ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 6
1.1. Понятие «познавательная активность», как научный феномен 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
умственной отсталостью 10
1.3. Особенности познавательной активности у обучающихся с
умственной отсталостью 15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 21
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 21
2.2. Описание процесса педагогической диагностики уровня
сформированности познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью 24
2.3 Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования, направленного на изучение уровня сформированности познавательной активности у обучающихся с умственной 31 отсталостью
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 36
3.1. Развитие познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью в учебной и внеурочной деятельности 36
3.2. Коррекционно-развивающая программа направленная на
формирование познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью 39
3.3. Методические рекомендации для родителей по формированию
познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью в условиях их обучения на дому 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 77
Проблема исследования.
Развитие познавательной активности обучающихся - одна из актуальных проблем в теоретическом и практическом развитии современной педагогики. Развитие самостоятельности, инициативности, активности и творческого подхода к делу - это требования жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует усовершенствовать образовательный процесс. Задача современных учителей это поиск путей развития познавательной активности обучающихся, и развитие познавательных навыков.
Актуальность исследования.
В нынешнее время особую тревогу вызывает рост числа обучающихся с умственной отсталостью. Во всем мире отмечается рост количества таких обучающихся, поэтому проблема трудностей в обучении стала одной из актуальных психолого-педагогических проблем современности. [40].
Степень ее разработанности и место в науке.
Познавательная активность описана в научной литературе многими учеными (М. Г. Блюмина, Г. Е. Сухарева, С. Я. Рубинштейн и др.), которые изучали детей с данной патологией развития и заметили у них снижение интереса к окружающему миру, вялость и безынициативность. [2].
Чтобы добиться успехов в образовательном процессе, нужно активизировать процессы формирования и развития познавательного интереса к изучаемому материалу, повысить творческую активность для углубления познавательной деятельности.
Работать над развитием познавательной активности у обучающихся - это значит формировать положительное отношение их к учебной деятельности и развивать стремление к познанию изучаемых предметов, желание познать и освоить все новое, что происходить в окружающем мире.
Объект исследования - познавательная активность у обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования - формирование познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью.
Цель выпускной квалификационной работы - проанализировать теоретический материал по проблеме «познавательная активность» у обучающихся с умственной отсталостью, провести диагностику уровня сформированности познавательной активности, а также составить и апробировать коррекционно-развивающую программу по формированию познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью.
В соответствии с целью исследования были определены основные задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования «познавательной активности» и ее особенностей у обучающихся с умственной отсталостью.
2. Подобрать методы и методики педагогической диагностики, направленные на выявление уровня сформированности познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью и проанализировать результаты экспериментального изучения уровня сформированности познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью.
3. Составить и апробировать коррекционно-развивающую программу по формированию познавательной активности для обучающихся с умственной отсталостью.
4. Составить методические рекомендации родителям по формированию познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью.
Методы исследования: метод наблюдения, беседы, анкетирования
Методики исследования: Диагностические авторские методики изучения познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью.
База исследования и апробация коррекционно - развивающей программы: ГКОУ СО «Полевская школа», реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы.
Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Объем работы составляет 55 страниц (без приложения).
В работе рассматривается одна из самых актуальных проблем современной психологии и педагогики - проблема развития познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью.
Познавательная активность - главный мотив учебной деятельности. Проблема познавательной активности раскрывается во всем мире в трудах отечественных и зарубежных ученых и педагогов (М. Г.Блюмина, Г. Е.Сухарева, С. Я.Рубинштейн, Н. Г. Морозовой, Г. И. Щукиной). Это позволило провести тщательный анализ психологической и учебной литературы по этому вопросу. Познавательная активность - это проявление самостоятельности, инициативы и творчества в процессе деятельности.
Также была приведена характеристика обучающихся с умственной отсталостью. Где было обнаружено, что у обучающихся с умственной отсталостью наблюдается заметная задержка в развитии высших психических функций. Кроме того, существуют ограничения в возможностях развития произвольного внимания, восприятия, памяти и словесно-логического мышления, что существенно усложняет
познавательную активность таких обучающихся, создает необходимость создания особых условий для их обучения.
При изучении теоретического материала выявлены особенности формирования познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью. Обучающиеся, которые нормально развиваются благодаря правильному воспитанию, развивают все типы потребностей друг для друга, включая когнитивные. У обучающихся с умственной отсталостью слабо выражены порывы к разным видам деятельности, недостаточно развито любопытство, нет потребности в познании. Такая дисгармония в развитии потребностей также определяет неадекватное развитие некоторых личностных качеств. Это еще раз дало толчок, для проведения экспериментального исследования.
Экспериментальное исследование состояло из констатирующего и формирующего этапа. Исследование проходило на базе ГКОУ СО «Полевская школа», реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы. В исследовании принимали участие обучающиеся 3 класса, где реализуются адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью, вариант 1-7 человек, вариант 2-1 человек, и адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) - 1 человек. Всего в классе 9 обучающихся.
На экспериментальном этапе был изучен уровень сформированности познавательной активности у обучающихся с у умственной отсталостью. Для этого использовались методики диагностики: Диагностическая проективная методика «Древо желаний» (В.С. Юркевич), «Выбор картинок», «Сахар» (Прохорова Л.Н.); методы: анкетирование (Л. А. Червякова), наблюдение.
Анализ полученных данных, экспериментального этапа показал, что у большинства обучающихся отсутствует познавательная активность или находится на среднем и низком уровне. Поскольку они не проявляли инициативу и независимость в процессе выполнения заданий, они теряли к ним интерес в трудные времена, вызывали отрицательные эмоции, такие как грусть и раздражение, и не задавали познавательные вопросы. Необходимо было пошаговое объяснение условий для выполнения задачи. Некоторые обучающиеся не хотят посещать школу. На уроках часто занимаются странными вещами, играми. Испытывают серьезные трудности в учебной деятельности. У большинства преобладают игровой и оценочный мотивы обучения.
На основании результатов проведенного экспериментального этапа, был изучен материал об урочной и внеурочной деятельности. Для того чтобы увеличить у обучающихся познавательную активность, необходимо применять в своей работе различные подходы, методы, приемы и технологии обучения. Для этого на формирующем этапе эксперимента была разработана и частично апробирована коррекционно-развивающая программа по развитию познавательной активности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями. В целом было проведено несколько занятий во внеурочное время, и различные дидактические игры и упражнения на разных этапах в урочной деятельности. После частичной апробации программы обучающиеся проявили следующие результаты: обучающиеся стали адекватно вести себя в незнакомой и знакомой ситуациях; проявлять умение начинать, продолжать и вести диалог со своими сверстниками и взрослыми; умение выражать свои чувства (радость, удивление, страх, гнев, жалость, сочувствие); учились быть партнером в игре и в совместной деятельности со сверстниками, обращаться к ним с просьбами и предложениями о совместной игре или другой практической деятельности; умение высказывать свою самооценку; снизился уровень негативного восприятия на ситуации неудачи; с удовольствием приходили на занятия.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что составленная программа курса при ее реализации в дальнейшем в образовательной организации будет способствовать более эффективному результату по развитию познавательной активности.
В связи с нынешней ситуацией в стране, из за пандемии коронавируса, не возможно было провести контрольный этап эксперимента. Но со слов учителя, работающего постоянно на классе, было выявлено, что обучающиеся более активно стали вести себя на уроках. С интересом посещать внеурочные мероприятия. Частично повысился интерес к учебным предметам. А также повысилась эффективность в обучении. Для того, чтобы увидеть у обучающихся более высокий результат, необходимо программу реализовать полностью.
Удалось увидеть то, что введение в процесс обучения информационно-коммуникационных технологий, игр и различных творческих заданий способствует углублению познавательного интереса, а значит повышению познавательной активности, учебной мотивации и развитию коммуникативных умений. Также необходимо отметить то, что именно совместная реализация данной деятельности в ходе урочной и внеурочной работы способствовала эффективному развитию познавательной активности.
Также были рассмотрены принципы развития обучающихся с умственной отсталостью в семье и даны рекомендации родителям в виде информативного буклета.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи, поставленные в начале работы, были решены.
1. Абаева, М. М. Технология стимулирования познавательной активности учащихся с использованием регионально-топонимического материала : тез. докл. VI годичного собрания Южного отделения РАО. - Ростов-н/Д. : РГПУ. Ч.2., 1999. - 315 с.
2. Азбукина, Е. Ю. Основы специальной педагогики и психологии: учебник / Е. Ю. Азбукина, Е. Н. Михайлова. - Томск : Томск. гос. пед. ун-т, 2006. - 335 с.
3. Ананьев, Б. Г. Познавательные потребности и интересы / Б. Г. Ананьев // Ученые записки Ленингр. университета. , 1959. - Вып. 16. - № 265. - С. 41- 61
4. Бадмаева, Д. Д. Активизация учебной деятельности школьников при использовании дидактических игр: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Бадмаева Д. Д. ; Общая педагогика, история педагогики и образования - Улан-Удэ, 2004. - 187с.
5. Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э. А. Баранова. - М. : Речь, 2005. - 128 с.
6. Богаченко, Е. А. Игра как современный метод воспитания / Е. А. Богаченко // Начальная школа, 2010. - № 6. - С.16 - 18
7. Божович, Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения / Л. И. Божович. - М. : Известия, АПН РСФСР, вып.73, 1955. - С.14-21
8. Виноградова, А. Д. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / А. Д. Виноградова, Е. И. Липецкая, Ю. Т. Матасов, И. П. Ушакова; сост. А. Д. Виноградов. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.
9. Волина, В. В. Учимся играя/ В. В. Волина. - М. : Новая школа, 1994. - 448с.
10. Воронкова, В. В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф- тов пед. ин-тов / Под ред. В. В. Воронковой - М.: Школа-Пресс, 1994. - 416 с.
11. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4 : Детская психология. / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1983. - 368 с.
12. Выготский, Л. С. Проблема умственной отсталости: Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. - М., 1956. - 480 с.
13. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии /
Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1995. - 527 с.
14. Выготский, Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте/ Л. С. Выготский // Психология внимания / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М., 2005. - 701 с.
15. Гильмушарифова, Л. В. Формирование мыслительной деятельности детей с нарушением интеллекта / Л. В. Гильмушарифова. // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 145-149. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4640/ (дата обращения: 19.10.2020).
16. Годовикова, Д. Б. Формирование познавательной активности /
Д. Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 1. -
С. 28-32.
17. Градновская, Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. - СПб. : Речь, 2003. - 655 с.
18. Григорьева, О. И. Предметная неделя литературного чтения как средство повышения мотивации и качества образования младших школьников в рамках ФГОС второго поколения/ О. И. Григорьева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015 - №3. - С .47-51
19. Данилова, М. Р. Роль школьных кружков в развитии детей
младшего школьного возраста/ М. Р. Данилова // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. - № 6. - URL:
https://gubernschool.ru/vospitanie/rol-shkolnyh-kruzhkov-v-razvitii-detej.html (дата обращения : 11.01.2019)
...