Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Работа №94241

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2022
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
238
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ
1.1. ПОНЯТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ, ИХ СТРУКТУРА И ВИДЫ 6
1.2. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ 11
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 25
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫМИ ЗАДАНИЯМИ 26
2.1. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ С ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫМИ ЗАДАНИЯМИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
2.2. КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА
ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 41
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
ЛИТЕРАТУРА 52

Сегодняшнее информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, который готов к самостоятельным действиям и принятию решений. В первую очередь для жизни и работы человека важно не наличие у него накопленного впрок багажа знаний, а возможность использования того, что есть. Важны не только структурные, но и функциональные и деятельностные качества личности, поэтому в настоящее время приоритетной является проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большая роль в этом направлении отводится возможности освоения универсальными учебными действиями.
В настоящее время, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) нового поколения, наряду с формированием предметных знаний, умений и навыков (ЗУН), предусматривает в процессе обучения овладение обучающимися универсальными учебными действиями (УУД). В частности, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
Однако международные исследования продолжают цикл за циклом фиксировать одну из проблем нашего образования—неуспешность применения российскими учащимися тех знаний, которыми они овладели. Следует отметить, что проблема эта касается изучения не только математических, но и естественнонаучных дисциплин, следовательно, можно предположить, что решение ее следует искать не в предметном поле, а в поле метапредметных результатов обучения. Исходя из этого, можем сделать вывод, что учащиеся не могут решить практическую задачу, потому что не владеют познавательными УУД.
Вопросам формирования универсальных учебных действий (УУД) посвящены работы: А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, А.М. Кондакова, О.В. Запятой, С. В. Молчанова, Н. М. Горленко, В. Б. Лебединцева, Широкова В. А. и других.
В своих работах авторы выделяли структуру универсальных учебных действий, определяли их виды, рассматривали различные средства для их формирования. В процессе обучения одна из главных ролей отводится познавательным универсальным учебным действиям.
Указанные выше факты определяют актуальность выбранной темы.
Объект исследования: процесс обучения математике в основной школе.
Предмет исследования: практико-ориентированные задания, как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках математики.
Цель работы: разработать совокупность практико-ориентированных заданий, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках математики.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу с целью определения понятия, сущности и структуры познавательных универсальных учебных действий.
2) Выявить возможности формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся при решении практико-ориентированных заданий.
3) Разработать рекомендации по организации деятельности обучающихся, направленной на формирование познавательных универсальных учебных действий, на уроке математики при решении практико-ориентированных заданий.
4) Разработать комплект заданий для формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся при решении практико-ориентированных заданий.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, формирование познавательных универсальных учебных действий является неотъемлемой частью сегодняшнего образовательного процесса. Общеобразовательная дисциплина математика владеет довольно большим арсеналом средств для формирования познавательных универсальных учебных действий. Так же математика обладает инструментарием в виде практико-ориентированных заданий, которые разрешают продемонстрировать взаимосвязь предмета с повседневной жизнью. Ученики видят, что математические понятия, умения и навыки находят применение в различных жизненных ситуациях, а также в производственных процессах.
Таким образом, применение практико-ориентированных заданий позволяет решить проблему качественного усвоения знаний по математике и способности их применения на практике, повышает математическую грамотность учащихся, способствует развитию у них математической компетентности.
Это и обуславливает актуальность данной темы исследования. В результате проделанной работы нами:
1. Проведен анализ психолого-педагогической, методической литературы и интернет ресурсов, с целью определения понятия, сущности и структуры познавательных универсальных учебных действий.
2. Выявлены возможности формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся при решении практико-ориентированных заданий.
3. Разработаны рекомендации по организации деятельности обучающихся, направленной на формирование познавательных универсальных учебных действий, на уроке математики при решении практико-ориентированных заданий.
4. Разработан комплект заданий для формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся при решении практико-ориентированных заданий.
Таким образом, все задачи данной работы решены и цель достигнута.
Для развития познавательного интереса к изучению предмета и осознания значимости математических познаний применяют практико-ориентированные задания, связывающие математику с реальной жизнью.


1. Анашкина Е. Ю. Разработка практико-ориентированных задач по
математике / Е. Ю. Анашкина // Шаг в науку: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции, Грозный, 22 октября 2019 года. - Грозный: Общество с ограниченной
ответственностью "АЛЕФ", 2019. - С. 23-26.
2. Асмолов А. Г, Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г., Молчанов С. В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. 159 с.
3. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г., Молчанов С. В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. - 151 с.
4. Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В. Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. 2 класс/под ред. М.Р. Битяновой, С.Г. Яковлевой.
5. Боженкова Л. И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 205 с.
6. Ведерникова Л. В., Поворознюк О. А., Бырдина О. Г. Формирование социальной позиции педагога как механизма профилактики виктимности воспитанников // Педагогическое образование и наука. 2014. - № 3. - С. 52-55.
7. Горленко Н.М., Запятая О.В., Лебединцев В.Б., Ушева Т.Ф. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование. 2012. №4. С. 153-160.
8. Даньшова Т. А. Формирование универсальных учебных действий, как фактор успешной социализации младших школьников // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2014. - № 5. - С. 71 - 74.
9. Егупова М.В. Методическая система подготовки учителя к практико- ориентированному обучению математике: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2014
10. Исаева М. А. О некоторых особенностях решения текстовых задач // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 121-2. С. 62-64.
11. Макарова Л. А. Формирование и развитие универсальных учебных действий // Молодой ученый. - 2015. - №2.1. - С. 18-19.
12. Малышев И. Г., Мичасова М. А. Практико-ориентированные задания в школьном курсе математики : учебно -методическое пособие / И. Г. Малышев, М. А. Мичасова. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2018 —59 с.
13. Математическое моделирование - важнейший этап формирования математической грамотности в условиях запросов современного общества / Л. О. Денищева, И. С. Сафуанов, Ю. А. Семеняченко [и др.] // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. - 2021. - № 4(58). - С. 60¬83. - DOI 10.25688/2072-9014.2021.58.4.07.
14. Мерзляк А.Г., Поляков В.М. Математика: 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М. : Вентана-Граф, 2018. 384 с.
15. Новикова, Е. О. Система формирования проектных умений обучающихся основной школы / Е. О. Новикова, И. Н. Власова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. - 2020. - Т. 6 (72). - № 4. - С. 74¬87.
16. Павлова Л.В. Познавательные компетентностные задачи как средство формирования предметно-профессиональной компетентности будущего учителя математики // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - № 11. - С. 169-174.
17. Павлова Л.В. Предметные компетентностные задачи по математике //
Вестник Псковского государственного университета. Сер. «Естественные и физико-математические науки». 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru /article/n/predmetnye-kompetentnostnye-zadachi-po-matematike (дата
обращения: 20.01.2022).
18. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. 454 с.
19. Программа: Математика 5-6 классы. Алгебра 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. - 2-е издание, испр. и доп. - М.: Мнемозина, 2009 г.
20. Рослова Л. О. Пять задач из реальной жизни/ Рослова. Л. О. // Математика в школе, 2018. - № 5. С. 34 - 42.
21. Сергеева Л. А. Практико-ориентированные задания как средство
реализации прагматического аспекта математического языка // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2014. №5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7praktiko-orientirovannye-zadaniya-kak- sredstvo-realizatsii-pragmaticheskogo-aspekta-matematicheskogo-yazyka(дата обращения: 15.12.2021).
22. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897 // / Министерство образования и науки Российской Федерации. URL:
Ьйрз://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 12.12.2021).
23. Фридман Л. М. Теоретические основы методики обучения математике: Пособие для учителей, методистов и педагогических высших учебных заведений. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. 244 с.
24. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. Книга для учащихся старших классов.. 3-е изд. М.: Просвещение, 1989. 192 с.
25. Хаймина, Л.Э. Задачи прикладной направленности в обучении математике: учебно-методическая разработка для учителей школ и студентов математического факультета. - Архангельск: Помор. гос. унт им. М.В. Ломоносова, 2000. - 47 с.
26. Чуланова Н. А. Модель развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся образовательной организации в единстве урочной и внеурочной деятельности // Известия Саратовского университета. Новая серия. - 2016. - №2. - С. 229 - 234.
27. Шапиро И. М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики: Кн. для учителя.М.:Просвещение,1990. 96с.
28. Шаховал Т.В. Использование практико-ориентированного подхода в обучении математике: метод. рекомендации / Сост.: Т.В. Шаховал. - Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2020. - 24 с.
29. Широкий В. А. Универсальные учебные действия: научно -методические подходы к содержанию и структуре // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - №2.
30. Шукшина Ю. А. Практико-ориентированные учебные задания в системе
обучения // Мир науки и образования. 2016. №4 (8). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7praktiko-orientirovannye-uchebnye-zadaniya- v-sisteme-obucheniya(дата обращения: 15.12.2021).
31. Ященко И.В. Типовые экзаменационные варианты по математике 2017: - М., 2017.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ