Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование лексико - грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией средствами логопедических игр

Работа №94084

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы167
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
174
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Становление лексико-грамматического строя речи в онтогенезе 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников
с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией 14
1.3. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи
у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией 25
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО
ЭКСПЕРИМЕНТА И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 32
2.1. Основные принципы, цель, задачи и алгоритм проведения
констатирующего эксперимента 32
2.2. Содержание методики логопедического обследования в рамках
констатирующего исследования 35
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 44
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
III УРОВНЯ И ДИЗАРТРИЕЙ 51
3.1. Основные принципы, цель, задачи и этапы логопедической работы
по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией... 51
3.2. Содержание логопедической работы по формированию лексико­
грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией 67
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 130
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 135
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 140
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 143
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 155
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 164

Актуальной проблемой современной теории речи и речевой практики образования в дошкольном учреждении является поиск оптимальных способов коррекции языковых нарушений при общем недоразвитии речи у дошкольников. Коррекция этой патологии может способствовать социальной дезадаптации, препятствовать личностному развитию ребенка (Н. С. Жукова [21], Т. Б. Филичева [49]).
Общее недоразвитие речи (далее - ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом является специфическим проявлением нарушения языка, при котором формирование основных компонентов языковой системы нарушается или отстает: словарный запас, грамматика, фонетика.
В результате необходим комплексный, многомерный подход к организации процесса коррекции и развития учета новых социально-педагогических условий [14].
Учитывая непрерывный рост числа старших дошкольников с общим недоразвитием речи, проблема своевременной диагностики уровня развития языка является важной задачей речевой помощи [44]. В связи с этим важно начать работу по преодолению ОНР как можно раньше, чтобы предотвратить специфическое нарушение письма и чтения. Дети этой категории больше всего страдают от нарушения грамматической структуры речи, поэтому эта проблема актуальна для рассмотрения в дипломной работе.
Формирование словаря и грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием в специальной психолого-педагогической литературе рассматривается в ряде важных задач [21]. Учитывая постоянное увеличение числа дошкольников с аналогичными языковыми нарушениями, проблема формирования лексических и грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методе их развития и коррекции становится одним из самых популярных [30].
Проблемы нарушения формирования каждого из компонентов языка: фонетики, словарного запаса, грамматики и, следовательно, связного высказывания были рассмотрены В. П. Глуховым [17], Ж. Жуковой [21], Т. Б. Филичевой [49], Г. В. Чиркиной [50] и другими.
Игра - это единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях соответствует его организации. Игра не происходит спонтанно у ребенка. Его возникновение требует ряда условий, наличия впечатлений от внешнего мира, наличия игрушек, общения со взрослым, которые в игровых ситуациях занимают значительное место.
Для детей - дошкольников, страдающих различными расстройствами речи, игровая деятельность сохраняет свое значение и ее роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.
Однако недостатки звукопроизношения, отсутствие четкого восприятия звукового образа слов, ограниченный словарный запас, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи, ее беглости - все это в разной степени, отпечатывается на игровой активность детей с нарушениями речи, что порождает их особенности поведения в игре [50]. Логопед должен широко использовать игры в своей работе, при этом помня их значение в целом как средство физического, психического, нравственного и эстетического воспитания детей.
Поиск новых подходов к повышению эффективности корректирующих работ по формированию грамматического компонента языка также определяет актуальность исследования.
Объектом нашего исследования является уровень формирования лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с уровнем ОНР III и дизартрией.
Предметом исследования является содержание логопедической работы по формированию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с уровнем ОНР III и дизартрией.
Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и апробация содержания логопедической работы по формированию лексико­грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР третьего уровня и дизартрией
Задачи:
1. Изучение специальной научной теоретической и практической литературы по теме исследования, с последующим теоретическим обоснованием.
2. Определение алгоритма логопедического обследования в рамках констатирующего эксперимента и подбор методик по каждому его разделу.
3. Анализ результатов констатирующего эксперимента и определение исходного уровня сформированности лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР III уровня и дизартрией.
Теоретико-методологической основою исследования были: работы Л. С. Выготского про высшие психические функции, о структуре дефекта, также работы С. Н. Карповой, Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой, Н. В. Уфимцевой, Т. Б. Филичевой, Г. А. Черемухиной, А. М. Шахнарович, Г. Р. Шашкина, А. В. Ястребова, в которых раскрывается тема развития речи.
База проведения исследования: Детский сад № 148 Екатеринбург. Количество детей - 10 старшего дошкольного возраста с логопедическим диагнозом - ОНР 3 уровня и дизартрия
Методы исследования:
• анализ психологической, педагогической и специальной подготовки по проблеме проводимого исследования;
• биографический метод (исследование и анализ медико­педагогической документации, 10 детей, участвующих в эксперименте);
• педагогический эксперимент, который включает в себя констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;
• методология получения результатов исследования: анализ
полученных данных, методология описания статистики.
Структура моей работы состоит из введения, трех глав, списка литературы и приложений.
Во введении обозначены цель, задачи, актуальность, предмет и объект нашего исследования.
В первой главе - теоретические основы понятия - общее недоразвитие речи и его уровней, понятие дизартрия. Формирование лексико­грамматического строя речи у старших дошкольников с диагнозом ОНР 3 уровня речевого развития и дизартрией.
Во второй главе мы раскрываем суть и принципы работы
констатирующего эксперимента, методику обследования детей с ОНР.
В третьей главе раскрывается робота логопеда по формированию таких компонентов речи как лексика и грамматика с учетом речевого диагноза и ранее проведенного обследования.
В заключении представлены результаты проведенной коррекционной работы по теме.
Список использованной литературы содержит 67 пунктов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В своей работе мы проанализировали литературу по теме «Общее недоразвитие речи», «Дизартрия». Выявили систему нарушений при сочетании данных нарушений. Также была изучена литература по теме: «Лексико-грамматический строй у дошкольников», «формирование грамматики и лексики у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня».
Следует отметить, что нарушение, представленное в нашей работе, является достаточно распространим и влечет за собой последствия в случае отсутствия своевременной логопедической коррекции.
В данной работе было проведено три эксперимента. Первым экспериментом является констатирующий, задачей которого являлась диагностика уровня сформированности лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня и дизартрией. В эксперименте участвовало 10 детей из детского сада №148. Диагностика речи детей проводилась по методике Стребелевой, поскольку она наиболее качественно, на наш взгляд, раскрывает тему диагностики лексико­грамматического строя речи. Ошибки, которые были выявлены при диагностике, говорят по недостаточном уровне сформированноси лексики и грамматики детей данной группы. Основными ошибками у детей являлись неправильное согласование слов, нарушение словообразования и словоизменения, нарушения в связном высказывании
Следующим (вторым) этапом нашей работы был формирующий эксперимент, входе которого мы формировали с помощью игровых и информационно коммуникативных технологий лексику и грамматику. Мы сформировали картотеку игр и упражнений учитывая результаты констатирующего эксперимента, для качественной и комплексной коррекции речевого нарушения. Контрольный эксперимент показал эффективность формирующего этапа нашей работы, о чем свидетельствуют результаты, приведенные в приложении № 5.
Подводя итоги, на основе вышесказанного, следует, что проведенная работа была эффективной и может в дальнейшем применяться при коррекции и профилактике, связанной с нарушениями в лексико -грамматическом строе речи в старших дошкольников с ОНР III и дизартрией, как логопедами, так и воспитателями. Полученные результаты могут иметь практическое значение в качестве рекомендаций для родителей детей с ОНР III уровня дизартрией.


1. Агранович, З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР / З. Е. Агранович. - Санкт- Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. - 254 с.
2. Аркин, Е. А. Дошкольный возраст / Е. А. Аркин. - Москва, 2017. - 236 с.
3. Арушанова, А. Грамматические игры и упражнения /
А. Арушанова, Г. Николайчук // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 2. - С. 73-80.
4. Белякова, Л. И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью / Л. И. Белякова. - Москва, 2011. - 456 с.
5. Блувштейк, З. Дидактические игры в логопедической работе / З. Блувштейк // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 4. - С. 25-27.
6. Безрукова, С. А. К вопросу о формировании лексико - грамматических средств языка у дошкольников с ОНР / С. А. Безрукова // Логопед в детском саду. - 2017. - № 6. - С. 56-61.
7. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова. - Москва : Владос, 2016. - 145 с.
8. Волковская, Т. Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т. Н. Волковская. - Москва : Книголюб, 2014. - 104 с.
9. Волосовец, Т. В Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Т. В. Волосовец. - Москва, 2014. - 364 с.
10. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте : методическое пособие / сост. И. Ю. Кондратенко. - Москва, 2015. - 654 с.
11. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - Москва : Просвещение, 2016. - С. 17-25.
12. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва,
2014. - 564 с.
13. Гаркуша, Ю. Ф. Педагогическое обследование дошкольников / Ю. Ф. Гаркуша. - Москва : НПЦ «Коррекция», 2012. - 547 с.
14. Гаркуша, Ю. Ф. Формирование вербальных средств общения у дошкольников / Ю. Ф. Гаркуша, В. В. Коржевина. - Москва, 2016. - 321 с.
15. Гвоздев, А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя речи / А. Н. Гвоздев. - Москва, 2013. - 414 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ