ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ПРАЗДНИКА В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 9
1.1 Патриотическое воспитание младших школьников в контексте
педагогической практики 9
1.2 Специфика воспитания средствами народного праздника в
образовательном учреждении 16
1.3 Педагогические условия формирования патриотизма средствами
народного праздника 20
Выводы по 1 главе 31
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПЕРИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО
ПРАЗДНИКА 32
2.1 Эмпирическое исследование народного праздника по
патриотическому воспитанию младших школьников 32
2.2 Методологическая разработка народного праздника по
результатам диагностического исследования патриотического воспитания
младших школьников 38
Выводы по 2 главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63
Мир изменился, стёрлись границы между народами и странами. Такое явление как глобализация неновое, с древних времён происходили попытки объединить народ. Обратимся к прошлому, в вавилонской цивилизации, греческой империи, римской империи прослеживаются идеи создания единого мира. Но современная глобализация имеет свои отличии от предыдущих, появились проводники быстрого и доступного общения, передвижения.
Безусловно, можно выделить массу положительных сторон из этих изменений, однако они могут привести к однополярному миру. Это опасное явление, так как доминирующая страна, народ будет навязывать всем остальным свои взгляды. В современном мире разумно же строить многополярный мир, где каждый народ будет иметь своё место.
Несмотря на глобализацию многие народы, стремятся сохранить свою индивидуальность, самобытность. Например, народы Китая, Казахстана, Татарстана, Кавказа гордятся своими традициями и чутко их берегут, так как на воспитании держится духовно-нравственная жизнь народа. Мы восхищаемся лезгинкой, которую народы Кавказа пляшут от мала до велика. Но в России национальных танцев стесняются, и мало кто умеет их исполнять. В нашей стране утрачиваются национальные корни , осуждается власть и выражается недовольство. Мы берём пример с Западных стан и совсем перестаём ценить тот огромный опыт наших предков, который ими был накоплен. Только когда мы начнём воспитывать в себе любовь к Родине, к её традициям и обычаям жизнь изменится в лучшую сторону. Как гласит русская пословица: «Хорошо там, где нас нет», но нужно изменить своё мировоззрение, чтобы было хорошо там, где мы находимся сейчас.
Актуальность темы исследования. Современный мир переживает изменения и воспитание детей тоже должно трансформироваться. Но поспешное изменение прежней базы образования привело к неутешительным последствиям. Современное воспитание столкнулось с трудностями в виде негативных склонностей, таких как потеря интереса к традициям своего народа и исключение их из своей жизни, замена идеалов. Поэтому приоритет педагогической деятельности в большей степени должен быть направлен на этнокультурную, общеэтническую и гражданскую концепцию. На сегодняшний день не вызывает сомнения тот факт, что воспитание гражданина и патриота является важной задачей. Осознание этой необходимости привело к отображению в Законе Российской Федерации «Об образовании»: воспитание гражданственности и патриотизма является сегодня одним из основных принципов государственной политики в области образования.
Проблема исследования: В недостаточном обосновании
педагогического потенциала русских народных праздников, как средства патриотического воспитания младших школьников.
Культурные традиции, культурное наследие, патриотическое воспитание частично в нашей стране было утеряно. Сейчас всё чаще возникают попытки возродить патриотический настрой. Какие бы изменения не переживала Россия остаётся неизменным осознание того, что народ должен чтить свои традиции, любить Родину, чувствовать национальную гордость. Так в Российской империи во время правления Петра I девизом патриотизма были слова «Бог, Царь и Отечество». Православная вера объединяла народ. Помыслы и действия были направлены защищать свою Родину. Участие в войнах воспринималось как защита веры. Популяризовались кадетские корпуса, которые прозвали «рассадниками патриотизма». И в советское время этой теме уделялось большое значение. Патриотический дух сопровождал советского человека везде. Эта тема освещалась в СМИ, кино, а так же в семье и в школе беседовали о Родине, о людях, которые являлись примером для советских людей. Каждый человек ощущал важность своего труда, был к себе требовательный и чувствовал, что он нужен своей Родине. Смена политического режима пошатнула духовную сферу, что привело к изменению патриотических чувств. Появилось стремление поддаться западной культуре стать индивидуальной личностью. Такая тенденция и в наше время остаётся актуальной. Чтобы вырастить патриотов, нужно начать с самых маленьких жителей нашей огромной страны. Период младшего школьного возраста является наиболее благоприятным для воспитания многих социально значимых качеств личности, в том числе и патриотизма.
В современных условиях российского общества всё чаще прослеживаются тенденции того, что молодое поколение имеет проблемы с патриотическим воспитанием, для решения которой представляется возможным применение опыта народной педагогики. По мнению А.С. Лында, «Общество может развиваться лишь в том случае, если старшие поколения будут передавать младшим весь накопленный ими опыт. Овладев этим опытом, каждое новое поколение углубляет, развивает и совершенствует его, дополняя новым опытом, открытиями изобретениями» [3].
Существует еще и такое понятие как народная культура. Рассмотрим ее суть более подробно.
У представителей разных этнических групп разная народная культура. Каждый представитель по-разному осознает и чтит обычаи своего народы, традиции, образ жизни. Данные вопросы в рамках народной культуры изучается и в истории, и в филологии, философии культуры, этнографии, искусствознании и этнопедагогики [26].
Связь народной педагогики и народного воспитания изучали отечественные и зарубежные педагоги. Огромный вклад в изучение данной проблемы внесли Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский.
Проблема гражданско-патриотического воспитания личности нашла отражение в работах педагогов Г. М. Коджаспировой, А. С. Макаренко, В. А. Сластенина. Современные философы, педагоги, социальные педагоги В. Н. Гуров, Н. Д. Никандров, В. К. Шаповалов исследуют проблему гражданского воспитания молодежи в обновляющейся российской действительности. Ученые Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Д. Б. Эльконин считают, что образовательно-воспитательную деятельность с подрастающим поколением необходимо начинать в раннем детстве как наиболее благоприятном периоде формирования социальной ответственности, творческой активности, гражданственности. В большинстве сложившихся мнений ученых-педагогов А. Ю. Гранкина, В. Н. Гурова, Г. Н. Филонова, И. В. Бестужев-Лада, Б. Т. Лихачева заложена мысль о том, что основы знаний о гражданско-патриотических качествах личности у ребенка необходимо закладывать в семье, в общеобразовательной школе [1]...
Народный праздник обладает большим образовательновоспитательным потенциалом, реализует задачи умственного, нравственного, трудового, физического, эстетического воспитания.
Средствам воспитания народного праздника являются: сообщение необходимых полезных сведений, развития мотивов привычек нравственного поведения, воспитание патриотизма через чувство сопричастности с народом, общей историей, традициями.
В ходе праздника у ребёнка формируется навыки межличностного общения, проявляется интерес к малой Родине и её истории. Педагог в свою очередь имеет возможность вовлекать в воспитательный процесс родителей. А родители кроме помощи в организации мероприятия, дома проводят беседы с ребёнком, делятся опытом о том, как они праздновали праздники и их родители.
В младшем школьном возрасте достаточно легко приобщить обучающихся к традициям, привить общественные нормы, понятия дружбы, чувства сострадания, милосердия и т.п., поскольку именно в этом возрасте они обладают высокой степенью восприимчивости, у них наблюдается стремление подражать взрослым. Проведение народных праздников позволяется познакомиться и приобщить обучающихся к народной культуре.
Что касается сущности Праздника, то это некоторый вид духовного самовыражения и духовного обогащения ребенка. Праздник служит для цели познания юными гражданами высоких нравственных принципов. Это определенный вид творчества, это самая сложная и распространенная форма работы воспитателя или учителя. В качестве значимых функций праздника, которые раскрывают его сущность, являются коммуникативная и регулятивная функции.
Исследование было проведено на базе МБОУ СОШ №11 г. Асбест Свердловской области.
Проведённая анкета позволила выявить средний уровень патриотической воспитанности младших школьников. Что свидетельствует о недостаточном уровне воспитанности патриотизма у младших школьников. Данный вывод говорит о необходимости разработки и проведения мероприятия, направленного на воспитание патриотизма у младших школьников средствами народного праздника.
Целью народного праздника Рождества стало развитие интеллектуально - эмоционально направления развития ребенка через изучение народных традиций, обрядов народного календаря, декоративноприкладного творчества, изучение истории города Асбеста, приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям и освоение опыта прошлого.
Первостепенные задачи мероприятия развивать у детей эмоционально - ценностное отношение к культурным традициям своего города, страны с помощью праздников, игровой деятельности, воспитывать у детей чувство причастности к народной культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием, а также вовлечь родителей в совместную деятельность. Познакомить детей со способами проявления любви к близким, расширить знания младших школьников о мире. Воспитать у учащихся интерес к истории.
В празднике использовались следующие формы организации деятельности: театральное представление, игра-путешествие, конкурс, самостоятельная работа.
После мероприятия было проведено повторное диагностическое исследование воспитанности патриотизма у младших школьников, дана оценка эффективности проведенной работы. Выявлено значительное улучшение показателей исследования преобладание среднего и высокого уровней патриотической воспитанности.
В ходе работы сделан вывод об эффективности проведенной работы по воспитанию патриотизма у младших школьников средствами народного праздника. Что позволило заключить об эффективности использования народных праздников как средство воспитания патриотизма...
1. Абдуллова, Л.Ю. Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников посредством народной педагогики [Текст] // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-3. - С. 7-11.
2. Адаева, Н.В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи [Текст] // Человек и образование. - 2012. - № 1 (30). - С. 130-134.
3. Адаева, Н.В. Патриотическое воспитание в традиционной народной педагогике [Текст] // Система ценностей современного общества. - 2012. - № 22. - С. 161-164.
4. Адаева, Н.В. Патриотическое воспитание средствами
народной педагогики [Текст] // Человек и образование. - 2013. - №1 (34). - С. 38-43.
5. Артемов, В. Л. Патриотизм и национальная идентичность. О воспитании патриотизма [Текст] // Доклады и материалы XIV Международной научной конференции. - Москва. - 2017. - 458с.
6. Башкирова, Д.Г. Народные традиции в современных
календарных обрядах и праздниках: [Электронный ресурс] // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XVIXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9-10(16). - Режим доступа:
https://nauchforum.ru/archive/MNF_humamties/9-10(16).pdf
7. Бухарова, Г.Д. Опытно-поисковая, опытно-экспериментальная работа и педагогический эксперимент в диссертационных исследованиях: [Электронный ресурс] // Науки об образовании. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/opytno-poiskovaya-opytno-eksperimentalnaya- rabota-i-pedagogicheskiy-eksperiment-v-dissertatsionnyh-issledovaniyah
8. Викторина «Уголок России город Асбест»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mognovse.ru/u-viktorina-ugolok-rossii-gorod- asbest.html
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика-пресс, 1999. - 533 с.
10. Городова, А.Н. Педагогические средства реализации различных типов педагогических технологий: [Электронный ресурс]. Инфоурок. - Режим доступа: https://infourok.ru/statya-pedagogicheskie- sredstva-realizacii-razlichnih-tipov-pedagogicheskih-tehnologiy-3957519. html
11. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы. [Текст]. - М.: Вако, 2008. - 352 с.
12. Дорошенко, С.И. Праздники в системе воспитательной работы современной школы [Текст] / Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2018. - № 33 (52). - С. 22-30.
13. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие [Текст] - М.: ИНФРА-М, 1997. - 256 с.
14. Ёлкин, С.М. Патриотическое воспитание детей средствами народной педагогики [Текст] // Вестник новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2017. - №4 (102). - С. 39-42.
15. Завадовский, Л.Н. Гордость земли Усманской. [Текст] - Усмань, 2003 - 252 с...