Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Тема любви в современной отечественной литературе для подростков: материалы для внеклассной работы по литературе

Работа №94104

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы55
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
53
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы исследования 8
1.1. Тема - мотив - концепт. Тема любви и концепт «Любовь» 8
1.2. Жанровый спектр произведений о любви в современной детской
литературе 12
Глава 2. Тема любви в современной литературе для подростков 15
2.1. Тема любви в массовой литературе для подростков: схемы и штампы
(по книгам серии «Только для девчонок») 15
2.2. Подростковая повесть о любви 2010-х гг. 23
2.2.1. Усмирение чудовища: система персонажей, специфика сюжета,
хронотопические образы в повести «Поход к двум водопадам» Дарьи Доцук (2017) 23
2.2.2. Жертва тянется к палачу? Мотивы инициации в повести «Гагара»
Надежды Васильевой (2015) 30
2.2.3. Маскулинность - путь к счастью? Он и она в повести «Рыцарь для
чемпионки» Александра Рыжова (2017) 35
Глава 3. Тема любви в современной поэзии для подростков: образы и мотивы книги Марии Бершадской “Море, которого нет на карте” (2015) 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЯ 51

Художественная литература для подростков - необходимая составляющая в процессе становления личности, развития эмоционального интеллекта и духовного кругозора юного человека. Поэтому на темы, проблемы современной литературы для подростков, ее качество стоит обратить особое внимание учителям и родителям. В последние годы стало появляться много книг для подростков, в том числе переводов. Учителю, ставящему цель рекомендовать какую-либо книгу, сложно ориентироваться в большом потоке книг. Рынок подростковой литературы активно развивается, появляются книги разного жанра на разные темы. Отсутствие рекомендательных списков создает проблему и родителям, и педагогам, и самим детям.
Книги о любви пользуются популярностью у подростков, особенно у девочек. Такие книги затрагивают интересы взрослеющих девочек, легко читаются, их можно обсудить со сверстниками. Но литературные произведения появляются разные, и пишутся они взрослыми, поэтому родителям и учителям необходимо уметь анализировать попавшую в руки книгу, выявлять ее проблемные места. Ведь каждый родитель и учитель хочет найти максимально «правильную» книгу для детского чтения. Поэтому дискуссии по поводу современной литературы для подростков актуальны всегда.
Сегодня в литпроцессе можно наблюдать небывалый всплеск интереса к подростковой литературе как со стороны читателей (возможно, это связано с пролонгированной подростковостью, когда детские книги с увлечением читают 20-25-30-летние), так и со стороны авторов (написать книгу для подростков кажется просто, ведь ты сам был юным когда-то). Да так получается, что авторами произведений для детей являются взрослые люди, и кто-то хорошо чувствует и понимает и помнит мир детства, а кто-то совсем забыл, как там... Это особенно касается литературы для подростков. Данный факт подтверждает лишь наличие желания у многих взрослых писать для детей. Но в итоге появляется много некачественной литературы.
Рынок литературы о любви, ориентированный на подростка, разнообразен. Во-первых, есть романы для девочек. Например, в издательстве «ЭКСМО» такие книги представлены в разных сериях, иногда истории в книгах объединены праздничными датами, когда может случиться чудо любви: День Святого Валентина, Рождество, каникулы и т.д. Поэтому можно встретить такие заголовки книг: «Летние свидания. Большая книга романов о любви для девочек», «Большая рождественская книга романов о любви для девочек», «Самый романтичный выпускной бал. Большая книга историй о любви для девочек» и др. Авторы у этих историй, как правило, одни и те же, то есть знакомые юным читательницам: Елена Габова, Мария Северская, Елена Усачева, Светлана Лубенец, Дарья Лаврова и др. Эти авторы работают в выбранном жанре много лет и являются профессионалами своего дела.
Несколько поколений читательниц издательства «ЭКСМО» уже выросли на книгах серии «Только для девчонок». Три книги из этой серии также являются объектом нашего исследования. Это повести Марии Северской «Выбери сердцем!», Екатерины Неволиной «Принцесса осеннего парка» и Вадима Селина «Девочка-лето». В арсенале каждого автора по несколько произведений, то есть эти авторы востребованы крупным издательством, и их книги имеют успех у юных читательниц и высокие продажи на рынке. (Все выбранные для исследования произведения имеют маркировку 12+).
Уже в самом начале изучения книжного рынка стало заметно, что в этом тематическом секторе преобладают женщины-писательницы (предоставляющие большой выбор самых разных текстов), и найти произведение автора-мужчины о любви было непросто. Но поскольку в ракурсе нашего исследования важен данный аспект при отборе книг (на наш взгляд, это обеспечивает высокую степень объективности при анализе образов мальчика и девочки), то для нас это было важно - найти качественные повести о любви в исполнении авторов-мужчин. В итоге, для исследования мы выбрали две повести Александра Рыжова и Вадима Селина из серии «Только для девчонок», которые можно назвать «продуктными» (под «продуктом» будем иметь в виду востребованный, то есть хорошо продаваемый на рынке товар в определенной аудитории), придуманной издательством «Эксмо» несколько лет назад. Отличие двух выбранных авторов в том, что один поставил свое творчество на поток и стал профессионалом в выбранном жанре, а другой написал всего одно произведение, которое не совсем похоже на сказку о любви, построенную на штампах и по одной схеме. (Сказка о любви - так иногда обозначают жанр книги аннотации издательства, что соответствует содержанию).
Наличие целевой аудитории и высокого спроса подключают разных авторов к созданию повести о любви с определенным стилем и стандартной сюжетной динамикой. В этих повестях часто фабула совпадает с сюжетом, и фабула является доминирующей - в итоге получаются сказки-повести о любви для девочек-подростков. В целом, эта серия не страдает низким качеством, так как у издательства существуют определенные требования к качеству повестей и авторы их соблюдают. Книги серии пользуются популярностью у девочек, и в книжном магазине можно иногда увидеть столпотворение у полки с данной серией.
С другой стороны, есть произведения, которые не повторяют одних и тех же схем, избегают однозначных хэппиэндов, отличаются неоднозначной проработкой системы образов и т.д. Как правило, эти произведения написаны в жанровой разновидности подростковой повести. В нашей работе мы сосредоточим внимание как раз на произведениях второй группы, а произведения массовой литературы составят определенный фон для исследования. Для более глубокого анализа были выбраны две повести лауреатов Международного конкурса имени Сергея Михалкова: «Гагара» Надежды Васильевой и «Поход к двум водопадам» Дарьи Доцук. Эти авторы стараются исследовать внутренние переживания подростка, затронуть острые проблемы, связанные с взрослением в современном мире. Шорт-лист и победителей конкурса определяет профессиональное жюри.
Объектом исследования данной ВКР стали шесть повестей, которые мы условно разделили на две группы (повести «Рыцарь для чемпионки» Александра Рыжова, «Гагара» Надежды Васильевой, «Поход к двум водопадам» Дарьи Доцук противопоставлены в нашем исследовании любовным повестям для девочек, построенным по отработанным схемам), и один сборник стихов - единственный сборник, полностью посвященный теме любви и адресованный детям, - «Море, которого нет на карте» Марии Бершадской. Все выбранные для анализа произведения являются современными (даты издания 2013-2019 годы), имеют маркировку 12+; их можно купить в интернет-магазинах.
Предмет исследования - специфика воплощения темы любви в современной подростковой литературе (особенности сюжета и конфликта, системы персонажей, пространственно-временной организации, способов создания образов героев, особенности авторского пафоса).
Цель исследования - выявление особенностей понимания и воплощения темы любви в современной литературе для подростков на основе системного анализа разных текстов.
Задачи данного исследования определены так:
1. Раскрыть и соотнести понятия «тема», «мотив», «концепт».
2. Рассмотреть содержание концепта «любовь» в опоре на исследования Ю. Степанова.
3. Исследовать жанровую модель «повести для девочек»: схемы и штампы в структуре произведений и создании образов (на основе книг серии «Только для девчонок» издательства «ЭКСМО»).
4. Исследовать воплощение темы любви (концепта «любовь») в повестях для старших подростков: «Гагара» Надежды Васильевой, «Поход к двум водопадам» Дарьи Доцук, «Рыцарь для чемпионки» Александра Рыжова.
5. Выявить особенности представления темы любви в поэтическом стихов «Море, которого нет на карте» Марии Бершадской (мотивы, образная система).
Практическая значимость работы: данное исследование может быть использовано для внеклассной работы в школе, оно поможет учителю сориентироваться в выборе повестей о любви для дальнейшей рекомендации к прочтению подростковой аудиторией (12+).
Структура работы: введение (с формулировкой объекта, предмета, цели и задач ВКР), три главы (одна из которых - теоретическая, а две другие - практические с анализом литературных произведений в соответствии с целью и задачами), заключение (с выводами о результатах работы и рекомендациях для чтения), библиография.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной ВКР наше внимание направлено на представление темы любви в современной литературе для подростков. Учитывая то, что выбранные книги написаны авторами старше 30 лет, но написаны о подростках, в представлении картины мира глазами юных героев у писателя происходит определенное дистанцирование от понятных ассоциаций, связанных с темой любви. Происходит некий возврат в исходные позиции познания мира, себя, другого, когда автор всматривается во внутренний мир юного человека.
В нашем исследовании было важно найти «слова-стимулы» (Чурилина), отражающие картину мира подростка в произведениях выбранных писателей. Такими наиболее частотными словами-стимулами в ассоциативном поле «Любовь» стали такие словоформы: взросление, издевательство, неприязнь, идеал, юмор. Эти слова составили совокупное ассоциативное поле концепта «Любовь» в рассмотренных нами повестях. В текстах наблюдается повторяемость, устойчивость, что, видимо, отражает общее представление о любви в обществе [Чурилина, 2007, с. 221]. Чтение и анализ выбранных повестей выявили несколько тенденций в реализации темы любви:
1) большая часть произведений о любви на книжном рынке для подростков ориентирована на женскую аудиторию: в центре внимания - девчоночьи истории, переживания, размышления, написанные писателями-женщинами. Будут ли они интересны мальчикам-читателям? Такие книги находят отклик у женской аудитории. Отсюда следующая проблемная тенденция:
2) гендерный перекос в системе персонажей - в центре внимания героиня-девочка и ее эмоциональные переживания. Главный герой современной повести для среднего и старшего школьного возраста - девочка-подросток (от 12 до 16 лет) - активная, занимающая лидерскую позицию среди ровесников, либо стремящаяся ее занять; самостоятельная, не зависящая от мнения членов семьи; интеллектуально превосходящая мальчиков-ровесников; успешная в учебе и во внешкольной деятельности; уравновешенная, эмоционально контролирующая любую ситуацию; часто расчетливая, трезво выстраивающая планы своих действий. Кроме этого, героиня автора-женщины либо красивая, либо симпатичная, либо миловидная, то есть в девочке всегда присутствует привлекающая внимание «изюминка». Для автора-женщины девочка изначально обладает привлекательной силой, способной без труда покорить мальчика. Часто факт влюбленности мальчика в девочку является исходным закадровым событием для создания конфликта. Именно такая влюбленность случилось у Троши в повести Д. Доцук, у Борьки в повести Н. Васильевой. В этих конфликтных ситуациях мальчики влюблены давно (кто-то еще с детского сада), а девочек раздражает хамское приставание грубиянов и двоечников. Из этого следует, что в подростковой литературе о любви ослаблен интерес к осмыслению мужественности и явно преобладает интерес к женственности, что, возможно, связано с большей дискуссионностью вопроса о роли женщины в современном социуме.
3) если мужественность и становится предметом внимания, то акцент делается на тиражировании грубого мужского поведения. Женщины-писательницы сосредоточены на изображении отношений как отношений насилия (преследования Троши у Доцук, попытка изнасилования у Васильевой). Только в одной из повестей была представлена позитивная модель мужского поведения - в повести А. Рыжова. Минимальный процент мужчин-писателей не в силах «перебить» эту тенденцию в секторе качественной литературы - серьезной, способной осмыслить отношения в обществе. Но повести, в которых любовь осмысляется как насилие и издевательство, также стоит рекомендовать для чтения.
4) доминирующим жанром, который выбирается для осмысления темы любви, становится повесть. С одной стороны, это повесть, построенная по принципу «любовного романа». В современной литературе для подростков можно наблюдать ряд устойчивых образов (например, образов природы, которые передают настроение юных героев: лета, моря, осени, зимы) и мотивов (грусти, тоски, отчуждения). Большая часть из них органично вплетается в отработанные схемы (сюжета) и шаблоны (проработки героев и персонажей). Поэтому подростковая литература кажется построенной по принципам массовой взрослой. И повести о любви отчасти похожи на бульварные любовные романы для женщин. С другой стороны, это подростковая повесть, основанная не столько на остром переживании только любовного чувства, сколько на переживании острого конфликта с миром вообще. Отличительными характеристиками подростковой повести, делающей произведение качественным и выделяющими из массовых, являются: сложный спектр проблем, неоднозначные оценки, конфликты, травмирующие ситуации; разветвленная система персонажей, детально проработка образов героя и героини. Можно отметить, что в современной литературе для подростков размывается грань между этими двумя разновидностями жанра, подростковая повесть приобретает черты «массовой». Процент шаблонных и клишированных повестей о любви количественно превышает серьезную интеллектуальную литературу для взрослеющего поколения.
5) в стихотворениях Марии Бершадской, адресованных младшим подросткам, любовь опредмечивается: она связывается с симптомами вирусного заболевания (весь класс испытывает одно и то же), морем, плаванием (в том числе и на уроке), синим бантом (бантом цвета моря), красным мячом, воздушным шаром (целым миром, который уносит с собой уходящая любимая девочка), лакомством, которое неизбежно заканчивается... Бершадская проводит через всю книгу данные предметные и цветовые мотивы (синий и красный), увязывая любовь с красотой, удовольствием, мечтой и грустью.


1. Анкета ДЧ // Детские чтения. - 2014. - № 1. - С. 5-8. - Текст: непосредственный.
2. Бершадская, М. Море, которого нет на карте. Стихи / М. Бершадская, худ. М. Якушина, отв. ред. М. Торчинская. - М. : РОСМЭН, 2015. - 65 с., ил. - Текст: непосредственный.
3. Бродский И. Книга интервью / сост. Полухина В. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : «Захаров», 2008. - 784 с., ил. - Текст: непосредственный.
4. Васильева, Н. Б. Гагара (сборник) / Н. Б. Васильева. - М. : Издательство «Детская литература», 2015. - (Лауреаты Международного конкурса им. С. Михалкова). - 133 с. - Текст: непосредственный.
5. Воскобойников, В. Детская литература вчера и сегодня. А завтра? // URL: http//magazines.russ.ru (дата обращения 01.01.2017). - Текст: электронный.
6. Гаспаров, М. Л. Русский стих начала ХХ века в комментариях. - М. : «Фортуна Лимитед», 2001. - 289 с. - Текст: непосредственный.
7. Голосовкер, Я. Э. Избранное. Логика мифа / Я. Э. Голосовкер. - М. ; СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2010. - 496 с. - Текст: непосредственный.
8. Доцук, Д. С. Поход к двум водопадам. Повесть / Д. С. Доцук. - М. : Детская литература, 2017. - (Лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова). - 169 с.: ил. - Текст: непосредственный.
9. Коатс, К. Изменяя сознание детей: поэзия для детей и сочинение познавательных стихотворений // Детские чтения. - 2014. - № 1. - С. 136-145. - Текст: непосредственный.
10. Коваль, В. И. Язык и текст в аспекте гендерной лингвистики / В. И. Коваль. - Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2007. - 217 с. - Текст: непосредственный.
11. Литературный энциклопедический словарь / Л. Г. Андреев, Н. И. Балашов, А. Г. Бочаров и др. ; под ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. - М. : Советская энциклопедия, 1987. - 752 с. - Текст: непосредственный.
12. Литовская, М., Савкина, И. Читать нельзя изучать. Книга о массовой литературе для учителей и учеников / М. Литовская, И. Савкина. - М. ; Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2017. - 150 с. - Текст: непосредственный.
13. Лойтер, С. М. Поэтика детского стиха в ее отношении к детскому фольклору. - URL: www.twirpx.com (дата обращения 01.01.2017). - Текст: электронный.
14. Лотман, Ю. М. О поэтах и поэзии / Ю. М. Лотман. - СПб. : «Искусство-СПБ», 1996. - 848 с. - Текст: непосредственный.
15. Мелетинский, Е. М. О литературных архетипах / Е. М. Мелетинский. - М. : Российский государственный гуманитарный университет, 1994. - (Чтения по истории и теории культуры. Вып. 4). - 136 с. - Текст: непосредственный...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ