Введение 4
Глава 1. Теоретические основы разработки олимпиадных заданий 6
1.1. Внеурочная деятельность по информатике для школьников 7 -9 классов . 6
1.2. Основные требования к олимпиадным заданиям 10
1.3.Особенности разработки олимпиадных заданий для 7-9 классов 19
Глава 2. Подготовка учебных материалов для олимпиадных заданий 20
2.1 Разработка олимпиадных заданий 20
2.2 Разработка спецификации 32
Заключение 42
Список литературы 45
Актуальность данной работы подтверждается тем, что одной из важнейших проблем при разработке олимпиады является проблема подготовки учебных материалов для составления олимпиадных заданий. Перед учителем возникает задача подготовить материалы к олимпиадным заданиям так, чтобы при их решении ученик смог в полной мере раскрыть свой творческий потенциал, а также сохранить положительную мотивацию к обучению и повысить заинтересованность в участии олимпиадного движения. Школьники, которые в свою очередь стремятся к лидерским позициям и демонстрации полученных знаний как правило всецело заинтересованы в решении олимпиад, что подтверждает важность подготовки олимпиадных задач.
Одним из множества положительных моментов участия в олимпиаде является расширение кругозора ученика. Зачастую учителя стремятся к тому, чтобы включать в тексты олимпиадных заданий полезную информацию из области информационных технологий не входящую в общую школьную программу. Ученики выполняют задания, составленные на основе этих текстов, что влечет за собой положительную динамику интеллектуального развития школьника.
Объект исследования являются процесс подготовки олимпиад по информатике.
Предмет исследования: олимпиадные задания по информатике.
Цель: изучить этапы подготовки учебных материалов и разработать олимпиадные задания по информатике.
Задачи:
1. Изучить существующую внеурочную деятельность по информатике для школьников 7-9 классов
2. Выделить основные требования к олимпиадным заданиям
3. Изучить особенности разработки олимпиадных заданий для 7-9 классов.
4. Разработать олимпиадные задания
5. Разработать спецификацию к олимпиадным заданиям
На подготовку учебных материалов к олимпиадным заданиям у учителя информатики тратится большое количество важного в современном мире ресурса - времени. Большинство составителей олимпиадных заданий приходит к результату работы путем многочисленных проб и ошибок в процессе подбора материала и поиска нужной информации. Однако, если подойти к этой проблеме более основательно, то представляется вполне возможным изучить этапы подготовки учебных материалов для разработки олимпиадных заданий по информатике, что и было целью данной работы.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы были изучены теоретические основы разработки олимпиадных заданий, в частности - внеурочная деятельность по информатике для учащихся 7-9 классов.
Изучили основные направления внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. Таковыми являются:
• спортивно-оздоровительное,
• духовно-нравственное,
• социальное,
• общеинтеллектуальное,
• общекультурное.
Несомненно все виды внеурочной деятельности ориентированы на воспитательные результаты в процессе становления личности учащегося, в связи с этим на базе большинства школ появились разнообразные кружки и секции в которых дети занимаются в свободное от освоения образовательной программы время. Более детально были рассмотрены курсы робототехники, как одно из самых популярных направлений учебно-досуговой деятельности в области информатики и ИКТ.
Одним из видов внеурочной деятельности является подготовка к решению олимпиадных заданий. Реализован он может быть в виде курсов, летнего лагеря или любой другой внешкольной деятельности, которая не уступает в эффективности подготовки детей к олимпиаде.
Выполняя поставленные в начале работы задачи были выделены основные требования к олимпиадным заданиям:
• Нестандартная постановка задачи для конкретного состава участников олимпиады
• В условие задачи не следует включать терминологию, которая не входит в состав основной программы обучения
• Задача не должна содержать в себе неоднозначных условий, которые можно трактовать по-разному;
• Формулировка задачи должна нести за собой этап формализации при ее решении
• Поставленная задача не должна превосходить определенный предполагаемый образовательной программой уровень знаний учащихся;
• Возрастные особенности учеников должны быть учтены при составлении заданий,
• Все задания должны быть написаны на доступном для школьников языке
• Все вышеуказанные требования носят обязательный характер, ввиду того что их выполнение влияет не только на качество разработки олимпиадных задач, но и на их выполнение учеником.
В процессе написания выпускной квалификационной работы были изучены особенности разработки олимпиадных заданий для 7-9 классов. Они обусловлены возрастной категорией учащихся (13 -16 лет)
Учитывая требования к олимпиадным заданиям и особенности разработки олимпиадных заданий в связи с возрастной категорией, были разработаны сами олимпиадные задания. Последние направлены на выявление наиболее выдающихся школьников седьмых классов в области информатики, раскрытие у них творческого потенциала и развитие кругозора.
Подводя итоги проделанной работы хочется отметить, что были выполнены все поставленные задачи, цель удалось достигнуть. В частности, были изучены все этапы подготовки учебных материалов, на основе которых созданы олимпиадные задачи, что является практическим подтверждением достижения поставленной цели работы.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ №1897 17.12.2010).
2. Босова Л.Л. Информатика 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб.
заведений / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа,
2002. - 248 с.: ил.
3. Единый госуд. экзамен:Информатика: контрол. измерит. материалы: 2019[Авт.-сост.: В. А. Орлов и др.; Под ред. Г.С. Ковалевой] 157, [2] с. : ил.;
22
4. Сборник Тесты. Информатика 7 класс. Варианты и ответы
централизованного (аттестационного) тестирования - М.: Центр
тестирования МО РФ, 2002.
5. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008.
6. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 2-е изд. - М.: Просвещение 2010.
7. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. и др.; под ред. Сластенина В.А. М.: Академия, 2002. - с.210. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь/ Л.А. Карпенко.— Москва, Феникс, 2010 г. - 320 с.
8. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008.
9. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебн. пособие - М.:2001.
10. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. М.: Просвещение, 1998. педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сластёнин В.А. М.: Академия, 2002. - с.210.
11. Таксономия педагогических целей по Б. Блуму URL:
https://studwood.ru/1139240/pedagogika/taksonomiya_pedagogicheskih_tseley_b lumu
12. В.М. Кирюхин Методические рекомндации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по информатике Москва. 2012г. -31 с.
13. Давлетов, З.Х. Основы современной информатики: Учебное пособие / З.Х. Давлетов. - СПб.: Лань КПТ, 2016. - 256 c
14. Стариченко, Б.Е. Теоретические основы информатики: Учебник для вузов / Б.Е. Стариченко. - М.: Горячая линия -Телеком , 2016. - 400 c.
15. Сухих, Н.А. Контрольно-измерительные материалы. Информатика. 8 класс / Н.А. Сухих. - М.: ВАКО, 2019. - 406 c...