ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ 6
ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Онтогенез фонетико-фонематической системы речи у младших 6
школьников в норме
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с 11
легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
1.3. Характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи у 15
младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО 21 РЕЗУЛЬТАТОВ
2.1. Организация и методика исследования моторики и фонетико- 21 фонематической системы речи у детей младшего школьного возраста...
2.2. Анализ результатов исследования моторики и фонетико- 22 фонематической системы речи детей младшего школьного возраста...
ГЛАВА3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ 37
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ
ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ
3.1. Теоретическое обоснование и принципы работы по коррекции 37 фонетико-фонематического недоразвития речи у детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции фонетико- 40
фонематического недоразвития речи у детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Методика констатирующего эксперимента 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Сводные таблицы неречевых и речевых нарушений 70 (констатирующий этап работы)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Перспективные планы коррекционной работы 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Конспекты занятий 90
На сегодняшний день проблема псевдобульбарной дизартрии значительно развивается в различных направлениях: в психолого-педагогическом, нейролингвистическом, клиническом.
Особенно детально в своих трудах ее описывали: К. А. Семенова, М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская, и др
Актуальность проблемы обусловлена в первую очередь распространенностью псевдобульбарной дизартрии. По статистике наиболее часто встречаемой формой дизартрии является псевдобульбарная (96%). Легкая степень псевдобульбарной дизартрии - одно из наиболее часто встречаемых в детском возрасте расстройств речи, при котором ведущим в структуре дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения и просодики.
Вопросами изучения легкой степени псевдобульбарной дизартрии занимались такие авторы как: О. В. Правдина, Е. Ф. Архипова, М. С. Маргулис, Г. В. Чиркина, и др.
Нарушения фонетической - фонематической стороны речи негативным образом сказывается на фонологической системе языка. В настоящее время достаточно важной проблемой является несформированность фонетических процессов, которые включают в себя: фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематический синтез, фонематическое представление.
Соответственно возникает проблема предупреждения и преодоления дисграфий и дислексий у детей данной категории.
Объект исследования - моторика и фонетико-фонематическая система речи у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования - содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Цель исследования: изучение состояния моторики, фонетико-фонематической системы речи у детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии, разработка содержания коррекционной работы, проведение обучающего эксперимента и проверка эффективности коррекционной работы.
Задачи исследования:
1. Изучить научно - методическую литературу по проблеме исследования.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на определение уровня сформированности моторики и фонетико-фонематической стороны речи у детей младшего школьного возраста.
4. Определить направления и содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, провести обучающий эксперимент и проверить его эффективность.
5. Провести контрольный эксперимент, показать значимость проделанной работы на сравнении констатирующего и контрольного эксперимента.
Методы исследования: базой исследования послужило МАОУ СОШ № 27. В эксперименте принимали участие 10 детей в возрасте 7 - 9 лет, с диагнозом: ФФНР, лёгкая степень псевдобульбарной дизартрии.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы, приложения.
Теоретическое и практическое исследование проблемы подтвердило, что фонетико-фонематические нарушения считаются распространёнными, основными в структуре речевого дефекта у детей с псевдобульбарной дизартрией, связанное с органическим поражением центральной периферической нервной системы.
В работе проведено констатирующее исследование с целью выявления индивидуальных особенностей развития обучающихся, моторной сферы, речевых функций, фонематических процессов, лексической и грамматической сторон речи, у обучающихся с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрией.
При исследовании брали на себя роль испытуемых 10 обучающихся, в возрасте 7 - 9 лет, с диагнозом: дизартрия. На базе данных констатирующего исследования, с которыми можно ознакомиться в приложении 2., были выявлены нарушения моторной сферы у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрией:
-Двигательной памяти, переключаемости движений;
-Координации движений (статической, динамической);
-Темпа, ритма;
-Напряженность, скованностью движений в мелкой моторике пальцев рук;
-Двигательных функций артикуляционного аппарата;
-Наличие содружественных движений;
-Дифференциации движений.
Наблюдается полиморфное нарушение звукопроизношения, нарушения просодической стороны речи и фонематических процессов.
Недостаточно сформирован активный словарь. Из - за чего происходят сложности в словообразовании, образовании падежных форм существительного, употребление в единственном или множественном числе.
На основе выявленных нарушений моторной сферы и речевых функций у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрией в ходе констатирующего исследования, были составлены индивидуальные планы коррекционной работы, с которыми можно ознакомиться в приложении 3, содержание логопедической работы по коррекции псевдобульбарной дизартрии у обучающихся младшего школьного возраста. Были выделены следующие направления работы: нормализация мышечного тонуса, развитие моторной сферы, общей и мелкой моторики, артикуляционной моторики, работа по формированию правильного дыхания, развитие фонетической и фонематической системы речи.
Для обучающегося эксперимента, были разработаны логопедические занятия, с которыми можно ознакомиться в приложении 4., и проведены с испытуемыми. Также для эмоционально-волевой сферы было проведено внеурочное мероприятие на тему: «Дружба — это чудо».
С целью проверки эффективности всей проделанной работы, необходимо было провести контрольный эксперимент. Но в связи с эпидемиологической обстановкой, этого сделать не удалось. Но в ходе коррекционной работы, у некоторых испытуемых была прослежена положительная динамика развития, как фонетической, так и фонематической системы речи.
Можно предположить, что хорошо отобранная коррекционно - логопедическая работа может помочь в устранении пробелов различного рода нарушений, как в моторной сфере, так и в фонетико-фонематической системе речи.
Таким образом, цели и задачи выпускной квалификационной работы выполнены не в полном объёме.
1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова.- Москва : АСТ : Астрель, 2007. - 280 с.
2. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи/ В. И. Бельтюков.- Москва: Педагогика, 1987. - 260 с.
3. Белякова, Л. И. Заикание : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. - Москва : В. Секачев, 1998. - 304 с.
4. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия : учеб. пособие для студентов вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
5. Богомолова, А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми /
А. И. Богомолова. - Санкт-Петербург : Библиополис, 2018. - 190 с.
6. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : АСТ Астрель, 2005. - 220 с.
7. Возрастная психолингвистика : хрестоматия : учеб. пособие / сост. К. Ф. Седов. - Москва : Лабиринт, 2004. - 318 с.
8. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи: вопросы дифференциальной диагностики : учеб.- метод. пособие / Г. А. Волкова. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 133 с.
9. Волкова, С. В. Предпосылки фонематических расстройств у детей с органическими поражениями головного мозга различного генеза / С. В. Волкова // Специальное образование. - 2016. - № 2. - С. 29-38.
10. Воробьева, В. К. Методика развития речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб. пособие / В. К. Воробьева. - Москва : АСТ : Астрель. 2006. - 158 с.
11. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва : Лабиринт, 2009. - 352 с.
12. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. - Москва : Просвещение, 1995. - 126 с.
13. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. - 160 с.
14. Гуровец, Г. В. К генезису фонетико-фонематических расстройств / Г. В. Гуровец, С. И. Маевская // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи : сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина ; отв. ред. В. И. Селиверстов. - Москва : МГПИ, 1982. - С. 76-77.
15. Дьякова, Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников / Н. И. Дьякова. - Москва : Сфера, 2018. - 64 с.
16. Ефименкова, Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформиро- ванностью фонематического восприятия / Л. Н. Ефименкова. - Москва : Книголюб, 2011. - 143 с.
17. Жинкин, Н. И. Язык. Речь. Творчество : исслед. по семиотике, психолингвистике, поэтике : избр. тр. / Н. И. Жинкин. - Москва : Лабиринт, 1998. - 366 с.
18. Жовницкая, О. Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников / О. Н. Жовницкая // Начальная школа. - 2011. - № 11. - С. 41-46.
19. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя ; Моск. психол.-социал. ин-т. - Москва : МПСИ : Воронеж : МОДЭК, 2001. - 432 с.
...