Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования

Работа №94062

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы89
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
120
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Определение «познавательные учебные действия» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Современное определение понятия «умственная отсталость» и
психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 10
1.3. Характеристика познавательных учебных действий у обучающихся с
умственной отсталостью на уровне начального образования 15
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ
УСЛОВИЯХ 21
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся с
умственной отсталостью в экспериментальных условиях 21
2.2. Обзор методов и методик изучения уровня сформированности
познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью 28
2.3. Процесс диагностической работы и анализ результатов определения
уровня сформированности познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью 33
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ РАБОТЫ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ 42
3.1. Процесс составления программы работы олигофренопедагога по
формированию познавательных учебных действий (на примере обобщения) у обучающихся с умственной отсталостью 42
3.2. Педагогические условия апробации программы работы
олигофренопедагога по формированию познавательных учебных действий (на примере обобщения) у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 48
3.3. Анализ результатов апробации программы работы
олигофренопедагога по формированию познавательных учебных действий (на примере обобщения) у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 71


Проблема исследования. Познавательные учебные действия (ПУД) это нужные и простые части общеобразовательного процесса, становление которых гарантирует овладение содержательной частью образования обучающимися с умственной отсталостью. Познавательные учебные действия складываются и реализовываются исключительно во взаимной работе педагога-дефектолога с обучающимся с умственной отсталостью [23].
К функциям познавательных учебных действий относятся:
1) выделение некоторых существенных, общих свойств и хорошо известных предметов; 2) установление видо-родовых отношений предметов;
3) способность делать простые обобщения, умение соотносить, сгруппировать на иллюстрации; 4) умения читать, писать, выполнять простые счетные действия; 5) умение наблюдать под руководством педагога за предметами и явлениями окружающей вокруг нас среды [23].
Актуальность исследования проблемы формирования ПУД у обучающихся данной категории обусловливается тем, что перемены, которые происходят в мире, создали потребность в создании и в вводе молодого поколения образовательных норм образования, в том числе, для обучающихся с умственной отсталостью. Важностью федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью считается исполнение адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП).
Степень ее разработанности, место и значение в науке и практике.
В наше время ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью [28] верно задает условия, которые требуются к результату обучения усвоения АООП и, несмотря на высокий интерес к вопросу развития личностных и предметных компетенций обучающихся, имеющиеся учебные программы нуждаются в явной поправке с учетом требований ФГОС к планируемым результатам. Огромную роль в учебном процессе играет формирование именно базовых учебных действий (БУД). Имеющиеся в данном направлении разработки еще не очень многочисленны, требуют дальнейшего совершенствования с учетом особенностей формирования базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью.
Проблемной задачей исследования формирования ПУД у обучающихся с умственной отсталостью в разное время проявляли интерес Г. М. Дульнев, М. С. Левитан, М. М. Нудельман. Ученые работали под руководством психологов Л. В. Занкова и И. М. Соловьева. Были произведены испытательные исследования, как правило, на познавательную деятельность и в кое-какой степени личность обучающихся с умственной отсталостью. Эти экспериментальные изучения подразумевали выявление потенциальных возможностей их развития, а не только недостатков у обучающихся с умственной отсталостью.
Объект исследования - особенности формирования познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Предмет исследования - процесс составления и апробации программы формирования познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Цель исследования - определить уровень сформированности познавательных учебных действий с помощью педагогических средств диагностики и на основе полученных данных составить и апробировать программу их формирования у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Задачи исследования:
1. Проанализировать источники и психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Провести диагностику уровня сформированности познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью.
3. Составить программу работы олигофренопедагога по формированию познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
4. Апробировать программу и проанализировать результаты апробации.
5. Выполнить выпускную квалификационную работу в
соответствии с требованиями к содержанию и оформлению.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артинского городского округа «Артинская средняя общеобразовательная школа № 6», реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
Методики и методы исследования:
- методика «Что лишнее» (невербальный вариант) (в модификации Н. Л. Белопольской);
- методика «Обобщение понятий» (в модификации Л. Ю.Субботиной);
- методика «наблюдение за достижениями обучающихся в учебных ситуациях».
-беседа;
-наблюдение;
- эксперимент.
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений (четыре приложения). Объем работы - 87 страниц машинописного текста. В списке источников и литературы 39 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Ознакомясь с данными психолого-педагогической литературы, возникают последующие заключения: сложности в психическом становлении обучающихся с умственной отсталостью обоснованы чертами их высшей нервной работы (вялостью действий возбуждения и торможения, медленным становлением условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением сотрудничества первой и второй сигнальных систем и др.). В подавляющей части случаев интеллектуальные нарушения, существующие у обучающихся с умственной отсталостью, характеризуются присутствием органического поражения ЦНС в вводных шагах онтогенеза.
Изучив источники и литературу, можно прийти к выводу, что неполная выраженность познавательных БУД у обучающихся с умственной отсталостью аргументирована их сложностями в обучении. На базе этих проблем лежат индивидуальности их психического развития, типологические и личные особенности, нарушения интеллектуального развития. Совместный Соединяющий всех их симптом заключается в недоразвитии познавательной сферы.
В диагностической работе с обучающимися применялись такие методики, как: методика «Что лишнее» (невербальный вариант) (в модификации Н. Л. Белопольской), методика «Обобщение понятий» (в модификации Л. Ю. Субботиной), наблюдение за достижениями обучающихся в учебных ситуациях и экспериментальные задания по учебным предметам.
Перечисленные методики и задания позволили определить уровень сформированности познавательных действий (умения «делать простейшие обобщения») у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Констатирующий этап экспериментального опыта показал, что сформированность познавательных учебных действий (на примере обобщения) у обучающихся находится, как правило, на низком уровне.
Составленная и частично апробированная программа «Развитие мыслительных операций», направленная на формирование познавательных учебных действий (на примере обобщения) у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования, содержит 3 направления работы: с обучающимися, с педагогами, с родителями обучающихся.
Результаты контрольного этапа эксперимента показали в целом положительную динамику формирования познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования. Это не означает, что далее не нужно будет проводить такую работу. Программа требует дальнейшей апробации и совершенствования.
Таким образом, задачи исследования выполнены, цель достигнута.



1. Акимова М. К. Интеллектуальные тесты // Психология индивидуальных различий [Текст] / М. К. Акимова; под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : 1982. - 12 с.
2. Белопольская Н. Л. Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию [Текст] / Н. Л. Бепольская / Изд. 3-е, стереотип. — М. : 2009. - 31 с.
3. Бордовская, Н. Олигофренопедагогика [Текст]: учебное пособие / Н. Бордовская, А. Реан. - СПб. : Питер, 2014. - 289 с.
4. Буряк, В. К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности [Текст] / В. К. Буряк // Педагогика. - 2015. - № 8. - 71-78 с.
5. Вайс, В. Перспективное планирование воспитательной работы в начальной школе [Текст] / В. Вайс // Воспитание школьников. - 2013. 217 с.
6. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. [Текст] // Выготский Л. С. Собр. соч. В 6-ти т. Т.5. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
7. Гончарова Е. Л., «Ребенок с особыми образовательными потребностями» [Текст] : автореф. / Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. - М. : 2017. - URL : http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-5/rebenok-s-osobymi- obrazovatelnymi-potrebnostjami (дата обращения: 15.04.2018).
8. Граборов, А. Н. Основы олигофренопедагогики [Текст] / А. Н. Граборов - М. : Академия, 2013. - 341 с.
9. Грязнов, Ю. П. Развитие познавательной активности учащихся [Текст] / Ю. П. Грязнов, Л. А. Лисина, П. И. Самойленко // Специалист. - 2015. - № 2. - 30-33 с.
10. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении [Текст] // М. : Педагогика, 1972.
11. Дейкина, А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения [Текст] / А. Ю. Дейкина. - М. : Просвещение, 2013. - 309 с.
12. Зак А. З. Некоторые методы диагностики интеллектуального развития школьников [Текст] // Психологические проблемы учебной деятельности школьника. - М. : 1977. - 218 с.
13. Кайнова, А. Л. Особенности использования игровых технологий для активизации познавательной деятельности учащихся [Текст] / А. Л. Кайнова // Конструирование оптимального образовательного пространства «учащийся - преподаватель»: проблемы и находки: материалы науч. практ. конф., Лида, 14 ноября 2007г / ГрГУ им. Я. Купалы; отв. ред. А. В. Богданович. - Гродно : ГрГУ, 2014. - 80 - 84 с.
14. Катаева А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников [Текст] : кн. для учителя / Катаева А. А., Стребелева Е. А. - М. : «БУК-МАСТЕР», 1993.- 191 с. ил.
15. Ковалева, Г. С. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий [Текст] : в 2 ч. - М. : Академия , 2009. 63
Ч. 1 / Ковалева Г. С., Логинова О. Б; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой., 2009. - 194 с.].
16. Косицыной С. В. Из опыта работы «Формирование познавательных умений у младших школьников с умственной отсталостью» [Текст] / URL : file:///C: /obobshchenie_opyta_raboty_s.v.kosicyna.pdf (дата обращения 15.04.2018)
17. Куликова О. Н. «Методы диагностики интеллектуального развития детей с ОВЗ» [Текст] : реф. / Куликова О. Н. ; Комсомольск-на- Амуре. - 2016. - URL : http://vestnikpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=5702 (дата обращения: 16.04.2018)
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ