ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Школьная повесть: теория и история 6
1.1. Школьная повесть как жанр подростковой литературы 6
1.2. Школьная повесть начала XX века и начала XXI
века 19
ГЛАВА 2. Школьный мир в повестях Л. Кассиля и А. Жвалевского, Е.
Пастернак 30
2.1. Школа в эпоху революционных перемен: повести Л.Кассиля
«Кондуит и Швамбрания» и Н.Огнева «Дневник Кости Рябцева».... 30
2.2. Школа советская и постсоветская: А. Жвалевский и Е. Пастернак
«Время всегда хорошее» 44
2.3. Разработка урока внеклассного чтения по повести А. Жвалевского,
Е.Пастернак «Время всегда хорошее» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
Детская литература - особый вид художественной литературы, имеющий большое значение в социокультурном контексте, так как она выполняет, в большей степени, по сравнению со всей остальной литературой, воспитательную функцию. Значимость детской литературы в жизни одного конкретного человека и целого поколения переоценить трудно, потому как книги, которые мы читаем в детстве, часто играют важную роль в формировании нашей личности и мировоззрения в дальнейшем. Книги, предназначенные для детей, кроме всего прочего, призваны передавать ребенку опыт предшествующих поколений, расширять его представление о мире, знакомить ребенка с его родным языком, учить овладевать им, чувствовать его. Детская литература, как вид художественной литературы, ориентирована еще и на развитие эстетического сознания ребенка. Произведения, рассчитанные на детскую и подростковую аудиторию, должны соответствовать потребностям на детей на каждом из этапов их развития. Авторам, пишущим для детей, необходимо обращать внимание на особенности детской психологии.
Школьная повесть стала специальным предметом исследования литературоведов относительно недавно. На сегодняшний день в области исследований детской художественной книги, особенно современной, существует много спорных и неоднозначных вопросов. Данный факт обусловливает актуальность нашей работы.
Объектом нашего исследования будут являться произведения в жанре школьной повести: Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания», Н.Огнева «Дневник Кости Рябцева» и А. Жвалевского, Е. Пастернак «Время всегда хорошее».
Нами не случайно были выбраны произведения, которые написаны в абсолютно разное время - в первой трети прошлого века и в начале нашего XXI века, их сопоставление позволит показать эволюцию школьной повести. Повесть «Время всегда хорошее!» вошла в шорт-лист Всероссийского литературного конкурса на лучшее произведение для детей и юношества Книгуру». Принципиальное значение здесь имеет то, что в голосовании принимают участие не только взрослые эксперты, но и сами дети, которым данные тексты адресованы. Их выбор позволяет показать, насколько представления взрослых авторов о детях и их интересах соответствуют реальности. Детская литература пишется взрослыми для детей, но не всегда взрослый автор может угадать современные интересы ребенка, почувствовать значимые для него проблемы. Повести советской литературы «Кондуит и Швамбрания» Л Кассиля, «Дневник Кости Рябцева» Н.Огнева также были весьма популярны в свое время.
Под предметом исследования мы понимаем особенности жанра школьной повести в современной детской литературе.
Цель нашего исследования - выявить и обосновать особенности жанра школьной повести в современной детской литературе (на материале избранного произведения).
Практическая значимость. Результаты нашего исследования могут найти практическое применение в школе: на уроках внеклассного чтения, в элективных курсах, в тематическом классном часе.
Таким образом, перед нами стоят следующие задачи:
1. Рассмотреть школьную повесть как жанр в русской литературе;
2. Сопоставить школьную повесть начала XX века и начала XXI века;
3. Рассмотреть, как создается образ школы в повести Л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания»;
4. Рассмотреть субъектную организацию повести А. Жвалевского и Е. Пастернак «Время всегда хорошее», увидеть, как моделируется точка зрения, взгляд на мир детей разных поколений;
5. Разработать урок внеклассного чтения «Время всегда хорошее!».
Методологическая база ВКР. Работы Бикбаевой Э.Р., Гуревич С.А. освещают актуальные проблемы в проведении и организации внеклассных уроков. Данная работа также опирается на литературоведческие работы, посвященные изучению современной детской и подростково-юношеской литературы: Т. Габбе, М.А.Черняк, И.Г. Минераловой, Т.О. Бобиной, М.А. Литовской и других исследователей.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Первая глава посвящена теоретическому обоснованию исследования, в ней мы рассмотрим понятие жанра школьной повести в теоретическом и историческом аспектах. Характеризуем школьную повесть как литературный жанр детской литературы для подростков.
Вторая глава содержит аналитическую часть нашей работы, посвящена разработке урока внеклассного чтения на основе анализа выбранных нами произведений, через рассмотрение особенностей повествования и конструирования школьного мира в этих произведениях.
В данной работе были рассмотрены образы школы в повестях становления советской школы начала XX века и постсоветской школы начала XXI века в сравнении с совет школой конца XX века. Также был разработан конспект урока внеклассного чтения по школьным повестям Л. Кассиля и тандема белорусских писателей А. Жвалевского и Е. Пастернак.
Одной из задач работы являлась разработка урока внеклассного чтения для учащихся 6 класса.
В качестве материала для анализа и разработки конспекта мы выбрали одну повесть из произведений 1920-1930-х гг. (Л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания») и одну школьную повесть начала 2000-х годов (А. Жвалевского и Е. Пастернак «Время всегда хорошее»), для установления эволюции жанра школьной повести в русской литературе. Мы стремились выявить трансформацию образа школы в различные исторические изменения нашей страны.
В первой главе мы изучили и систематизировали теоретические понятия, связанные с историей жанра школьной повести: в сравнении с большими эпическими жанрами, такими как роман воспитания; малыми эпическими жанрами, такими как рассказ и новелла. Без рассмотрения и раскрытия данных терминов невозможен полноценный анализ школьного мира в школьной повести, представленный во второй главе.
Во второй главе нами были проанализированы три произведения и попытались выделить в них особенности жанра школьной повести присущие современной детской литературе. Разработали конспект урока по внеклассному чтению.
На основании полученных результатов, мы можем заключить, что главной особенностью школьной повести является топос школы, который порождает спецефические жанровые образования повести. Процесс формирования школьной повести был длительным и на сегодняшний день данный жанр можно рассматривать как сложившийся, обладающий устойчивой структурой. На каждом этапе в литературном процессе формирование образ школы было связано с представлениями общественного сознания о школе. Так в дореволюционной литературе, благодаря русской классике школа представлялась как «антидом», образ учителя формируется как «чудовище». Для литературы советской школа координально изменила свой облик в сознании общества и она уже не антидом», а «школа- дом». Эта трансформация связана с идеологическими ориентирами, и в большей степени с самим предметом изображения. Школьная повесть советского периода имеет видение и представляется как «второй дом», а учитель в произведении может брать на себя функцию родителя, таким образом, зарождается созданная ранее традиция изображения положительного образа учителя. В советский период наиболее благоприятный для развития школьной повести. На этом этапе сформировались устойчивые черты жанра, полностью оформилась сюжетно-композиционная организация повети, хронотоп.
На рубеже XX -XXI веков и в начале XXI века школьная повесть уже начинает утрачивать традиции созданного четкого канона жанра. Повесть начинает вбирать в себя еще и другие черты. И поэтому школьная повесть получает другую жанровую разновидность: дамский роман, повесть фэнтези, детектив, диспут.
В современную литературу вступают новое поколение писателей и поэтому создаваемые произведения, а именно школьные повести будут иными, так как у современников совсем другой опыт, связанный с самой школьной темой.
Арзамасцева, И. Н. Детская литература: учебник для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. - Москва: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2005. - 32 с.
Арзамасцева, И.Н., Детская литература / И. Н. Арзамасцева, С. А Николаева; Москва: Издательский центр «Академия», 2005. - 229 с.
Арзамасцева, И.Н. Век ребенка в русской литературе 1900-1930 годов : монография / И. Н. Арзамасцева ; М-во образования Рос. Федерации, Моск. пед. гос. ун-т. - Москва : МПГУ, 2003. - С.79,112.
Артюхова, И. Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов / И. Артюхова // Школьный психолог. - 2005. - №20. - С. 3 - 5.
Барская, Н. А. Наши дети и художественная литература / Н. А. Барская // Москва : Лепта, 2005. - С. 20.
Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин Москва: Художественная литература, 1975 с. 470, 476,478 . - Текст: непосредственный.
Беленькая, Л. И. Дети - читатели художественной литературы: типологические особенности чтения на разных этапах детства / Л. И. Беленькая // Москва, 1983. - С. 239.
Бобина, Т. О. Современная детско-подростковая литература: темы, жанры, приёмы / Т. О. Бобина // Литература в контексте современности: Жанровые трансформации в литературе и фольклоре : сборник материалов VIII Всероссийской научной конференции с международным участием / отв. ред. Т.Н. Маркова. - Челябинск. - 2015. - С. 85-88.
Божович, Л. И. Проблемы формирования личности : избр. психол. тр. / Л. И. Божович ; В 70 т. Т. 21 / под ред. Д. И. Фельдштейна // Психологи отечества; Моск. Избранные психологические труды : Москва ; Воронеж МОДЭК , 1995. - С.115.
Бурдина, С. В. Эволюция жанра школьной повести в русской литературе ХХ века / С. В. Бурдина, О. А. Шумилова // Российская и зарубежная филология. - 2016. - (№34). - С. 129. - Текст:
непосредственный.
Галицких, Е.О. Современная литература для детей и о детях в контексте образовательных стратегий нового века / Е.О. Галицких // Изучение литературы в контексте современных образовательных стратегий. XXI Голубковские чтения; Москва: Эконом-информ, 2014. - С. 5 - 10.
Ганина, П.Д. «Дневник Кости Рябцева» Н. Огнева в контексте педагогических исканий 1920-х гг. / П.Д. Ганина // маг. раб. П.Д.Ганина; Сарат. нац. исслед. научн ун-т. - Саратов, 2018. - 13 с.
Горький, М. О детской литературе : Письмо С. Маршака к М. Горькому / Статьи, высказывания, письма / Сост. , вступ. статья, коммент. Н. Б. Медведевой ; Дом дет. книги. / / 3-е изд., перераб. - Москва : Дет. лит. , 1968. - С. 5-26
Гурович, Л. М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста: канд. дисс. пед. наук: 13.00.01/ Л. М. Гурович ; Ленингр. Гос. пед. ин-т. - Ленинград, 1973. - 352 с...