ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ 7
1.1. Психологические особенности и риски употребления ПАВ в молодежной среде 7
1.2. Понятие агрессии и агрессивного поведения в отечественной и
зарубежной психологии 16
1.3. Исследование проблемы агрессии и агрессивного поведения в
молодежной среде в контексте употребления ПАВ 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И РИСКОВ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 37
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Анализ и интерпретация результатов 40
2.3. Профилактика рисков употребления психоактивных веществ среди
молодежи 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. Проблема употребления психоактивных веществ и агрессивного поведения среди молодежи актуальна при любых социально - экономических, политических ситуациях в любом обществе. На данный момент молодежь составляет почти 31% населения, а значит духовное и физическое здоровье молодежи во многом определяет генофонд нации, а также социально-экономическое развитие страны. Выраженная агрессия сама по себе является серьезной психолого-педагогической проблемой, потому как может привести к «экстремальным» явлениям и опасным последствиям, возникновению девиантного поведения, проявляющегося в асоциальных действиях - наркомания, алкоголизм и т.д.
Проблема наркомании, агрессивного и жестокого проявления в поведении, среди молодежи, является одной из основных на сегодняшний день, ведь все мы заинтересованы в том, чтобы нынешнее и последующие поколения благополучно развивались и развивали наше общество.
В профилактике антинаркотической деятельности внимание акцентируется на различных проблемах - образовательных, социальных, психологических и медицинских. Некоторые проблемы из них носят общий характер, а другие частный.
Отмечена тенденция неуклонного омоложения потребителей: возраст первого знакомства с наркотиками - 11-17 лет, а приобщение к
употреблению наркотиков, сигарет и алкоголя и того раньше - с 8-10 лет. Наряду с этим резко возростает преступность среди молодежи, хулиганство, нарушение общественного порядка, вандализм.
Ситуация, сложившаяся в стране, создала потребность у общества к кардинальным изменениям, создала необходимость комплексного, осмысленного подхода к решению проблемы профилактической помощи, предупреждающей развитие наркомании и агрессивных проявлений.
Стремительный рост количества детей и подростков, вовлечённых в различные формы девиантного поведения, в том числе в употребление психоактивных веществ, социальная значимость проблемы, все это ставит изучение данного вопроса на центральное место в современной психологической и педагогической литературе.
Для более полного исследования данной проблемы, по преодолению возможных факторов употребления психоактивных веществ, а также их предупреждения, на сегодняшний день включились специалисты из различных научных и социальных направлений. Для эффективного построения профилактических программ аддиктивного поведения были разработаны определенные теоретические предпосылки, в том числе и в молодежной среде.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена широким распространением потребления психоактивных веществ наряду с частыми проявлениями агрессивных тенденций в молодежной среде.
Цель исследования: анализ взаимосвязи психологических
особенностей и рисков употребления психоактивных веществ в молодежной среде в контексте выраженной агрессии.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу по исследуемой проблеме.
2. Изучить социальные факторы молодежи, особенности, влияющие на развитие наркомании.
3. Спланировать и реализовать эмпирическое исследование психологических особенностей и рисков употребления психоактивных веществ в молодежной среде в контексте выраженной агрессии.
4. Проанализировать и проинтерпретировать результаты исследования психологических особенностей и рисков употребления психоактивных веществ в молодежной среде в контексте выраженной агрессии.
5. Сформулировать перечень профилактических шагов и психологического вмешательства в работе с проблемами употребления ПАВ, проявления агрессивных и враждебных тенденций в молодежной среде.
Объект исследования: психологические особенности и риски употребления психоактивных веществ в молодежной среде.
Предмет исследования: психологические особенности и риски употребления психоактивных веществ в молодежной среде в контексте выраженной агрессии.
Гипотезы исследования:
1. Высокий показатель когнитивного признака агрессии - враждебность, снижает контроль эмоций и способность к целенаправленной деятельности, ведет к нарушению социальных норм и правил, несет в себе больший риск потребления психоактивных веществ.
2. Для лиц, с высоким показателем враждебности, характерна мотивация употребления ПАВ, выражающаяся в желании снять напряжение, тревогу, страх, улучшить самочувствие, определяющая фиксацию в сознании болезненного влечения и осознанное желание употреблять наркотики
Теоретико-методологической основой являются концепции агрессии и агрессивного поведения (З. Фрейд, А. Басс, Л. Берковитц, А.А. Реан), концепции формирования зависимости от ПАВ (Н.А. Сирота, В.Ю. Завьялов, Е.В. Змановская), концепции личностного развития в подростковом возрасте (М.И. Божович, И.С. Кон, Э. Эриксон).
Методы исследования:
1) опросник уровня агрессивности Басса - Перри, направленный на диагностику агрессивности. На русском языке адаптирован и валидизрован в 2002-2004 годах С. Н. Ениколоповым, Н. П. Цибульским.
2) методический комплекс для выявления вероятных предикторов вовлечения обучающихся в употреблении наркотиков, подготовленный психологическим факультетом Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
3) методика изучения мотивов употребления наркотиков Аксючиц И. В. Применение опросника МУН позволяет выявить отличительные признаки прогностических компонентов в мотивационной сфере, определяющих наркотическую зависимость личности, мотивы наркотизации.
В первой главе нами были рассмотрены: понятия агрессии и агрессивного поведения; характеристики, психологические и возрастные особенности молодежи в контексте исследуемой проблемы употребления ПАВ.
В контексте данной работы мы рассматриваем один из признаков агрессии - враждебность, как возможный фактор риска вовлечения в употребление ПАВ. Под враждебностью понимается состояние эмоционального дискомфорта, переживание чувства несправедливости и ущемленности, неудовлетворенность желаний.
Юношеский период характеризуется профессиональным и личностным самоопределением, коммуникабельностью, расширением познавательной сферы, но в то же время, в этот период молодежь испытывает большие эмоциональные нагрузки, у них появляются более серьезные переживания и проблемы.
Среди молодежи агрессия может оказывать влияние на любую сферу, как на личную жизнь, так и на социализацию. Успешное взаимодействие с людьми, социальное благополучие индивида во многом зависит от степени умения сдерживать свои негативные эмоции, гнев, враждебность. Высокий уровень агрессии может стать серьезной помехой реализации своих возможностей и стать причиной поиска новых возможностей и ощущений на стороне. Такое проявление агрессии, как враждебность, способно оказать серьезное негативное влияние на процесс социальной и эмоциональной адаптации и качество жизни молодых людей, что приводит к повышенному риску злоупотребления психоактивными веществами.
Эмпирическое исследование показало, что у большинства респондентов наблюдается высокий уровень агрессии. На основании данных методического комплекса все испытуемые были распределены по группам риска возможного вовлечения в употребление психактивных веществ. С
помощью методов математической статистики (критерия й-Краскела - Уоллиса, корреляционного анализа г-Пирсона) наша гипотеза была подтверждена. Мы выявили, что у студентов с высоким уровнем враждебности повышена вероятность принадлежности к группе риска по возможному потреблению наркотических веществ. Кроме того, нам удалось определить мотивы употребления наркотических веществ, которые наиболее ярко выражены у респондентов, проявляющих высокий уровень враждебности.
Полученные результаты могут быть применены в педагогической и психологической практике, а именно - они помогут сформулировать перечень профилактических шагов и психологического вмешательства в работе с проблемами употребления ПАВ, при проявлении агрессивных и враждебных тенденций в молодежной среде. Основываясь на полученных результатах, на знаниях о мотивации и характере употребления психоактивных веществ, а также об агрессивных проявлениях, при диагностике первокурсников, мы сможем правильно выстроить профилактическую работу. При организации профилактической работы необходимо применять различные методы: антинаркотическое обучение - создание волонтерских движений и антинаркотических акций; организация занятости, включающая использование форм подростковой и молодежной активности, альтернативной употреблению наркотиков; активизация личностных ресурсов, формирование социальной и личностной компетентности, развитие конструктивных стратегий поведения.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу нашего исследования, поставленная цель была достигнута.
В первой главе нами были рассмотрены: понятия агрессии и агрессивного поведения; характеристики, психологические и возрастные особенности молодежи в контексте исследуемой проблемы употребления ПАВ.
В контексте данной работы мы рассматриваем один из признаков агрессии - враждебность, как возможный фактор риска вовлечения в употребление ПАВ. Под враждебностью понимается состояние эмоционального дискомфорта, переживание чувства несправедливости и ущемленности, неудовлетворенность желаний.
Юношеский период характеризуется профессиональным и личностным самоопределением, коммуникабельностью, расширением познавательной сферы, но в то же время, в этот период молодежь испытывает большие эмоциональные нагрузки, у них появляются более серьезные переживания и проблемы.
Среди молодежи агрессия может оказывать влияние на любую сферу, как на личную жизнь, так и на социализацию. Успешное взаимодействие с людьми, социальное благополучие индивида во многом зависит от степени умения сдерживать свои негативные эмоции, гнев, враждебность. Высокий уровень агрессии может стать серьезной помехой реализации своих возможностей и стать причиной поиска новых возможностей и ощущений на стороне. Такое проявление агрессии, как враждебность, способно оказать серьезное негативное влияние на процесс социальной и эмоциональной адаптации и качество жизни молодых людей, что приводит к повышенному риску злоупотребления психоактивными веществами.
Эмпирическое исследование показало, что у большинства респондентов наблюдается высокий уровень агрессии. На основании данных методического комплекса все испытуемые были распределены по группам риска возможного вовлечения в употребление психактивных веществ. С
помощью методов математической статистики (критерия й-Краскела - Уоллиса, корреляционного анализа г-Пирсона) наша гипотеза была подтверждена. Мы выявили, что у студентов с высоким уровнем враждебности повышена вероятность принадлежности к группе риска по возможному потреблению наркотических веществ. Кроме того, нам удалось определить мотивы употребления наркотических веществ, которые наиболее ярко выражены у респондентов, проявляющих высокий уровень враждебности.
Полученные результаты могут быть применены в педагогической и психологической практике, а именно - они помогут сформулировать перечень профилактических шагов и психологического вмешательства в работе с проблемами употребления ПАВ, при проявлении агрессивных и враждебных тенденций в молодежной среде. Основываясь на полученных результатах, на знаниях о мотивации и характере употребления психоактивных веществ, а также об агрессивных проявлениях, при диагностике первокурсников, мы сможем правильно выстроить профилактическую работу. При организации профилактической работы необходимо применять различные методы: антинаркотическое обучение - создание волонтерских движений и антинаркотических акций; организация занятости, включающая использование форм подростковой и молодежной активности, альтернативной употреблению наркотиков; активизация личностных ресурсов, формирование социальной и личностной компетентности, развитие конструктивных стратегий поведения.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу нашего исследования, поставленная цель была достигнута.