Современные методы психомоторного и речевого развития детей дошкольного н младшего школьного возраста с ОВЗ в условиях частного логопедического кабинета
Введение 3
Глава 1. Научно-методические основы психомоторного и речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ... 5
1.1. Аналитический обзор литературы 5
1.2. Методические аспекты развития психомоторного развития
детей с ОВЗ 22
Глава 2. Организация и методы работы и исследования 31
2.1. Характеристика условий деятельности частного логопедического
кабинета 31
2.2. Организация и методы психофихического и психоречевого
развития детей с ОВЗ в условиях частного логопедического кабинета 33
2.3. Методы и организация исследования 42
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 47
Заключение 50
Список литературы 51
Приложения 54
Актуальность темы. Данная тема исследования является актуальной, потому что в настоящее время количество учащихся с отклонениями психомоторного и психоречевого развития неуклонно растет. А так же в связи с инклюзией значительно меняется система образования детей с ОВЗ. На ряду с осуществлением образовательной деятельности государственных образовательных организаций всю большую значимость набирают частные центры развития детей, в которые входят частные логопедические кабинеты.
Проблема исследования. Проблема исследования заключается в поиске и обосновании современных эффективных, результативных и комплексных средств и методов психомоторного и психоречевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ в условии частного логопедического кабинета.
Объект исследования: Коррекционный процесс, направленный на психомоторное и психоречевое развитие детей с ОВЗ.
Предмет исследования: Современные комплексные методики
психомоторного и психоречевого развития дошкольников и младших школьников с ОВЗ.
Цель исследования: повышение уровня психомоторного и
психоречевого развития у детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ.
Задачи:
1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2. Выявить современные комплексные методики психомоторного и психоречевого развития детей с овз.
3. Разработать программу, направленную на коррекцию психомоторного и психоречевого развития дошкольников и младших школьников с ОВЗ в условиях частного логопедического кабинета.
4. Опытным путем доказать эффективность применения современных средств и комплексных методов, включенных в программу психомоторного и психоречевого развития дошкольников и младших школьников с ОВЗ в условиях частного логопедического кабинета.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: определена связь между возрастными особенностями спортсменки и уровнем развития гибкости в процессе тренировочной деятельности.
Практическая значимость исследования: разработан комплекс
упражнений для увеличения гибкости девочек занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки, а так же метод контрольных испытаний в виде тестирования.
Структура выпускной квалификационной работы (ВКР). ВКР изложена на 103 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включающего 36 источников. Текст ВКР снабжён таблицами и рисунками.
Речь - является средством коммуникации и мышления, зависит от созревания всех высших психических функций, структур центральной и периферической нервной системы, развития локомоторных функций. Развитие устной и письменной речи имеет ряд особенностей и нарушений у детей с ОВЗ и нуждается в коррекции развитии. Важнейшим методом развития ребенка является моторное развитие, которое позволяет не только развить общую моторику и двигательные навыки, но и совершенствовать нейронную сеть, координацию. Междисциплинарный подход разных специалистов в рамках работы логопедического кабинета, позволяет оптимально развивать психомоторное и психоречевое развитие.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ данных научно-методической литературы показал, что развитие речи ребенка с ОВЗ будет более эффективной в комплексном подходе различных специалистов, в том числе в условиях логопедического кабинета. Совместная работа логопеда и специалиста по физической культуре позволяют повысить результативность работы до 100%.
2. Разработан трехступенчатый комплекс физических упражнений, направленный на коррекцию психомоторного и психоречевого развития детей с ОВЗ в условиях частного логопедического кабинета.
3. Доказана эффективность предложенного трехступенчатого комплекса физических упражнений, которая была выявлена в достоверном диагностическом исследовании специалистом по физической культуре, логопедом и подтверждаются родителями детей с ОВЗ.
Предположение экспериментально подтвердило факт положительного влияния разработанного трехступенчатого комплекса развития и коррекции психомоторной и речевой сферы детей с ОВЗ в условиях частного логопедического кабинета.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников / М.М. Алексеева. - М.: Издательский центр
«Академия», 2000. - 400 с.
2. Ашмарин, Б. А. Теория и методика исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. - М.,1987. - 223с.
3. Ветрова, В.В. Ребенок учится говорить / В.В. Ветрова. - М.:Знание, 1998. - 94с.
4. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - Собр. соч. в 6 т. - М.: «Педагогика», 1983.- Т.2. - 340 с.
5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.:СОЮЗ, 1997-224с.
6. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учебное пособие для студентов вузов / Ю.Д. Железняк. - М., 2008. - 165с.
7. Карпенко, Л.А. Методика оценки и развития физических способностей у занимающихся художественной гимнастикой / Л.А. Карпенко. - М. , 2010. - 98 с.
8. Карпова, С.Н. Психология речевого развития ребенка / С.Н. Карпова. - Издательство Ростовского университета, 1987. - 96 с.
9. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова. - М., 2001. - 200 с.
10. Койнова, Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта /
Э.Б. Койнова. - М.: ИНФА, 2007. - 208 с.
11. Комплексная медико-психолого-педагогическая помощь детям с речевыми и зубочелюстными нарушениями: алгоритм междицплинарного взаимодействия-учебно-методическое пособие. ГБОУ ДПО КГМА Минздрава России. Казань, 2016. - 63 с.
12. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. - М.: ИНФА, 2007. - 208 с.
13. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т.А. Ладыженская. - М.:Педагогика, 1974. - 256с.
14. Латохина, Л. И. Как быть здоровым душой и телом //Дошкольное воспитание / Л.И. Латохина. - 1999.-№1.- С. 34-36
15. Лахманчук, Г.Е. Йога - ключ к здоровью / Г.Е. Лахмачук - Краснодар: сов. Кубань, 1997. - 164 с...