Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образ народного заступника в цикле А. М. Ремизова «Николины притчи»: материалы к изучению в школе

Работа №94105

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы68
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЦИКЛА А. М. РЕМИЗОВА «НИКОЛИНЫ ПРИТЧИ» 10
1.1. Притча как малый литературный жанр 10
1.2. История создания цикла «Николины притчи» А.М. Ремизова 15
1.3 Трансформация библейской традиции в цикле А.М. Ремизова
«Николины притчи» 23
Глава 2. ПРИЕМЫ РАСКРЫТИЯ ОБРАЗА НИКОЛАЯ УГОДНИКА В
ЦИКЛЕ А. М. РЕМИЗОВА «НИКОЛИНЫ ПРИТЧИ» 32
2.1. Образ Николая Угодника в цикле А.М. Ремизова «Николины притчи» 32
2.2. Грани образа Николая Угодника. 42
2.3. Роль пейзажа в создании образа Николая Угодника 46
2.4 Рекомендации учителю по использованию цикла А.М.Ремизова
«Николины притчи» в школьной программе по музыке. 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 62

Алексей Михайлович Ремизов (1877 - 1957) - самобытный русский писатель, хорошо известный своими произведениями по мотивам русского фольклора. После Октябрьской революции 1917 года он эмигрировал из России сначала в Г ерманию, а потом - в Париж, где и прожил до конца своих дней, активно занимаясь литературным творчеством. В связи с эмиграцией, в советском литературоведении творчество Ремизова практически не изучалось и даже находилось под запретом. Отечественные ученые начали активно исследовать его произведения только в 1980-х годах.
Годы эмиграции были для Ремизова годами постоянной тоски о России, но также временем плодотворной творческой работы. 1920—1930-е годы — время создания и обдумывания основных книг Ремизова, основанных на автобиографическом материале. Погружение в глубины своего «я», в воспоминания стало неисчерпаемым источником творчества Ремизова. При этом он понимал «память» не только как реальные воспоминания, но и как глубокую «прапамять» о своем перевоплощении в иных обличьях на протяжении разных эпох. С начала 1930-х до 1949 года литератору не удается публиковать свои книги отдельными изданиями, поэтому большинство созданных до Второй мировой войны произведений опубликовано позднее. На протяжении всего своего творческого пути Ремизов обращался к произведениям древнерусской литературы.
При этом он исследовательски подходил к выбору текста — источника своего пересказа. Он выбирал произведения, сыгравшие значительную роль в древнерусской литературе, любимые народным читателем и, в то же время, созвучные своими «вечными» проблемами человеку ХХ века. Ремизов пересказывал тексты, найденные им в рукописных сборниках или опубликованные в научных изданиях. Не случайно, что в советском литературоведении научный интерес к изучению ремизовских переработок возник именно у исследователей древнерусской литературы Я.С. Лурье, Д.С. Лихачева, Р.П. Дмитриевой. Ремизовские обработки представляют интерес при изучении истоков мифологизма в русской литературе рубежа веков и могут быть сопоставлены с исканиями А. Блока, Ин. Анненского, Вяч. Иванова, С. Городецкого и ряда других писателей. Имманентный анализ его пересказов и сопоставление их с другими произведениями, близкими по художественным задачам, помогут в решении проблемы стилизации. Как показали современные исследования, творчество Ремизова оказало воздействие на раннюю советскую прозу начала 1920-х годов. Изучение ремизовских обработок фольклорных и древнерусских текстов, сказовых по форме, полных сказочной образности и лирического субъективизма, поможет более глубоко понять характер существенного влияния Ремизова на орнаментальную прозу.
В последняя время интерес к творчеству этого писателя возрождается, особенно в православной среде. Его произведения, многие из которых написаны в уникальном авторском жанре - притча, проникнуты глубоким философским смыслом; во время литературного творчества автор хотел вернуться к своим корням, в своих книгах он выражает собственный путь исканий Бога и смысла жизни.
Литературные критики отмечают, что уникальность большинства произведений писателя заключатся в том, что он уходил от слепого копирования фольклорного наследия Руси и смело интерпретировал древнерусскую литературную традицию, наполняя ее новым смыслом, новым звучанием.
Об этом, в частности, говорит А. М. Грачева «В своих произведениях писатель также создает совершенно новые образы святых угодников, горячо любимых на Руси»[18, с. 111]. Один из наиболее ярких примеров такой интерпретации древнего литературного и художественного наследия - цикл коротких рассказов «Николины притчи», в котором автор предъявляет на суд зрителя собственную трактовку образа святого Николая Чудотворца. Известного в народе как «Николай-Угодник» или «Святой Никола».
В своей монографии «Алексей Ремизов» Кодрянская Н. В. пишет в частности, о свободном обращении писателя с древним культурным наследием и о том, что в его переложении это наследие становится понятным и доступным современным людям[23, с. 134]. В данном случае с автором трудно не согласиться; Ремизов поставил себе задачу сделать образы российских святых и сюжеты из древнерусского фольклора доступными и понятными современному человеку...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа была посвящена анализу цикла А.М.Резимова «Николины Притчи». Для достижения цели был поставлен ряд задач, поэтапное решение которых позволило сформулировать следующие выводы.
В цикле Ремизов стремился создать мифологизированный образ Николая-угодника, основываясь на народных сказаниях о нём. В то же время в цикле очевидно наличие сильного авторского начала.
Автор трактовал образ святителя Николая исходя во многом из народных поверий, вложив при этом в это собственное видение.
Из книги Ремизова следует, что Николай-угодник — это всё равно, что заместитель Бога на русской земле. Имя святителя Николая — это символ и имя веры, особое по своей значимости для русского человека. В авторской концепции А.М. Ремизова святитель Николай — это всемогущий святой, который способен творить чудеса и помогать человеку в любой сфере его деятельности. Он может заступаться перед людьми даже в тех случаях, когда другие святые к ним неблагосклонны (как в эпизодах с Ильёй).
Иными словами, святитель Николай — это и помощник, и судья, но всегда справедливый и милосердный.
Ремизов показывает святителя в разных ситуациях, в разных обличиях. Он может быть на небе, и на земле, способен выступать и грозным судьёй, и милосердным, всё понимающим человеком или строгим учителем.
Подводя итоги работы, следует отметить тот весомый вклад, который внёс писатель А.Ремизов в отечественную литературу. Его творческий путь, лежавший на переломе веков, пришедшийся на пик культурной революции в Европе, был сложен и весьма неоднозначен. Его литературный стиль соединил в себе большое количество течений и направлений искусства ХХ века. Но, безусловно, главенствующим в его сочинениях стало классическое и древнерусское искусство. Именно из него А.Ремизов черпал вдохновение.


1. Аверинцев, С. С. Притча: Краткая литературная энциклопедия / С. С. Аверинцев; - Москва: Советская энциклопедия. - Т. 6. 1964 - С. 21.
2. Андреев, Ю. Пути и перепутья Алексея Ремизова: Вопросы литературы. № 5. - Ю. Андреев 2005. - С. 216-243.
3. Артемьева, О. В. Мифопоэтика прозы Алексея Ремизова: автореф. дис. канд. ф. н.:10.01.01 / О. В. Артемьева; - Москва 1999.
4. Баева, Н. А. Интертекстуальная сущность ландшафтных описаний в художественном тексте: [на материале английской прозы] / Н. А. Баева; - Кемерово: Интеллект, 2006. — С. 594-600.
5. Баран, X. Поэтика русской литературы н. XX века / Х.Баран; - Москва, 1993. - С. 368.
6. Барская, Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи / Н.А. Барская; - Москва: Просвящение, 1993. - С.223.
7. Бахтин, М. М. Проблема содержания материала и формы в словесном художественном творчестве / Вопросы литературы и эстетики. / М. М. Бахтин; - Москва: Художественная литература 1975. - С. 504.
8. Безродный, М. В. Об одной подписи А. Ремизова: Русская
литература / М. В. Безбородный. - Санкт-Петербург: Наука, 1990. - С.
225-227
9. Белова, О. В. Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / О.В.Белова, Л.Н. Виноградова , А. Л. Топоров / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — Москва: Межд. отношения, 1999. —С. 315-321.
10. Бугаева, И.В. Притча в современном религиозном дискурсе / И. В. Бугаева; — Москва: Культура речи, 2004. С. 11. URL: http://www.rastko.rs/filologiia/stil/pdf/06%20Bugaevas7.pdf (дата обращения: 11.11.2015).
11. Буевич, О.В. Лирическая книга А. М. Ремизова «Посолонь»: структурные формы художественного целого: автореф. дис. на соискание учёной степени кандидата филологических наук: 10.01.01 / О.В. Буевич; Омск. гос. пед. интститут - Новосибирск, 2013.
12. Бялик, Б. А., ред. Русская литература конца XIX - начала XX века / Б. А. Бялик; - Москва: Наука, 1971. - С. 338.
13. Гачев, Г.Д. Содержательность художественных форм. (Эпос. Лирика. Театр) / Г. Д. Гачев; - Москва: Просвящение, 1968. - С. 303.
14. Гиппиус, З.Н. А. Ремизов. Николины притчи / З. Н. Г иппиус//Росток.-2002иКГ: http://az.lib.ru/ g/ gippiuszn/text1924remizov.shtml (дата обращения: 02.02.2016).
15. Головина, Е. В. Функции пейзажных описаний в художественном произведении /Е. В. Головина // Молодой ученый: Филология, лингвистика. 2017. — №3. — С. 649-651. — URL https://moluch.ru/archive/137/38558 (дата обращения: 12.02.2020)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ