Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Работа №94078

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы105
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
411
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 7
1.1. Формирование словарного запаса детей старшего дошкольного
возраста в норме 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 13
1.3. Характеристика словарного запаса детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи III уровня 21
Вывод по 1 главе 25
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО
РЕЗУЛЬТАТОВ 27
2.1. Организация и принципы констатирующего эксперимента 27
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 32
Вывод по 2 главе 56
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 58
3.1. Организация, методологическое обоснование и принципы
формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 58
3.2. Содержание логопедической работы по формированию словаря у
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 62
3.3. Анализ результатов контрольного исследования по оценке
эффективности логопедической работы по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 78
Вывод по 3 главе 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 90


Актуальность исследования. Формирование словарного запаса детей дошкольного возраста всегда являлся достаточно актуальным. Речь представляет собой общение, контакт между людьми, обмен мыслями и чувствами, информацией, это инструмент мышления. Основной формой самовыражения ребенка является «слово». Слово помогает осознать себя как индивидуальность. Слово помогает ребенку познать окружающий мир. Поэтому в дошкольной педагогике развитие словаря у ребенка рассматривается как одна из основных задач развития речи, ведь именно в дошкольном возрасте дети должны овладеть таким словарным запасом, который бы с легкостью позволил ему успешно обучаться в школе, общаться с взрослыми и сверстниками, понимать телевизионные и радиопередачи, а также литературу [9].
Огромное практическое и общеобразовательное значение имеет лексика, которая является важной частью языковой системы. Богатый словарный запас является ведущим признаком высокого развития речи детей. Именно поэтому одним из актуальных вопросов в современной логопедии, является вопрос о состоянии словаря и его развитии при различных формах речевых нарушениях, а важнейшее место занимает проблема развития лексики [26].
Одна из причин - это не своевременная логопедическая помощь, ведь позднее обнаружение дефектов речи труднее поддается корректировке и приводит к еще большим вытекающим последствиям, как следствие позднего вмешательства, к новым отклонениям в развитии.
Имеются данные о том, что среди детей дошкольного возраста общее недоразвитие речи III уровня встречается примерно у 10 %, а среди детей школьного возраста у 6-7 % [11]. В связи с тем, что с каждым годом увеличивается количество дошкольников с общим недоразвитием речи, изучение развития у них формирование словаря занимает особое место в современной логопедии. Поэтому особо актуальными являются разработки методик для развития и коррекции формирования и развития словарного запаса дошкольников [52].
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития всех сторон речи и для коррекции их нарушения. Из-за недостаточного уровня развития речи, который во многом определяется недостаточностью словарного запаса, неправильным употреблением слов, резким расхождением объема активного и пассивного словаря, дети с недоразвитой речью испытывают трудности, в процессе развития коммуникативных умений детей, а также в овладении чтением, письмом и счетом.
Исходя из актуальности исследования нами определенапроблема исследования: недостаточный уровень сформированности словаря у детей старшего дошкольного возраста детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: словарный запас старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: процесс формирования словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель:изучить особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и выявить специфику логопедической работы по формированию словаря и обосновать содержание коррекционной работы.
Гипотеза исследования: эффективность формирования словарного запас у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня будет существенно повышена, если в логопедической работе будет применяться специально разработанный комплекс коррекционно-развивающих упражнений.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы по вопросу формирования словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Изучить особенности словарного детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Подбор методики исследования сформированности словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
4. Проведение констатирующего этапа эксперимента через изучение состояния словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
5. Проведение анализа полученных результатов сформированности словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
6. Подобрать методику и провести коррекционно-развивающую работу по формированию словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
7. Провести контрольный эксперимент изучения состояния словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня после коррекционно-развивающей работы.
8. Оценить эффективность коррекционно-развивающей работы по формированию словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня после коррекционно-развивающей работы.
Методы исследования: определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами. Применялись методы: анализ, синтез, обобщение научной литературы. Для проведения соответствующего исследования применялись эмпирические методы. Наблюдение за детьми, педагогический эксперимент, процесс обучения по разработанной системе; контроль за эффективностью проводимых коррекционно-развивающих мероприятий.
Изучением данной проблемой занимались такие ученые, как: Жукова Н.С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В., Серебрякова Н. В., Лалаева Р. И. и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении данных о специфике нарушения лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты проведенного исследования позволяет расширить представления о характере нарушения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), что будет способствовать обоснованию методов и прием коррекционно-развивающей логопедической работы по формированию импрессивной и экспрессивной стороны речи дошкольников.
Структура работы: работа состоит введения, из трех глав с параграфами, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование было направлено на. В теоретической части исследования был проведен обзор и анализ научных исследований лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвития речи III уровня. Выводы, которые были получены в ходе исследования, послужили обоснованием для определения диагностических материалов, которые были направлены на выявление уровня словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
На констатирующем этапе эксперимента было определено, что уровень развития экспрессивного словаря испытуемых по темам «Животные и их детёныши» и «Транспорт» ниже импрессивного, а по теме «Профессии» находится на одинаковом уровне, но ниже возрастной нормы. Особенности развития словаря испытуемых позволили выбрать дальнейшее направление в коррекционной работе по формированию словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
На этапе формирующего эксперимента за основу были взяты методики Т. Н. Волковской, В. С. Володиной, Е. С. Зайцевой, О. Н. Иншаковой, М. А. Поляковой, З. А. Репиной, Н. М. Трубниковой, В. К. Шептуновой, а также его разработка осуществлялась на основании рабочей программы учителя-логопеда и Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой.
Целью коррекционно-развивающей работы является формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Формирующий этап эксперимента осуществлялся в течение 9 недель. В эксперименте участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста, имеющих диагноз общее недоразвитием речи III уровня в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.
Содержание логопедической работы по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня включает в себя 9 занятий по трем лексическим темам «Животные и их детеныши», «Транспорт», «Профессии». Основными задачами логопедического комплекса являлось формирование импрессивного словаря детей старшего дошкольного возраста и формирование экспрессивного словаря детей старшего дошкольного возраста. Для реализации комплекса логопедических упражнений было использовано следующее оборудование: картинки с изображением животных, транспорта, профессий, карточки, отображающие различные цвета, фигурки животных и их детенышей, макеты транспортных средств, атрибуты различных профессий, мяч, звуки транспортных средств.
В ходе контрольного этапа эксперимента было определено, что средний балл импрессивного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвития речи III уровня увеличился: по лексической теме «Животные и их детеныши» на 0,3 балла, по лексической теме «Транспорт» на 0,3 балла, по лексической теме «Профессии» на 0,6 балла. Средний балл изучения экспрессивного словаря демонстрирует, что средний балл по лексической теме «Животные и их детеныши» увеличился на 0,7 баллов, по лексической теме «Транспорт» на 0,7 балла, по лексической теме «Профессии» на 0,5 балла.
Как показывают результаты показатели у детей улучшились, особенно видна динамика при обследовании словообразования и лексического запаса. Дети меньше допустили ошибок при определении и назывании существительных. При понимании прилагательных тоже было меньше ошибок, как и при употреблении глаголов.
На основании полученных результатов можно сделать вывод, что достигнуты положительные результаты, у дошкольников повысилась лексическая сторона речи, но также можно утверждать, что детям старшего дошкольного возраста с общим недоразвития речи III уровня необходима дальнейшая коррекционно-развивающая работа по данному направлению.



1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учеб.пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. - Москва : Академия, 2014. - 811 с.
2. Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З. Е. Агранович. - Санкт- Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 48 с.
3. Анисимова, Л. Н. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Л. Н. Анисимова // Логопедия. - 2009. - № 7. - С. 72-78.
4. Архипова, Е. Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии / Е. Ф. Архипова // Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студентов вузов / А. Ф. Архипова. - Москва : АСТ, 2006. - С. 26-42.
5. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста : учеб.пособие для студентов пед. вузов / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ :Астрель, 2007. - 224 с. - URL: http://pedlib.ru/Books/5/0079/5-0079- 1.shtml (дата обращения: 15.01.2020).
6. Бойкова, С. В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей: (5-7лет) : в помощь учителям-логопедам, воспитателям речевых групп и родителям / С. В. Бойкова. - Санкт-Петербург : КАРО, 2010. - 176 с.
7. Бородич, А. М. Методика развития речи детей : учеб.пособие для пед. ин-тов / А. М. Бородич. - Москва : Просвещение, 1981. - 255 с.
8. Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня / О. М. Вершинина / Логопед. - 2004. - № 1. - С. 34-40.
9. Викжанович, С. Н. Особенности развития у старших дошкольников с общим недоразвитием речи словаря синонимов / С. Н. Викжанович // В мире научных открытий. - 2015. - № 5 (65). - С. 612-617.
10. Викжанович, С. Н. Формирование у дошкольников с общим недоразвитием речи предикативной лексики с использованием пиктограмм / С. Н. Викжанович. - Москва : Нац. книж. центр, 2016. - 172 с.
11. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников : сб. ст. / под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. - Москва : АПН РСФСР, 1962. - 287 с.
12. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. - Москва : АПН РСФСР, 1956. - 519 с.
13. Выготский, Л. С. Мышление и речь: психика, сознание, бессознательное / Л. С. Выготский. - Москва : Лабиринт, 2001. - 366 с.
14. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учрежде-ния : сб. метод.рекомендаций / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена ; сост. В. П. Балобанова. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 238 с.
15. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у детей : кн. для логопедов / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург :Литур, 2011. - 316 с.
16. Жуковская, Н. А. Развитие у старших дошкольников с ОНР коммуникативных умений / Н. А. Жуковская // Молодой ученый. - 2019. - № 1 (239). - С. 161-164. - URL: https://moluch.ru/archive/239/55333/ (дата обращения: 16.10.2020).
17. Жулина, Е. В. Коррекция нарушений связной речи дошкольников с ОНР посредством сказки / Е. В. Жулина, Т. Н. Кузнецова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7korrektsiya-narusheniy-svyaznoy-rechi- doshkolnikov-s-onr-posredstvom-skazki (дата обращения: 01.07.2020).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ