ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ 7
1.1. Анализ литературы по проблеме развития креативности старших
дошкольников методом проектов 7
1.2. Особенности психолого-педагогического развития креативности в
работе с детьми старшего дошкольного возраста 14
1.3. Метод проектов как средство развития креативности старших
дошкольников в условиях ДОУ 19
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ 31
2.1. Исследование начального уровня развития креативности детей
старшего дошкольного возраста 31
2.2. Содержание работы по развитию креативности дошкольников в
условиях ДОУ посредством метода проектов 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
Сегодня становится все более очевидным, что эффективность современного общества базируется не просто на знаниях, а на интеллекте и творчестве людей. Растут требования к таким качествам личности, как открытость новому опыту, умение находить решения в нестандартных ситуациях, творческое отношение к действительности. Поэтому оптимизировать учебно-воспитательный процесс, сделать его более совершенным и универсальным в контексте формирования творчески мыслящей личности, способной к успешной самореализации в социальной жизни, призвано именно креативная образование. Творчество определяется чаще всего его продуктом - созданием нового. Творчество является фундаментальным и первичным феноменом, в тоже время креативность выступает частью творческого процесса, в настоящее время наблюдается синтез творчества и креативности.
Актуальность развития креативности детей дошкольного возраста определяется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). Анализ основных положений ФГОС ДО позволяет отметить, что при постановке задач процессуальный, личностный и продуктивный компоненты творчества конкретизируются в нескольких образовательных областях. Одной из задач, определенных во ФГОС ДО является развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Проблема развития креативности у детей дошкольного возраста достаточно подробно раскрыта в исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Большой вклад в исследование креативных способностей детей дошкольного возраста внесли К.А. Абульханова- Славская, Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В. Запорожец, Г.С. Костюк, Р.С. Немов, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн и другие. По их мнению, креативность характеризуется наличием таких черт личности, как творческий потенциал, инициативность, творческая активность, импровизационность, творческая направленность личности. Эти черты определяют индивидуальность личности, делают ее оптимальную интеграцию в социум. Хорошо изученными являются отдельные составляющие креативности как личностного качества, которые проявляются в деятельности ребенка. Современная наука рассматривает креативность как целостный личностный феномен. Исследуя сущность понятия «креативность», ученые пришли выводу, что креативность - это совокупность особенностей психики, что обеспечивает продуктивные преобразования в деятельности человека (Д. Гилфорд, Э. Эриксон, К. Роджерс, Э. Торренс, Д. Треффингер, Э. Фромм и др.). Как субъективная детерминация творчества креативность реализуется в процессе творчества, а как объективная детерминация - формируется в зависимости от условий, в которых она происходит.
Несмотря на достаточный интерес исследователей к проблеме развития креативности детей дошкольного возраста крайне мало внимания уделяется методу проектной деятельности, как средства развития креативных способностей детей в условиях ДОО. Проектная деятельность инициирует креативные способности дошкольников, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию гибкости, оригинальности, беглости мышления дошкольников. Однако среди многочисленных исследований по проектной деятельности детей мы не находим достаточного количества работ, в которых была бы представлен метод проектов как средство развития креативности старших дошкольников в условиях ДОУ
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования: «Метод проектов как средство развития креативности старших дошкольников в условиях ДОУ».
Объект исследования: процесс развития креативности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс мероприятий по развитию
креативности старших дошкольников в условиях ДОУ посредством метода проектов.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически
разработать комплекс мероприятий, направленных на развитие креативности старших дошкольников в условиях ДОУ посредством метода проектов.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и сущность креативности у детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать основные характеристики реализации метода проектов в дошкольной образовательной организации.
3. Представить анализ возможностей метода проектов в развитии креативности старших дошкольников в условиях ДОУ.
4. Провести диагностическое исследование по выявлению уровня
развития креативных способностей дошкольников.
5. Спроектировать работу по развитию креативности старших дошкольников в условиях ДОУ посредством метода проектов.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- положения о развитии креативных способностей детей дошкольного возраста (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер, Д.Б. Богоявленская, О.М. Дьяченко и др.).
- теории развития проектной деятельности детей дошкольного возраста (Н.Е. Веракса и А.Н. Веракса, В.А. Деркунская, В. Н. Журавлева,
А.А. Сагадеева, В.С. Юркевич и др.);
- положения о сущности метода проектов и подходов в его реализации для развития креативности детей старшего дошкольного возраста (Н.А. Виноградова и Е.П. Панкова, Н.А. Иванова, О.А. Скоролупова и Н.В. Федина, И.В. Штанько и др.).
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов проектной деятельности детей, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов по развитию креативности старших дошкольников в условиях ДОУ.
База исследования. Исследование проводилось на базе Муниципальной автономной дошкольной образовательной организации (МАДОО) - детский сад № 22 г. Верхняя Пышма.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития креативности старших дошкольников в условиях ДОУ посредством метода проектов, определялась сущность креативности у детей дошкольного возраста, анализировались особенности реализации метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня креативности детей дошкольного возраста, разрабатывалось содержание педагогической работы по развитию креативности дошкольников в условиях ДОУ посредством метода проектов, осуществлялось проведение разработанных мероприятий.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Теоретический анализ литературы таких ученых, как А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер, Д.Б. Богоявленская, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса и А.Н. Веракса, В.А. Деркунская, В. Н. Журавлева, А.А. Сагадеева, В.С. Юркевич и др., а также проведенное опытно-поисковое исследование подтвердили значимость проблемы и темы исследования и позволил сделать следующие выводы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет определить креативность как одно из базовых качеств личности, как комплекс интеллектуальных и личностных качеств, который способствует становлению и проявлению творчества. Креативность является характеристикой личности, которая обнаруживает находчивость, нестандартность, оригинальность мышления и восприятия, фантазию, интуицию, способность решения проблем неординарными способами. Таким образом, креативность представляет собой определенный уровень творческой одаренности, способности к творчеству, являющейся относительно устойчивой характеристикой личности. Как показал анализ литературы, использование метода проектов в ходе учебно-воспитательной работы является эффективным средством активизации творческого мышления и креативности детей и выработки оригинальных идей. Использование метода проектов позволяет активизировать креативный потенциал детей, привлечь их к поисково-исследовательской деятельности, способствует учету интересов, наклонностей и способностей дошкольников, формирует умение работать творчески.
2. Педагогическими условиями развития креативности детей старшего дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности были выделены: возможность подражать творческой личности, то есть проявление креативности самым педагогом в процессе педагогического проектирования; организация совместной проектной деятельности педагога вместе с детьми; создание нерегламентированной проективной среды, которая стимулирует разнообразную творческую деятельность детей; обеспечение ребенку максимальной свободы в выборе вида проектной деятельности, в продолжительности работы над проектом, в выборе способов выполнения при косвенном руководстве взрослого; обеспечение максимального напряжения сил ребенка при выполнении проективных задач направленных на развитие креативности.
3. Определены критерии уровней развития креативности детей
старшего дошкольного возраста, которые необходимы для проведения, констатирующего и формирующего этапов экспериментов: реализм
воображения; умение видеть целое раньше частей; надситуативно-преобразовательный характер творческих решений; творческое экспериментирование.
4. Процесс развития креативности детей старшего дошкольного возраста был направлен на поэтапное развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста и состоял из пяти этапов: мотивационного, информационного, репродуктивного, творческого и рефлексивно-оценочного, которые обеспечивали реализацию педагогических условий. Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста были разнонаправленными. В ходе работы с детьми использовали игровые, творческие, познавательные типы проектов.
Задачи работы решены, цель достигнута.
1. Белова, Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать / Е. С. Белова - Москва, 1998. - 251 с.
2. Березина, В. А. Детство творческой личности / В. А. Березина. - Санкт- Петербург.: издательство Буковского, 1994. - 60 с.
3. Березина, Т. Н. Интеллект и креативность / Т. Н. Березина. - Эдип, 2008. - № 3. - С. 92-101.
4. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - Москва.: Прогресс, 1986. - 420с.
5. Бибарцева, Т. С. Методика стимулирования творческих способностей игровыми средствами / Т. С. Бибарцева: учеб. Пособие. - Санкт- Петербург: Питер, 1995. - 95 с.
6. Богат, В. Р. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) / В. Р. Богат // Дошкольное воспитание. - 1994 №1. С. 17-19.
7. Божович, Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. - Москва.: Международная педагогическая академия, 1995. - 212с.
8. Венгер, Л. С помощью наглядных моделей. Исследование развития познавательных способностей в дошкольном возрасте / Л. С. Венгер // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 3. - С. 6-7
9. Венгер, Н. Ю. Путь к развитию творчества / Н. Ю. Венгер // Дошкольное воспитание. - 1982 №11. - С. 32-38.
10. Веракса, Н. Е. Диалектическое мышление и творчество / Н. Е. Веракса // Вопросы психологии. - 1990 №4. - С. 5-9.
11. Взятышев, В. Ф. Методология проектирования в инновационном образовании / В. Ф. Взятышев // Инновационное образование и инженерное творчество. - Москва., 1995. - С. 65 - 68.
12. Выготский, Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте / Л. Н. Выготский. - Санкт-Петербург.: Союз, 1997. - 92 с.
13. Гнатко, Н. М. Проблема креативности и явление подражания / Н. М. Гнатко. Москва.: ИП РАН, 1994. - С.11-25
14. Гаромштам, М. С. Детский сад - открытое развивающее пространство / М. С. Гаромштам. - Москва.: Эврика, 2003. - 208 с.
15. Джонс, Д. К. Методы проектирования / Д. К. Джонс; пер с англ. Т. П. Бурмистровой, И. В. Фриденберга. - второй изд., Дораб. - Москва: Мир, 1986. - 326 с.
16. Доровской, А. И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям / А. И. Доровской. - Москва: Российское педагогическое агентство, 1997. - 312 с.
17. Дьяченко, О. М. Чего на свете не бывает / О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса. - Москва: Знание, 1994. - 157 с.
...