Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию межличностного общения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования

Работа №94033

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы106
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
129
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 8
1.1. Особенности совершенствования межличностного общения у
обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования 8
1.2 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
легкой умственной отсталостью на уровне начального образования 11
1.3 Специфика межличностного общения у обучающихся с
легкой умственной отсталостью на уровне начального образования 14
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 25
2.1. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых 25
2.2.Организация проведения констатирующего эксперимента 28
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 30
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННО¬
РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 36
3.1.Обоснование необходимости совершенствования межличностного общения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне
начального образования 35
3.2. Программа по совершенствования межличностного общения у
обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования 39
3.3. Рекомендации для педагогов и родителей по организации
коррекционно-развивающей работы, направленной на
совершенствование межличностного общения у обучающихся с легкой умственной отсталостью 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 102


Общение - неотъемлемая и важная часть совместной деятельности, оно представляет собой процесс развития и установления взаимодействия между участниками общения, обмена информацией, восприятия людьми общения друг с другом, передача собственных способностей, опыта, умений и навыков, а также восприятие результата деятельности, данные аспекты необходимы для формирования и развития общества и личности в целом.
Л. С. Выготский [9], Д. Б. Эльконин [59] в своих исследованиях отмечали, что межличностное общение играет главную роль в становлении личности обучающегося, а также его социализации. Очевидно, данное утверждение объективно применять и к обучающимся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования. Активное включение обучающихся в социальную жизнь возможно лишь при организации подобающих условий и взаимопонимания со стороны окружающих.
Коррекционно-развивающая работа является дополнительной к основному образовательному процессу деятельностью, она способствует наиболее эффективному развитию обучающегося, реализации и раскрытию его способностей в различных сферах. Данная работа не заменяет образование обучающихся с легкой умственной отсталостью, которое также носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого- медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательном процессе.
Цель реализации примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью, которая разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, обучающихся с умственной отсталостью - создать условия для большего удовлетворения особых образовательных потребностей обучающегося, обеспечивающих усвоение его социального и культурного опыта. Данная цель указывает на существенную важность совершенствования межличностного общения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
На первоначальных этапах становления личности необходимо изучить отклонения в развитии межличностного общения, так как конфликтные ситуации со сверстниками являются угрозой личностного развития обучающегося с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Известно, что на этапе начального образования у обучающихся с легкой умственной отсталостью происходит развитие и укрепление таких основных познавательных процессов как восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Важность данных процессов связана с поступлением обучающегося в школу.
Благодаря этому, информация об особенностях развития личности обучающегося в неблагоприятных условиях на этапе начала закладывания основных стереотипов поведения, психологических основ важных отношений личности с окружающим социальным миром и самим собой, уточнение знаний о причинах, природе, логике развития конфликтных отношений и возможных способах своевременной диагностики и коррекции приобретает первостепенное значение.
Необходимо прививать обучающимся понимание и восприятие невербальной информации на доступном и понятном уровне, близком к их уровню развития, поскольку надлежащее восприятие, использование и понимание невербальной информации является предпосылкой успешной социализации и интеграции в окружающий мир обучающегося с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования. Исследование и изучение отклонений в развитии межличностного общения, несомненно, актуально и важно, особенно на первых этапах становления личности, поскольку конфликт в отношениях обучающегося со сверстниками может представлять значительную угрозу личностному развитию. Поэтому правильная и верная коррекционная работа по совершенствованию межличностного общения обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования имеет большое значение и является актуальной.
Актуальность данной проблемы определила выбор темы исследования: «Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию межличностного общения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования».
Объект исследования - межличностное общение обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Предмет исследования - процесс составления программы коррекционно-развивающей работы по совершенствованию межличностного общения обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Цель исследования - составить программу коррекционно-развивающей работы по совершенствованию межличностного общения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования и разработать рекомендации по реализации составленной программы.
В соответствии с целью исследования были определены основные задачи:
- осуществить теоретический обзор психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования;
- дать психолого-педагогическую характеристику обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования;
- подобрать методы и методики, направленные на изучение межличностных отношений обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования;
- осуществить педагогическую диагностику межличностных отношений обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования;
- составить программу коррекционно-развивающей работы по совершенствованию межличностного общения обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования;
- разработать рекомендации по дальнейшей реализации составленной программы.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14» города Верхняя Тура Свердловской области.
Методы исследования: теоретический анализ литературы,
обследование, качественный и количественный методы анализа.
Практическая значимость исследования: составленная программа может в дальнейшем реализовываться в деятельности олигофренопедагога с целью совершенствования межличностного общения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, 3 главы, заключение, список источников и литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: проблема совершенствования межличностного общения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального является актуальной, но недостаточно изученной. Ученые различают разные классификации межличностного общения. Все они возникают в процессе общения, который имеет сложную структуру.
В работе рассмотрены вопросы, связанные с совершенствованием межличностного общения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования в коррекционно-развивающей работе; рассмотрены методы, формы и средства для совершенствования навыков общения; проведен анализ диагностик в 4 классе и составлена программа по совершенствованию межличностного общения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования. Целью исследовательской работы было составление программы коррекционно-развивающей работы по совершенствованию межличностного общения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Одна из важнейших задач образования в современном мире - улучшение межличностного общения обучающихся с легкой умственной отсталостью, эффективного взаимодействия и сотрудничества. Основное внимание следует уделять формированию доброжелательного отношения к людям, эмоциональному принятию людей, готовности обсуждать проблемные ситуации и умению находить конструктивные решения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования. Поэтому начальная школа играет особую роль в этом процессе. На этом этапе обучения начинается взаимодействие между обучающимися с легкой умственной отсталостью, которые приходят из разных семей, с
разным жизненным опытом и опытом межличностного общения. Известно, что возраст обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования - наиболее благоприятное время для активизации внутренних способностей личности в процессе духовного развития.
Анализ литературных источников показал: межличностное общение - это главный фактор общего психического развития обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования. Межличностное общение не только играет решающую роль в обогащении содержания сознания, но и определяет структуру сознания, определяет косвенную структуру собственно человеческих процессов.
Полноценное развитие личности обучающегося с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования возможно только при создании самых благоприятных условий для совместной деятельности обучающегося и взрослого, обучающегося и сверстников.
Работа по совершенствованию межличностного общения на коррекционно-развивающих занятиях у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования должна осуществляться по следующим направлениям:
^Формирование у обучающихся познавательных и личностных мотивов общения в совместной деятельности.
2. Стимулирование активности обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования в игровой деятельности со сверстниками.
Для большинства обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие обучающиеся не хотят и не умеют признавать свою вину, у них преобладает защитное поведение, они не могут конструктивно разрешать конфликты. В проекте программы по улучшению межличностного общения между обучающимися с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования предпочтение отдается групповой работе. Возраст обучающихся начальной школы - очень благоприятное время для начала такой работы. На занятиях обучающиеся не только приобретают навыки межличностного общения, но и практикуют различные методы поведения и овладевают навыками эффективного межличностного общения. В программе большое внимание уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым обсуждениям, ролевым играм, творческому самовыражению, самоанализу и групповым тестам.
Проведя педагогическую диагностику обследования уровня развития межличностного общения в коллективе обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования, было обнаружено, что у обучающихся с низким социальным статусом на этапе начального обучения эти навыки развиты слабо. Обучающиеся стеснительны в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Обучающиеся не терпят ошибок своих сверстников, благодаря этому между обучаюшимися часто возникают конфликты. Таким образом, необходимо проводить коррекционно-развивающую работу по совершенствованию межличностного общения у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального
образования. В связи с этим была составлена программа коррекционно-развивающей работы по совершенствованию межличностного общения обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
В программе использованы сказкотерапия, ролевые и подвижные игры, беседы, развивающие упражнения и игры, моделирование и анализ ситуаций. Эта работа позволяет проявить и сформировать лучшие человеческие качества обучающихся с легкой умственной отсталостью: оказание
взаимопомощи, желание познавать новый опыт, коммуникабельность, способность принятия конструктивных решений, не конфликтность. Выбранные методы помогут обучающимся осознать, что нравственный взгляд на жизнь является основой развития человеческого общества и счастливой человеческой жизни.
При правильной организации деятельности на коррекционно - развивающих занятиях с обучающимися начальных классов с легкой умственной отсталостью, совершенствование межличностного общения будет проходить благоприятно. Для наиболее успешного совершенствования межличностного общения необходимо определить уровень их развития у обучающегося, и опираясь на полученные данные определить средства, с помощью которых нужно проводить коррекцию определенных умений. Правильно организованная коррекционно-развивающая работа является оптимальной формой работы по совершенствованию межличностного общения у обучающихся легкой умственной отсталостью на уровне начального образования. Все необходимые принципы были соблюдены при составлении проекта программы. На этом основании можно утверждать о достижении цели данного исследования.



1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Андреева, Г. М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: учеб. пособие для вузов / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 288 с.
3. Аралова, М. А. Справочник психолога ДОУ/ М. А. Аралова. - М. : ТЦ Сфера, 2007. - 272 с.
4. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: развитие диалогического общения / А. Г. Арушанова. - М. : Мозаика, 2004. - 272 с.
5. Баряева, Л. Б. Из опыта организации работы с глубоко умственно отсталыми детьми / Л. Б. Баряева // Дефектология. - 1994. - № 6. - С.56-58.
6. Белобрыкина, О. А. Речь и общение/ Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. - Ярославль : «Академия развития». - 1998. - 240 с.
7. Бодалев, А. А. Психология общения/ А. А. Бодалев. - М. : Изд-во МПСИ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. - 256 с.
8. Ветрова, В. В. Ребенок учится говорить / В. В. Ветрова, Е. О. Смирнова. - М. : Знание, 1988. - 94 с.
9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96с.
10. Гавриш, С. В. Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников / С. В. Гавриш // Ребенок в детском саду. - 2003. - №1. - С. 8 - 35.
11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 472 с.
12. Горшкова, Е. В. Учите детей общаться / Е. В. Горшкова // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 12. - С. 91-97.
13. Грибова, О. Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией/ О. Е. Грибова // Дефектология. - 1995. - № 6. - С. 12-19.
14. Григорьева, Л. Г. Дети с проблемами в развитии / Л. Г. Григорьева. - М.: Академкнига, 2002. - 415 с.
15. Громова, Е. В. Формирование коммуникативного общения со сверстниками у старших дошкольников/ Е. В. Громова // Учитель дошкольного учреждения . - 2010, - № 5. - С. 15-21.
16. Ендовицкая, Т. В. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Т. В. Ендовицкая, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, М. И. Лисина, Я. 3. Неверович, Г. А. Репина, Л. Г. Рузская, Д. Б. Эльконин ; под ред. Д. Б. Эльконина; АПН РСФСР, Инст. психологии, 1964. - 350 с.
17. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименко. - М. Посвещение, 1985. - 109 с.
18. Жуков, Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении: практ. пособие / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. - Киров: ЭНИОМ, 2001. - 94 с.
19. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова. - Екат.: АРД ЛТД, 1998. - 320 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ