Механизм государственного управления в контексте институциональной теории: определение перспективных направлений социально-экономического развития (Российский Университет Транспорта)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПАРАДИГМА ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СФЕР. 7
1.1 Понятие «государственное управление»: исторический анализ и современная трактовка 7
1.2 Сущностная характеристика институциональной теории в контексте современного управления макросистемами 29
ГЛАВА 2. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ РОССИЙСКИМ ГОСУДАРСТВОМ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ВЕКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ 53
2.1 Дихотомия управления социально-экономической сферой России: определение ключевых институтов функционирования 53
2.2 Формирование концепции институциональной модернизации современной системы управления в России: моделирование промежуточных институтов 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 143
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПАРАДИГМА ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СФЕР. 7
1.1 Понятие «государственное управление»: исторический анализ и современная трактовка 7
1.2 Сущностная характеристика институциональной теории в контексте современного управления макросистемами 29
ГЛАВА 2. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ РОССИЙСКИМ ГОСУДАРСТВОМ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ВЕКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ 53
2.1 Дихотомия управления социально-экономической сферой России: определение ключевых институтов функционирования 53
2.2 Формирование концепции институциональной модернизации современной системы управления в России: моделирование промежуточных институтов 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 143
Россия, начиная с 1990-х годов находится на пути постоянных трансформаций, нет политической и экономической стабильности. Конец XX века дал Российской Федерации неплохой толчок для того, чтобы осуществлять опережающее развитие. Влияние России на мировой арене постепенно возрастает, но многие государства до сих пор не могут свыкнуться с таким ростом российского государства и с возрастанием его роли. В связи с этим, возникает недоверие со стороны иностранных государств к нашей стране, что оказывает большое влияние на внутренний политический и социально-экономический климат в государстве. Судя по мировой практике важно отметить, что государства, которые создают благоприятные условия для своих граждан показывают свое опережающее развитие. Это означает, что и нашей стране нужно перенимать опыт развитых государств, которые создают благоприятные условия для своего населения, чтобы соответствовать современным тенденциям развития. Для этого первоочередной задачей становится формирование новых политических и социально-экономических институтов, которые будут опираться как на новую технологическую базу, а также создавать прозрачность в отношениях между обществом и властью.
Российская экономика находится на пути становления, но она все же еще очень далека от рынков уже развитых стран, поэтому глупо «вслепую» перенимать опыт развитых государств во всех его аспектах, ожидая мгновенного роста экономики в России. Это является нецелесообразным по той причине, что в России еще не развито гражданское общество, нет широкого слоя среднего класса, которые являются одними из атрибутов устойчиво развивающейся страны, отсутствует ряд важнейших институтов, которые должны обеспечивать развитие и функционирование государства, а также тех институтов, которые помогут обеспечить достойный уровень жизни населения России, которое является далеко не малочисленным. Для нашего государства необходимо создавать уникальную модель развития, которая будет учитывать весь опыт развития России, определенную уникальность развития тех или иных сфер или недостатки других, выявлять преимущества развития. Россия имеет высокий потенциал роста, так как мы может опираться как на заимствование опыта иностранных государств, но не только развитых, так и на анализ опыта управления в широкой истории нашей станы, которая переживала за годы своего становления множество бед и потрясений. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что тема данной выпускной квалификационной работы является актуальной.
Целью выпускной квалификационной работы является формирование новой институциональной модели развития и функционирования России.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- дать понятие «государственное управление»;
- провести анализ становления данного понятия, определить его современное понимание;
- определить каким образом и в каких формах институциональная теория может применяться в современном управлении государством;
- определить ключевые институты функционирования в современной России, выявить деятельность каких из них является не оптимальной, привести предложения по их модернизации;
- сформировать концепцию институциональной модернизации современной системы управления в России, осуществить моделирование промежуточных институтов.
Объектом выпускной квалификационной работы являются современные институты государственного управления в Российской Федерации.
Предметом данной работы являются процессы формирования новой институциональной модели управления Российским государством на базе анализа неэффективно действующих институтов управления.
В первой главе, состоящей из двух параграфов, рассматривается теория современного управления российским государством, описывается необходимость институционализации социально-экономических сфер в России. Раскрывается смысл понятия «государственное управление», проводится анализ зарождения государственного управления, описывается его эволюция на различных этапах становления. В первой главе представлена эволюция взглядов на государственное управление и государство и целом, представлены основные школы управления, проведен их описание и анализ. Во втором параграфе первой главы изложены современные институциональные модели управления относительно нашего государства, поясняется их актуальность и практическое применение.
Во второй главе проводится анализ функционирования социально-экономических институтов в Российской Федерации, выявляются их преимущества, недостатки и возможности, проводится анализ современной ситуации в России, относительно социального и экономического развития, определяются факторы, которые оказывают наибольшее влияние на функционирование данных сфер. Вторая глава также посвящена формированию новой институциональной модели развития нашего государства.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были использованы методы анализа, синтеза, сравнения, системного анализа и моделирования.
В работе были использованы труды следующих авторов: Платона, Аристотеля, Дж. Локка, Т. Гоббса, А. Вивьена «Очерки об администрации», А. де Токвиля «Демократия в Америке», Л. фон Штейна «Учение об управлении», В. Паретто, М.В. Ломоносова, Л.И. Абалкина, В. Геращенко, С.Ю. Глазьева, С.С. Дзарасова, Д. Львова, Ю.Я. Ольсевича, Ю.М. Осипова, В.М. Полтеровича, А.И. Субетто, Н.П. Шмелева, С.О. Шохина, Ю.В. Яковеца, М.М. Сперанского, Д. Осборн и Т. Геблер в «Реорганизация управления: как дух предпринимательства преобразует государственный сектор», В. Вильсон «Наука государственного управления», Дж. Марча, Дж. Олсена, Дж. Отта, О. Уильямсона, Г.Л. Купряшина «Кризисы государственного управления: неоинституциональный подход», Э. Остром «Управляя обществом: эволюция институтов коллективной деятельности».
Работа состоит из введения, двух глав по два параграфа, заключения и списка литературы. Во введении представлена актуальность выпускной квалификационной работы, ее цель, задачи, объект и предмет. В работе присутствуют 36 рисунков, из них 6 в первой главе, 30 во второй и 10 таблиц, из них 5 в первой главе, 5 во второй.
Российская экономика находится на пути становления, но она все же еще очень далека от рынков уже развитых стран, поэтому глупо «вслепую» перенимать опыт развитых государств во всех его аспектах, ожидая мгновенного роста экономики в России. Это является нецелесообразным по той причине, что в России еще не развито гражданское общество, нет широкого слоя среднего класса, которые являются одними из атрибутов устойчиво развивающейся страны, отсутствует ряд важнейших институтов, которые должны обеспечивать развитие и функционирование государства, а также тех институтов, которые помогут обеспечить достойный уровень жизни населения России, которое является далеко не малочисленным. Для нашего государства необходимо создавать уникальную модель развития, которая будет учитывать весь опыт развития России, определенную уникальность развития тех или иных сфер или недостатки других, выявлять преимущества развития. Россия имеет высокий потенциал роста, так как мы может опираться как на заимствование опыта иностранных государств, но не только развитых, так и на анализ опыта управления в широкой истории нашей станы, которая переживала за годы своего становления множество бед и потрясений. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что тема данной выпускной квалификационной работы является актуальной.
Целью выпускной квалификационной работы является формирование новой институциональной модели развития и функционирования России.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- дать понятие «государственное управление»;
- провести анализ становления данного понятия, определить его современное понимание;
- определить каким образом и в каких формах институциональная теория может применяться в современном управлении государством;
- определить ключевые институты функционирования в современной России, выявить деятельность каких из них является не оптимальной, привести предложения по их модернизации;
- сформировать концепцию институциональной модернизации современной системы управления в России, осуществить моделирование промежуточных институтов.
Объектом выпускной квалификационной работы являются современные институты государственного управления в Российской Федерации.
Предметом данной работы являются процессы формирования новой институциональной модели управления Российским государством на базе анализа неэффективно действующих институтов управления.
В первой главе, состоящей из двух параграфов, рассматривается теория современного управления российским государством, описывается необходимость институционализации социально-экономических сфер в России. Раскрывается смысл понятия «государственное управление», проводится анализ зарождения государственного управления, описывается его эволюция на различных этапах становления. В первой главе представлена эволюция взглядов на государственное управление и государство и целом, представлены основные школы управления, проведен их описание и анализ. Во втором параграфе первой главы изложены современные институциональные модели управления относительно нашего государства, поясняется их актуальность и практическое применение.
Во второй главе проводится анализ функционирования социально-экономических институтов в Российской Федерации, выявляются их преимущества, недостатки и возможности, проводится анализ современной ситуации в России, относительно социального и экономического развития, определяются факторы, которые оказывают наибольшее влияние на функционирование данных сфер. Вторая глава также посвящена формированию новой институциональной модели развития нашего государства.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были использованы методы анализа, синтеза, сравнения, системного анализа и моделирования.
В работе были использованы труды следующих авторов: Платона, Аристотеля, Дж. Локка, Т. Гоббса, А. Вивьена «Очерки об администрации», А. де Токвиля «Демократия в Америке», Л. фон Штейна «Учение об управлении», В. Паретто, М.В. Ломоносова, Л.И. Абалкина, В. Геращенко, С.Ю. Глазьева, С.С. Дзарасова, Д. Львова, Ю.Я. Ольсевича, Ю.М. Осипова, В.М. Полтеровича, А.И. Субетто, Н.П. Шмелева, С.О. Шохина, Ю.В. Яковеца, М.М. Сперанского, Д. Осборн и Т. Геблер в «Реорганизация управления: как дух предпринимательства преобразует государственный сектор», В. Вильсон «Наука государственного управления», Дж. Марча, Дж. Олсена, Дж. Отта, О. Уильямсона, Г.Л. Купряшина «Кризисы государственного управления: неоинституциональный подход», Э. Остром «Управляя обществом: эволюция институтов коллективной деятельности».
Работа состоит из введения, двух глав по два параграфа, заключения и списка литературы. Во введении представлена актуальность выпускной квалификационной работы, ее цель, задачи, объект и предмет. В работе присутствуют 36 рисунков, из них 6 в первой главе, 30 во второй и 10 таблиц, из них 5 в первой главе, 5 во второй.
В заключение стоит отметить, что институционализация российской экономики и социальной сферы необходимы для формирования и обеспечения устойчивого экономического роста в условиях становления нового технологического уклада в мировой цивилизации в целом. Институционализация позволит повышать социально-экономическую эффективность на базе совершенствования существующих, действующих и внедряемых институтов, позволит наилучшим образом обеспечивать сочетание государственного, рыночного и общественных начал. Институциональные инновации в экономике и социальной сфере позволят определить и сформировать направления, масштабы и темпы модернизационного развития данных сфер, позволят определить порядок реализации и внедрения технологических инноваций, проводить структурные реформы, усиливать социальную политику государства.
В ходе написания выпускной квалификационной работы была разработана оптимальная модель институционализации, которая позволит проводить реформы во всех жизненно важных сферах, она позволит осуществлять равномерное развитие как экономической, так и социальной сфер, создаст условия для устойчивого экономического роста в нашем государстве, поможет создать достойный уровень жизни в государстве у населения.
Целью выпускной квалификационной работы являлось формирование новой институциональной модели развития и функционирования России, в ходе написания выпускной квалификационной работы данная цель была достигнута.
Для достижения цели были выполнены следующие задачи:
- дано понятие «государственному управлению», в широком смысле – координирующий функционал государства, в узком смысле государственное управление функционал органов власти на макро и смешанном мезо- и микроуровнях;
- проведен анализ становления данного понятия, определено его современное понимание, его зарождение начало в Древнем Египте (3000 лет до н.э.), далее его эволюция прослеживалась в Шумере, Египте и Аккаде, выделены различные точки зрения на государственное управление, начиная с истории античного мира и заканчивая современностью. Государственное управление – это, прежде всего, власть и ее проявление. Создано ряд школ управления;
- определено каким образом и в каких формах институциональная теория может применяться в современном управлении государством. Институционализм позволит обосновать ряд вопросов государственного и дать на них ответ, институциональная теория позволяет рассматривать процесс государственного управления с различных сторон, он помогает формировать системный подход к государственному управлению. Также социальные и политические институты осуществляют свое становление на трех уровнях: институциональная среда, институциональная структура и институциональная практика. С помощью институциональной теории появляется возможность создавать комплекс из разрозненных элементов;
- определены ключевые институты функционирования в современной России, выявлена деятельность каких из них является не оптимальной, приведены предложения по их модернизации. Такими институтами являются: институт социальной сферы (незащищенность прав собственности, развитие без ренты, проблема структурной бедности, социальное неравенство, конфликт между бедными и богатыми, монетарное неравенство), институт образования (низкая доходность знаний, отдача от образования низка), институт статистики. Ликвидации подлежат Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике, Фонд развития Дальнего Востока и Арктики, Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, Фонд развития моногородов, Агентство по технологическому развитию, Российский фонд развития информационных технологий;
- сформирована концепция институциональной модернизации современной системы управления в России, осуществлено моделирование промежуточных институтов. Необходимо усиливать роль государства в экономике и общественной жизни, необходимо создать «субсидиарное государство», которое будет обеспечивать общество теми благами, которое общество не может само себе предоставить. Государство должно поддерживать отечественных производителей, при этом принимая участие в деятельности мировых рынков. Данная политика оптимальна при имеющихся финансовых ресурсах. Данная модель позволит минимизировать социальные издержки и предотвращать кризисы.
В ходе написания выпускной квалификационной работы была разработана оптимальная модель институционализации, которая позволит проводить реформы во всех жизненно важных сферах, она позволит осуществлять равномерное развитие как экономической, так и социальной сфер, создаст условия для устойчивого экономического роста в нашем государстве, поможет создать достойный уровень жизни в государстве у населения.
Целью выпускной квалификационной работы являлось формирование новой институциональной модели развития и функционирования России, в ходе написания выпускной квалификационной работы данная цель была достигнута.
Для достижения цели были выполнены следующие задачи:
- дано понятие «государственному управлению», в широком смысле – координирующий функционал государства, в узком смысле государственное управление функционал органов власти на макро и смешанном мезо- и микроуровнях;
- проведен анализ становления данного понятия, определено его современное понимание, его зарождение начало в Древнем Египте (3000 лет до н.э.), далее его эволюция прослеживалась в Шумере, Египте и Аккаде, выделены различные точки зрения на государственное управление, начиная с истории античного мира и заканчивая современностью. Государственное управление – это, прежде всего, власть и ее проявление. Создано ряд школ управления;
- определено каким образом и в каких формах институциональная теория может применяться в современном управлении государством. Институционализм позволит обосновать ряд вопросов государственного и дать на них ответ, институциональная теория позволяет рассматривать процесс государственного управления с различных сторон, он помогает формировать системный подход к государственному управлению. Также социальные и политические институты осуществляют свое становление на трех уровнях: институциональная среда, институциональная структура и институциональная практика. С помощью институциональной теории появляется возможность создавать комплекс из разрозненных элементов;
- определены ключевые институты функционирования в современной России, выявлена деятельность каких из них является не оптимальной, приведены предложения по их модернизации. Такими институтами являются: институт социальной сферы (незащищенность прав собственности, развитие без ренты, проблема структурной бедности, социальное неравенство, конфликт между бедными и богатыми, монетарное неравенство), институт образования (низкая доходность знаний, отдача от образования низка), институт статистики. Ликвидации подлежат Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике, Фонд развития Дальнего Востока и Арктики, Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, Фонд развития моногородов, Агентство по технологическому развитию, Российский фонд развития информационных технологий;
- сформирована концепция институциональной модернизации современной системы управления в России, осуществлено моделирование промежуточных институтов. Необходимо усиливать роль государства в экономике и общественной жизни, необходимо создать «субсидиарное государство», которое будет обеспечивать общество теми благами, которое общество не может само себе предоставить. Государство должно поддерживать отечественных производителей, при этом принимая участие в деятельности мировых рынков. Данная политика оптимальна при имеющихся финансовых ресурсах. Данная модель позволит минимизировать социальные издержки и предотвращать кризисы.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ КАЗАНСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование системы управления стратегическим развитием агломераций
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - ИНФРАСТРУКТУРНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ В РФ - ПРОБЛЕМЫ И
ПУТИ РЕШЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРО - ЗАПАДНОГО
ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРА, КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2019 - ПЕРЕПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ 4.0
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ СОУПРАВЛЕНИЯ В АРКТИКЕ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (НА МАТЕРИАЛАХ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Финансирование проектов государственно-частного партнерства на региональном уровне
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016



