Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Работа №94026

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы171
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
388
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 10
1.1. Становление диалогической речи у детей старшего дошкольного
возраста в норме 10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития 20
1.3. Характеристика диалогической речи детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития 28
1.4. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования диалогической
речи детей старшего дошкольного возраста 32
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 41
2.1. Организация, принципы и методика констатирующего
эксперимента 41
2.2. Анализ программ дошкольных образовательных организаций в аспекте
проблемы формирования диалогической речи у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста 47
2.3. Анализ результатов изучения состояния диагностики
сформированности лексико-грамматического строя и диалогической речи у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста 52
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 64
3.1. Теоретическое обоснование, принципы и методы работы по
формированию диалогической речи у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре 64
3.2. Содержание логопедической работы по формированию диалогической
речи у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры 67
3.3. Контрольный эксперимент и анализ полученных
результатов 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 131
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 134
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 149
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 150

Обращение к проблеме формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста обусловлено тем, что на современном этапе развития обществу требуется личность, открытая для диалога. Г отовность к диалогу - один из показателей готовности человека к общению [3, с. 4]. Целями общения может быть обмен информацией, осуществление совместной деятельности, поддержание социальных контактов. Все эти аспекты общения представлены в речи старшего дошкольника и активно им усваиваются.
О.А. Бизикова в своих работах указывала, что диалогическая речь выступает как «основная форма речевого общения, на основе которой формируется связная монологическая речь ребенка дошкольного возраста» [5, с. 6].
Актуальность темы исследования связана с тем, что в дошкольном детстве опыт общения является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт не всегда положительный, особенно у детей с задержкой психического развития (далее ЗПР). Отсутствие такого опыта и сформированных умений диалогической речи приводит к малообщительности, неумению вступать в социальные контакты и поддерживать их, к стихийному возникновению у детей негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети с ЗПР не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнера. Вовремя определить проблемы в формировании диалогической речи и помочь ребенку с ЗПР преодолеть их - важнейшая коррекционная задача.
В современной психолого-педагогической литературе проблема формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста представлена в работах А. Г. Арушановой, О. А. Бизиковой, Е. О. Галицких, О. Я. Гойхман, С. Н. Карповой, Т. М. Надеиной, А. А. Леонтьева, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, О. Б. Сиротининой, А. В. Чулковой, Л. П. Якубинского и др. Эти авторы утверждают, что связная речь - высшая форма речи, связанная с мыслительной деятельностью, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. В основе общения лежит развитая связная речь дошкольников, прежде всего - ее диалогическая форма. Отсюда следует, что овладение диалогической связной речью является обязательным условием полноценного развития ребенка и его активности в общении с окружающими людьми.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена образовательная область «Речевое развитие», одна из приоритетных задач которой - развитие связной, грамматически правильной диалогической речи у детей [44].
В работах Т. Д. Барменковой, К. С. Лебединской, В. В. Лебединского, Е. М. Мастюковой, В. В. Морозовой, Т. В. Тумановой, Т. Б. Филичевой, Н. И. Чуприкова, Л. М. Шипицыной и др. указывается, что к одной из главных задач логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими диагноз ЗПР, является формирование у них умений диалогической речи. Это необходимо для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, для подготовки детей к предстоящему школьному обучению и успешной социализации.
Важность и социальная значимость проблемы формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР определяет постоянный поиск новых и эффективных методов и средств коррекционной работы по ее решению. Среди них наиболее актуальной является использование потенциала сюжетно-ролевой игр для формирования диалогической речи детей с ЗПР.
Формирование диалогической речи у дошкольников происходит в разных видах деятельности и прежде всего в игровой, которая является ведущей в период дошкольного детства. Одной из разновидностей игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра, под которой подразумевают «игровую деятельность в форме отражения окружающей действительности, имеющую свой замысел, сюжет, роли, которые исполняются детьми самостоятельно и добровольно» [1, с. 5]. В сюжетно-ролевой игре дети дошкольного возраста знакомятся с окружающим миром, активно действуют в общении со сверстниками, участвуют в жизни взрослых, осуществляют свои мечты. По словам Д. Б. Эльконина, игра является «самоценной формой активности» ребенка дошкольного возраста» [67, с. 27]. Развитая игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста признана важнейшим возрастным новообразованием (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин), благодаря которому у детей формируются коммуникативные умения, умения диалогической речи, развивается общение со сверстниками и со взрослыми, обогащаются познавательная, потребностно-эмоциональная и волевая сферы.
Для нашего исследования важен педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры как средства формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Этой проблеме посвящены работы Л. А. Абрамян, Н. А. Виноградовой, И. О. Ивакиной, Н. В. Краснощековой, Н. Я. Михайлеко и Н. А. Коротковой, Д. Б. Эльконина и др.
Несмотря на достаточно большое количество работ, посвященных сюжетно-ролевым играм старших дошкольников, недостаточно изученной остается проблема использования потенциала и возможностей этих игр для формирования диалогической речи у старших дошкольников с ЗПР.
С учетом всего выше изложенного, был сделан выбор темы работы: «Формирование диалогической речи у старших дошкольников с ЗПР посредством сюжетно-ролевой игры» и определена проблема исследования: установление принципов, основных направлений и содержания логопедической работы по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством сюжетно-ролевой игры.
Объект исследования - состояние диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования - процесс логопедической работы по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством сюжетно-ролевой игры.
Цель исследования - обосновать, систематизировать и апробировать содержание логопедической работы по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством сюжетно-ролевой игры.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме и обосновать возможность формирования диалогической речи у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
2. Экспериментально изучить состояние лексико-грамматического строя и диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
3. На основе анализа результатов констатирующего эксперимента разработать и апробировать содержание логопедической работы по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством сюжетно-ролевой игры.
Гипотеза исследования: возможно, что несформированность диалогической речи у старших дошкольников с ЗПР может быть более успешно преодолена посредством сюжетно-ролевой игры.
Методы исследования: теоретические (анализ литературных источников) и эмпирические методы (наблюдение, беседа, опрос, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; обобщение и сравнение; количественная и качественная обработка, интерпретация результатов).
Методика исследования: Методика обследования лексики (Р.И. Лалаева), Методика обследования грамматического строя речи (Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова), Методика «Изучение сформированности диалога у дошкольников» (А. В. Чулкова), Методика «Интервью» (О.В. Дыбина), «Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет», Методика изучения умений вести диалог (И.А. Бизикова).
Новизна работы: заключается в том, что выводы и обобщения нашего исследования могут быть успешно использованы педагогами, родителями старших дошкольников для решения проблем по развитию диалогической речи у детей с ЗПР посредством сюжетно-ролевой игры.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении определены: проблема исследования, актуальность темы, гипотеза исследования, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, методы и методики исследования, новизна исследования и структура ВКР.
В первой главе «Теоретическое обоснование работы по формированию диалогической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством сюжетно-ролевой игры» рассмотрены теоретические основы развития диалогической речи у дошкольников, описана психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, изучены теоретические основы сюжетно-ролевой игры.
Во второй главе «Констатирующий эксперимент и анализ его результатов» описана организация, принципы и методика констатирующего эксперимента. Результаты констатирующего эксперимента проанализированы с количественной и качественной сторон, проведен анализ программ дошкольных образовательных организаций в аспекте проблемы формирования диалогической речи у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста,.
В третьей главе «Содержание работы по формированию диалогической речи у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры» дано теоретическое обоснование, описаны принципы и методы работы по формированию диалогической речи у детей с ЗПР в сюжетно-ролевой игре, описано содержание обучающего эксперимента по формированию диалогической речи у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре, проведен контрольный эксперимент. Результаты контрольного эксперимента проанализированы с количественной и качественной сторон.
В заключении представлены выводы по теоретической и практической части экспериментального исследования.
Список использованной литературы состоит из 71 источника.
В приложении описана методика обследования лексико-грамматического строя и диалогической речи у старших дошкольников, представлены качественно-количественные результаты обследования, планирование проведения сюжетно-ролевых игр, которые направлены на формирование диалогической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития, перспективные планы коррекционно-логопедической работы на детей, план взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями с целью обогащения знаний и умений родителей по использованию сюжетно-ролевой игры для формирования диалогической речи у детей с ЗПР, материалы по работе с педагогами дошкольной образовательной организации, консультация по теме «Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития», примеры игр, которые были использованы на первом этапе коррекционной работы.
База исследования: Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 19
компенсирующего вида» г. Березовский.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования были проанализированы литературные источники следующих авторов: А. Г. Арушановой, О. А. Бизиковой, Е. О. Галицких, О. Я. Гойхман, С. Н. Карповой, Т. М. Надеиной, А. А. Леонтьева, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, О. Б. Сиротининой, А.В. Чулковой, Л. П. Якубинского и др., рассмотрены теоретические основы развития диалогической речи у дошкольников, описана психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, изучена теоретические основа сюжетно-ролевой игры.
Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы.
Диалогическая речь старших дошкольников, осуществляемая в устной форме и в разговорном стиле, представляет собой совокупность диалогических умений, необходимых для полноценного участия в диалоге. Основные черты диалога дети осваивают лишь в старшем дошкольном возрасте.
Говоря об особенностях, обучающихся старшего дошкольного возраста с ЗПР, стоит отметить, что детям данной категории свойственен замедленный темп развития познавательной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, а также речевой сферы. Эти дети не умеют сдерживать свои желания, не способны к волевым усилия, не могут произвольно управлять своим поведением. Отдельно останавливаясь на особенностях развития диалогической речи обучающихся с ЗПР, стоит, отметить, что она носит преимущественно ситуативный характер. Старшие дошкольники с ЗПР практически не могут вступать в диалог по собственной инициативе, им тяжело поддерживать его на протяжении определенного времени, связно излагать свои мысли таким детям также крайне трудно. Для данной категории детей характерна подмена связного высказывания односложными ответами на вопросы или разрозненными нераспространенными предложениями и так далее.
Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста может происходить различными способами, один из них, это развитие диалогической речи посредством сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-ролевую игру можно отнести к играм, в которых старшие дошкольники активно используют диалогическую речь на всех этапах и во всех ее структурных компонентах. Именно этот тип игр старших дошкольников мотивирует каждого участника игры на выбор диалога как языкового средства общения, способствует формированию диалогических умений, позволяет моделировать общение в различных речевых ситуациях. Значит, такие игры весьма неплохо подходят для развития диалогической речи старших дошкольников с ЗПР.
Проведенное нами исследование уровня развития диалогической речи у обучающихся старшего дошкольного возраста с ЗПР показало, что у большинства обучающихся диалогическая речь сформирована на среднем и низком уровне. У детей данной категории выявлены следующие трудности построения диалога: у детей возникали трудности при обследовании лексико¬грамматического строя речи и диалога по всем методикам, дети часто отвлекались, дети могли стесняться и отказываться от выполнения заданий.
Исходя из полученных результатов, нами была организована коррекционная работа, направленная на развитие диалогической речи обучающихся посредством сюжетно-ролевой игры. Данная работа проходила в два этапа:
В работе по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР было выделено 2 основных этапа (А. Г. Арушанова, Е. В. Галеева, В. В. Морозова, Е. С. Слепович и др.):
1. Подготовительный этап. Цель - расширение знаний о неречевых и речевых способах общения.
2. Основной этап включал подготовку к сюжетно-ролевой игре, которая занимала длительный промежуток времени, проводилась как в игровой деятельности, так и в свободное время, на прогулках и была тесно связана с материалом других занятий.
Проводились как фронтальные, так и индивидуальные занятия. Индивидуальная работа в большей степени была направлена на обучающихся, показавших низкие результаты. Фронтальные же занятия были преимущественно организованы для обучающихся, показавших более высокие результаты.
В работе были определены два направления:
- первое направление - формирование лексико-грамматического строя речи;
- второе направление - отработка материала в сюжетно-ролевых играх.
После проведения коррекционной работы был проведен контрольный эксперимент для определения эффективности проведенной работы. Результаты показали, что у обучающихся не только улучшилось качество диалогической речи, но и обогатился словарный запас и стало меньше ошибок в грамматическом строе речи. Следовательно, проведенная коррекционная работа была эффективна и при дальнейшем обучении по данной программе можно способствовать выведению обучающихся с ЗПР в условную норму по уровню речевого развития к моменту их поступления в школу.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи исследования решены.



1. Алябьева, Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста : метод. пособие в помощь воспитателям и психологам / Е. А. Алябьева. - Москва : Сфера, 2005. - 96 с.
2. Алябьева, Е. А. От слова к диалогу : дидактич. материалы по развитию речи детей 5-7 лет / Е. А. Алябьева. - Москва : Сфера,
2013. - 128 с.
3. Арушанова, А. Г. Развитие диалогического общения: речь и речевое общение детей : метод. пособие / А. Г. Арушанова. - Москва : Мозаика-Синтез, 2008. - 128 с.
4. Баряева, Л. А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития : учеб.-метод. пособие / Л. А. Баряева, А. П. Зарин. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 1996. - 95 с.
5. Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / О. А. Бизикова. - Москва : Скрипторий 2003, 2008. - 136 с.
6. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : учеб. пособие / Л. Н. Блинова. - Санкт- Петербург : ЭНАС, 2015. - 136 с.
7. Брызгунова, Е. А. Эмоционально-стилистические различия русской звучащей речи / Е. А. Брызгунова. - Москва : МГУ, 1984. - 116 с.
8. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР и ЗПР : метод. пособие / К. Е. Бухарина. - Москва : ВЛАДОС, 2016. - 192 с.
9. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для студентов вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Катаева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. - 544 с.
10. Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников : практ. пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. - Москва : Айрис-Пресс, 2009. - 128 с.
11. Власова, Т. А. Актуальные проблемы клинического изучения ЗПР у детей / Т. А. Власова // Дефектология. - 1975. - № 6. - С. 32-38.
12. Волкова, Г. А. Энциклопедический словарь логопеда / Г. А. Волкова. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2014. - 256 с.
13. Галицких, Е. О. Диалог в образовании как способ толерантности : учеб. пособие / Е. О. Галицких. - Москва : Акад. Проект, 2004. - 240 с.
14. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация : учеб. для студентов вузов / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. - Москва : ИНФРА-М, 2007. - 272 с.
15. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т. А. Власовой [и др.]. - Москва : Педагогика, 1984. - 256 с.
16. Дубина, Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников : сб. игр и упражнений / Л. А. Дубина. - Москва : Книголюб, 2015. - 64 с.
17. Дыбина, О. В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников : для работы с детьми 5-7 лет / О. В. Дыбина. - URL: https://studbooks.net/899745/psihologiya/metodika_ metodika_diagnostiki_form_obscheniya_lisinoy_lisina_metodika_eksperimentalno go_issledovaniya (дата обращения: 23.08.2018).
18. Жинкин, Н. И. Интеллект, язык и речь / Н. И. Жинкин // Нарушение речи у дошкольников : сб. ст. / сост. Р. А. Белова-Давид. - Москва : Просвещение, 1969. - С. 9-31.
19. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей : учеб. для студентов пед. вузов и ун-тов / С. Д. Забрамная. - Москва : Просвещение : ВЛАДОС, 1995. - 112 с.
20. Ивакина, И. О. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников : учеб.-метод. пособие / И. О. Ивакина. - Москва : Мозаика-Синтез, 2007. - 64 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ