Особенности взаимосвязи эмоциональной дисрегуляции и типов нарушения пищевого поведения
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы дисрегуляции эмоций при формировании расстройств пищевого поведения 9
1.1 Психология нарушений пищевого поведения 9
1.2 Виды нарушений пищевого поведения 13
1.3 Роль дисрегуляции эмоций в формировании пищевого
поведения как форм культурной патологии 31
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи нарушения
дисрегуляции эмоций и типов пищевого поведения 34
2.1 Программа эмпирического исследования 34
2.2 Эмпирическое исследование особенностей взаимосвязи
дисрегуляции эмоций и нарушений пищевого поведения 39
2.3 Программа психологического вмешательства при
нарушениях пищевого поведения 48
Заключение 50
Список литературы
Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы дисрегуляции эмоций при формировании расстройств пищевого поведения 9
1.1 Психология нарушений пищевого поведения 9
1.2 Виды нарушений пищевого поведения 13
1.3 Роль дисрегуляции эмоций в формировании пищевого
поведения как форм культурной патологии 31
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи нарушения
дисрегуляции эмоций и типов пищевого поведения 34
2.1 Программа эмпирического исследования 34
2.2 Эмпирическое исследование особенностей взаимосвязи
дисрегуляции эмоций и нарушений пищевого поведения 39
2.3 Программа психологического вмешательства при
нарушениях пищевого поведения 48
Заключение 50
Список литературы
Масштаб проблемы не может быть переоценен: исследования показали, что в США расстройствам приема пищи подвержены по меньшей мере 30 миллионов человек [15 ]в Европе почти 34 миллиона. [16] В России не было подобного исследования, но усредненный показатель по миру говорит, что каждый час в мире умирает один человек по причинам, вызванным пищевым расстройством [17]. Это не такая пугающая статистика в сравнении со многими другими явлениями, но каждый человек, имеющий расстройство приема пищи близок к риску - самый высокий уровень смертности именно среди этой группы расстройств. Помимо большого удара по физическому здоровью, в десятки раз возрастает риск суицида у людей, страдающих этим расстройством [18], [19]. Как правило, дебют этой группы расстройств происходит рано - в сензитивный период, особенно, если взять во внимание такой аспект развития, как социализация - от пятнадцати до двадцати пяти лет. Продолжительность в среднем достигает шести лет. [20] В особенности распространенность расстройств приема пищи высока в странах с более высоким уровнем жизни, в особенности это связывается с проблемой ожирения [21].
В DSM - 5 к расстройствам приема пищи относятся не только анорексия и булимия, которые у всех на слуху, но и переедание, расстройство жевания пикацизм (поедание несъедобного) и многое другое. Самые частые причины для обращения к специалисту это булимия, анорексия, а также психогенное переедание. В большинстве случаев обращаются женщины, что можно связать с более строгими навязанными стандартами идеальной внешности, а также в целом большей склонности ко многим психическим расстройствам - женщины на 40% чаще переносят психические расстройства.
Анорексия чаще всего возникает в подростковом возрасте. Это может быть связано с дисморфофобией, неприятием себя и своей внешности, нестабильной самооценкой. Часто девушкам, страдающим анорексией приписывают так называемый “синдром отличницы” - склонность к гиперконтролю (что проявляется в том числе и в виде ограничений в пище), а также неадекватные стандарты своего поведения, основанные на постоянном долженствовании. Как правило, такие люди воспринимают свою внешность искаженно.
Булимия в большинстве случаев наблюдается у людей, имеющих строгие ограничения в питании, которые связаны со сферой деятельности человека. Это может быть связано со спортом, балетом, индустрией моды, то есть, где представления о внешнем виде гротескно нереалистичны - человек должен иметь соответствовать определенным стандартам внешности, а при несоответствии считается непригодным. Также риск булимии повышен у людей, которые ограничивают себя в питании из-за ложных убеждений, которые активно навязываются обществом - что стройная фигура это главный маркер человеческого благополучия и счастья (в особенности у женщин).
Психогенному перееданию подвержены 90% полных людей. И часто, они уверены, что их избыточный вес обусловлен гормональными нарушениями, то есть, ничего не зависит от них. Пища для становится не просто топливом, а дешевым (в плане прилагаемых усилий) способом снять эмоциональное напряжение и испытать удовольствие. Как правило такие люди склонны к трудностям ментализации, двойственности суждений (дихотомия в осмыслении опыта), но при этом склонны к перфекционизму.
Расстройства приема пищи недооценивают и часто думают, что это пройдет само и вовсе не является серъезной проблемой, но в действительности избавиться от этого самостоятельно - ровно то же, что провести себе хирургическую операцию - даже если вы хорошо знаете, о чем идет речь, вы всё равно можете осложнить ситуацию самолечением, потому как не можете быть до конца объективны.
Нарушения регуляции эмоций лежит в основе целого ряда нарушений психической деятельности, в том числе связанных с формированием стереотипных форм пищевого поведения (Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь, В.В. Николаева, А.Ш. Тхостов, А.Б. Холмогорова и др.) [1].
В культурно-деятельностном подходе (Л.С. Выготский, А.Р Лурия А.Н. Леонтьев) [2] эмоции рассматриваются как высшая психическая функция, которая социальна по своему происхождению, опосредствована по своему строению, произвольные по осуществлению. В онтогенезе происходит постепенное опраизваливание эмоций в процессе усвоения интериоризации психологических средств организации и управления психической деятельностью и эмоциями. Важнейшим принципом произвольной регуляции эмоций выступает введенный Л.С. Выготским принцип единства аффекта и интеллекта. Интеллектуализация аффекта возможна за счет постепенного «вращивания извне вовнутрь» диапазона знаково-символических средств опосредствования эмоций. [2]
В исследованиях Б.В. Зейгарник, Б.С. Братуся определены ведущие механизмы формирования и поддержания расстройств пищевого поведения (сдвиг мотива на цель и цели на средство). [3] А.Ш. Тхостовым, в рамках психологии телесности, введено понятие «культурные формы патологии» к которым можно отнести и нарушения пищевого поведения. [4]
Частая встречаемость расстройств приема пищи в западной культуре свидетельствует о значительной роли социокультурных требований, предъявляемых к образу человека, ассоциируемых с видимым успехом и благополучием в ситуации постоянной конкуренции. В исследованиях показано роль влияния противоречивых требований общества на формирование обеспокоенности оценками окружающих, в том числе относительно внешнего вида, фигуры, особенностей телесности. Кроме того, нарушения пищевого поведения сопряжены с перерождением витальных потребностей и риском формирования антивитальных переживаний поведения, особенно в молодом возрасте. (О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев) [5]
В рамках когнитивно-поведенческого ставится на формирование альтернативного взвешенного мышления, подхода нарушения управления эмоциями связывается с формированием дисфункциональных убеждений о себе, других и мире в целом, поэтому при психотерапевтическом работе с функциональными психическими нарушениями акцент преодоления «ошибок мышления» и формирования новых адаптивных стратегий поведения, совладания со стрессом. (Дж.Бек, А.Бек). [6]
Объект исследования - нарушения пищевого поведения
Предмет исследования - особенности взаимосвязи эмоциональной дисрегуляции и типов нарушений пищевого поведения.
Цель исследования - выявление и анализ особенностей взаимосвязи эмоциональной дисрегуляции и типов нарушений пищевого поведения (на примере эмоциогенного, экстернального, ограничительного типов).
Т еоретико-методологические положения:
•Представление об эмоциях как о высших психических функциях (Л.С. Выгосткий, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев);
• Положение о культурных формах патологии и телесности (А.Ш. Тхостов);
•Когнтивно-поведенческий подход к вмешательству при нарушении регуляции эмоций (Дж. Бек, А. Бек).
Гипотезы исследования:
1) При эмоциогенном типе пищевого поведения характерна дисрегуляция эмоций в виде руминаций как цикла навязчивых мыслей о негативных переживаниях, избегание субъективно неприятных ситуаций, при этом «позитивные» убеждения о пище (воспринимается с интересом, как удовольствие) сочетаются с «негативными» (пища воспринимается как препятствие) и «позволяющими».
2) При эсктернальном типе пищевого поведения характерно нарушение ментализации, что проявляется в затруднении понимания эмоций , восприятии их как неконтролируемых и нарушении способности к конструктивному обобщению собственного опыта и поведения других.
3) При ограничительном типе пищевого поведения доминируют
«негативные» убеждения о пищевом дискурсе (воспринимается как препятствие) и характерна «квазирегуляторная стратегия» в виде отрицания затруднений в управлении эмоциями.
Задачи исследования:
1. Теоретико-методологический анализ источников по проблеме особенностей эмоциональной дисрегуляции во взаимосвязи с нарушениями пищевого поведения.
2. Проведение эмпирического исследования с помощью google-форм для выявления взаимосвязи эмоциональной дисрегуляции и типов нарушения пищевого поведения и анализ его результатов.
3. Проведение математической и статистической обработки полученных данных эмпирического исследования особенностей эмоциональной дисрегуляции во взаимосвязи с нарушениями пищевого поведения.
4. Выявить особенности взаимосвязи эмоциональной дисрегуляции и типов нарушений пищевого поведения, обобщить и проинтерпретировать полученные результаты.
Методы исследования:
1) Тестирование: 1) Опросник эмоциональной дисрегуляции Н.А. Польской и А.Ю. Разваляевой; 2) Голландский опросник пищевого поведения (DEBQ); 3) Тест отношения к приему пищи EAT-26 Давид М. Гарнер (David M. Garner); 4) Опросник «Мысли и паттерны поведения» М. Купер, Г. Тодд, Р. Вулрич.
Методы математико-статистической обработки данных:
корреляционный анализ Пирсона, Факторный анализ.
Данные проанализированы, обработаны в программе SPSS 23. Психодиагностическое тестирование проведено с использованием Google форм.
Эмпирическая база исследования: 35 испытуемых мужчин и женщин в возрасте от 15 до 35 лет.
В DSM - 5 к расстройствам приема пищи относятся не только анорексия и булимия, которые у всех на слуху, но и переедание, расстройство жевания пикацизм (поедание несъедобного) и многое другое. Самые частые причины для обращения к специалисту это булимия, анорексия, а также психогенное переедание. В большинстве случаев обращаются женщины, что можно связать с более строгими навязанными стандартами идеальной внешности, а также в целом большей склонности ко многим психическим расстройствам - женщины на 40% чаще переносят психические расстройства.
Анорексия чаще всего возникает в подростковом возрасте. Это может быть связано с дисморфофобией, неприятием себя и своей внешности, нестабильной самооценкой. Часто девушкам, страдающим анорексией приписывают так называемый “синдром отличницы” - склонность к гиперконтролю (что проявляется в том числе и в виде ограничений в пище), а также неадекватные стандарты своего поведения, основанные на постоянном долженствовании. Как правило, такие люди воспринимают свою внешность искаженно.
Булимия в большинстве случаев наблюдается у людей, имеющих строгие ограничения в питании, которые связаны со сферой деятельности человека. Это может быть связано со спортом, балетом, индустрией моды, то есть, где представления о внешнем виде гротескно нереалистичны - человек должен иметь соответствовать определенным стандартам внешности, а при несоответствии считается непригодным. Также риск булимии повышен у людей, которые ограничивают себя в питании из-за ложных убеждений, которые активно навязываются обществом - что стройная фигура это главный маркер человеческого благополучия и счастья (в особенности у женщин).
Психогенному перееданию подвержены 90% полных людей. И часто, они уверены, что их избыточный вес обусловлен гормональными нарушениями, то есть, ничего не зависит от них. Пища для становится не просто топливом, а дешевым (в плане прилагаемых усилий) способом снять эмоциональное напряжение и испытать удовольствие. Как правило такие люди склонны к трудностям ментализации, двойственности суждений (дихотомия в осмыслении опыта), но при этом склонны к перфекционизму.
Расстройства приема пищи недооценивают и часто думают, что это пройдет само и вовсе не является серъезной проблемой, но в действительности избавиться от этого самостоятельно - ровно то же, что провести себе хирургическую операцию - даже если вы хорошо знаете, о чем идет речь, вы всё равно можете осложнить ситуацию самолечением, потому как не можете быть до конца объективны.
Нарушения регуляции эмоций лежит в основе целого ряда нарушений психической деятельности, в том числе связанных с формированием стереотипных форм пищевого поведения (Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь, В.В. Николаева, А.Ш. Тхостов, А.Б. Холмогорова и др.) [1].
В культурно-деятельностном подходе (Л.С. Выготский, А.Р Лурия А.Н. Леонтьев) [2] эмоции рассматриваются как высшая психическая функция, которая социальна по своему происхождению, опосредствована по своему строению, произвольные по осуществлению. В онтогенезе происходит постепенное опраизваливание эмоций в процессе усвоения интериоризации психологических средств организации и управления психической деятельностью и эмоциями. Важнейшим принципом произвольной регуляции эмоций выступает введенный Л.С. Выготским принцип единства аффекта и интеллекта. Интеллектуализация аффекта возможна за счет постепенного «вращивания извне вовнутрь» диапазона знаково-символических средств опосредствования эмоций. [2]
В исследованиях Б.В. Зейгарник, Б.С. Братуся определены ведущие механизмы формирования и поддержания расстройств пищевого поведения (сдвиг мотива на цель и цели на средство). [3] А.Ш. Тхостовым, в рамках психологии телесности, введено понятие «культурные формы патологии» к которым можно отнести и нарушения пищевого поведения. [4]
Частая встречаемость расстройств приема пищи в западной культуре свидетельствует о значительной роли социокультурных требований, предъявляемых к образу человека, ассоциируемых с видимым успехом и благополучием в ситуации постоянной конкуренции. В исследованиях показано роль влияния противоречивых требований общества на формирование обеспокоенности оценками окружающих, в том числе относительно внешнего вида, фигуры, особенностей телесности. Кроме того, нарушения пищевого поведения сопряжены с перерождением витальных потребностей и риском формирования антивитальных переживаний поведения, особенно в молодом возрасте. (О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев) [5]
В рамках когнитивно-поведенческого ставится на формирование альтернативного взвешенного мышления, подхода нарушения управления эмоциями связывается с формированием дисфункциональных убеждений о себе, других и мире в целом, поэтому при психотерапевтическом работе с функциональными психическими нарушениями акцент преодоления «ошибок мышления» и формирования новых адаптивных стратегий поведения, совладания со стрессом. (Дж.Бек, А.Бек). [6]
Объект исследования - нарушения пищевого поведения
Предмет исследования - особенности взаимосвязи эмоциональной дисрегуляции и типов нарушений пищевого поведения.
Цель исследования - выявление и анализ особенностей взаимосвязи эмоциональной дисрегуляции и типов нарушений пищевого поведения (на примере эмоциогенного, экстернального, ограничительного типов).
Т еоретико-методологические положения:
•Представление об эмоциях как о высших психических функциях (Л.С. Выгосткий, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев);
• Положение о культурных формах патологии и телесности (А.Ш. Тхостов);
•Когнтивно-поведенческий подход к вмешательству при нарушении регуляции эмоций (Дж. Бек, А. Бек).
Гипотезы исследования:
1) При эмоциогенном типе пищевого поведения характерна дисрегуляция эмоций в виде руминаций как цикла навязчивых мыслей о негативных переживаниях, избегание субъективно неприятных ситуаций, при этом «позитивные» убеждения о пище (воспринимается с интересом, как удовольствие) сочетаются с «негативными» (пища воспринимается как препятствие) и «позволяющими».
2) При эсктернальном типе пищевого поведения характерно нарушение ментализации, что проявляется в затруднении понимания эмоций , восприятии их как неконтролируемых и нарушении способности к конструктивному обобщению собственного опыта и поведения других.
3) При ограничительном типе пищевого поведения доминируют
«негативные» убеждения о пищевом дискурсе (воспринимается как препятствие) и характерна «квазирегуляторная стратегия» в виде отрицания затруднений в управлении эмоциями.
Задачи исследования:
1. Теоретико-методологический анализ источников по проблеме особенностей эмоциональной дисрегуляции во взаимосвязи с нарушениями пищевого поведения.
2. Проведение эмпирического исследования с помощью google-форм для выявления взаимосвязи эмоциональной дисрегуляции и типов нарушения пищевого поведения и анализ его результатов.
3. Проведение математической и статистической обработки полученных данных эмпирического исследования особенностей эмоциональной дисрегуляции во взаимосвязи с нарушениями пищевого поведения.
4. Выявить особенности взаимосвязи эмоциональной дисрегуляции и типов нарушений пищевого поведения, обобщить и проинтерпретировать полученные результаты.
Методы исследования:
1) Тестирование: 1) Опросник эмоциональной дисрегуляции Н.А. Польской и А.Ю. Разваляевой; 2) Голландский опросник пищевого поведения (DEBQ); 3) Тест отношения к приему пищи EAT-26 Давид М. Гарнер (David M. Garner); 4) Опросник «Мысли и паттерны поведения» М. Купер, Г. Тодд, Р. Вулрич.
Методы математико-статистической обработки данных:
корреляционный анализ Пирсона, Факторный анализ.
Данные проанализированы, обработаны в программе SPSS 23. Психодиагностическое тестирование проведено с использованием Google форм.
Эмпирическая база исследования: 35 испытуемых мужчин и женщин в возрасте от 15 до 35 лет.
В ходе исследования был проведен теоретико-методологический анализ источников по проблеме особенностей эмоциональной дисрегуляции во взаимосвязи с нарушениями пищевого поведения. Была проанализирована литература о видах и типах пищевого поведения, рассмотрены отдельные примеры нарушений.
Проведено эмпирическое исследование с помощью google-форм для выявления взаимосвязи эмоциональной дисрегуляции и типов нарушения пищевого поведения и анализ его результатов, который показал, что при эмоциогенном типе пищевого поведения характерна дисрегуляция эмоций в виде руминаций как цикла навязчивых мыслей о негативных переживаниях, избегание субъективно неприятных ситуаций, при этом «позитивные» убеждения о пище (воспринимается с интересом, как удовольствие) сочетаются с «негативными» (пища воспринимается как препятствие) и «позволяющими»; при эсктернальном типе пищевого поведения характерно нарушение ментализации, что проявляется в затруднении понимания эмоций, восприятии их как неконтролируемых и нарушении способности к конструктивному обобщению собственного опыта и поведения других, а так же, что при ограничительном типе пищевого поведения доминируют «негативные» убеждения о пищевом дискурсе (воспринимается как препятствие) и характерна «квазирегуляторная стратегия» в виде отрицания затруднений в управлении эмоциями. Психологическое вмешательство построено на таких приемах когнитивно-бихевиоральной терапии, как коррекция ошибочных убеждений, обучение новым навыкам и валидация переживаний.
Проведено эмпирическое исследование с помощью google-форм для выявления взаимосвязи эмоциональной дисрегуляции и типов нарушения пищевого поведения и анализ его результатов, который показал, что при эмоциогенном типе пищевого поведения характерна дисрегуляция эмоций в виде руминаций как цикла навязчивых мыслей о негативных переживаниях, избегание субъективно неприятных ситуаций, при этом «позитивные» убеждения о пище (воспринимается с интересом, как удовольствие) сочетаются с «негативными» (пища воспринимается как препятствие) и «позволяющими»; при эсктернальном типе пищевого поведения характерно нарушение ментализации, что проявляется в затруднении понимания эмоций, восприятии их как неконтролируемых и нарушении способности к конструктивному обобщению собственного опыта и поведения других, а так же, что при ограничительном типе пищевого поведения доминируют «негативные» убеждения о пищевом дискурсе (воспринимается как препятствие) и характерна «квазирегуляторная стратегия» в виде отрицания затруднений в управлении эмоциями. Психологическое вмешательство построено на таких приемах когнитивно-бихевиоральной терапии, как коррекция ошибочных убеждений, обучение новым навыкам и валидация переживаний.



