Введение 4
1. Теоретические особенности обучения старшеклассников
программированию в среде Python 9
1.1. Место и содержание элективных курсов: назначение, цели, виды и
создание и организация элективного курса 9
1.2. Подходы к обучению программированию ца (старшей (ступени |
современной (школы 22
1.3. Анализ существующих элективных курсов по программированию 32
1.4. Выводы по главе 1 44
2. Разработка элективного курса по программированию на языке Python
для учащихся старшей школы 47
2.1 Цели и содержание курса 47
2.2 Поурочное (планирование 58
2.3. Практические особенности апробации курса 65
2.4. Выводы по (главе 2 72
Заключение 73
Список литературы 74
Приложение
В мире высоких технологий программирование является неотъемлемой частью. Компьютеры уже давно вошли в нашу жизнь, и любой человек, которому приходится хоть какое -то время проводить за компьютером, так или иначе, сталкивается с программированием. Форумы, социальные сети, интернет-магазины, интернет-газеты, различные приложения и др. - всё это основано на программировании и поддерживается специалистами данной области. В свою очередь программирование базируется на языка программирования, которых на сегодняшний день насчитывают огромное множество, но самыми распространенными и популярными по проведенной статистике компанией Tiobe Software в июне 2019г. являются Java, C, C++ и на 4 месте набирает обороты язык программирования Python.
Python - это универсальный язык программирования, созданный нидерландским программистом Гвидо Ван Россумом в 1992г., с помощью которого можно создавать любые приложения в диапазоне от интернетсайтов до роботов и системных сервисов. Отличается он простотой синтаксиса и быстрым написанием кода, быстро осваивается новичками в области программирования. Python не использовался так широко в прошлом, однако стал особенно популярным за последние годы благодаря инвестициям Google. А все потому, что спектр задач, решаемых с его помощью огромен, а простота написания кода дает ему преимущество перед многими другими языками. Питер Норвиг, директор по исследованиям в корпорации Google говорит о Python следующее: «Python был важной частью Google с самого начала, и останется таким до тех пор, пока система растет и развивается. На сегодняшний день десятки инженеров Google используют Python, и мы ищем большое количество людей с навыками в работе на этом языке» [2].
В настоящее время некоторые весьма известные и надежные сайты работают на Python, особенно pinterest.com, instagram.com, rdio.com и YouTube.com. Архитектор программного обеспечения в компании YouTube Куонг До говорит о том, что их сайт на Python работает достаточно быстро и позволяет производить обслуживание в рекордное время с минимальным количеством разработчиков. Также Python можно использовать для разработки веб-приложений [2].
Помимо всего вышеперечисленного данный язык программирования используют для тестирования аппаратного обеспечения такие компании как Intel и IBM, также для шифрования и анализа данных, для прогнозирования финансового рынка. Компания Nasa использует Python для научных вычислений.
Опираясь на данные положения, можно сделать вывод о том, что Python является на сегодняшний день достаточно востребованным языком программирования, и потому создается большое количество дистанционных курсов для его изучения, как для школьников, так и для студентов и взрослых.
Основам программирования учат в школах ещё с 1985г., начиная с простого алгоритмического |языка. Последние несколько |лет обучающихся |c | 9 по 11 класс учат писать несложные программы на языке Паскаль, реже на Visual Basic и Delphi. В связи с набором популярности языка программирования Python с 2015 года во все варианты КИМ ЕГЭ по информатике примеры программ стали записывать на нём, так как практика показывает, цто задания |типа С4 проще записывать ца языке Python, нежели i на классических языках. Отсюда вытекает проблема, которая заключается в том, что на данный момент Python не преподают в школах, отсутствуют учебники и специалисты в общеобразовательных учебных заведениях.
Углубленному изучению темы «Понятие алгоритма.
Программирование» предмета всегда сопутствует преподавание элективных курсов, которые способствуют достижению достаточного теоретического и практического уровня.
В |связи с вышесказанным в данной работе |была поставлена (следующая цель: разработать элективный курс «Основы программирования на языке Pyhton» для обучающихся 10-11 классов.
Проблема исследования заключается в том, что на данный момент определяется явный недостаток информационных ресурсов, посвященных программированию на Python, отсутствуют обучающие курсы по программированию на Python для школьников, несмотря на то, что данный язык набирает популярность в современной веб-разработке в целом и является наиболее оптимальным в применении...
Разработанный нами элективный курс посвящен одному из бурно развивающихся и популярных в настоящее время сценарных языков программирования - Python.
В процессе проведения исследования нами была достигнута цель, подтверждена выдвинутая гипотеза, получены положительные результаты в решении поставленных задач:
• |В результате изучения теоретических |основ элективных курсов |были
изучены и проанализированы теоретические источники,
психологопедагогическая р литература, нормативно-правовые i документы |и выявлены психолого-педагогические основы преподавания элективных курсов |и их место р средней школе, |и методические требования |к разработке и ведению элективных курсов;
• Проведен обзор существующих элективных курсов с применением ДОТ рпо рпрограммированию |на рязыке Bython, рвыявлены рих |достоинства ри недостатки, которые позволили нам правильным образом разработать собственный элективный курс по данной тематике;
• На основе проведенного анализа теоретической составной исследования было разработано учебно-методическое обеспечение элективного курса «Программирование ца языке Python»;
• Проведена апробация курса в рамках педагогической практики и проанализированы полученные результаты эксперимента.
Анализ результатов апробации подтвердил эффективность применения разработанного элективный курса. Полученные результаты показали, что данный курс поспособствовал формированию предъявляемых к нему результатов, в том числе личностных и межпредметных.
1. Акимова И.В., Губанова О.М., Титова Н.В. Изучение элементов логического программирования в рамках факультатива по информатике // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=27816 (дата обращения: 15.01.2020).
2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. М.: Бином, 2013.182 с
3. Жуковская, Е. П. Дидактические аспекты организации факультативов [Электронный ресурс] / Е. П. Жуковская // Открытый урок. Первое сентября. | - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/594252/
4. Зайцева, С. А. Современные информационные технологии в образовании [Электронный ресурс] / С. А. Зайцева, В. В. Иванов // ИНФОТЕК. - Режим доступа: http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm
5. Закон РФ «Об образовании» [Электронный ресурс] : федер. Закон от 10.01.2003 №11-ФЗ утратил силу с 1.09.2013. // Справочная правовая система «Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9003751
6. Запрудский, Н. И. Моделирование и проектирование авторских дидактических систем: пособие для учителя / Н. И. Запрудский. - Минск, 2008. - 288 с.
7. Кочеткова О.А., Пудовкина Ю.Н. Методические аспекты к изучению
программирования на языке ассемблера в подготовке бакалавров направления «Педагогическое образование» по профилю «Информатика» // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы: | сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. (Пенза, 18-19 апреля 2018 г.). Пенза: Издательство Пензенского
государственного университета, 2018. С. 243-245
8. Кочеткова О.А., Долгополов И.В. Разработка электронных средств
учебного назначения по курсу «Программирование на языке Python» // Университетское образование (МКУО-2016): сборник статей XX
Международной научно-методической конференции (Пенза, 7-8апреля 2016 г.). Пенза: Издательство Пензенского государственного (университета, |2016. | С.104-105
9. Кириенко Д.П. Язык программирования Python - современный язык для обучения // Всероссийский съезд учителей информатики. М.: МГУ имени М.В. Ломоносова, 2011. С.358-359
10. Лесневский A.C. Объектно-ориентированное программирование для начинающих. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. 232 с
11. Лутц, М. Изучаем Python, 4-е издание. - Пер. с англ. : учебник / М. Лутц. - Спб. : Символ-Плюс, 2011. - 1280 с.
12. Марк Саммерфилд. Программирование на Python 3. - М.: ДМК Пресс, 2014
13. Мэтиз, Э. Изучаем Python. Программирование игр, визуализация данных, веб-приложения. - Пер. с англ. : учебник / Э. Мэтиз. - Спб. : Питер, 2017. - 496 с.
14. Об iутверждении (Концепции (профильного (обучения |на (старшей i
ступени общего образования [Электронный ресурс] : Приказ
Минобразования РФ от 18.07.2002 № 2783 |// (Справочная правовая (система | «Гарант». - Режим доступа: http://www.garant.ru/
15. Павленко, В. Интерактивный учебник языка Питон [Электронный ресурс] / В. Павленко, В. Соломатин // ПИТОНТЬЮТОР. - 2014. - Режим доступа: http://pythontutor.ru/...