ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ ПРИ РЕШЕНИИ ТЕКСТОВЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЫ 1ЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
МАТЕМАТИКЕ 5
1.1. Определение понятия «регулятивные универсальные учебные
действия» 5
1.2. Особенности организации учебного процесса, направленного на
формирование регулятивных универсальных учебных действий обучающихся на уроках математики 11
1.3. Текстовые задачи как средство формирования регулятивных
универсальных учебных действий обучающихся 19
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 29
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ТЕКСТОВОЙ
ЗАДАЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 30
2.1. Особенности познавательной сферы обучающихся 5-6 классов 30
2.2. Комплект заданий, направленный на формирование регулятивных универсальных действий у обучающихся 5-6 классов при решении
текстовых математических задач 42
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЫ 1ЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
МАТЕМАТИКЕ 5
1.1. Определение понятия «регулятивные универсальные учебные
действия» 5
1.2. Особенности организации учебного процесса, направленного на
формирование регулятивных универсальных учебных действий обучающихся на уроках математики 11
1.3. Текстовые задачи как средство формирования регулятивных
универсальных учебных действий обучающихся 19
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 29
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ТЕКСТОВОЙ
ЗАДАЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 30
2.1. Особенности познавательной сферы обучающихся 5-6 классов 30
2.2. Комплект заданий, направленный на формирование регулятивных универсальных действий у обучающихся 5-6 классов при решении
текстовых математических задач 42
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ООО) утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, выдвигает требования к развитию личности обучающихся. Эти требования «в системе образования обеспечиваются, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий». Одним из типов универсальных учебных действий являются регулятивные, которые характеризуются возможностью личности к саморазвитию, умению для себя определять конкретную цель, планировать жизнь, прогнозировать какие-либо жизненные ситуации, организовывать своею учебную деятельность.
Проблемой формирования регулятивных универсальных учебных действий занимались такие педагоги и психологи, как А.Г. Асмолов, И.А. Володарская, О.В. Запятая, Н.М. Конышева, И.А. Неткасова, Н.М. Горленко и др. Авторы предлагают различные приемы и методы по формированию регулятивных универсальных учебных действий, выделяют их пооперационный состав. Однако проблема их формирования остается актуальной. В связи, с чем перед учителем поставлена непростая задача, как подобрать эффективные средства и методы для наиболее результативного формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Одним из таких средств может являться математическая текстовая задача.
Объект исследования: Процесс обучения математике в основной школе.
Предмет исследования: формирование регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся при решении текстовых задач.
Цель исследования: разработать комплект заданий, направленный на формирование регулятивных универсальных действий у обучающихся в процессе решения текстовых математических задач.
В процессе исследования ставятся следующие задачи:
1 .Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу и интернет-ресурсы с целью раскрытия различных подходов к определению понятия регулятивных универсальных учебных действий и понятию «текстовая задача».
2.Выделить особенности организации учебного процесса,
направленного на формирование регулятивных универсальных учебных действий обучающихся.
3.Обосновать возможность использования математических текстовых задач для формирования регулятивных универсальных учебных действий .
4. Проанализировать особенности познавательной сферы обучающихся 5-6 классов.
5. Разработать комплект заданий для обучающихся 5-6 классов, направленный на формирование регулятивных универсальных действий при решении текстовых математических задач.
Проблемой формирования регулятивных универсальных учебных действий занимались такие педагоги и психологи, как А.Г. Асмолов, И.А. Володарская, О.В. Запятая, Н.М. Конышева, И.А. Неткасова, Н.М. Горленко и др. Авторы предлагают различные приемы и методы по формированию регулятивных универсальных учебных действий, выделяют их пооперационный состав. Однако проблема их формирования остается актуальной. В связи, с чем перед учителем поставлена непростая задача, как подобрать эффективные средства и методы для наиболее результативного формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Одним из таких средств может являться математическая текстовая задача.
Объект исследования: Процесс обучения математике в основной школе.
Предмет исследования: формирование регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся при решении текстовых задач.
Цель исследования: разработать комплект заданий, направленный на формирование регулятивных универсальных действий у обучающихся в процессе решения текстовых математических задач.
В процессе исследования ставятся следующие задачи:
1 .Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу и интернет-ресурсы с целью раскрытия различных подходов к определению понятия регулятивных универсальных учебных действий и понятию «текстовая задача».
2.Выделить особенности организации учебного процесса,
направленного на формирование регулятивных универсальных учебных действий обучающихся.
3.Обосновать возможность использования математических текстовых задач для формирования регулятивных универсальных учебных действий .
4. Проанализировать особенности познавательной сферы обучающихся 5-6 классов.
5. Разработать комплект заданий для обучающихся 5-6 классов, направленный на формирование регулятивных универсальных действий при решении текстовых математических задач.
В современном обществе человеку, для успешного существования, необходимо обладать регулятивными действиями, т. е. уметь конкретизировать для себя цель, выстраивать планы на перспективу, прогнозировать реальные ситуации. Регулятивные УУД помогают в познавательной и учебной деятельности. Обеспечивают умение организации любой деятельности современного человека.
Проведя исследование сущности термина «регулятивные универсальные учебные действия», мы убедились в том, что формирование регулятивных УУД в учебном процессе незаменимо. Для формирования регулятивных УУД обязательное условие существует- учитывание возрастных особенностей школьников.
Согласно ФГОС в программе формирования УУД представлены несколько видов УУД: личностное, регулятивное, познавательное,
коммуникативное. Особую роль, при этом, играет формирование общего умения решать текстовые математические задачи, как регулятивного УУД. Решение текстовых задач выступает как средство обучения, тем самым являясь показателем уровня развития учащихся, показывает путь к овладению новыми знаниями. При обучении решению текстовых задач открываются широкие возможности для формирования всех видов универсальных учебных действий, в том числе регулятивных.
На уроках математики, применяя различные приемы, возможно эффективное формирование регулятивных УУД. Это позволит скорректировать успеваемость учеников и повысить интерес к обучению математике.
Все трудности, противоречия и преимущества учащихся 5 и 6 классов напрямую взаимосвязаны со спецификой развития психических процессов данного поколения: ощущения, восприятия, памяти, внимания, мышления.
Можно отметить, что в процессе обучения решению текстовых задач можно формировать каждый вид регулятивного УУД: целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки и волевой саморегуляции. Для этого потребуются специальные задачи.
С учетом полученных результатов при интеграции психо лого- педагогической характеристики учащихся 5-6-х классов были разработаны и представлены примеры заданий и фрагменты уроков для формирования регулятивных универсальных учебных действий при изучении курса математики.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи решены в полном объеме.
Проведя исследование сущности термина «регулятивные универсальные учебные действия», мы убедились в том, что формирование регулятивных УУД в учебном процессе незаменимо. Для формирования регулятивных УУД обязательное условие существует- учитывание возрастных особенностей школьников.
Согласно ФГОС в программе формирования УУД представлены несколько видов УУД: личностное, регулятивное, познавательное,
коммуникативное. Особую роль, при этом, играет формирование общего умения решать текстовые математические задачи, как регулятивного УУД. Решение текстовых задач выступает как средство обучения, тем самым являясь показателем уровня развития учащихся, показывает путь к овладению новыми знаниями. При обучении решению текстовых задач открываются широкие возможности для формирования всех видов универсальных учебных действий, в том числе регулятивных.
На уроках математики, применяя различные приемы, возможно эффективное формирование регулятивных УУД. Это позволит скорректировать успеваемость учеников и повысить интерес к обучению математике.
Все трудности, противоречия и преимущества учащихся 5 и 6 классов напрямую взаимосвязаны со спецификой развития психических процессов данного поколения: ощущения, восприятия, памяти, внимания, мышления.
Можно отметить, что в процессе обучения решению текстовых задач можно формировать каждый вид регулятивного УУД: целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки и волевой саморегуляции. Для этого потребуются специальные задачи.
С учетом полученных результатов при интеграции психо лого- педагогической характеристики учащихся 5-6-х классов были разработаны и представлены примеры заданий и фрагменты уроков для формирования регулятивных универсальных учебных действий при изучении курса математики.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи решены в полном объеме.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ СЮЖЕТНЫХ ЗАДАЧ ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при решении текстовых задач
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Формирование коммуникативных умений у учащихся основной школы на уроках математики
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022





