ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Определение «познавательные учебные действия» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Современное определение понятия «умственная отсталость» и
психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 10
1.3. Характеристика познавательных учебных действий у обучающихся с
умственной отсталостью на уровне начального образования 15
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ
УСЛОВИЯХ 21
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся с
умственной отсталостью в экспериментальных условиях 21
2.2. Обзор методов и методик изучения уровня сформированности
познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью 28
2.3. Процесс диагностической работы и анализ результатов определения
уровня сформированности познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью 33
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ РАБОТЫ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ 42
3.1. Процесс составления программы работы олигофренопедагога по
формированию познавательных учебных действий (на примере обобщения) у обучающихся с умственной отсталостью 42
3.2. Педагогические условия апробации программы работы
олигофренопедагога по формированию познавательных учебных действий (на примере обобщения) у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 48
3.3. Анализ результатов апробации программы работы
олигофренопедагога по формированию познавательных учебных действий (на примере обобщения) у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 71
Проблема исследования. Познавательные учебные действия (ПУД) это нужные и простые части общеобразовательного процесса, становление которых гарантирует овладение содержательной частью образования обучающимися с умственной отсталостью. Познавательные учебные действия складываются и реализовываются исключительно во взаимной работе педагога-дефектолога с обучающимся с умственной отсталостью [23].
К функциям познавательных учебных действий относятся:
1) выделение некоторых существенных, общих свойств и хорошо известных предметов; 2) установление видо-родовых отношений предметов;
3) способность делать простые обобщения, умение соотносить, сгруппировать на иллюстрации; 4) умения читать, писать, выполнять простые счетные действия; 5) умение наблюдать под руководством педагога за предметами и явлениями окружающей вокруг нас среды [23].
Актуальность исследования проблемы формирования ПУД у обучающихся данной категории обусловливается тем, что перемены, которые происходят в мире, создали потребность в создании и в вводе молодого поколения образовательных норм образования, в том числе, для обучающихся с умственной отсталостью. Важностью федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью считается исполнение адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП).
Степень ее разработанности, место и значение в науке и практике.
В наше время ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью [28] верно задает условия, которые требуются к результату обучения усвоения АООП и, несмотря на высокий интерес к вопросу развития личностных и предметных компетенций обучающихся, имеющиеся учебные программы нуждаются в явной поправке с учетом требований ФГОС к планируемым результатам. Огромную роль в учебном процессе играет формирование именно базовых учебных действий (БУД). Имеющиеся в данном направлении разработки еще не очень многочисленны, требуют дальнейшего совершенствования с учетом особенностей формирования базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью.
Проблемной задачей исследования формирования ПУД у обучающихся с умственной отсталостью в разное время проявляли интерес Г. М. Дульнев, М. С. Левитан, М. М. Нудельман. Ученые работали под руководством психологов Л. В. Занкова и И. М. Соловьева. Были произведены испытательные исследования, как правило, на познавательную деятельность и в кое-какой степени личность обучающихся с умственной отсталостью. Эти экспериментальные изучения подразумевали выявление потенциальных возможностей их развития, а не только недостатков у обучающихся с умственной отсталостью.
Объект исследования - особенности формирования познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Предмет исследования - процесс составления и апробации программы формирования познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Цель исследования - определить уровень сформированности познавательных учебных действий с помощью педагогических средств диагностики и на основе полученных данных составить и апробировать программу их формирования у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Задачи исследования:
1. Проанализировать источники и психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Провести диагностику уровня сформированности познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью.
3. Составить программу работы олигофренопедагога по формированию познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
4. Апробировать программу и проанализировать результаты апробации.
5. Выполнить выпускную квалификационную работу в
соответствии с требованиями к содержанию и оформлению.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артинского городского округа «Артинская средняя общеобразовательная школа № 6», реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
Методики и методы исследования:
- методика «Что лишнее» (невербальный вариант) (в модификации Н. Л. Белопольской);
- методика «Обобщение понятий» (в модификации Л. Ю.Субботиной);
- методика «наблюдение за достижениями обучающихся в учебных ситуациях».
-беседа;
-наблюдение;
- эксперимент.
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений (четыре приложения). Объем работы - 87 страниц машинописного текста. В списке источников и литературы 39 наименований.
Ознакомясь с данными психолого-педагогической литературы, возникают последующие заключения: сложности в психическом становлении обучающихся с умственной отсталостью обоснованы чертами их высшей нервной работы (вялостью действий возбуждения и торможения, медленным становлением условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением сотрудничества первой и второй сигнальных систем и др.). В подавляющей части случаев интеллектуальные нарушения, существующие у обучающихся с умственной отсталостью, характеризуются присутствием органического поражения ЦНС в вводных шагах онтогенеза.
Изучив источники и литературу, можно прийти к выводу, что неполная выраженность познавательных БУД у обучающихся с умственной отсталостью аргументирована их сложностями в обучении. На базе этих проблем лежат индивидуальности их психического развития, типологические и личные особенности, нарушения интеллектуального развития. Совместный Соединяющий всех их симптом заключается в недоразвитии познавательной сферы.
В диагностической работе с обучающимися применялись такие методики, как: методика «Что лишнее» (невербальный вариант) (в модификации Н. Л. Белопольской), методика «Обобщение понятий» (в модификации Л. Ю. Субботиной), наблюдение за достижениями обучающихся в учебных ситуациях и экспериментальные задания по учебным предметам.
Перечисленные методики и задания позволили определить уровень сформированности познавательных действий (умения «делать простейшие обобщения») у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Констатирующий этап экспериментального опыта показал, что сформированность познавательных учебных действий (на примере обобщения) у обучающихся находится, как правило, на низком уровне.
Составленная и частично апробированная программа «Развитие мыслительных операций», направленная на формирование познавательных учебных действий (на примере обобщения) у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования, содержит 3 направления работы: с обучающимися, с педагогами, с родителями обучающихся.
Результаты контрольного этапа эксперимента показали в целом положительную динамику формирования познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования. Это не означает, что далее не нужно будет проводить такую работу. Программа требует дальнейшей апробации и совершенствования.
Таким образом, задачи исследования выполнены, цель достигнута.
1. Акимова М. К. Интеллектуальные тесты // Психология индивидуальных различий [Текст] / М. К. Акимова; под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : 1982. - 12 с.
2. Белопольская Н. Л. Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию [Текст] / Н. Л. Бепольская / Изд. 3-е, стереотип. — М. : 2009. - 31 с.
3. Бордовская, Н. Олигофренопедагогика [Текст]: учебное пособие / Н. Бордовская, А. Реан. - СПб. : Питер, 2014. - 289 с.
4. Буряк, В. К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности [Текст] / В. К. Буряк // Педагогика. - 2015. - № 8. - 71-78 с.
5. Вайс, В. Перспективное планирование воспитательной работы в начальной школе [Текст] / В. Вайс // Воспитание школьников. - 2013. 217 с.
6. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. [Текст] // Выготский Л. С. Собр. соч. В 6-ти т. Т.5. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
7. Гончарова Е. Л., «Ребенок с особыми образовательными потребностями» [Текст] : автореф. / Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. - М. : 2017. - URL : http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-5/rebenok-s-osobymi- obrazovatelnymi-potrebnostjami (дата обращения: 15.04.2018).
8. Граборов, А. Н. Основы олигофренопедагогики [Текст] / А. Н. Граборов - М. : Академия, 2013. - 341 с.
9. Грязнов, Ю. П. Развитие познавательной активности учащихся [Текст] / Ю. П. Грязнов, Л. А. Лисина, П. И. Самойленко // Специалист. - 2015. - № 2. - 30-33 с.
10. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении [Текст] // М. : Педагогика, 1972.
11. Дейкина, А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения [Текст] / А. Ю. Дейкина. - М. : Просвещение, 2013. - 309 с.
12. Зак А. З. Некоторые методы диагностики интеллектуального развития школьников [Текст] // Психологические проблемы учебной деятельности школьника. - М. : 1977. - 218 с.
13. Кайнова, А. Л. Особенности использования игровых технологий для активизации познавательной деятельности учащихся [Текст] / А. Л. Кайнова // Конструирование оптимального образовательного пространства «учащийся - преподаватель»: проблемы и находки: материалы науч. практ. конф., Лида, 14 ноября 2007г / ГрГУ им. Я. Купалы; отв. ред. А. В. Богданович. - Гродно : ГрГУ, 2014. - 80 - 84 с.
14. Катаева А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников [Текст] : кн. для учителя / Катаева А. А., Стребелева Е. А. - М. : «БУК-МАСТЕР», 1993.- 191 с. ил.
15. Ковалева, Г. С. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий [Текст] : в 2 ч. - М. : Академия , 2009. 63
Ч. 1 / Ковалева Г. С., Логинова О. Б; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой., 2009. - 194 с.].
16. Косицыной С. В. Из опыта работы «Формирование познавательных умений у младших школьников с умственной отсталостью» [Текст] / URL : file:///C: /obobshchenie_opyta_raboty_s.v.kosicyna.pdf (дата обращения 15.04.2018)
17. Куликова О. Н. «Методы диагностики интеллектуального развития детей с ОВЗ» [Текст] : реф. / Куликова О. Н. ; Комсомольск-на- Амуре. - 2016. - URL : http://vestnikpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=5702 (дата обращения: 16.04.2018)
...