Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности

Работа №94109

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы151
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
172
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Формирование словарного запаса у старших дошкольников в
норме 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи 12
1.3. Характеристика словарного запаса у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 17
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 21
2.1. Организация, цель, задачи, методики, констатирующий эксперимент..21
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 23
2.3. Характеристика словарного запаса старших дошкольников с общим
недоразвитием речи на основании результатов констатирующего эксперимента 28
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 39
3.1. Принципы и основные направления работы по формированию
словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности 39
3.2. Содержание логопедической работы по формированию словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе
изобразительной деятельности 45
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 117

В современном обществе суждения о развитости личности, его возможностях основываются во многом на его словарном запасе. Общество воспринимает человека с большим словарным запасом как образованную и неординарную личность. Лексикон человека напрямую зависит от его умственных возможностей. Словарному запасу ребенка нужно уделять большое внимание, ведь он формируется не сам по себе, а под влиянием различных факторов: общения с окружающими, усвоения информации из книг, просмотра телепередач и т.д. Данной работой необходимо заниматься с самого детства.
Один из этапов детства это старший дошкольный возраст, период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, активного развития физических, творческих и познавательных способностей.
В настоящее время растет количество дошкольников с общим недоразвитием речи. Причина этому - загрязнение экологии, рост родовых травм, увеличение количества заболеваний и различных патологий, влияющих на здоровье и психическое развитие ребенка.
Впервые термин общее недоразвитие речи употребила Р.Е. Левина, работая с данной патологией.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Важное место в системе речевой работы с детьми с ОНР занимает обогащение словарного запаса, его закрепление, активизация.
Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, в повседневной жизни, общении, а также во всех видах деятельности ребенка, один из которых - изобразительная деятельность.
Изобразительная деятельность является особым средством познания действительности и оказывает большое влияние на умственное развитие ребенка. Необходимо максимально использовать возможность приобщения детей старшего дошкольного возраста к искусству, так как оно положительно воздействует на их психику, разум, интеллект и чувства. Рисование, лепка, аппликация оказывает большое влияние на всестороннее развитие и воспитание дошкольника, в частности для детей с ОНР. В процессе продуктивной деятельности для осуществления тесной связи слова с действием происходит оречевление действий. В процессе изобразительной деятельности действия детей, сопровождаемые речью, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными.
Проблема развития словарного запаса у старших дошкольников актуальна тем, что от сформированности этого компонента зависит как дети овладеют программой ДОУ, а в будущем программой общеобразовательной школы.
Под влиянием улицы, запущенности со стороны взрослых, безграмотной информации с телевидения у детей наблюдается бедность словарного запаса, что негативно сказывается на развитии ребенка.
Объект исследования: состояние словарного запаса старших дошкольников с общим недоразвитием речи и содержание логопедической работы по его формированию.
Предмет исследования: процесс активизации словарного запаса старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: изучение словарного запаса старших дошкольников с общим недоразвитием речи и планирование логопедической работы, направленной на его формирование в процессе изобразительной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования.
2. Организовать и провести экспериментальное исследование состояния словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Проанализировать данные полученные в ходе контрольного эксперимента.
4. Спланировать содержание коррекционной работы с детьми экспериментальной группы.
5. Экспериментально проверить эффективность использования изобразительной деятельности для активизации словарного запаса дошкольников с общим недоразвитием речи.
6. Провести качественный и количественный анализ полученных данных обучающего эксперимента.
Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета и объекта, в соответствии с целью и задачами:
1. Теоретические:
• анализ лингвистической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• сбор и изучение анамнестических данных детей экспериментальной группы.
2. Интерпретационный метод.
3. Качественный и количественный анализ экспериментальных данных
Этапы исследования:
Первый этап. Изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, постановка целей, задачи.
Второй этап. Теоретическое обоснование выбранных методик по теме исследования, проведение констатирующего эксперимента, обобщение и обработка полученных данных.
Третий этап. Интерпретация данных контрольного эксперимента и проведение обучающего эксперимента, формулирование основных положений, выводов.
База исследования: МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки», город Югорск Ханты - Мансийский автономный округ. В исследовании участвовало десять детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, разделённые на контрольную и экспериментальную группы.
Структура ВКР: выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема формирования словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи актуальна и значима в настоящее время, так как от ее сформированности зависит и полнота познания окружающей действительности, и становление сознания, и развитие личности в целом.
Целью исследования являлось изучение словарного запаса старших дошкольников с общим недоразвитием речи и планирование логопедической работы, направленной на его формирование в процессе изобразительной деятельности. Для достижения поставленной цели нами изучена литература, включающая в себя статьи, учебные пособия, методические разработки различных советских и современных авторов по формированию словарного запаса у старших дошкольников. Представлена психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи, раскрыт их словарный запас, изучено влияние изобразительной деятельности на формирование словарного запаса детей и речи в целом.
При написании первой главы выпускной квалификационной работы нами было выяснено, что изучением развития словарного запаса детей данной категории занимались такие ученые как Л. С. Выготский, М. М. Кольцова, В. И. Логинова, М. М. Алексеева, Яшина В. И., Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Е. Ф. Архипова, А. М. Бородич и другие. Теоретический анализ литературных источников помог выяснить, как развивается словарный запас у дошкольников в ходе онтогенеза. Рассмотрение разных точек зрения помогло выяснить, как формируется словарный запас у дошкольников, как он влияет на всю речь в целом ребенка.
Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи представлена в трудах Л.С. Волковой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Р. Е. Левиной. Общее недоразвитие речи включает в себя несколько уровней от полного отсутствия речевых средств
общения до развернутых форм связной речи, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
Во второй главе выпускной квалификационной работе нами было определены цель, задачи констатирующего эксперимента, направления исследования, проведено обследование состояния словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Эксперимент проходил на базе на МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки», город Югорск.
Логопедическое обследование детей начато с анализа анамнестических данных; далее обследованы общая моторика, произвольная моторика пальцев рук, артикуляционный аппарат, мимическая моторика, фонетическая сторона речи, слоговая структура, фонематический слух, звуковой анализ слова, понимание речи, активный словарь.
Данные, полученные в ходе контрольного эксперимента обработаны и проанализированы. По результатам обследования было выявлено, что у детей экспериментальной группы имеются нарушения в мелкой, общей, артикуляционной моторики. У старших дошкольников снижен уровень сформированности лексико-грамматических структур - это проявляется в бедном словарном запасе. Полученные данные будут для нас опорой в планировании и организации коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста. По результатам логопедического обследования было выяснено, что у всех детей имеется ОНР III уровня.
В третьей главе выпускной квалификационной работе на основании полученных данных из главы II мы спланировали содержание логопедической работы по развитию словарного запаса у старших дошкольников с ОНР в процессе изобразительной деятельности, указав что занятия по изобразительному искусства способствуют активизации самостоятельной мыслительной и речевой деятельности детей. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счёт использования слов, обозначающих предметы, действия и признаки с учётом грамматически правильного согласования слов в роде, числе и падеже, что способствует коррекции грамматического строя речи дошкольников. Систематическая работа, в процессе которой идет тренировка рук и кисти, способствует формированию правильной речи детей и пополнению их словарного запаса.
Разработанный нами план основывается на программе Н.В. Нищевой «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» и Т. С. Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду».
В занятия включена работа по формированию словарного запаса старших дошкольников и изобразительная деятельность
План работы по формированию словарного запаса у старших дошкольников будет полезен логопедам, воспитателям, педагогам изобразительной деятельности для развития словаря, коммуникативной, номинативной функции речи, формирования мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), развития связной речи, развития творческих способностей.
Эффективность использования изобразительной деятельности для формирования словарного запаса дошкольников с ОНР экспериментально проверена и выяснено, что она положительно влияет на активизацию мыслительной и речевой деятельности детей.
Обучающий эксперимент способствовал формированию словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи. При проведении контрольного эксперимента мы увидели положительную динамику в речи детей. Перед педагогами стоит задача контролировать введенные слова в речь детей, проводить работу с новыми словами.
Цель нашего исследования достигнута, были выявлены особенности словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи III уровня и спланирована коррекционная работу с учетом результатов констатирующего эксперимента. Задачи исследования решены в полном объеме, проблема исследования решена. К выпускной квалификационной работе прилагаются приложения по формированию словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 содержит методические рекомендации Н. М. Трубниковой по обследование понимания речи.
В ПРИЛОЖЕНИИ 2 представлены таблицы обследования активного словаря детей старшего дошкольного возраста на этапах констатирующего и контрольного эксперимента.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 содержит индивидуальные перспективные планы коррекционной работы на каждого ребенка.
В ПРИЛОЖЕНИЕ 4 входит фрагмент программы Т. С. Комаровой «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий»
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 содержит конспект фронтального логопедического занятия по развитию словарного запаса на тему: «Снегурочка»
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 содержит конспект фронтального логопедического занятия по развитию словарного запаса на тему: «Пароход»
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 содержит конспект фронтального логопедического занятия по развитию словарного запаса на тему: «Деревья в инее»
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 содержит речевую карту ребенка с ОНР.


1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учебник и практикум для академического бакалавриата 2-е издание, исправленное и дополненное / Г. С. Абрамова. - Москва : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. - URL: http://static2.ozone.ru/multimedia/book_file/1010602769.pdf (дата обращения 6.01.2020).
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - 3-е издание, стереотип / М. М. Алексеева, В.И. Яшина. - Москва : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Е.Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2007. -. URL: http://pedlib.ru/Books/5/0079/5-0079- 1.shtml (дата обращения 15.01.2020).
4. Бардышева, Т. Ю. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 5-6 лет с ОНР / Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова. - Москва : Скрипторий 2003, 2017. - 264 с.
5. Бородич, А. М. Методика развития речи детей: учебное пособие для педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» 2-е издание, переработанное / А. М. Бородич. - Москва : Просвещение, 1981. - 256 с.
6. Волосовец, Т. В. Преодоление ОНР у дошкольников / Т. В. Волосовец. - Москва : Сфера, 2008. - 256 с.
7. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Издание 5, исправленное / Л. С.
Выготский. - Москва : Лабиринт, 1999. - URL: http://
pedlib.ru/Books/1/0162/1-0162-1.shtml (дата обращения 11.01.2020).
8. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 472 с.
9. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Г. Г Григорьева - Москва, 1999. - URL: https://gigabaza.ru/doc/68167.html (дата обращения 15.01.2020).
10. Громова, О. Е. Методика формирования начального детского лексикона / О. Е. Громова. - Москва : Сфера, 2003. - 176 с.
11. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2006. - 320 с.
12. Жукова, Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Москва : Эксмо, 2017. - 228 с.
13. Захарова, А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи / А. В. Захарова. - Новосибирск, 1975. - 23 с.
14. Козырева, Л. М. Развитие речи. Дети 5-7 лет / Л. М. Козырева. — Ярославль: Академия Холдинг, 2002. — 160 с.
15. Козырева, О. А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи. Старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений. Пособие для логопеда / О. А. Козырева, Н. Б. Борисова. - Москва : Владос, 2016. - 119 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ