Введение 3
ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 8
1.1. Характеристика детей младшего школьного возраста 8
1.2. Особенности физического развития и двигательной
подготовленности детей младшего школьного возраста 9
1.3. Характеристика подвижных игр и их классификация 17
1.4. Методика развития координационных способностей 24
1.4.1. Средства развития координационных способностей 24
1.4.2. Игровой метод применяемые в развитии координационных
способностей детей 30
1.4.3. Контрольные тесты на выявление координационных
способностей у детей младшего школьного возраста 35
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 40
2.1. Организация исследования 40
2.2. Методы исследования 41
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 56
В наши дни, в связи с увеличением темпа жизни, значительно увеличился объем физической деятельности, осуществляемой, как правило, в неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления быстроты реакции, находчивости, способности фокусироваться, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость - способностью человека за короткое время наиболее эффективно осваивать новые двигательные действия, успешно справляться с двигательными задачами в изменяющихся условиях [3, 14]. Под двигательно-координационными способностями
понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно, рационально и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать задачи двигательного характера (особенно сложные и возникающие спонтанно) [14, 37].
Школьный возраст является ответственным периодом жизни человека в формировании физического компонента здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его укрепление, совершенствование и сохранение в будущем. Потребность в движении, двигательная активность, проявляемая ребенком, физиологически обусловлена, вызывает положительные изменения в его физическом и психологическом развитии, совершенствовании всех функциональных систем организма [5].
Ключевая роль в этом отведена воспитанию физических качеств в образовательном учреждении. Рабочей образовательной программой предусмотрено обеспечение широкого спектра инновационных двигательных навыков и умений и на этой основе развитие у занимающихся координационных способностей, проявляющихся в циклических и ациклических двигательных действиях, упражнениях гимнастического характера, метаниях с установкой на меткость и дальность, подвижных играх и спортивных играх [39].
Положительный отклик у занимающихся имеет соревновательный метод физического воспитания. Данный метод исключает принуждение к учению: обучение идет через игру и соревнование. Он вызывает у занимающихся детей исключительно положительные эмоции, способствует личностному росту детей, обеспечивает постепенное развитие моральнонравственных, а также волевых качеств, способствует развитию личной ответственности. Этот метод ориентирован на обучение без принуждения. Его специфическая особенность - наличие двух команд противоборствующих друг другу, что требует от занимающихся проявления предельно возможных психологических и физических сил, стремления каждой из команд добиться победы при соблюдении заранее озвученных правил игры или состязания. Зачастую детям приходится побеждать самих себя, иными словами проявлять лучшие физические и психические качества, о которых они и не подозревали или стеснялись показывать при посторонних. Этот метод способствует полному раскрытию потенциала ребенка [51, 52].
Соревновательный метод при работе с детьми 7-11 лет наиболее удачно применять в форме близкой к игровому. Основное отличие здесь это наличие победителей и проигравших. Главное средство здесь это командные подвижные игры с интегрированными в них элементами спортивных игр и различные эстафеты. Важным преимуществом соревновательного метода является возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковой успешностью в неигровых видах физической подготовки. Применение данного метода в процессе физического воспитания позволяет нам получить наилучшие показатели в развитии у занимающихся физических качеств по сравнению с общеизвестными методами, а сами занятия построить более интересным способом [51]...
В общей системе комплексного развития человека физическое воспитание детей занимает наиважнейшее место. Школьный возраст является очень значимым периодом жизни учащихся, т.к. в этот период формируются физический компонент здоровья и культурные навыки, обеспечивающие его укрепление, совершенствование и сохранение в дальнейшей жизни. Потребность двигаться и двигательная активность, проявляемая ребенком, физиологически обусловлена и способствует положительным изменениям в его физическом и психологическом развитии, совершенствовании всех функциональных систем детского организма.
Практика физического воспитания и спорта располагает широким спектром средств и методов для благоприятного воздействия на формирование координационных способностей. Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения и подвижные игры повышенной координационной сложности и содержащие инновационные элементы.
Многочисленные результаты исследований в данной области показывают, что в школьных условиях можно добиваться большего прироста всех основных двигательных качеств у занимающихся путем увеличения в занятиях времени и объема средств. Практикой физического воспитания подтверждается, что успешное развитие двигательных навыков у детей младшего школьного возраста вызывает у них неподдельный интерес к выполнению разного рода упражнений, поэтому нужно как можно шире разнообразить средства, методы и формы этой работы. Имея это ввиду, на наш взгляд, весьма эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств являются подвижные игры, которые могут быть применены как на уроках по физической культуре, так и в иных формах внеурочных занятий, выполненных соревновательным методом.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ научно-методической литературы выявил недостаточный объем использования подвижных игр игровым методом в учебном процессе, направленном на развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
2. Был разработан комплекс подвижных игр, которые проводились игровым методом, направленный на развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста, для применения как на уроках физической культуры, «динамической паузе», так в группе продленного дня.
3. Доказана эффективность предложенного комплекса подвижных игр с включением игрового метода в учебный процесс, направленного на развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста, которая была выявлена в достоверном увеличении всех показателей координационных способностей внутри группы и между группами сравнения. Прирост показателей в тестах, определяющих уровень координационных способностей, в экспериментальной группе оказался намного выше, чем в контрольной, что доказывает эффективность использования предложенного комплекса подвижных игр, проводимых игровым методом.
1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания / Б. А Ашмарин. - Москва: Физкультура и спорт, 1990. - 235 с.
2. Бернштейн, Н. А. О ловкости и её развитии / Н.А. Бернштейн. - Москва: Физкультура и спорт, 2001. - 186 с.
3. Боген, М. М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. - Москва : Физкультура и спорт, 2005. - 234 с.
4. Былеева, Л. В., Коротков И. М. Подвижные игры / Л. В. Былеева, И. М. Коротков. - Москва: Физкультура и спорт, 1982. - 224 с.
5. Барчуков, И.С. Физическая культура: учебник для студентов вузов/ И.С. Барчуков; под ред. Н.Н. Маликова. - Москва: Академия, 2013. - 528 с.
6. Бушенева, Ю.И. Как правильно написать реферат, курсовую и дипломную работу: учеб./ Ю.И. Бушенева. - Москва: Дашков и K°, 2013.
7. Вавилова, Е.Н. Укрепляйте здоровье детей/ Е.Н. Вавилова - Москва: Просвещение, 1986. - 59 с.
8. Волков, Л. В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом/ Л. В. Волков. - Москва: Астрель, 2002. - 80 с.
9. Все для учителя физкультуры. - Режим доступа: http://spo. 1 september.ru/
10. Глазырина, Л. Д. На пути к физическому совершенству/ Л. Д. Глазырина. - Москва, Минск: 1987. - 93 с.
11. Гриженя, В. Е. Организация и методические приемы проведения занятий по подвижным играм в вузе и в школе/ В. Е. Гриженя. - Москва: Советский спорт, 2005. - 40 с.
12. Данько, Ю.И. Основы возрастной физиологии мышечной деятельности/ Ю. И. Данько. - Москва: Просвещение, 1980. - 284 с
13. Для учителя физкультуры . - Режим доступа: http://www.uroki.net/
14. Евстафьев Б. В. Понятийный словарь по физической культуре и спорту/ Б. В. Евстафьев. - Липецк, 1990. - 126 с.
15. Железняк, Ю. Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»/ Ю. Д. Железняк, В. М. Минбулатов. - Москва: Академия, 2004. - 272 с...