Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования

Работа №94040

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы130
Год сдачи2022
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
256
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО¬ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ, В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 10
1.1. Понятие «семья» как научный феномен 10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с нарушениями речи 18
1.3. Нормативно-правовое обеспечение педагогического
сопровождения семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования 24
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ, В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 31
2.1. Характеристика базы исследования, контингента детей и их семей,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 31
2.2. Диагностический инструментарий, направленный на изучение организации педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка
с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования 36
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального
исследования, направленного на изучение организации педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования 41
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ, ИМЕЮЩЕЙ
РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ, В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 48
3.1. Составление программы педагогического сопровождения семьи,
имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования 48
3.2. Анализ апробации программы по педагогическому сопровождению
семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования 56
3.3. Методические рекомендации педагогам по повышению
эффективности педагогического сопровождения семьи, имеющей
ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 125


Государство несет на себе ответственность за детей с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту ОВЗ) и делает решительные шаги в сторону гуманизации общества. Гуманизация образования ориентируется на личность ребенка, на её развитие и самоутверждение, обеспечение социальной устойчивости и адаптации к условиям окружающей жизни. Именно идеи гуманизации привели к появлению в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ положения о праве ребёнка и его родителей самостоятельно определить форму получения образования и образовательное учреждение. Они же легли в основу появления в России инклюзивного образования. Е. Я. Ямбург предлагал, что «не ребенок должен приспосабливаться к школе, а самому учебному заведению следует максимально учитывать способности и увлечения учащихся и разрабатывать специальные программы» [13]. И дети с ОВЗ и дети с нормальным развитием должны иметь возможность получить образование соответствующего уровня.
Вне поля зрения педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи, остается проблема включения родителей в процесс образования и их педагогическое сопровождение. Источником этой проблемы в психолого-педагогической науке и практике является определенная рассогласованность между организацией обучения и воспитания детей с нарушениями речи и неготовностью семьи к сотрудничеству. Как показывает анализ опыта работы дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих обучение и воспитание детей с нарушениями речи, даже те педагоги, которые целенаправленно и сознательно создают условия, необходимые для взаимодействия с семьями, имеющих детей с нарушениями речи, такие семьи не в полной мере вступают во взаимодействие с образовательной организацией, и настороженно относятся к педагогическому сопровождению в условиях их интеграции в массовую общеобразовательную среду.
Поиск путей разрешения данного противоречия определил проблему нашего исследования - создание научных основ и условий для грамотного педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования. Одним из наиболее эффективных методов решения проблемы является усовершенствование системы педагогического сопровождения семьи через создание программы педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями речи той или иной степени выраженности. Чтобы остановить негативное влияние нарушения речи на дальнейшее развитие ребенка следует задействовать ряд мероприятий, подобрать правильный путь работы воспитания и обучения. Учитывая темп и ритм современной жизни, можно с уверенностью сказать, что родители, порой сами не замечают предпосылки тех или иных нарушений в развитии своего ребенка, а порой и замечая их, не находят времени и сил на их устранение. Роль педагога во время подсказать, предупредить и помочь справиться - в этом и заключается грамотное педагогическое сопровождение. В связи с этим очевидна важность выбранной темы и возможность применения ее на практике.
Уполномоченный при президенте РФ по правам ребёнка Анна Кузнецова выступая на дискуссионной площадке «Комфортная жизнь для людей с инвалидностью», отметила, что по данным за июнь 2021 года, в России насчитывается 10 млн. 779 тыс. людей с инвалидностью, 719 тыс. из них - несовершеннолетние. С 2018 по 2020 годы число таких детей увеличилось на 5,8% [72].
В последнее время много внимания уделяется организации процесса обучения и воспитания детей с ОВЗ в новых образовательных условиях.
Одной из наиболее серьезных проблем в развитии обучающихся на уровне дошкольного образования является нарушение речи. Значение речи в жизни человека очень велико. Дети, с нарушениями речи, как правило, обладают скудным речевым запасом, а некоторые и вовсе не могут словами выразить свои мысли. Общение с окружающими в этом случае затруднено.
На начальных этапах развития именно родители первыми замечают нарушение речи у своего ребенка, но они не придают значения тому, что тот стиль воспитания, который они выбрали, зачастую, оказывает огромное влияние на развитие речи, а также может послужить причиной ее нарушения.
Одним из главных психолого-педагогических условий для успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования является поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность [76]. И только при грамотной организации педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с нарушением речи, можно с уверенностью говорить о соблюдении данных условий.
Объект исследования - семья, имеющая детей с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования.
Предмет исследования - процесс педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать на практике программу педагогического сопровождения семьи, имеющей детей с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования.
2. Изучить опыт организации процесса педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования.
3. Составить и апробировать программу педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования.
4. Составить методические рекомендации педагогам по повышению эффективности педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования.
Эффективное педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования возможно, если:
- учитывать психолого-педагогическую характеристику ребенка с нарушениями речи и заинтересованность членов семьи в данном вопросе;
- создать все необходимые условия для реализации программы по педагогическому сопровождению семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи;
- реализовать программу педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования в полном объеме.
Методологические позиции исследования были определены на основе:
- идеи об общих закономерностях нормального и аномального развития (Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, Г. Я. Трошин, Ж. И. Шиф и др.);
- концепции эволюции отношений государства и общества к людям с различными нарушениями в развитии и инвалидам и основанная на ней периодизация развития национальных систем специального образования (Н. Н. Малофеев, Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина, Н. М. Назарова, Н. Д. Шматко и др.);
- результатов исследований в области специальной психологии и коррекционной педагогики в контексте изучения интеграционных процессов, инклюзивного подхода к дошкольному и общему образованию
(Н. Н. Малофеев, Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина, Т. Н. Князева, И. Ю. Левченко, Ю. А. Разенкова, Е. А. Стребелева, Н. Д. Шматко, У. В. Ульенкова, Н. В. Шутова, Л. М. Шипицына и др.);
- особенностей личностного становления детей с проблемным
психическим развитием и, в частности, специфики их взаимодействия со взрослыми и сверстниками (Н. Л. Белопольская, Е. Л. Гончарова, Е. Е. Дмитриева, Н. А. Жулидова, Т. Н. Князева, И. А. Коробейников, Л. В. Кузнецова, И. Ю. Левченко, В. И. Лубовский, Е. А. Медведева, В. В. Ткачева, Л. Э. Семенова, У. В. Ульенкова, Л. М. Щипицына и др.);
- анализ отечественных подходов к психолого-педагогическому сопровождению семьи (М. Р. Битянова, Е. И. Казакова, И. А. Кибак, Н. Л. Коновалова, Н. С. Пряжников, С. Н. Чистякова, Т. М. Чурекова и др.);
- результатов исследования современной педагогики по вопросам педагогического взаимодействия (Л. В. Байбородова, Г. М. Андреева, А. С. Белкин, Х. Й. Лийметс);
- опыта осмысления педагогического взаимодействия в образовательном процессе (А. А. Гин, Ш. А. Амонашвили, И. А. Зимняя, Е. В. Коротаева);
- правовых документов и законодательных актов, определяющих инклюзивный подход к обучению детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях: Закон РФ «Об образовании» (1992), признающий высшей целью всестороннее свободное развитие личности, гуманистический характер образования; Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специального образования)»; Письмо Минобразования РФ от 16.01.2002 г. № 03-51-5ин/23- 03 «О направлении методического письма «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях», а также документом Минобразования и науки РФ от 18.04.2008 г. №АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами».
Несмотря на то, что в настоящее время уделяется большое внимание образованию лиц с ОВЗ, важно отметить, что огромный пласт по взаимодействию образовательной организации и семьи, воспитывающей ребенка с какими-либо нарушениями, остается не до конца изученным. При анализе литературы по педагогическому сопровождению семей, в большей степени, был изучен и обобщен частный опыт отдельных педагогов.
С точки зрения практической значимости исследования, можно отметить, что разработанная программа по педагогическому сопровождению семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, прошла апробацию и видны первые положительные результаты ее реализации. Учитывая условия современной действительности, в программе были предусмотрены варианты дистанционного взаимодействия с семьей, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования.
Представленная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и приложения.
В первой главе было рассмотрено понятие «семья» как научный феномен, раскрыта психолого-педагогическая характеристика ребенка с нарушениями речи, изучены актуальные вопросы научной литературы в контексте специфики содержания педагогического сопровождения семей.
Во второй главе были подобраны методы, с помощью которых была изучена и проанализирована практика взаимодействия образовательной организации с семьей, имеющей ребенка с нарушениями речи.
В третьей главе представлена программа педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования, результаты ее апробации и даны методические рекомендации педагогам по повышению эффективности педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью научно-исследовательской работы являлось теоретическое обоснование, разработка и апробация на практике программы педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования.
Для достижения поставленной цели был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования и экспериментальное исследование, состоящее из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Теоретико-методологический этап исследования позволил рассмотреть понятие «семья» как научный феномен, раскрыть психолого-педагогическую характеристику ребенка с нарушениями речи, изучить актуальные вопросы научной литературы в контексте специфики содержания педагогического сопровождения семей в условиях инклюзивного образования. Констатировали, что на первоначальное развитие речи ребенка в семье влияет стиль семейного воспитания и уровень педагогической компетентности родителей в этом вопросе.
На констатирующего этапе исследования были получены данные, позволяющие оценить уровень педагогической компетенции родителей и предпочтительный тип семейного воспитания.
Результаты констатирующего этапа показали, что у родителей не сформирована педагогическая компетентность в области теоретических и практических знаний, умений и навыков при взаимодействии с детьми с нарушениями речи. У исследуемых родителей в 83% случаях реализуются неадекватные стили воспитания и проявляются негативные установки по отношению к детям, что проявляется в излишнем доминировании над ребенком, стремлением к тотальному контролю и гиперопеке и наоборот, прослеживается эмоциональная дистанция между родителями и детьми. И лишь малый процент (17%) родителей подходят крайне ответственно к воспитанию и развитию своих детей.
Исходя из результатов констатирующего эксперимента, была разработана и апробирована программа комплексного педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования, с целью оптимизации детско-родительских отношений, повышения педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания детей с нарушениями речи.
Разработанная программа уникальна тем, что все формы работы осуществляются не только в сотрудничестве воспитатель - семья, а в комплексном сопровождении таких специалистов как логопед, музыкальный работник и психолог. Основными формами работы данной программы являются групповые занятия-тренинги, лекции и консультации, направленные на повышение педагогической компетентности родителей и на формирование навыков воспитательной деятельности. Совместные занятия и мероприятия с родителями и детьми, способствующие формированию благоприятных детско-родительских отношений. В условиях сложившейся на данный момент обстановки в обществе в программе были предложены к использованию дистанционные формы сопровождения семьи.
На этапе разработки программы, был проведен опрос среди родителей, с целью определения их позиции по отношению к возможному участию и формам работы для них более предпочтительными. Исходя из опроса, программа была апробирована на экспериментальной группе, состоящей из всех участников эксперимента (12 семей). В итоге, можно сделать, следующие выводы. У родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи, произошли изменения в стилях воспитания. На 17% снизилось количество семей, придерживающихся индифферентного стиля воспитания, который характеризуется безразличием родителей по отношению ребенка - проблемы воспитания не являлись для них первостепенными, поскольку у них иных забот немало. На 25% возросло количество семей, в которых приоритетным стал наиболее благоприятный для речевого развития стиль семейного воспитания - авторитетный, произошли изменения в сторону адекватного эмоционального принятия ребенка с нарушениями речи, благодаря пониманию и осведомленности об индивидуальных особенностях развития ребенка и способах продуктивного взаимодействия с ним.
Таким образом, выдвинутая гипотеза подтверждена тем, что реализованная программа педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования, действенна и эффективна, так как у большинства исследуемых отмечается положительная динамика, что было подтверждено результатами контрольного этапа исследования.
Итоги работы послужили основанием для подтверждения актуальности рассматриваемой проблемы. Цель научно-исследовательской работы достигнута, все поставленные задачи решены.



1. Азбукина, Е. Ю. Основы специальной педагогики и психологии : учебник / Е. Ю. Азбукина, Е. Н. Михайлова. - Томск : ТПГУ, 2006. - 335 с.
2. Аксенова, Л. И. Специальная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова. - М. : Академия, 2000. - 400 с.
3. Андреева, Т. В. Семейная психология: учеб. пособие /
Т. В. Андреева. - СПб. : Речь, 2004. - 244 с.
4. Антонов, А. И. Судьба семьи в России XXI века. Размышления о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции : монография / А. И. Антонов, С. А. Сорокин. - М. : Грааль, 2000. - 416 с.
5. Ахметзянова, А. И. Вариативные модели дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной практики / А. И. Ахметзянова // Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход : IV всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Курск, 20-21 нояб. 2014 г. / Курский гос. мед. ун-т. - Курск, 2014. - С. 17-21.
6. Ахметзянова, А. И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья / А. И. Ахметзянова. - Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2017. - 45 с.
7. Байбородова, Л. В. Методология и методы научного исследования : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Л. В. Байбородова. - М. : Юрайт, 2018. - 965 с.
8. Барчина, О. В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи / О. В. Барчина, Л. Н. Самородова. - М. : ТЦ «СФЕРА», 2009. - 64 с.
9. Баряева, Л. Б. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева,
Т. В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. / под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. - СПб., 2014. - URL:
https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator obraz programm/obrazovat prog dodlya do shkolnikov s tyaj elymi narusheniyami rechi lopatina.pdf (дата
обращения 05.08.2020).
10. Бережнова, Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов : учеб. для студ. сред. учеб. заведений / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. - М. : Академия, 2006. - 128 с.
11. Борисова, Н. В. Инклюзивное образование: право, принципы, практика : пособие / Н. В. Борисова, С. А. Прушинский. - Владимир : Транзит-ИКС, 2009. - 412 с.
12. Вакуленко, Л. С. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи : метод. пособие / Л. С. Вакуленко. - М. : Детство-пресс, 2011. - 160 с.
13. Вести образования : электронная газета : М., 2017. - URL:
https://vogazeta.ru/articles/2022/1/24/quality of education/19062-
evgeniy yamburg samoe strashnoe v obrazovanii eto shablony (дата
обращения 24.01.2021)
14. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский / под ред. Т. М. Лифанова ; авт. коммент. М. А. Степанова. — М. : Просвещение, 1995. - 524 с.
15. Гавров, С. Н. Историческое изменение институтов семьи и брака : учебное пособие/ С. Н. Гавров. - М. : НИЦ МГУДТ, 2009. - 134 с.
16. Гаспарян, Ю. А. Семья на пороге XXI века / Ю. А. Гаспарян. - СПб. : Петрополис, 1999. - 320 с
17. ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения : утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 532. Дата обновления: 17.10.2013. URL: http//www.consultant.ru(дата обращения 11.02.2021) 
терминологический словарь / под ред. К. Б. Шадыбекова [и др.]. - Бишкек, 2014. - 433 с.
19. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М. : «Академия», 2005. - 208 с.
20. Замский, Х. С. История олигофренопедагогики / Х. С. Замский. - М. : Просвещение, 1980. - 398 с.
21. Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка : книга для воспитателей детского сада и родителей / А. И. Захаров. - М. : 1993. - 191 с.
22. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ /
О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. - М. : «Сфера», 2005. - 80 с.
23. Зырянова, С. И. О социализации детей с особыми
образовательными потребностями / С. И. Зырянова // Дошкольная педагогика. - 2015. - №6. - С. 43- 46.
24. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие / под ред. М. С. Староверовой. - М. : ВЛАДОС, 2014. - 167 с.
25. Казакова, Е. И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества / Е. И. Казакова. - СПб. : Питер, 1995. - 186 с.
26. Карабанова, О. А. Задачи психологической помощи семье с больным ребёнком / О. А. Карабанова // Альманах института коррекционной педагогики. - 2020. - № 40. - С. 29-31.
27. Козырева, Е. А. Психологическое сопровождение школьников, их учителей и родителей / Е. А. Козырева // Журнал практического психолога. - 2013. - № 4. - С. 71-75.
28. Коломейченко, Л. В. Я - компетентный родитель: программа работы с родителями дошкольников / Л. В. Коломийченко. - М. : Сфера, 2013. - 128 с.
29. Конвенция о правах инвалидов : [принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 дек. 2006 г. (ратифицирована 03.05.2012 №46- ФЗ3)] - М. : Проспект, 2020. - 32 с.
30. Конюхова, Е. Ю. Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе: словарь терминов / Е. Ю. Конюхова. - Екатеринбург : Ажур, 2015. - 64 с.
31. Крыжановская, Л. М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов / Л. М. Крыжановская. - М. : ВЛАДОС, 2014. - 143 с.
32. Кудрина, Т. П. Письма матери слепого ребёнка педагогу как ресурс психолого-педагогической работы с семьёй // Альманах института коррекционной педагогики. - 2018. - № 35. - С. 42-44.
33. Лампман, В. Е. «Родитель - ребенок - педагог». Модели развития взаимоотношений / В. Е. Лампман, И. А. Желтикова. - М. : Учитель, 2011. - 136 с.
34. Листик, Е. М. Организация взаимодействия родителей и детей в ДОУ / Е. М. Листик // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 9. - С. 111-117
35. Лихачева, К. Н. Психолого-педагогическое сопровождение детей с овз в дошкольных учреждениях / К. Н. Лихачева // Вестник науки и образования. - 2020. - №25. - С.76-78.
36. Лубовский, В. И. Инклюзия - тупиковый путь для обучения детей с ограниченными возможностями / В. И. Лубовский // Специальное образование. - 2016. - № 4. - С. 77-87.
37. Мануйлова, В. В. Подготовка педагогических кадров для работы в едином образовательном пространстве: специальное и инклюзивное образование / В. В. Мануйлова // Образовательная среда сегодня: стратегии развития : сб. материалов 2-й Междунар. науч.-практ. конф., Чебоксары, 5 июня 2015 г. / Чуваше. гос. ун-т им. И.Н. Ульянова. - Чебоксары, 2015, С. 335-338.
38. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад комбинированного вида №32 «Аленький цветочек» : интернет-сайт : Реж, 2015. - URL:
https://detsad32.tvoysadik.ru/sveden/document(дата обращения 18.11.2020)
39. Назарова, Н. М. Инклюзивное обучение как социальный проект: анализ с позиций социального конструктивизма / Н. М. Назарова // Современные проблемы теории, истории, методологии инклюзивного образования : сб. науч. статей. - М., 2015. - С. 42-53.
40. Никольская, О. С. Трудности семьи, воспитывающей подростка с аутизмом / О. С. Никольская // Альманах института коррекционной педагогики. - 2015. - № 23. - С. 4-7.
41. Никонова, Л. Е. Педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения : научные публикации факультета дошкольного образования / Л. Е. Никонова. - Махачкала, 2016. - URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/17867(дата обращения 09.10.2020)
42. Нищева, Н. В. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Н. В. Нищева. - СПб. : «Детство-Пресс»,
2018. - 240 с.
43. Новиков, А. М. Методология научного исследования /
А. М. Новиков. - М. : СИНТЕГ, 2015. - 777 c.
44. Новиков, А. М. Методология / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. - М. : СИНТЕГ, 2007. - 668 с.
45. О государственной социальной помощи : федер. закон. - М. : Проспект, 2021. - 32 с.
46. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : федер. закон. - М. : Проспект, 2021. - 48 с.
47. Педагогика инклюзивного образования : учеб. для студ. высш. учеб. завед. / Т. Г. Богданова, А. М. Гусейнова, Н. М. Назарова [и др.] ; под ред. Н. М. Назаровой. - М. : ИНФРАМ, 2017. - 335 с.
48. Пестрикова, Е. Д. Роль семьи в развитии личности ребенка / Е. Д. Пестрикова // Логопед. - 2015. - № 3. - С. 82-85.
49. Письмо Министерства образования и науки РФ «О создании
условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» : [письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06] - URL:
http//pravo.gov.ru(дата обращении 03.04.2021).
50. Подковко, Е. Н. Взаимодействие педагогов с родителями : учеб.- метод. псобие / Е. Н. Подковко. - Сургут : РИО СурГПУ, 2014. - 103 с.
51. Поташова, И. И. Современные технологии оказания консультативной помощи родителям, воспитывающим ребенка-инвалида / И. И. Поташова. - М. : МСГИ, 2012. - 211 с.
52. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» : положение от 20.09.2013 N 1082 - URL: http//www.consultant.ru(дата обращения 11.05.2021).
53. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования» :Приказ от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) - URL:
http//www.consultant.ru (дата обращения 10.12.2020).
54. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» : приказ от 19.12.2014 N 1598. URL: http//www.consultant.ru(дата обращения 11.05.2021).
55. Приказ Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» : приказ от 24.07.2015 N 514н. URL: http//www.consultant.ru(дата обращения 11.05.2021).
56. Приходько, О. Г. Модель совершенствования психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в едином образовательном пространстве города Москвы / О. Г. Приходько,
A. М. Гусейнова, Е. В. Ушакова, Н. Ю. Григоренко // Специальное образование. — 2011. — № 4. - С. 93-103.
57. Распоряжение Минпросвещения «Об утверждении примерногоПоложения о психолого-педагогическом консилиуме образовательнойорганизации» России от 09.09.2019 N Р-93 - URL: http//www.consultant.ru(дата обращения 11.05.2021)
58. Савина, Е. А. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития : пособие для педагогов-психологов / Е. А. Савина. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 223 с.
59. Сатаева, А. И. Технология перестройки взаимодействия ребёнка с семьёй на новой сенсорной основе // // Альманах института коррекционной педагогики. - 2017. - № 30. - С. 16-19.
60. Слепова, М. И. Изучение компетенций родителей в сфере образования детей дошкольного возраста с ОВЗ / М. И. Слепова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : материалы Всероссийской научно-практической конференции памяти профессора
B. В. Коркунова студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей, Екатеринбург, 25-26 апреля 2019 г. /.Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург,
2019. - С. 69-71.
61. Словарь исторических терминов / авт.-сост. В. С. Симаков. - СПб. : Лита, 1998. - 463 с.
62. Словарь педагогического обихода / под ред. проф.
Л. М. Лузиной. - Псков: ПГПИ, 2003. - 71 с.
63. Словарь психолого-педагогических понятий: справочное
пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения / под ред. Т. Г. Каленникова [и др.]. - Минск : БГТУ, 2007. - 68 с.
64. Словарь социального педагога и социального работника / под ред. И. И. Калачевой [и др.]. - Минск : БелЭН, 2003. - 256 с.
65. Степанов, С. С. Дефектология. Словарь-справочник /
С. С. Степанов. - М.: Новая школа, 2012. - 849 с.
66. Стребелева, Е. А. Педагогическое сопровождение семьи,
воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии / Е. А. Стребелева. - М. : ПАРАДИГМА, 2014. - 72 с.
67. Субботина, Л. Г. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. Г. Субботина. - Кемерово, 2012. - 22 с.
68. Толковый словарь русского языка / авт.-сост. С. И. Ожегов / под ред. проф. Л. И. Скворцова. - М. : Мир образования, 2014. - 1376 с.
69. Трофимова, В. И. Педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в младших классах общеобразовательной школы в процессе их взаимоотношений со сверстниками: автореф.дис. ... кандидат пед. наук / В. И. Трофимова - М., 2008. - 182 с.
70. Трофимова, Е. В. Успешное замещающее родительство: книга для приемных родителей : монография / Е. В. Трофимова, О. Н. Хахлова. - Уфа : [б. и.], 2015. - 200с.
71. Тютрина, Г. А. Включение родителей в процесс сопровождения речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Совместная работа педагогов логогрупп ДОУ / Г. А. Тютрина // Логопед. — 2008. — № 2. - С. 40-45.
72. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по
правам ребенка : интернет-сайт : М., 2018. - URL:
http://deti.gov.ru/articles/news/16082021 -2(дата обращения 18.05.2021)
73. Ушаков, Д. Н. Большой толковый словарь русского языка : около 60000 слов / под ред. Д. Н. Ушакова. - М. : АСТ, 2008. - 959 с.
74. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : стандарт от 17 октября 2013 г. N 1155. - URL: http//www.consultant.ru(дата обращения 11.05.2021).
75. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья : стандарт от 19 декабря 2014 года № 1598. - URL: http//www.consultant.ru(дата обращения 11.05.2021).
76. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» : Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. - URL: http//www.consultant.ru(дата обращения 11.12.2020)
77. Филатова, И. А. Актуальные вопросы инклюзивного образования детей с тяжелыми нарушениями речи / И. А. Филатова // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология : материалы международ. науч.-практ. конф., Саранск, 04 дек. 2018 г. / МГПИ им. М. Е. Евсевьева. - Саранск, 2018. - С. 593-598.
78. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада : учеб.-метод. пособие в 2 ч. / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М. : Альфа, 1993. - 99 с.
79. Философско-терминологический словарь / под ред.
A. Ф. Малышевского. - Калуга : Гриф, 2004. - 329 с.
80. Финогентов, В. Н. Философия: Учебное пособие /
B. Н. Финогентов. - Орел : ОрелГАУ, 2007. - 413 с.
81. Харчев, А. Г. Брак и семья в СССР / А. Г. Харчев. - М. : Мысль, 1979. - 367 с.
82. Хатунцева, А. С. Историческое развитие института семьи:
мультидисциплинарный науч.-практ. журн. / Воронежс. экон.- правов. ин-т. : Воронеж, 2012. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskoe-razvitie-
instituta-semi (дата обращения: 04.05.2020).
83. Хоменко, И. А. Проблемы педагогической диагностики семьи в современном образовании // Образование и семья: проблемы диагностики : материалы международной научно-практической конференции, 19-20 апреля 2007 г., Санкт-Петербург / под ред. И. А. Хоменко. - СПб. : «БорейАРТ», 2007. - С. 5-15.
84. Цапина, С. Ю. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей раннего и дошкольного возраста с тяжелой психофизической патологией // Альманах института коррекционной педагогики. - М., 2018. - № 35. - С. 18-21.
85. Шашкина, Г. Р. «Плюсы» и «минусы» инклюзивного образования в образовательной школе / Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в едином образовательном пространстве: специальное и инклюзивное образование / Г. Р. Шашкина // сборник научных статей по материалам межрегион. науч.-практич. конференции с международным участием. - М., 2014. - С. 80-86.
86. Шуманова, Е. Р. Психолого-педагогическое сопровождение
родителей детей дошкольного возраста : публикация / Е. Р. Шуманова. - Волгоград, 2021. - URL:https://infourok.ru/material.html?mid=44236(дата
обращения 12.05.2021)
87. Ярош, Е. А. Инклюзивное образование в дошкольных образовательных организациях в условиях ФГОС ДО: практика, проблемы, перспективы / Е. А. Ярош // Специальное образование. - 2018. - № 3 (51). -С. 107-115.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ