбие, доброту, младший брат за то, что терпел несправедливые обиды. Все эти сказки, сюжеты и образы пришли как драгоценное наследие прошлой народной культуры. Волшебная сказка способствует формированию нравственных представлений. Для девочек - это красна девица: умница, рукодельница, а для мальчиков - добрый молодец: смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину. Используя волшебные сказки на практике, дошкольник имеет возможность повысить свой уровень знаний о нравственных понятиях, правилах поведения, и т.д. (когнитивный компонент); на основе эмоциональных переживаний и подражания положительным героям у ребенка появляется мотивация к выполнению нравственных норм, (эмоциональный компонент); и, конечно же, дошкольник сам может выполнять те или иные правила нравственности в детском саду, дома, проигрывать на практике свои знания, например, в театрализованной деятельности (поведенческий компонент). В рамках нашего исследования важным компонентом является не просто слушание и беседа по сказке, а рисование положительных героем сказки. С выделением в портрете или действиях главного героя нравственных качеств. Рассматривание иллюстраций к сказкам является обязательным приемом на пути к достижению педагогических целей. Обращение к сказочным книжным иллюстрациям на занятиях вызывают интерес и положительную мотивацию на нравственный поступок. Лепка, рисование, художественное оформление театрализованных игр, выполнение коллективного коллажа по сказкам, аппликации позволяет перенести впечатления от «услышанного» и «увиденного» в переживаемое через «изображаемое». Задача педагога: научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни, а одним из средств нравственного воспитания является искусство художественного слова. Поэтому нравственное воспитание детей мы осуществляем через художественное слово, которое способствует формированию нравственных представлений и нравственного опыта детьми, открывает знания о моральных качествах человека.
Для того чтобы определить и проанализировать уровень сформированности нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста мы остановились на представленных диагностических методиках:
1. по когнитивному компоненту нами была использована диагностическая методикаГ.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Изучение представлений детей о нравственно-волевых качествах» [46].
2. по эмоциональному компоненту использовалась диагностическая методика А.Д Кошелевой; изучение социальных эмоций по Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной [46].
3. по поведенческому компоненту -диагностическая методика А. М. Щетининой «Неоконченные ситуации» [53].
В результате проведенной диагностики мы выяснили, что большинство детей (50%) соответствует низкий уровень сформированности нравственных представлений, среднему уровню соответствует 44% детей, один ребенок (6%) находится на высоком уровне.
В связи с этим,нами разработан комплекс занятий по формированию нравственных представлений на материале волшебной сказки, рассчитанный на учебный год (сентябрь-май): 36 занятий по 1 занятию в неделю, продолжительностью 20 минут. Данный комплекс занятий включает в себя такие виды деятельности, как игровую, театрализованную, самостоятельную, изобразительную, восприятие литературы. Занятия с использованием 64
волшебных сказок у детей среднего дошкольного возраста направлены на формирование нравственных представлений: о нравственных качествах, нравственных чувств и переживаний, а также нравственных поступках и поведении.
Использование тематического комплекса занятий по формированию у детей среднего дошкольного нравственных представлений на материале волшебной сказки помогает:
- сформировать представления о нравственных качествах личности: уважение к старшим, послушание, терпимость, ответственность, милосердие, вежливость, забота, отзывчивость и т.д. Также в высказываниях детей о героях и реальных людях появляются такие слова как «геройский», «внимательный», «смелый», «трудолюбивый», «вежливый», «Заботливый», и др., а также у детей формируются представления о безнравственных качествах личности: жадность, зависть, жестокость и др. (когнитивный компонент);
- сформировать представления о нравственных чувствах и переживаниях, таких как: долг, совесть, дружба, любовь, сострадание, сочувствие и др. Стоит подчеркнуть, что дети среднего дошкольного возраста учатся сочувствию, сопереживанию, взаимопомощи, состраданию. Дети уже пытаются понять чувства другого, пожалеть сверстника, заступиться за него. Все это выражается в их поступках или действиях (эмоциональный компонент);
- сформировать представления о нравственных поступках: на основе сформированных представлений о нравственных качествах, нормах поведения и нравственных чувствах у детей среднего дошкольного возраста отмечается склонность к «правильным» нравственным поступкам и отрицательное отношение к безнравственным поступкам. Дети учатся внимательно относится к своим сверстникам во время игры по правилам, пытаются понять их чувства; а также учатся задумываться, перед тем, как отобрать игрушку, толкнуть сверстника, или не поделиться «вкусной
печенькой», пытаются друг другу сказать: что драться некрасиво, нужно дружить (когнитивный компонент).
Данный комплекс занятий представляет собой и практическую пользу, так как может быть применен в дошкольных образовательных учреждениях для помощи в формировании нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста.
1. Алексеенкова, Е.Г. Зависимость эмоционального отношения дошкольников к персонажам сказки от ее композиции [Текст] / Е. Г. Алексеенкова // Вопросы психологии. - 2006. - № 6. - С. 39-47.
2. Аникин, В.П. Русская народная сказка: Пособие для учителей. Москва: Просвещение, 1977. — 208 с.
3. Белякова, Е. Г. Нравственное развитие ребенка: психологический
аспект: учебное пособие / Е.Г. Белякова - Тюмень: Тюменский
государственный университет, 1999. - 151 с.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологическое исследование) / Л.И. Божович - Санкт-Петербург, 2010 - 400 с.
5. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников [Текст] / Вопросы теории.- Москва: Педагогика, 1979. - 224 с.
6. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: Учебное пособие [для студентов средних педагогических учебных заведений 2-е изд.] / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. - Москва: Издательский центр «Академия», 1997. - 240 с.
7. Буре, Р. С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателя детского сада / [Р. С. Буреи др.]; Под редакцией А. М. Виноградовой. - 2-е издание - Москва: Просвещение, 1989.
- 95 с.
8. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: [Текст]: методическое пособие / Р. С. Буре. - Москва:Мозаика-Синтез, 2011.
- 76 с.
9. Вавилова, И. Н. Формирование нравственной воспитанности личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения: автореферат диссертации кандидата педагогических наук: 13.00.01/ И. Н.
Вавилова; Уральский государственный педагогический университет - Екатеринбург, 2009. - 23 с.
10. Ведерникова, Н.М. Русская народная сказка [Текст] / Н. М. Ведерникова; АН СССР. - Москва: Наука, 1975. - 135 с.
11. Гербова, В. В. Приобщение детей к художественной литературе: Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / В.В. Гербова. - Москва: Мозаика-Синтез, 2005. - 67 с.
12. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ Под редакцией А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - Санкт-Петербург: Питер, 2013.- 464 с.
13. Григорович, Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - Москва: Гардарики, 2003. - 480 с.
14. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В.А. Тишков. - Москва: Просвещение, 2014. - 23 с.
22. Дрень, О. Е. Прошлое, настоящее и будущее сказки как средство эстетического развития детей [Текст] / О. Е. Дрень: материалы заочной международной научно-практической конференции - Екатеринбург, 2009. -
Ч. 1. - с. 89-96.
15. Запорожец, А. В. Психология личности и деятельности дошкольников [Текст] / А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. - Москва: Просвещение, 1965. - 186 с.
...