Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекционная работа по формированию диалогической речи у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках ручного труда

Работа №94060

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы69
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
165
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 6
1.1. Понятие «диалогическая речь» 6
1.2. Особенности развития диалогической речи у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 9
1.3. Роль ручного труда в формировании диалогической речи
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 14
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 23
2.1. Организация и выборка исследования 23
2.2. Методы и результаты констатирующего этапа исследования 25
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОКАХ РУЧНОГО ТРУДА 43
3.1. Комплекс упражнений по развитию связной устной речи у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках ручного труда 43
3.2. Апробация комплекса упражнений по развитию диалогической речи
на уроках ручного труда. Проведение формирующего эксперимента 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64


В социально-экономической сфере Российской Федерации в последнее время произошли значительные изменения, особенно эти изменения коснулись системы образования и ее нормативно-правовой базы. Документально отмечена жесткая необходимость в активном привлечении внимания общества к проблемам образования в общеобразовательных организациях [1]. В соответствии с пунктом 6 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) все обучающиеся должны овладеть коммуникативными навыками, а также принятыми в обществе нормами социального взаимодействия. Особый акцент в разделе «речевая практика» был уделен именно диалогической форме речи, что и определяет актуальность данного исследования [2].
Общение представляет собой основной вид деятельности человека, обуславливающий сущность человека как части социума. Общение обеспечивает полноценное развитие и реализацию личности человека. Оно также выступает как самая первая потребность человека, своевременное появление которой считается одним из основных показателей нормативного развития. У обучающихся с интеллектуальными нарушениями (или умственной отсталостью) данная потребность формируется гораздо позже, в отличие от нормативно развивающихся сверстников.
Человек нуждается в общении на всех этапах его развития. Однако только благодаря взаимопониманию между участниками общения становится возможным возникновение успешного межличностного взаимодействия. Процесс общения определяется отражением черт взаимодействующих людей, их взаимоотношениями, а также способами осуществления ими совместной деятельности. Отсюда следует вывод, что понимание одним собеседником другого - это основная составляющая часть успешной коммуникации.
В современный исследованиях многих педагогов и психологов можно найти ответы на вопросы этиологии и патогенеза сниженных темпов психического развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также информацию об особенностях их игровой и познавательной деятельности. Данными проблемами занимались такие исследователи, как Л. С. Выготский, М. С. Певзнер, С. Я. Рубинштейн и др.
Недостаточно изучено общение детей с интеллектуальными нарушениями, в то время как развитие диалогической речи является важнейшим фактором социализации ребенка и компенсации нарушений в его развитии.
Проблема исследования: каковы педагогические условия вовлечения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) младшего школьного возраста в формировании диалогической речи на уроках ручного труда.
Объект - диалогическая речь обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) младшего школьного возраста.
Предмет - процесс формирования диалогической речи детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) младшего школьного возраста на уроках ручного труда.
Цель исследования - на основе анализа источников разработать комплекс упражнений по формированию диалогической речи у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Гипотеза исследования - формирование диалоговой речи у умственно отсталых младших школьников будет происходить успешнее при условии использования дополнительной целенаправленной коррекционно - развивающей работы на уроках ручного труда.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
Задачи исследования:
1. Изучить нормативную, учебно-методическую, психолого-
педагогическую, справочную литературу по теме исследования.
2. Исследовать особенности формирования диалогической речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) младшего школьного возраста.
3. Провести констатирующий эксперимент, с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) младшего школьного возраста.
4. Разработать комплекс упражнений по формированию диалогической речи детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках ручного труда.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Изучение психолого-медико-педагогической литературы.
3. Наблюдение за детьми в процессе научно-практической, игровой
деятельности.
4. Беседа с детьми, родителями, педагогами.
5. Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
6. Количественный и качественный анализ результатов эксперимента.
Экспериментальная база исследования: Государственное
бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа № 5, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное нами исследование о том, как влияет трудовое воспитание на обучающихся с умственной отсталостью, и их речевое развитие позволяет нам сделать следующие основные выводы.
Развитие и формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) навыков связного высказывания возможно лишь при условии комплексной и систематической работы коррекционно-педагогического воздействия.
Л. С. Выготский, Р. М. Дульнев, Р. И. Лалаева, В. Г. Петрова, Т. Б. Филичева и многие другие исследователи посвятили свои труды изучению и разработке методов коррекционного воздействия, направленных на развитие диалогической речи у различных категорий обучающихся, в том числе и обучающихся с умственной отсталостью.
Изучение научно-методической литературы по проблеме исследования позволяет говорить, что нарушения речи у обучающихся с умственной отсталостью представляет собой сложное структурное нарушение, охватывающее все структурные компоненты речи. Здесь происходит нарушение не только речевых компонентов, но и смыслового и сенсомоторного уровня, которые являются более сложными. Поэтому развитие диалога как одной из форм речи является важным условием формирования и развития таких компонентов, как анализ, синтез, сравнение и обобщение.
Развитие диалогической речи происходит не только на специально организованных логопедических занятиях, но и во время уроков труда, например. Благодаря комплексному подходу развития диалогической речи у обучающихся с умственной отсталостью обеспечивается эффективность проводимой коррекционной работы. Таким образом, коррекционной воздействие должно проводиться в комплексе и систематически.
Также было определено, что коррекции речевых нарушений, а также личностному развитию у обучающихся с умственной отсталостью способствует вовлечение их в трудовую деятельность. Здесь же происходит формирование эмоционально-волевой сферы, вырабатывается мотивация к обучению и социальному взаимодействию. Все это готовит обучающегося к его социальной адаптации в обществе.
Из-за имеющихся у обучающихся с умственной отсталостью психофизиологических нарушений трудовое воспитание и его организация требует учета индивидуальных особенностей данной категории обучающих. Трудовое воспитание - самый важный коррекционный фактор воспитания личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями, поскольку в процессе обучения ручному труду такие обучающиеся активно вовлекаются в диалог со сверстниками и педагогом. Здесь же происходит формирование новых типов мыслительной деятельности. Благодаря трудовому обучению обучающиеся получают новые навыки сотрудничества, работы и взаимодействия, а, следовательно, и навыки адаптации.
Следовательно, можно говорить, что коррекционное воздействие, оказываемое трудовым воспитанием в образовательной организации, не только выполняет свои собственные специфические задачи, но и оказывают влияние на развитие личности обучающихся, формирует и развивает у них положительные социально-личностные качества и характеристики.
Для проведения коррекционного воздействия в первую очередь необходимо было провести констатирующий эксперимент, направленный на исследование актуального уровня формирования связной речи у обучающихся с умственной отсталостью. Исследование показало, что у таких обучающихся имеется тенденция к дословному изложению рассказа, они застревают на отдельных словах, склонны часто повторять одно и то же слово или фразу. Также часто они акцентируют внимание на маловажных вещах, упуская важные детали. Они искажают смысл высказывания и речевое его оформление, отсюда возникают множественные затруднения в формировании и изложении связного высказывания, составления рассказа по сюжетным картинкам, в которых понятна и логична закономерность изложения, а последовательность событий предопределена.
Данные проведенного констатирующего эксперимента показывают стойкость речевых нарушений у обучающихся с умственной отсталостью, особенно связной речи. Синтаксические конструкции, с помощью которых они создают связное высказывание, примитивны и имеют характеристики ситуационной речи. При этом наблюдается нарушение лексико-грамматической структуры речи. Большинство обучающихся используют в своих рассказах существительные, глаголы и местоимения, которые применяют в обиходной речи. Из них 70 % используют простые распространенные фразы, которые содержат 2 - 3 второстепенных члена, а 30 % используют простые нераспространенные фразы. Процент сложных предложений очень низкий.
Рассказы обучающихся характеризовались краткостью, нарушениями логической последовательности и лаконичностью изложения. Очень часто они складывались из отдельных фрагментов, из которых потом невозможно было составить полноценный и связный рассказ, и вместо активного развития сюжета наблюдали обычное перечисление отдельных элементов ситуации.
На основании результатов исследования, а также после проведенного анализа научной литературы, был составлен и протестирован план с серией упражнений, которые были направлены на развитие связной речи у обучающихся с умственной отсталостью в процессе трудового обучения на урока рукоделия.
Проведенное контрольного исследование и изучение эффективности проведенной работы показало, что у обучающихся улучшилась речевая деятельность, ее качество повысилось. Особенно улучшение состояния связной речи заметно при исследовании пересказывания текстов, это обусловлено тем, что практически на каждом коррекционном занятии применялись картинный материал с использованием плана, как картинного, так и словесного, а занятия были направлены на развитие связного высказывания.
Диалогическая форма речи также отличается по своим качественным характеристикам: обучающиеся использовали более длинные предложения и делали меньше ошибок при согласовании слов в предложении. Результаты экспериментальной работы показывают, что использование методов развития диалогической речи на разных этапах обучения с сочетанием вербальных, наглядных и практических методов обучения способствует повышению качества связной речи учащихся.
На этом цель работы достигнута, а задачи выполнены.



1. Антипов, В. И. Внеклассные занятия по труду во вспомогательной школе / В. И. Антипов. - Москва : Сфера, 2008. - 189 с.
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей /
А. Г. Арушанова. - Москва : Просвещение, 1999. - 272 с.
3. Архипкина, Л. И. Работа по профориентации во вспомогательной школе-интернате / Л. И. Архипкина. - Москва : Эксмо, 1996. - 198 с.
4. Ахманова, О. С. Словарь омонимов русого языка /
О. С. Ахманова. - Москва : Русский Язык, 1986. - 448 с.
5. Бадалян, Л. О. Невропатология / Л. О. Бадалян. - Москва :
Академия, 2012. - 396 с.
6. Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии:
коммуникативная дифференциация личности / Д. И. Бойков. - Санкт- Петербург : КАРО, 2005. - 288 с.
7. Братусь, Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. - Москва : Мысль, 1988. - 301 с.
8. Ветрова, В. В. Уроки психологического здоровья (книга для учителя) / В. В. Ветрова. - Москва : Пед. о-во России, 2000. - 192 с.
9. Воронкова, В. В. Комплексный подход к трудовому воспитанию учащихся вспомогательной школы / В. В. Воронкова. - Москва : Школа Пресс, 1994. - 216 с.
10. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. - Москва : Просвещение, 1995. - 527 с.
11. Глухов, В. П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. - Москва : [б. и.], 1995. - 124 с.
12. Гнатюк, А. А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду / А. А. Гнатюк. - Москва : Эксмо, 2009. -
267 с.
13. Граборов, А. Н. Основы олигофренопедагогики (учеб. пособие для студентов) / А. Н. Граборов. - Москва : Классик Стиль, 2005. - 247 с.
14. Джуринский, А. Н. История педагогики / А. Н. Джуринский. - Москва : ВЛАДОС, 2000. - 432 с.
15. Дульнев, Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе / Г. М. Дульнев. - Москва : Педагогика, 1969. - 198 с.
16. Еременко, И. Г. Олигофренопедагогика / И. Г. Еременко. - Киев : Вища шк., 1985. - 327 с.
17. Ефименкова, Л. В. Формирование речи у дошкольников: (дети с общим недоразвитием речи) / Л. В. Ефименкова. - Москва : Просвещение, 1985. - 112 с.
18. Жидкина, Т. С. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида / Т. С. Жидкина. - Москва : Академия, 2005. - 243 с.
19. Забрамная, С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения / С. Д. Забрамная. - Москва : Просвещение, 1988. - 94 с.
20. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: исправление
недостатков характера у детей и подростков / В. П. Кащенко. - Москва : Просвещение, 1992. - 222 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ