Светская повесть в прозе Н.М. Карамзина: материалы к изучению в школе
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СВЕТСКАЯ ПОВЕСТЬ В ИСТОРИЧЕСКОМ И
ТЕОРЕТИЧЕСКОМ АСПЕКТАХ 10
1.1. Жанровое своеобразие светской
повести 10
1.2. История светской повести в русской литературе первой половины XIX
века 22
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ СВЕТСКОЙ ПОВЕСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.М.
КАРАМЗИНА 33
2.1. Черты светской повести в произведении
«Юлия» 33
2.2. Обратная сторона жизни светского общества в произведении «Моя
исповедь» 41
2.3 Признаки светской повести в неоконченном романе «Рыцарь нашего времени» 5
0
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ГЛАВА 1. СВЕТСКАЯ ПОВЕСТЬ В ИСТОРИЧЕСКОМ И
ТЕОРЕТИЧЕСКОМ АСПЕКТАХ 10
1.1. Жанровое своеобразие светской
повести 10
1.2. История светской повести в русской литературе первой половины XIX
века 22
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ СВЕТСКОЙ ПОВЕСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.М.
КАРАМЗИНА 33
2.1. Черты светской повести в произведении
«Юлия» 33
2.2. Обратная сторона жизни светского общества в произведении «Моя
исповедь» 41
2.3 Признаки светской повести в неоконченном романе «Рыцарь нашего времени» 5
0
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) - поэт, публицист, прозаик, литературный критик, глава литературного направления, издатель, историк.
Имя Н.М. Карамзина в русской литературе, прежде всего, связывается с сентиментализмом. Впервые в его произведениях на первый план выступает внутренний мир героя. В.Г. Белинский точно подметил, что писатель «сумел заохотить русскую публику к чтению русских книг» [Белинский 1955: 139].
Литературоведы схожи в мысли о несомненной ценности творчества Н.М. Карамзина для истории русской литературы.
Изучением творчества Н.М. Карамзина занимались Г.А. Гуковский, Ю.М. Лотман, В.Э. Вацуро, П.А. Орлов, Ф.З. Канунова, Д.Д. Благой, Е.Н. Купреянова, Е.И. Осетров, Н.Д. Кочеткова, Л. А. Сапченко, С.Э. Павлович, Л.Г. Кислягина, Т. А. Каменецкая, В.И. Глухов, С.М. Исупова, С.Б. Калганова и др.
Множество аспектов его творчества затрагивалось исследователями. Большая роль в изучении произведений Н.М. Карамзина была отведена раскрытию психологизма героев.
Н. Д. Купреянова пишет о достижениях писателя в раскрытии внутреннего мира человека: «Одно из самых замечательных достижений Карамзина-повествователя состояло в том, что повести его были первыми опытами художественного анализа закономерностей и некоторых противоречий внутреннего мира человека. Тем самым они перенесли изображение явлений «нравственности» из области абстрактных моральных «истин» и столь же отвлеченного, абстрактного нравоучения, как это имело место в сентиментальных повестях и нравоучительных романах XVIII века, в сферу рассмотрения психологии отдельного человека. Новаторство Карамзина заключается в том, что он впервые предпринял попытки психологического раскрытия героя, попытки далеко не совершенные, но открывающие новую страницу в истории русской литературы» [Купреянова 1962: 95 - 96].
П.А. Орлов дает оценку сентиментальным произведениям Карамзина: «В сентиментальной прозе появляется субъект речи: личный повествователь, рассказчик. Душевные переживания «истории» или «случая» меняет представление на видение мира, он становится оправданным. Поменялся предмет изображения: не внешний мир, а внутренний мир героев. Повлиял и внутренний мир повествователя, который переживает, либо сопереживает. Это дало писателю вобрать не только сферу внешнего мира, а сделать центром обыденную жизнь предметом личного поведения. Главным объектом внимания писателей стал внутренний мир простолюдина, что обусловило необходимость искать новые средства художественной характеристики персонажей. Возник интерес к тому, как душевные качества героя проявляются в его внешности (портрет), в его отношении к природе (пейзаж), самооценке (исповедь)» [Орлов 1979: 232].
Во всяком произведении в центре оказывается человек с его исключительным характером, с собственными интересами. И ключевая задача любой литературы - раскрыть тайны этой души. Писатель освоил способы психологического анализа в раскрытии внутреннего мира человека. И вследствие этого его произведения вызывали значительное внимание и не оставляли безразличным ни одного читателя.
В карамзиноведении одним из важных аспектов рассмотрения является жанровая специфика произведений писателя. Так Ю.М. Лотман отмечает: «Традиция прозы XVIII века подсказывала готовую художественную форму - политический роман с псевдоисторическим сюжетом, тот самый роман, о котором Карамзин столь пренебрежительно отозвался в «Рыцаре нашего времени». И Карамзин пошел по этому - недавно им самим осужденному - пути. Повесть «Марфа-посадница» не могла не оживить в сознании читателей начала XIX века воспоминания о тех исторических романах, авторы которых тревожат священных прах Нум, Аврелиев, Альфредов» [Лотман 1998: 389].
С. Е. Подлесова в своей работе, которая посвящена жанру исторической повести в творчестве Карамзина, направляет внимание на то, что автор стремится продемонстрировать характеры героев в развитии, а не в статике [Подлесова 2000: 72].
Также одним из дискуссионных вопросов в творчестве писателя является вопрос о принадлежности писателя к определенному литературному направлению.
Ф.З. Канунова приходит к мысли, что «значение Карамзина-писателя <...> нужно видеть не в том, что он порывает с эстетикой сентиментализма, а в том, что он создает и совершенствует ее» [Канунова 1969: 23].
Однако есть мнения, что Н.М. Карамзин был не только основоположником сентиментализма, но и стал родоначальником предромантизма в русской литературе (рубеж XVIII-XIX веков) [Троицкий 1985: 68]. Таким образом, объектом исследования становятся поздние произведения Карамзина, о которых пишет В.Ю. Троицкий, В. В. Биткинова и др...
Имя Н.М. Карамзина в русской литературе, прежде всего, связывается с сентиментализмом. Впервые в его произведениях на первый план выступает внутренний мир героя. В.Г. Белинский точно подметил, что писатель «сумел заохотить русскую публику к чтению русских книг» [Белинский 1955: 139].
Литературоведы схожи в мысли о несомненной ценности творчества Н.М. Карамзина для истории русской литературы.
Изучением творчества Н.М. Карамзина занимались Г.А. Гуковский, Ю.М. Лотман, В.Э. Вацуро, П.А. Орлов, Ф.З. Канунова, Д.Д. Благой, Е.Н. Купреянова, Е.И. Осетров, Н.Д. Кочеткова, Л. А. Сапченко, С.Э. Павлович, Л.Г. Кислягина, Т. А. Каменецкая, В.И. Глухов, С.М. Исупова, С.Б. Калганова и др.
Множество аспектов его творчества затрагивалось исследователями. Большая роль в изучении произведений Н.М. Карамзина была отведена раскрытию психологизма героев.
Н. Д. Купреянова пишет о достижениях писателя в раскрытии внутреннего мира человека: «Одно из самых замечательных достижений Карамзина-повествователя состояло в том, что повести его были первыми опытами художественного анализа закономерностей и некоторых противоречий внутреннего мира человека. Тем самым они перенесли изображение явлений «нравственности» из области абстрактных моральных «истин» и столь же отвлеченного, абстрактного нравоучения, как это имело место в сентиментальных повестях и нравоучительных романах XVIII века, в сферу рассмотрения психологии отдельного человека. Новаторство Карамзина заключается в том, что он впервые предпринял попытки психологического раскрытия героя, попытки далеко не совершенные, но открывающие новую страницу в истории русской литературы» [Купреянова 1962: 95 - 96].
П.А. Орлов дает оценку сентиментальным произведениям Карамзина: «В сентиментальной прозе появляется субъект речи: личный повествователь, рассказчик. Душевные переживания «истории» или «случая» меняет представление на видение мира, он становится оправданным. Поменялся предмет изображения: не внешний мир, а внутренний мир героев. Повлиял и внутренний мир повествователя, который переживает, либо сопереживает. Это дало писателю вобрать не только сферу внешнего мира, а сделать центром обыденную жизнь предметом личного поведения. Главным объектом внимания писателей стал внутренний мир простолюдина, что обусловило необходимость искать новые средства художественной характеристики персонажей. Возник интерес к тому, как душевные качества героя проявляются в его внешности (портрет), в его отношении к природе (пейзаж), самооценке (исповедь)» [Орлов 1979: 232].
Во всяком произведении в центре оказывается человек с его исключительным характером, с собственными интересами. И ключевая задача любой литературы - раскрыть тайны этой души. Писатель освоил способы психологического анализа в раскрытии внутреннего мира человека. И вследствие этого его произведения вызывали значительное внимание и не оставляли безразличным ни одного читателя.
В карамзиноведении одним из важных аспектов рассмотрения является жанровая специфика произведений писателя. Так Ю.М. Лотман отмечает: «Традиция прозы XVIII века подсказывала готовую художественную форму - политический роман с псевдоисторическим сюжетом, тот самый роман, о котором Карамзин столь пренебрежительно отозвался в «Рыцаре нашего времени». И Карамзин пошел по этому - недавно им самим осужденному - пути. Повесть «Марфа-посадница» не могла не оживить в сознании читателей начала XIX века воспоминания о тех исторических романах, авторы которых тревожат священных прах Нум, Аврелиев, Альфредов» [Лотман 1998: 389].
С. Е. Подлесова в своей работе, которая посвящена жанру исторической повести в творчестве Карамзина, направляет внимание на то, что автор стремится продемонстрировать характеры героев в развитии, а не в статике [Подлесова 2000: 72].
Также одним из дискуссионных вопросов в творчестве писателя является вопрос о принадлежности писателя к определенному литературному направлению.
Ф.З. Канунова приходит к мысли, что «значение Карамзина-писателя <...> нужно видеть не в том, что он порывает с эстетикой сентиментализма, а в том, что он создает и совершенствует ее» [Канунова 1969: 23].
Однако есть мнения, что Н.М. Карамзин был не только основоположником сентиментализма, но и стал родоначальником предромантизма в русской литературе (рубеж XVIII-XIX веков) [Троицкий 1985: 68]. Таким образом, объектом исследования становятся поздние произведения Карамзина, о которых пишет В.Ю. Троицкий, В. В. Биткинова и др...
В нашей работе мы рассмотрели светскую повесть в теоретическом и историческом аспектах.
Мы проанализировали проблему жанрового своеобразия данного жанра. В качестве главных носителей жанра мы, вслед за исследователями, выделили специфику субъектной организации (повествование от лица личного повествователя, знакомого с миром светского общества не понаслышке), хронотопа, художественного образа мира (как правила это замкнутый мир светских салонов, балов, театров и т.д.) и образной системы (в светской повести.
Можно выделить два направления развития светской повести: романтическое (повести Е.А. Ганн, А.А. Бестужева-Марлинского и др.) и реалистическое (повести Н.Ф. Павлова, В.Ф. Одоевского и др.).
Писатели «светских повестей» романтической разновидности сделали акцент на психологических приемах раскрытия личности героя.
Писатели реалистической разновидности «светских повестей» рассмотрели именно изображение самого светского общества и его влияния на формирование человеческой личности, живущей в нём. Авторы развили приёмы анализа социально-психологического в представлении внутреннего мира человека и действительности, которая его окружает.
Именно в творчестве Н.М. Карамзина зарождаются черты светской повести. Мы обратились к анализу его произведений «Юлия», «Моя исповедь» и «Рыцарь нашего времени».
Анализ произведения «Юлия» Н.М. Карамзина приводит нас к мысли, что здесь есть черты светской повести. В основе произведения лежит любовный конфликт. Особенности хронотопа: внутренняя замкнутость мира высшего света и предопределенность всех событий в нем мы находим и в повести Карамзина. На примере образа жизни Юлии в повести Карамзин показывает то, какой образ жизни ведут светские дамы конца XVIII века.
Писатель показывает его сатирически.
Образная система в произведении Карамзина вполне соответствует канонам светской повести. Так Князь N* - типичный ловелас, а Юлия - великосветская дама, у которой есть супруг.
В ходе анализа «Моей исповеди» мы выявили следующие особенности субъектной организации: произведение представляет собой исповедь главного героя - графа, который является одним из представителей светского общества. Он воплощает тип избалованного безобразника-дворянина. Как это нередко бывает в светских повестях свет и его представители показаны здесь сатирически.
Действие происходит в разных местах: в заграничных университетах и увеселительных заведениях и даже долговая тюрьма. Есть и традиционные для светских повестей локации: богатые дома (графа и князя), где герой устраивает обеды, приемы и т.д., балы. То есть мы видим ограниченный хронотоп.
Видим и традиционную образную систему: муж, жена и любовник, правда, у Карамзина они фактически меняются местами.
Главной задачей в «Рыцаре нашего времени» Н.М. Карамзина является изображение формирования внутреннего мира человека - героя своего времени. Эта мысль звучит уже в заглавии. Писатель прослеживает то, как, начиная с самого рождения, характер Леона складывается под влиянием различных факторов (чтение, общение с родителями, братство провинциального дворянства, общение с графиней Эмилией и.т.д.). Главный герой в этом произведении является представителем дворянства, который формируется в провинциальной дворянской среде, но должен пройти свой путь в высшем обществе столицы. Об этом мы можем сделать вывод из авторских комментариев. Автор показывает отличие провинциальных дворян и столичного света.
Данное исследование будет полезно как учителям, так и школьникам на уроках литературы при изучении русской классики. Безусловно, данная работа будет неотъемлемой частью уроков истории для учащихся средней школы.
Мы проанализировали проблему жанрового своеобразия данного жанра. В качестве главных носителей жанра мы, вслед за исследователями, выделили специфику субъектной организации (повествование от лица личного повествователя, знакомого с миром светского общества не понаслышке), хронотопа, художественного образа мира (как правила это замкнутый мир светских салонов, балов, театров и т.д.) и образной системы (в светской повести.
Можно выделить два направления развития светской повести: романтическое (повести Е.А. Ганн, А.А. Бестужева-Марлинского и др.) и реалистическое (повести Н.Ф. Павлова, В.Ф. Одоевского и др.).
Писатели «светских повестей» романтической разновидности сделали акцент на психологических приемах раскрытия личности героя.
Писатели реалистической разновидности «светских повестей» рассмотрели именно изображение самого светского общества и его влияния на формирование человеческой личности, живущей в нём. Авторы развили приёмы анализа социально-психологического в представлении внутреннего мира человека и действительности, которая его окружает.
Именно в творчестве Н.М. Карамзина зарождаются черты светской повести. Мы обратились к анализу его произведений «Юлия», «Моя исповедь» и «Рыцарь нашего времени».
Анализ произведения «Юлия» Н.М. Карамзина приводит нас к мысли, что здесь есть черты светской повести. В основе произведения лежит любовный конфликт. Особенности хронотопа: внутренняя замкнутость мира высшего света и предопределенность всех событий в нем мы находим и в повести Карамзина. На примере образа жизни Юлии в повести Карамзин показывает то, какой образ жизни ведут светские дамы конца XVIII века.
Писатель показывает его сатирически.
Образная система в произведении Карамзина вполне соответствует канонам светской повести. Так Князь N* - типичный ловелас, а Юлия - великосветская дама, у которой есть супруг.
В ходе анализа «Моей исповеди» мы выявили следующие особенности субъектной организации: произведение представляет собой исповедь главного героя - графа, который является одним из представителей светского общества. Он воплощает тип избалованного безобразника-дворянина. Как это нередко бывает в светских повестях свет и его представители показаны здесь сатирически.
Действие происходит в разных местах: в заграничных университетах и увеселительных заведениях и даже долговая тюрьма. Есть и традиционные для светских повестей локации: богатые дома (графа и князя), где герой устраивает обеды, приемы и т.д., балы. То есть мы видим ограниченный хронотоп.
Видим и традиционную образную систему: муж, жена и любовник, правда, у Карамзина они фактически меняются местами.
Главной задачей в «Рыцаре нашего времени» Н.М. Карамзина является изображение формирования внутреннего мира человека - героя своего времени. Эта мысль звучит уже в заглавии. Писатель прослеживает то, как, начиная с самого рождения, характер Леона складывается под влиянием различных факторов (чтение, общение с родителями, братство провинциального дворянства, общение с графиней Эмилией и.т.д.). Главный герой в этом произведении является представителем дворянства, который формируется в провинциальной дворянской среде, но должен пройти свой путь в высшем обществе столицы. Об этом мы можем сделать вывод из авторских комментариев. Автор показывает отличие провинциальных дворян и столичного света.
Данное исследование будет полезно как учителям, так и школьникам на уроках литературы при изучении русской классики. Безусловно, данная работа будет неотъемлемой частью уроков истории для учащихся средней школы.
Подобные работы
- ПРОЗЫ Н.М.КАРАМЗИНА (10.01.09)
Диссертации (РГБ), искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - ФОЛЬКЛОРИЗМ ПРОЗЫ Н.М. КАРАМЗИНА
Диссертация , филология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Фольлоризм прозы Н.М.Карамзина
Диссертации (РГБ), филология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - Русский путешественник в путевой прозе В. А. Жуковского
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - ЛИТЕРАТУРНЫЕ АЛЬМАНАХИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА:
ИЗДАТЕЛЬСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ И ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ
БИБЛИОТЕКИ А.В. НИКИТЕНКО).
Бакалаврская работа, книжное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2025 - ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕВЫХ ОЧЕРКОВ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ И СОВЕТСКОЙ МЕТРАПОЛИИ 1920-1930-х ГОДОВ
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4620 р. Год сдачи: 2016 - Становление общественно-философских взглядов А.А. Григорьева (опыт историко-психологической биографии)
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ТРАНСФОРМАЦИЯ КОНЦЕПТА «СЕМЬЯ» В КУЛЬТУРЕ РОССИИ
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - РЕЦЕПЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ТЕКСТОВ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ УТОПИИ XVIII ВЕКА
Диссертации (РГБ), литература. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018





