ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ
ВЫНОСЛИВОСТИ 5
1.1. Выносливость и её виды 5
1.2. Физиологические механизмы и резервы развития
выносливости у легкоатлетов 13-14 лет 11
1.3. Средства развития специальной выносливости у
легкоатлетов 13-14 лет 14
1.4. Методы развития специальной выносливости у
легкоатлетов 13-14 лет 16
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1. Организация исследования 27
2.2. Методы исследования 28
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЯ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
Актуальность. Выносливость - одно из важнейшее физических качеств, которое проявляется как в профессиональной, спортивной деятельности, так и в повседневной жизни людей. Она отражает общий уровень работоспособности человека и функционирование его организма.
Выносливость - это способность человека выполнять длительную работу, какой-либо направленности, без заметного снижения работоспособности. Уровень выносливости обычно определяется временем, в течение которого человек может выполнять заданное физическое упражнение. Выносливость будет больше, если выполняемая работа будет более продолжительна и энергозатратна.
Специальная выносливость - эффективное выполнение работы и преодоление утомления в условиях, определяемых конкретными видами деятельности.
Выносливость существенна в той или иной мере при выполнении любой физической деятельности. В одних видах физических упражнений выносливость непосредственно определяет спортивный результат (ходьба, бег на средние и длинные дистанции), в других - позволяет лучшим образом выполнить определенные тактические действия (бокс, борьба, подвижные и спортивные игры и т.п.); в третьих - помогает переносить многократные кратковременные высокие нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление после работы (спринтерский бег, метания, прыжки и пр.).
На развитие специальной подготовки и соответственно на спортивный результат, влияет методика развития специальной выносливости, которая предусматривает определенный порядок применения средств и методов тренировки, введение последовательной аэробной работы той или иной направленности.
Учитывая то, какое огромное значение имеет выносливость для здоровья всего организма в целом, физического развития, трудовой деятельности и успешной воинской службы, актуальность данной темы вне всяких сомнений.
Проблемой является недостаточно эффективный выбор средств и методов для развития специальной выносливости в соответствии с установленными требованиями.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс легкоатлетов 13-14 лет.
Предмет исследования - методика развития специальной выносливости легкоатлетов 13-14 лет.
Цель исследования - повышением уровня развития специальной выносливости легкоатлетов 13-14 лет.
В соответствии с целью исследования нами решались следующие задачи исследования:
1. Изучить понятие «специальная выносливость»;
2. Составить комплекс физических упражнений, направленный на развитие специальной выносливости легкоатлетов 13-14 лет;
3. Экспериментально проверить эффективность составленного комплекса физических упражнений, направленного на развитие специальной выносливости легкоатлетов 13-14 лет.
Структура выпускной квалификационной работы. ВКР изложена на 53 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включающего 53 источников и приложений. Текст ВКР снабжён таблицами и рисунками.
Подготовка спортсменов - легкоатлетов - это сложная задача, требующая системного подхода с учетом множества факторов. Она представляет собой совокупность методических основ, организационных форм и условий тренировочного процесса, оптимально взаимодействующих между собой на основе определенных принципов и обеспечивающих наилучшую степень готовности спортсмена к высоким спортивным достижениям.
Многообразие методов развития специальной выносливости дает возможность создания различных тренировочных методик и совершенствования тренировочного процесса. Эти методы хорошо изучены и широко освещены в специализированной литературе.
Анализ научно-методической литературы и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Развития специальной выносливости является одной из не маловажных проблем для юного легкоатлета, бегающего средние дистанции, и она активно обсуждается в научной литературе.
2. Обобщая результаты педагогического эксперимента, можно заключить, что при выполнении предложенного комплекса абсолютно у каждого спортсмена выросли результаты, как в беге, так и в упражнениях со штангой на силовую выносливость.
Прирост результатов в группе девочек оказался значительнее, чем в группе мальчиков. Прирост результатов в тесте «Бег на 800 метров» у девочек составил 5,7%, у мальчиков- 5,2%. В тесте «Бег на 1000 метров» результату возросли на 4,6% в группе девочек и на 3,2% в группе мальчиков. В тесте «Бег в гору 5х400 метров» результаты улучшились на 12,2% в группе девочек и на 8,8% в группе мальчиков. Наибольший прирост результатов, как в группе девочек, так и в группе мальчиков, был показан в тесте «Присед со штангой 20кг за 1 минуту» и он составил 47% в группе девочек и 35,5% в группе мальчиков.
3. Результаты педагогического эксперимента доказывают эффективность применяемого комплекса упражнений для повышения уровня развития специальной выносливости у юных легкоатлетов 13-14 лет, бегающих средние дистанции.
1. Аулик, И. В. Физическая культура / И. В. Аулик.- Москва: Юнити, 2003. - 237 с.
2. Ашмарин, В. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / В. А. Ашмарин. - Москва: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.
3. Говрилов, В. В. Энциклопедия физической подготовки / Под общей ред. А. В. Карасева, А. А.Сафонов. - Москва: Лептос, 1994.-368 с.
4. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена / В. М. Зациорский. - Москва: Физкультура и спорт, 1970. - 200 с.
5. Зимкин, Н. В. Физиология человека / Н. В. Зимкин. - Москва: Физкультура и спорт, 1964. - 600 с.
6. Круцевич, Т. Ю. Выносливость у юных спортсменов [Текст] / Т. Ю. Круцевич. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 246 с.
7. Кузнецов, В. С. Теория и методика физического воспитания [Текст] / В. С. Кузнецов. - М. : Сфера, 2003. - 104.
8. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ю. Ф. Курамшин. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.
9. Лазаров, Г. А. Теория и методика физической культуры [Текст] / Г. А. Лазаров - М. : Физическая культура, 2005. -351 с.
10. Лях, В. И. Физическая культура [Текст] / В. И. Лях. - М. : Просвещение, 2001. - 184 с.
11. Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки [Текст] / Л. П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1977. -271 с.
12. Матвеев, А. П. Методика физического воспитания с основами теории [Текст] / А. П. Матвеев, С. Б. Мельников. - М. : Просвещение, 2001. - 191 с.
13. Милюкова, И. В. Большая энциклопедия оздоровительных гимнастик [Текст] / И. В. Милюкова. - М. : АСТ, 2007. - 991 с.
14. Набатникова, М. Я. Специальная выносливость спортсмена [Текст] / М. Я. Набатникова. - М. : Физкультура и спорт, 1972. - 261 с.
15. Озолин, Н. Г. Легкая атлетика [Текст] : учебник для институтов физической культуры / Под ред. Н. Г. Озолина, В. И. Воронина, Ю. Н. Примакова. - М. : Физкультура и спорт, 2004. - 113 с...