Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

Работа №94116

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы129
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
194
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ 6
ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Онтогенез фонетико-фонематической системы речи у младших 6
школьников в норме
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с 11
легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
1.3. Характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи у 15
младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО 21 РЕЗУЛЬТАТОВ
2.1. Организация и методика исследования моторики и фонетико- 21 фонематической системы речи у детей младшего школьного возраста...
2.2. Анализ результатов исследования моторики и фонетико- 22 фонематической системы речи детей младшего школьного возраста...
ГЛАВА3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ 37
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ
ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ
3.1. Теоретическое обоснование и принципы работы по коррекции 37 фонетико-фонематического недоразвития речи у детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции фонетико- 40
фонематического недоразвития речи у детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Методика констатирующего эксперимента 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Сводные таблицы неречевых и речевых нарушений 70 (констатирующий этап работы)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Перспективные планы коррекционной работы 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Конспекты занятий 90


На сегодняшний день проблема псевдобульбарной дизартрии значительно развивается в различных направлениях: в психолого-педагогическом, нейролингвистическом, клиническом.
Особенно детально в своих трудах ее описывали: К. А. Семенова, М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская, и др
Актуальность проблемы обусловлена в первую очередь распространенностью псевдобульбарной дизартрии. По статистике наиболее часто встречаемой формой дизартрии является псевдобульбарная (96%). Легкая степень псевдобульбарной дизартрии - одно из наиболее часто встречаемых в детском возрасте расстройств речи, при котором ведущим в структуре дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения и просодики.
Вопросами изучения легкой степени псевдобульбарной дизартрии занимались такие авторы как: О. В. Правдина, Е. Ф. Архипова, М. С. Маргулис, Г. В. Чиркина, и др.
Нарушения фонетической - фонематической стороны речи негативным образом сказывается на фонологической системе языка. В настоящее время достаточно важной проблемой является несформированность фонетических процессов, которые включают в себя: фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематический синтез, фонематическое представление.
Соответственно возникает проблема предупреждения и преодоления дисграфий и дислексий у детей данной категории.
Объект исследования - моторика и фонетико-фонематическая система речи у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования - содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Цель исследования: изучение состояния моторики, фонетико-фонематической системы речи у детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии, разработка содержания коррекционной работы, проведение обучающего эксперимента и проверка эффективности коррекционной работы.
Задачи исследования:
1. Изучить научно - методическую литературу по проблеме исследования.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на определение уровня сформированности моторики и фонетико-фонематической стороны речи у детей младшего школьного возраста.
4. Определить направления и содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, провести обучающий эксперимент и проверить его эффективность.
5. Провести контрольный эксперимент, показать значимость проделанной работы на сравнении констатирующего и контрольного эксперимента.
Методы исследования: базой исследования послужило МАОУ СОШ № 27. В эксперименте принимали участие 10 детей в возрасте 7 - 9 лет, с диагнозом: ФФНР, лёгкая степень псевдобульбарной дизартрии.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретическое и практическое исследование проблемы подтвердило, что фонетико-фонематические нарушения считаются распространёнными, основными в структуре речевого дефекта у детей с псевдобульбарной дизартрией, связанное с органическим поражением центральной периферической нервной системы.
В работе проведено констатирующее исследование с целью выявления индивидуальных особенностей развития обучающихся, моторной сферы, речевых функций, фонематических процессов, лексической и грамматической сторон речи, у обучающихся с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрией.
При исследовании брали на себя роль испытуемых 10 обучающихся, в возрасте 7 - 9 лет, с диагнозом: дизартрия. На базе данных констатирующего исследования, с которыми можно ознакомиться в приложении 2., были выявлены нарушения моторной сферы у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрией:
-Двигательной памяти, переключаемости движений;
-Координации движений (статической, динамической);
-Темпа, ритма;
-Напряженность, скованностью движений в мелкой моторике пальцев рук;
-Двигательных функций артикуляционного аппарата;
-Наличие содружественных движений;
-Дифференциации движений.
Наблюдается полиморфное нарушение звукопроизношения, нарушения просодической стороны речи и фонематических процессов.
Недостаточно сформирован активный словарь. Из - за чего происходят сложности в словообразовании, образовании падежных форм существительного, употребление в единственном или множественном числе.
На основе выявленных нарушений моторной сферы и речевых функций у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрией в ходе констатирующего исследования, были составлены индивидуальные планы коррекционной работы, с которыми можно ознакомиться в приложении 3, содержание логопедической работы по коррекции псевдобульбарной дизартрии у обучающихся младшего школьного возраста. Были выделены следующие направления работы: нормализация мышечного тонуса, развитие моторной сферы, общей и мелкой моторики, артикуляционной моторики, работа по формированию правильного дыхания, развитие фонетической и фонематической системы речи.
Для обучающегося эксперимента, были разработаны логопедические занятия, с которыми можно ознакомиться в приложении 4., и проведены с испытуемыми. Также для эмоционально-волевой сферы было проведено внеурочное мероприятие на тему: «Дружба — это чудо».
С целью проверки эффективности всей проделанной работы, необходимо было провести контрольный эксперимент. Но в связи с эпидемиологической обстановкой, этого сделать не удалось. Но в ходе коррекционной работы, у некоторых испытуемых была прослежена положительная динамика развития, как фонетической, так и фонематической системы речи.
Можно предположить, что хорошо отобранная коррекционно - логопедическая работа может помочь в устранении пробелов различного рода нарушений, как в моторной сфере, так и в фонетико-фонематической системе речи.
Таким образом, цели и задачи выпускной квалификационной работы выполнены не в полном объёме.



1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова.- Москва : АСТ : Астрель, 2007. - 280 с.
2. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи/ В. И. Бельтюков.- Москва: Педагогика, 1987. - 260 с.
3. Белякова, Л. И. Заикание : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. - Москва : В. Секачев, 1998. - 304 с.
4. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия : учеб. пособие для студентов вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
5. Богомолова, А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми /
А. И. Богомолова. - Санкт-Петербург : Библиополис, 2018. - 190 с.
6. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : АСТ Астрель, 2005. - 220 с.
7. Возрастная психолингвистика : хрестоматия : учеб. пособие / сост. К. Ф. Седов. - Москва : Лабиринт, 2004. - 318 с.
8. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи: вопросы дифференциальной диагностики : учеб.- метод. пособие / Г. А. Волкова. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 133 с.
9. Волкова, С. В. Предпосылки фонематических расстройств у детей с органическими поражениями головного мозга различного генеза / С. В. Волкова // Специальное образование. - 2016. - № 2. - С. 29-38.
10. Воробьева, В. К. Методика развития речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб. пособие / В. К. Воробьева. - Москва : АСТ : Астрель. 2006. - 158 с.
11. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва : Лабиринт, 2009. - 352 с.
12. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. - Москва : Просвещение, 1995. - 126 с.
13. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. - 160 с.
14. Гуровец, Г. В. К генезису фонетико-фонематических расстройств / Г. В. Гуровец, С. И. Маевская // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи : сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина ; отв. ред. В. И. Селиверстов. - Москва : МГПИ, 1982. - С. 76-77.
15. Дьякова, Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников / Н. И. Дьякова. - Москва : Сфера, 2018. - 64 с.
16. Ефименкова, Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформиро- ванностью фонематического восприятия / Л. Н. Ефименкова. - Москва : Книголюб, 2011. - 143 с.
17. Жинкин, Н. И. Язык. Речь. Творчество : исслед. по семиотике, психолингвистике, поэтике : избр. тр. / Н. И. Жинкин. - Москва : Лабиринт, 1998. - 366 с.
18. Жовницкая, О. Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников / О. Н. Жовницкая // Начальная школа. - 2011. - № 11. - С. 41-46.
19. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя ; Моск. психол.-социал. ин-т. - Москва : МПСИ : Воронеж : МОДЭК, 2001. - 432 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ