Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования

Работа №94024

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы87
Год сдачи2022
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
170
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Понятие «познавательные учебные действия» как научный феномен
и анализ проблемы их формирования у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 7
1.2. Определение понятия «умственная отсталость» и общая психолого - педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью
на уровне начального образования 10
1.3 Характеристика познавательных учебных действий обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования по данным литературы 15
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 24
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 24
2.2. Обоснование выбора методов и методик, направленных на
выявление сформированности познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 34
2.3. Проведение констатирующего этапа эксперимента и анализ его
результатов 38
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 46
3.1. Обоснование необходимости составления программы формирования
познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 46
3.2. Содержание программы формирования познавательных учебных
действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 48
3.3. Апробация программы и анализ её результатов 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Проблема исследования. Познавательные учебные действия - это необходимые и элементарные части учебного процесса, формирование которых обеспечивает овладению содержательной части образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Лишь при совместной работе учителя дефектолога и обучающихся происходит формирование познавательных учебных действий. К функциям ПУД относится:
- приоритетный выбор нескольких существенных, общих свойств и хорошо известных предметов;
- выявление и установление видо-родовых отношений предметов
- умение выполнять простые обобщения, способности соотнесения и группировки на иллюстрации
- умения читать, писать, выполнять простые счетные действия
- наблюдение под руководством педагога за предметами и явлениями окружающей среды [32].
Актуальность исследования: гуманизация общества, социально-экономические предпосылки, направленные на вовлечение каждого индивидуума в общественную жизнь, и требующие от него посильного участия в ней, являются толчком для существенной модернизации российского образования. Одним из важных направлений становится получение качественного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим возрастает значение повышения эффективности результатов учебного процесса за счет поиска и внедрения новых, более усовершенствованных путей формирования знаний и умений, а также совершенствования методов и средств обучения, учитывая индивидуальные возможности обучающихся.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью отображены требования к планируемым результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП), где важным является овладение обучающимися с умственной отсталостью базовыми учебными действиями, на формирование которых нацелен основной труд педагога. Личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные БУД являются основой учебной деятельности при овладении каждой учебной дисциплины. Познавательные базовые учебные действия являются важной составной частью личностных и предметных результатов освоения АООП.
Степень ее разработанности, место и значение в науке и практике: В настоящее время ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [32] четко определяет требования к планируемому результату освоения АООП, но, реалии современного мира и повышенный интерес к проблеме формирования личностных и предметных компетенций обучающихся, предполагают серьезные корректировки рабочих программ с учетом требования ФГОС к планируемым результатам. Важную роль в учебном процессе играет формирование базовых учебных действий (БУД).
Стоит отметить, что разработки в данном направлении требуют дальнейшего анализа в силу недостаточной исследовательской работы и неполно отображают проблемы дальнейшего совершенствования, принимая во внимание особенности формирования БУД у обучающихся с умственной отсталостью. Исследования, проведенные Г. М. Дульневым, М. С. Левитаном, М. М. Нудельманом под руководством психологов Л. В. Занкова и И. М. Соловьева были направлены на выявление уровня сформированности ПУД и возможности их дальнейшего развития.
Объект исследования - особенности формирования познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования - процесс составления и апробации программы формирования познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью.
Цель исследования - определение уровня сформированности познавательных учебных действий при помощи педагогических средств диагностики, с учетом полученных данных составления, апробирования программы по формированию познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1. Анализ методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Проведение диагностики уровня сформированности ПУД у обучающихся с умственной отсталостью.
3. Составление программы работы олигофренопедагога по формированию ПУД у обучающихся с умственной отсталостью.
4. Апробирование составленной программы и анализ результатов апробации.
5. Выполнение выпускной квалификационной работы.
База исследования: Центр развития и коррекции «Династия».
Методы и методики исследования:
- методика «Что лишнее» (невербальный вариант) (в модификации Н. Л. Белопольской);
- методика «Обобщение понятий» (в модификации Л. Ю. Субботиной);
- методика «наблюдение за достижениями обучающихся в учебных ситуациях»;
- беседа;
- наблюдение.
Структура ВКР: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений. Объем работы - 96 страниц машинописного текста. В списке источников и литературы 48 наименований


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность темы исследования была подтверждена результатами проведения констатирующего этапа эксперимента, которые показали, что у обучающихся с умственной отсталостью, задействованных в эксперименте, низкий и средний уровень сформированности ПУД.
Анализ педагогической литература, показал, что формирование и развитие ПУД у обучающихся с умственной отсталостью - это трудоемкий процесс, требующий дальнейшего совершенствования, в который должны быть включены все участники образовательного процесса.
Для определения уровня сформированности ПУД у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования, входящих в экспериментальную группу, был организован констатирующий эксперимент, результаты которого показали, что у большинства обучающихся низкий и средний уровень сформированности ПУД .
Данный факт указал на необходимость составления программы «Юный математик», направленной на формирование и дальнейшее развитие ПУД.
Цель программы: формирование и дальнейшее развитие познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью
Занятий по программе «Занимательная математика» позволяет реализовать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий
Познавательный аспект:
- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
- формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект:
- создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
- способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорномоторной координации.
Воспитывающий аспект:
- воспитание системы межличностных отношений.
На изучение программы «Занимательная математика» в соответствии с учебным планом в 3 классе выделяется 68 часов - 2 часа в неделю:
1 четверть - 17часов; 2 четверть - 16 часов; 3 четверть - 20 часов; 4 четверть - 15 часов.
После разработки и внедрения программы «Юный математик» был проведен контрольный этап эксперимента, который показал ее эффективность. Было замечено, что показатели, которые ранее находились на низком уровне - стали выше.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи выполнены.
Раннее выявление умственной отсталости, грамотно подобранные коррекционные занятия, тесное взаимодействие мед. работников, педагогов и семьи обучающегося - факторы, влияющие на более качественное обучение и социализацию в обществе.


1. Акимова, М. К. Интеллектуальные тесты / М. К. Акимова // Психология индивидуальных различий ; под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : 1982. - 212 с.
2. Алышева, Т. В. Формирование базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уроках математики в соответствии с ФГОС / Т. В. Алышева // Конференциум АСОУ : сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2015. - № 4. - С. 614-622.
3. Афанасьева, Ю. А. Система коррекционно-педагогической
работы на уроках математики в младших классах коррекционно - развивающего обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 /
Ю. А. Афанасьева. - М., 2006. - 22 с.
4. Афанасьева, Ю. А. Анализ контингента обучающихся специальных (коррекционных) учреждений VIII вида / Ю. А. Афанасьева, И. М. Яковлева // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2014. - № 1 (59). - С. 19-24.
5. Баскакова, И. Л. Внимание школьников-олигофренов : учебное пособие / И. Л. Баскакова. - М. : МГПИ, 1982. - 69 с.
6. Белопольская, Н. Л. Исключение предметов (Четвертый лишний):
Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по
использованию / Н. Л. Бепольская. - М., 2009. - 31 с.
7. Бордовская, Н. Олигофренопедагогика : учебное пособие / Н. Бордовская, А. Реан. - СПб. : Питер, 2014. - 289 с.
8. Буряк, В. К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности / В. К. Буряк // Педагогика. - 2015. - № 8. - С. 71-78.
9. Вайс, В. Перспективное планирование воспитательной работы в начальной школе / В. Вайс // Воспитание школьников. - М., 2013. - 217 с.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь: Психологические
исследования / Л. С. Выготский ; предисл. Л. Ф. Обуховой. - М. : Издательство «Национальное образование», 2016. - 368 с.
11. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский.-М. : Эксмо, 2005. - 507 с
12. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т. 5. : Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1983. - 368 с.
13. Гончарова, Е. Л. Ребенок с особыми образовательными потребностям» / Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина. - М., 2017. - URL : http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-5/rebenok-s-osobymiobrazovatelnymi-potrebnostjami(дата обращения: 15.04.2018).
14. Граборов, А. Н. Основы олигофренопедагогики / А. Н. Граборов.
- М. : Академия, 2013. - 341 с.
15. Грязнов, Ю. П. Развитие познавательной активности учащихся / Ю. П. Грязнов, Л. А. Лисина, П. И. Самойленко // Специалист. - 2015. - № 2.-С. 30-33.
16. Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении / В. В. Давыдов. - М. : Педагогика, 1972. - 200 с.
17. Дейкина, А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А. Ю. Дейкина. - М. : Просвещение, 2013. - 309 с.
18. Дьячков, А. И. Аномальные дети и особенности их обучения и воспитания (общие проблемы дефектологии): лекция / А. И. Дьячков. - М. : [б. и.], 1969. - 16 с.
19. Зак, А. З. Некоторые методы диагностики интеллектуального развития школьников / А. З. Зак // Психологические проблемы учебной деятельности школьника. - М., 1977. - 218 с.
20. Замский, Х. С. История олигофренопедагогики : учебник для педагогических институтов по специальности 2111 «Дефектология» / Х. С. Замский. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1980. - 398 с
21. Занков, Л. В. О дидактических основах обучения / Л. В. Занков // Народное образование. - 1962. - № 10. - С. 38-47.
22. Кайнова, А. Л. Особенности использования игровых технологий для активизации познавательной деятельности учащихся / А. Л. Кайнова // Конструирование оптимального образовательного пространства «учащийся - преподаватель»: проблемы и находки : материалы науч. практ. конф., Лида, 14 ноября 2007 г.; отв. ред. А. В. Богданович / ГрГУ им. Я. Купалы. - Гродно : ГрГУ, 2014. - С. 80-84.
23. Катаева, А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников : кн. для учителя / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М. : БУК-МАСТЕР, 1993. - 191 с.
24. Ковалева, Г. С. Оценка достижения планируемых результатов в
начальной школе: система заданий : в 2 ч. Ч. 1 / Г. С. Ковалева,
О. Б. Логинова ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Академия,2009.- 194 с.
25. Косицына, С. В. Из опыта работы «Формирование познавательных умений у младших школьников с умственной отсталостью» / С. В. Косицына. - URL :file:///C:/obobshchenie opyta raboty s.v.kosicyna.pdf(дата обращения: 15.04.2018).
26. Куликова, О. Н. Методы диагностики интеллектуального развития детей с ОВЗ / О. Н. Куликова. - Комсомольск-на-Амуре, 2016. - URL :http://vestnikpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=5702(дата обращения: 16.04.2018).
27. Кругликов, В. Н. Методы активизации познавательной деятельности / В. Н. Кругликов, Е. В. Платонов, Ю. А. Шаранов. - СПб. : Знание, 2015. - 316 с.
28. Лапшин, В. А. Основы дефектологии / В. А. Лапшин,
Б. П. Пузанов. - М. : Просвещение, 1991. - 143 с.
29. Маллер, А. Р. Социально-трудовая адаптация умственно
отсталых детей / А. Р. Маллер. - М. : Просвещение, 1990. - 128 с.
30. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н. Г. Морозова. - М. : Знание, 2013. - 246 с.
31. Методы диагностики интеллектуального развития детей с ОВЗ // Педагогическая психология : хрестоматия / Коллектив авторов. - URL: https://www.libfox.ru/412942-kollektiv-avtorov-pedagogicheskayapsihologiya-hrestomatiya(дата обращения: 23.04.2018).
32. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов : учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. - М. : Владос-Пресс, 2004. - 365 с.
33. Попова, Л. Г. Технологическая карта урока как форма современной документации педагогической деятельности по реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Л. Г. Попова // Вариант 2 : сборник научно-методических и практических материалов ; под ред. Л. Г. Поповой. - Екатеринбург : Издательский Дом «Ажур», 2016. - 166 с.
34. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) : утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599. - URL:http://fgosreestr.ru/(дата обращения: 17.04.2018).
35. Примерная основная образовательная программа для умственно отсталых детей : одобрена решением от 22.12.2015 г. Протокол № 4/15. - URL:http://fgosreestr.ru/(дата обращения: 17.04.2018).
36. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / под ред. Ж. И. Шиф, В. Г. Петровой, Т. Н. Головиной / науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1979. - 176 с.
37. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника : учебное пособие для студентов специальности «Дефектология» / С. Я. Рубинштейн. - М. : Просвещение, 1986. - 192 с.
38. Специальная дошкольная педагогика : учеб. пособие для вузов / Е. Р. Баенская, Т. А. Басилова, А. Л. Венгер [и др.] ; под ред. Е. А. Стребелевой. - М., 2001. - 312 с.
39. Стадненко, Н. М. Развитие мышления учащихся вспомогательной школы в процессе обучения / Н. М. Станенко // Дефектология. - М. - 1984, № 5. - С. 25-32.
40. Тишук, Я. В. Особенности использования современных педагогических технологий для активизации познавательной деятельности учащихся / Я. В. Тишук // Конструирование оптимального образовательного пространства «учащийся - преподаватель»: проблемы и находки : материалы науч. практ. конф. - Гродно : ГрГУ, 2015. - С. 185-190.
41. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» № 273-ФЗ. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/(дата обращения: 24.03.2018).
42. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) : указ от 19 декабря 2014 г. № 1599. - URL:http://fgosreestr.ru/(дата обращения: 17.04.2018).
43. Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в учебной и внеурочной деятельности : методические рекомендации / Л. П. Кузма, Л. А. Клещева. - Краснодар, 2016. - 35 с.
44. Формирование БУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение,2010.- 159 с.
45. Формирование познавательных умений у младших школьников с
умственной отсталостью. Из опыта работы / С. В. Косицыной. - Биробиджан, 2017. - URL:
http://school12bir.ru/sites/default/files/page/345/obobshchenie opyta raboty s.v.kosicyna.pdf(дата обращения: 19.04.2018).
46. Цукерман, Г. А. Как младшие школьники учатся учиться / Г. А. Цукерман. - М. : Педагогический центр «Эксперимент», 2013. - 226 с.
47. Шамова, Т. А. Активизация учения школьников / Т. А. Шамова. - М. : Педагогика, 2016. - 237 с.
48. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности / Г. И. Щукина. - М : Просвещение, 2014. - 293 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ