Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией через использование элементов песочной терапии

Работа №94022

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы143
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
364
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ И ДИЗАРТРИЕЙ 9
1.1. Связная монологическая речь и онтогенез связной речи у детей в норме. 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией 15
1.3. Характеристика связной монологической речи у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией 22 ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ И ДИЗАРТРИЕЙ 29
2.1. Организация и принципы логопедического исследования связной речи
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией 29
2.2. Методика логопедического обследования детей старшего дошкольного
возраста 31
2.3. Анализ результатов экспериментального изучения развития связной речи
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией 34
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ И ДИЗАРТРИЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ 44
3.1. Принципы, цели, задачи, образовательные технологии, методы, приемы
формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией 44
3.2. Содержание коррекционно-развивающей работы по формированию
связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией 52
3.3. Анализ результатов экспериментального изучения развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III
уровня и дизартрией в рамках контрольного этапа 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 83
Приложение 2 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 136

Монологическая речь понимается как речь одного лица, коммуникативной целью которой является сообщение информации о каких- либо фактах и явлениях[19].
Монологическая речь по своей сущности является более сложной, произвольной, организованной формой речи (А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба), т.к. представляет собой последовательное связное изложение одним лицом системы знаний. Её характерными чертами являются связность мысли (последовательность и доказательность), грамматически правильное оформление, выразительность голосовых средств, логичность, развернутость, смысловая завершенность. Сложность данного вида речи в отличие от диалогической заключается в более развернутом содержании и языковом оформлении, поэтому она предполагает высокий уровень речевого развития говорящего.
Вопросы развития связной речи в разных ее аспектах раскрыты в трудах К. Д. Ушинского, Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, А. М. Леушиной, С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Т. А, Ткаченко, Т. Б. Филичевой, Т. В. Ахутиной, В. К. Воробьевой и др.
Развитие связной речи взаимосвязано с развитием мышления, усложнением детской деятельности, развитием форм общения с окружающими, обогащением словарного запаса и развитием грамматического строя речи [38].
По мнению О. С. Ушаковой, развитие связной монологической речи является основной задачей дошкольного образования [60].
Дети с общим недоразвитием речи III (далее - ОНР) испытывают трудности в построении грамматически правильных высказываний, у них отмечаются пропуски смысловых звенев, отсутствие логической завершенности высказываний, недостаточность языковых средств, трудности в языковом оформлении, программировании и реализации высказывания, трудности самоконтроля. Это является следствием недоразвития всех компонентов речевой системы, особенно лексико-грамматического компонента, и психическими особенностями. Недоразвитие лексико¬грамматического компонента речи при дизартрии можно рассматривать как вторичное при нарушениях фонологического уровня речи, наступивших в сензитивный период развития речи, каким и является дошкольное детство.
Таким образом, коррекционную работу по развитию связной монологической речи у детей с ОНР III уровня и дизартрией необходимо проводить именно в дошкольном возрасте, т.к. ее достаточное развитие необходимо для дальнейшего обучения в школе.
Проблемой развития связной речи у дошкольников с нарушениями речи занимались такие исследователи, как В. П. Глухов, А. М. Бородич, Л. Н. Ефименкова, В. И. Селиверстов, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, И. Н. Лебедева и др.
Неоднородность группы детей с ОНР III уровня и дизартрией и современные реалии образования требуют поиска и применения вариативных методов и методик коррекционно-образовательного процесса.
Анализ имеющихся в литературе технологий, методов и методик развития связной речи, а также учет возрастных и психофизических особенностей данной категории детей выявил потребность создания коррекционной методики по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного с ОНР III уровня и дизартрией с применением элементов песочной терапии.
Таким образом, данная потребность коррекционно-образовательного процесса в вариативности применяемых методов и методик делает проблему развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией с применением элементов песочной терапии актуальной.
Объектом исследования является состояние связной монологической речи и лексико-грамматического компонента у старших дошкольников с ОНР Шуровня и дизартрией.
Предмет исследования: процессразвития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией с использованием элементов песочной терапии.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что использование в коррекционно-логопедическом воздействии элементов песочной терапии повысит эффективность работы по развитию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и дизартрией.
Целью данного исследованияявляетсятеоретическое обоснование и организация содержания коррекционно-логопедического воздействия с применением элементов песочной терапии с целью развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и дизартрией.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогических литературных источников по теме исследования;
2. Выявить и проанализировать уровень развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией;
3. Провести анализ используемых логопедических технологий для развития связной речи у детей с речевыми нарушениями;
4. Разработать содержание коррекционно-логопедического процесса по развитию связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией с применением элементов песочной терапии;
5. Апробировать и экспериментально доказать эффективность применения элементов песочной терапии в развитии связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией.
Методологическая основа исследования.
В процессе исследования использовались следующие методы:
1. Теоретический метод (анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования);
2. Экспериментальный метод (проведение психолого-педагогического эксперимента: констатирующего, формирующего и контрольного этапа);
3. Аналитический метод (анализ результатов исследования).
Для проведения констатирующего и контрольного этапа эксперимента использовались следующие диагностические методики:
1. Методические рекомендации, составленные Н. М. Трубниковой [58];
2. Методика обследования связной монологической речи И. Н. Лебедевой, которая предполагает изучение:
- особенностей пересказа текста;
- особенностей рассказывания по серии сюжетных картин;
- особенностей восприятия и словесной интерпретации содержания сюжетной картины;
- влияния на рассказывание актуализации образов картины, осуществляемой с помощью изобразительной деятельности;
- зависимости рассказывания по картине от символико-моделирующих видов деятельности на основе ее содержания [37].
Научая новизна работы состоит в том, что в ней впервые на основе экспериментального исследования была изучена и доказана эффективность применения данной нетрадиционной методики (элементов песочной терапии) в работе над связной речью у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией.
Практическая значимость работы состоит использования результатов данного исследования в логопедической практике с данной категорией детей для повышения эффективности работы по развитию связной речи и лексико-грамматического компонента.
База научного исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Снежинского городского округа «Детский сад комбинированного вида № 13».
Структура выпускной квалификационной работы: Данная работа состоит из введения, основной части (3 главы, в каждой из которых по 3 параграфа), заключения, списка источников и литературы, приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, обозначены поставленная цель и, необходимые для ее решения, задачи исследования, определена методологическая основа исследования.
В первой главе представлены теоретические аспекты развития связной монологической речи детей в норме и с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией;
Во второй главе представлена организация обследования констатирующего эксперимента и приведен анализ результатов, полученных в ходе него;
Третья глава посвящена организации формирующего эксперимента и доказательству эффективности применения элементов песочной терапии в работе по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНРШ уровня и дизартрией.
В заключении подведены итоги настоящего исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и дизартрией является одной из основных задач коррекционно-образовательного процесса.
Для развития связной речи характерна взаимосвязь с развитием познавательной сферы, личностными особенностями, развитием словарного запаса и грамматического строя речи. Именно при общем недоразвитии речи III уровня и дизартрии страдает развитие лексико-грамматического компонента речи (как вторичное нарушение при дизартрии).
В настоящее время четко прослеживается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями, в том числе с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией.
Учитывая, что связная речь является одним из условий успешного обучения в школе, возникает необходимость ее развития именно в старшем дошкольном возрасте, в связи с чем проблема исследования является актуальной.
Целью данного исследования было теоретическое обоснование и организация коррекционно-логопедического воздействия с применением элементов песочной терапии с целью развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией.
Для анализа эффективности применения данного метода был организован и проведен психолого-педагогический эксперимент, состоящий их констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента, проведенный на базе МАДОУ Снежинского городского округа «Детский сад комбинированного вида № 13». Эмпирическое исследование проводилось с сентября 2019 по май 2020 года. В исследовании приняли участие 20 детей, которые были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную.
По результатам констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности:
- недостаточность развития импрессивной стороны речи (трудности понимания пространственных наречий, сложных инструкций, инверсионных конструкций, предложно-падежных конструкций, префиксальных изменений глагольных форм, понимание глаголов совершенного и несовершенного вида);
- недостаточно развития экспрессивной стороны речи (трудности подбора слов-антонимов, слов-синонимов, однокоренных слов, действий людей и животных, неточности употребления многих обиходных слов);
- недостаточность развития грамматического строя речи (ошибки в образовании уменьшительной формы существительного, образовании прилагательных от существительных, образовании сложных слов из звуках, ошибки в падежных окончаниях существительных в единственном и множественном числе);
- недостаточное развитие связной речи (наиболее несформированы навыки пересказа и составления рассказа по серии сюжетных картин на основе режиссерской игры с настольными игрушками).
Таким образом, обследование показало необходимость систематической работы не только по развитию связной речи, но и по развитию лексико-грамматического компонента.
Было организовано и проведено 22 занятий по развитию связной речи и 22 занятия по развитию лексико-грамматического компонента речи. Для детей экспериментальной выборки занятия проводились с применением элементов песочной терапии, а для детей контрольной выборки по традиционной структуре занятия. Тематический план у обеих групп совпадал и соответствовал принятому в учреждении. Остальные занятия по образовательной области «Речевое развитие» проводились идентично. Для коррекции симптомов дизартрии у детей обеих групп проводились индивидуальные занятия.
В ходе контрольного эксперимента была выявлена положительная динамика развития связной монологической речи и лексико-грамматического компонента у всех детей, участвующих в исследовании. При этом более положительные результаты были выявлены у детей экспериментальной выборки, что доказывает эффективность проведенной работы с использованием элементов песочной терапии.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель исследования достигнута благодаря выполнению поставленных задач.
Гипотеза о том, что использование в коррекционно-логопедическом воздействии элементов песочной терапии повысит эффективность работы по развитию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией, доказана.
Полученные в данной работе результаты могут быть использованы в логопедической практике для развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и дизартрией.



1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва : Академия, 2000. - 400 с.
2. Арсеньева, М. В. Изучение особенностей воспроизведения текстов литературных произведений дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи / М. В. Арсеньева, Л. Б. Баряева // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №3. - С. 228-232.-URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-osobennostey-vosproizvedeniya-tekstov- literaturnyh-proizvedeniy-doshkolnikami-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi (дата обращения: 19.11.2019).
3. Арсеньева, М. В. Изучение творческой деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с использованием произведении детской художественной литературы / М. В. Арсеньева, Л. Б. Баряева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014. - № 1 (142). - С. 100-104.-URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-tvorcheskoy-deyatelnosti-doshkolnikov- s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi-s-ispolzovaniem-proizvedeniy-detskoy (дата обращения: 19.11.2019).
4. Арсеньева, М. В. Коррекция нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами детской художественной литературы :автореф. дис. ... д-рапед. наук : 13.00.03 / М. В. Арсеньева ; Рос. гос.пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт- Петербург,2014. - 24 с.
5. Арсеньева, М. В. Методика изучения особенностей воспроизведения текстов литературных произведений старшими дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи / М. В. Арсеньева //Специальное образование. - 2012. - №3 (27). - С. 13-20.
6. Асмаловская, О. А. Особенности активного словаря у старших дошкольников с дизартрией / О. А. Асмаловская, Е. А. Жигалова // Теоретико-методологические и практические проблемы развития психологии и педагогики : сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф., 04 апр. 2018 г.- Уфа : Агентство междунар.исслед., 2018. - С. 17-20.
7. Ахутина, Т. В. Единицы речевого общения, внутренняя речь и порождение речевого высказывания / Т. В. Ахутина //Исследование речевого мышления в психолингвистике / Т. В. Ахутина,И. Н. Горелов, А. А. Залевская [и др.];отв. ред. Е. Ф. Тарасов. - Москва : Наука, 1985. - С. 99-116.
8. Ачилова, С. Ж. Монологическая речь детей с дизартрическими расстройствами / С. Ж. Ачилова // Молодой ученый. - 2017. - № 10 (144). - С. 397-399.- URL: https://moluch.ru/archive/144/40311/ (дата обращения: 18.04.2020).
9. Башмакова, С. Б. Развитие монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / С. Б. Башмакова, С. А. Максимова, Е. С. Бизяева // Актуальные вопросы психологии. - 2017. - №13. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28805344 (дата обращения: 21.07.2020).
10. Бессонова, А. Д. Специфика использования песочной терапии на логопедических занятиях / А. Д. Бессонова // Молодой ученый. - 2016. - №5. - С. 662-665. - URL https://moluch.ru/archive/109/26537/ (дата обращения: 10.12.2019).
11. Бородич, А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста :учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ А. М. Бородич. - Москва : Просвещение, 1984. - 256 с.
12. Борцова, Д. С. Своеобразие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста без нарушений речи и с различными нарушениями речи / Д. С. Борцова, О. С. Гольдфарб // Вестник Института психологии и педагогики. - 2017. - № 21. - С. 7-10.
13. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6-7 лет с ОНР иЗПР :метод. пособие / К. Е. Бухарина. - Москва : ВЛАДОС, 2016. - 192 с.
14. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии : учеб. для студентов вузов / Т. Г. Визель. - Москва : АСТ : Астрель: Транзиткнига, 2005. - 384 с.
15. Винарская, Е. Н. Дизартрия и задачи топической диагностики / Е. Н. Винарская, М. В. Пулатова// Клиническая неврология :очерки. - Ташкент :Медицина, 1978, - С. 280-303.
16. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб. пособие / В. К. Воробьева. - Москва :Астрель; Транзиткнига, 2006. - 158 с.
17. Гальскова, Г. В. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика : учеб. пособие для студентов лингвист. ун-тов и высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез.- Москва : Академия, 2006. - 336 с.
18. Глухов, В. П. Изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов // Педагогика и психология образования. - 2014. - № 1. - С. 89-97.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ