Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция проявлений агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством сказкотерапии в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования

Работа №94015

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы146
Год сдачи2022
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
195
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ИХ КОРРЕКЦИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ 10
1.1. Понятие агрессивности и особенности её проявления в младшем
школьном возрасте у детей с задержкой психического развития 10
1.2. Сказкотерапия как один из методов работы с детьми младшего
школьного возраста 22
1.3. Возможности сказкотерапии в коррекции проявлений агрессивного
поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 28
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 36
2.1. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых 36
2.2. Описание диагностического инструментария для экспериментального изучения проявлений агрессивного поведения и выявления уровня агрессивности младших школьников с задержкой психического развития 44
2.3. Анализ результатов экспериментального изучения проявлений
агрессивного поведения и выявления уровня агрессивности младших школьников с задержкой психического развития 48
ГЛАВА 3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ 55
3.1. Составление и реализация коррекционной программы, направленной на снижение уровня агрессивности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством сказкотерапии в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования 55
3.2. Анализ результатов формирующего этапа эксперимента 73
3.3. Практические рекомендации для родителей по снижению
проявлений агрессивного поведения у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЯ 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 125


В начальной школе среди важных проблем является агрессивное поведение среди детей. Актуальность данной темы связана с её распространённостью: обращением учителей и родителей к школьному психологу с подобным запросом, с заметным увеличением написанных научных работ и публикаций. Проявления агрессивности ребёнка касаются не только окружающих его людей, но и создают сложности для него самого, выступают препятствием для его успешного развития. Изучением агрессивных проявлений у детей младшего школьного возраста занимались следующие ученые: С. Л. Колосова, Г. Э. Бреслав, Н. Д. Левитов, Л. М. Семенюк, Н. М. Платонова и другие [22].
А среди младших школьников с задержкой психического развития агрессивные проявления еще более частое явление и является серьезной проблемой. Детям с задержкой психического развития (далее ЗПР) посвящены многочисленные исследования (Е. Е. Дмитриева, Т. А. Власова, О. В. Защиринская, Т. Н. Князева, К. С. Лебединская, В. В. Лебединский, В. И. Лубовский, И. Ф. Марковская, И. И. Мамайчук, У. В. Ульенкова и другие). В них дается общая психолого-педагогическая характеристика, раскрываются особенности развития эмоционально-волевой сферы и личности в целом, рассматриваются специфические особенности обучения и коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей. Однако исследований, посвященных коррекции проявлений агрессивного поведения явно недостаточно. Как черта личности - агрессивность детей младшего школьного возраста с ЗПР выступает причиной препятствий в формировании у них эмоциональных, коммуникативных, поведенческих навыков. Среди методов коррекции проявлений агрессивности у детей можно выделить следующие: игротерапия, песочная терапия, танцевальная терапия, музыкотерапия, фототерапия. Все эти методы входят в большой блок направления психотерапии - арт-терапия. Есть ещё один интересный метод рассматриваемого направления - сказкотерапия. Сказкотерапию в работе с детьми разрабатывали и применяли многие ученые, практики —Э. Берн, И. В. Вачков, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Е. Н. Лисина, Э. Гарднер, М. В. Осорина и другие. Сказка помогает ребёнку обрести целостность восприятия себя и мира. Благодаря предоставляемой ею возможности мечтать, способствует активизации творческого потенциала, развитию умения определять и понимать свои эмоции, приводить их в состояние гармонии. Также, сказкотерапия развивает чувство эмпатии, способность брать на себя ответственность за свои действия и поступки, оказывает содействие в развитии положительной Я-концепции. Всё вышесказанное значительно помогает ребёнку принять себя, таким какой он есть. В следствие этого у ребёнка уходит необходимость, желание повышать свою значимость за счёт стеснения, унижения других, уже доказательства своего превосходства не является для него приоритетом. Терапевтическое действие сказкотерапии в коррекции агрессивности состоит в механизме замены поведения с недеструктивного на деструктивное. Стремление стать лучше, присвоение положительных ценностей и качеств героя произведения, происходит на бессознательном уровне, оказывая важную помощь в успешной адаптации и социализации детей с ЗПР. Вносит существенный вклад в воспитании нравственных, моральных норм личности, и что немаловажно снижает агрессивные реакции, импульсивность, несдержанность, раздражение.
Сказкотерапия обладает целым рядом преимуществ по сравнению с другими методами коррекции агрессивного поведения. Сказка наделена ценным качеством - метафоричностью. Используя его, она обращает к фантастике, помогает в нахождении пути, выборе выхода, принятии решения в непростых ситуациях. Элементы фантастики дарует чувствам свободу. Элементы мифологии стимулирует работу подсознания и креативность.
Именно в младшем школьном возрасте закладываются основы нравственности, формируется модель поведения во взаимодействии со сверстниками. А недоразвитие личности младшего школьника с задержкой психического развития, эмоциональная неустойчивость, слабость в проявлении волевых усилий, недостаточная самокритичность с одной стороны и наличие агрессивности, с другой, препятствует выстраиванию позитивных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, мешает успешной социализации ребенка с ЗПР в обществе. Несмотря на то, что с теоретической точки зрения часть проблемы проявлений агрессивного поведения у данной категории детей достаточно проработана (Г. А. Бутко, Н. Ю. Борякова, Е. Е. Дмитриева, T. H. Волковская, И. Ф. Марковская, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, У. В. Ульенкова и другие), обнаруживается недостаточность исследований по их коррекции в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования детей.
В рамках изучаемой проблемы исследования выделена тема - коррекция проявлений агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством сказкотерапии в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования. Агрессивное поведение является одним из препятствий успешной социализации детей в обществе. Актуальность темы исследования состоит в том, чтобы снизить уровень агрессивности у детей и этим помочь им в успешном развитии и социализации в обществе.
Объект исследования - проявления агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - процесс коррекции проявлений агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством сказкотерапии в ходе психолого-педагогического сопровождения их образования.
Цель исследования - составление и апробация программы по снижению уровня агрессивности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством сказкотерапии в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования.
Данная цель конкретизируется следующими задачами:
1. Осуществить теоретический обзор психолого-педагогических исследований по проблеме проявлений агрессивного поведения у младших школьников с задержкой психического развития.
2. Подобрать диагностический инструментарий для выявления проявлений агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.
3. Выявить в ходе экспериментального изучения проявления и уровень агрессивности младших школьников с задержкой психического развития.
4. Обосновать применение сказкотерапии в работе с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития в коррекции проявлений агрессивного поведения.
5. Составить и апробировать программу по снижению уровня агрессивности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством сказкотерапии в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования.
6. Разработать рекомендации для родителей по снижению проявлений агрессивного поведения у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза: коррекция проявлений агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития будет более эффективна, если в ходе психолого-педагогического сопровождения их образования будет составлена и апробирована программа с использованием сказкотерапии.
Теоретико-методологическая основа исследования:
Среди учёных, изучающих проблему агрессивного поведения детей, можно выделить следующих: Т. А. Куликова, Г. Э. Бреслав, Л. С. Алексеева, Л. И. Божович, М. Раттер, Р. Берон, Д. Ричардсон, А. К. Осинский, В. И. Титаренко, Н. М. Рухленко и многие другие.
Вопросами, связанными с детьми с ЗПР, в частности проблемами агрессивности, занимались следующие учёные: Г. А. Бутко, Е. Е. Дмитриева, Н. Ю. Борякова, И. Ф. Марковская, T. H. Волковская, К. С. Лебединская, У. В. Ульенкова, В. И. Лубовский и другие.
Свой вклад в развитии и становлении сказкотерапии как арт- терапевтического метода можно назвать учёных: Е. Н. Лисина,
Э. Гарднер, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Э. Берн, И. В. Вачков, М. В. Осорина и другие.
Методы и методики исследования:
Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение.
Эмпирические методы: наблюдение, беседа, метод экспертной оценки, тестирование, анкетирование. Развёрнутый психолого-педагогический эксперимент, включающий все этапы: констатирующий, формирующий и контрольный. Количественная и качественная обработка результатов исследования.
Методики исследования: проективная методика «Несуществующее животное» (автор М. З. Дукаревич), «Опросник уровня агрессивности» (автор Басса-Дарки, адаптация для детей Г. А. Цукерман), анкета «Признаки агрессивности» (авторы Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко).
Апробация исследования. Материалы исследования апробировались в процессе научно-практических конференций:
1. В Международной научно-практической конференции «ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ» от 20.11.2020 г. в г. Нефтекамск, Башкортостан (с публикацией статьи, форма участия заочная).
2. В Международной научно-практической конференция памяти В. В. Коркунова «ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА» 22-23 апреля 2021 года в г. Екатеринбург (с публикацией статьи, форма участия заочная). В рамках международной научно-практической конференции прошёл конкурс на лучшую студенческую публикацию в которой статья по результатам данного исследования заняла 3 место.
3. Во Всероссийском конкурсе студенческих научных работ по направлению «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ», с 16. ноября по 25 декабря 2021 года, г. Екатеринбург. Публикация заняла 2 место.
База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение «Школа №7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», г. Березники.
Контингент испытуемых: в исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития 2 класса, а именно 10 обучающихся 9-10 лет, из них 3 - девочки.
Структура ВКР:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы (75) и приложения (9).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Последнее время становится актуальным изучение проявлений агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста. Это связано, с обращением учителей и родителей к школьному психологу с подобным запросом, с заметным увеличением написанных научных работ и публикаций. Агрессивность детей с задержкой психического развития создаёт неприятности не только окружающим людям, но и трудности самим себе, значительно тормозя этим своё развитие коммуникативных, эмоциональных, поведенческих навыков. А это в свою очередь препятствует их успешной адаптации в обществе. Стараясь решить эту проблему, желая помочь в этом детям, педагоги составляют, создают, проводят коррекционные программы и используют методы в коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Существует множество разнообразных методов для этого. В их числе находится и метод Сказкотерапии. Данная работа представляла собой попытку изучить и экспериментально доказать его эффективность.
Цель данного исследования состояла в изучении проявлений агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с ЗПР, составлении и реализации программы по их коррекции посредством сказкотерапии в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования. Задачи нашли своё решение. Цель исследовательской работы достигнута.
Также проведенное исследование раскрывает будущие перспективы изучения данной проблемы: интересно изучить более подробно возможности и влияние сказкотерапии в гармонизации отношений между детьми и родителями; посмотреть какой вид сказок обладает наибольшей эффективностью в коррекции агрессивных проявлений, например народные или современные, авторские.



1. Акимова М. К, Алехина Т. Н., Таратута Ж. В. Психометрическая квалификация проективной методики «Несуществующее животное» // Журнал практического психолога. 2007. № 3. С. 4-14.
2. Белякова Л. М., Дьякова Е. А. Агрессия. СПб., 2003. 304 с.
3. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. СПб., 2007. 510 с.
4. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. М. ; СПб., 2015. 240 с.
5. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. СПб., 2004. 144 с.
6. Бруно Ф. 365 коротких историй для души. Львов, 2017. 456 с.
7. Бурминская Т. В. Взаимосвязь особенностей развития личности школьников и форм агрессивных реакций: дис. канд. психол. наук. Ставрополь, 2004. 199 c.
8. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2014. 416 с.
9. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2007. 144 с.
10. Вачков И. В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом. М., 2017. 288 с.
11. Власова Т. А, Лубовской В. И, Цыпина Н. А. Дети с задержкой психического развития. М., 1984. 255 с.
12. Власова Т. А, Лубовской В. И, Никашина Н. А. Обучение детей с задержкой психического развития. Пособие для учителей. М., 1981. 119 с.
13. Волкова Н. В. Психотерапия как средство коррекции поведения детей // Диагностика, профилактика и коррекция нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью. М., 2004. 56 c.
14. Воронкина И. Н., Воронкина И. Н., Должикова Н. В. Страна понимания (занятия, игры, упражнения на формирование коммуникативных компетенций у младших школьников). Екатеринбург, 2019. 44 с.
15. Гаврилик И. В. Сказки для детей. 93 волшебные и полезные сказки избавят от 38 детских проблем. СПб., 2013. 166 с.
16. Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). СПб., 2004. 195 с.
17. Гнездилов А. В. Лабиринты души: терапевтические сказки. СПб., 2019. 448 с.
18. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск, 2007. 976 с.
19. Долгова А. Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. М., 2011. 216 с.
20. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000. 320 с.
21. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. № 1. С. 60-71.
22. Еникополов С. Н. Дети и психология агрессии // Школа здоровья. 2006. №3. С. 31-39.
23. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 2007. 224 с.
24. Захаров А. И. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2008. 244 с.
25. Защиринская О. В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. СПб., 2001. 149 с.
26. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Воспитание Доброй Сказкой. Сказкотерапия для детей и родителей. СПб., 2021 . 284 с.
27. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Как помочь особому ребенку. СПб., 2001. 128 с.
28. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1998. 352 с.
29. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб., 2006 . 176 с.
30. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб., 2013. 314 с.
31. Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь. СПб., 2009. 811 с.
32. Иванченко В. Н., Асмолов А. Г, Ениколопов С. Н. Агрессивное поведение у детей. М., 2002. 127 с.
33. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб., 2011. 464 с.
34. Капская А. Ю., Мирончик Т. Л. Планета чудес. Развивающая сказкотерапия для детей. СПб., 2008. 221 с.
35. Киселева М. Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб., 2007. 160 с.
36. Колосова С. Л. Детская агрессия. СПб., 2004. 224 с.
37. Копытин А. И. Практикум по арт-терапии. СПб., 2002. 326 с.
38. Копытин А. И. Руководство по групповой арт-терапии. СПб.,
2003. 148 с.
39. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М., 2001. 143 с.
40. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб., 2005. 214 с.
41. Лебединская К. С., Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. М., 2018. 303 с.
42. Лубовский В. И., Розанова Т. В., Солнцева Л. И. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2005. 464 с.
43. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.,
2016. 583 с.
44. Марковская И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейро-психологическая диагностика. М., 1993. 198 с.
45. Миллс Дж., Кроули Р. Ф. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». М., 2000. 144 с.
46. Мишина Г. А. Пути формирования сотрудничества родителей с детьми сотклонением в развитии. М., 1998. 18 с. URL: http://childrens- needs.com/katalog/katalog/izuchenie-i-korrekcija-vyjavlennyh-narushenij/puti- formirovanija-sotrudnichestva-roditelej-s(дата обращения: 08.10.2020).
47. Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. СПб., 2006. 144 с.
48. Осницкий А. К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся. Обнинск, 2010. 232 с.
49. Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 2012. 160 с.
50. Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973. 175 с.
51. Платонова Н. М. Агрессия у детей и подростков. СПб., 2006. 336 с.
52. Погосова Н. М. Погружение в сказку. СПб., 2008. 208 с.
53. Сакович Н. А. Практика сказкотерапии. СПб., 2004. 224 с.
54. Стишенок И. В. Из гусеницы в бабочку. Психологические сказки, притчи, метафоры в индивидуальной и групповой работе. М., 2018. 368 с.
55. Стишенок И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. СПб., 2006. 144 с.
56. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. СПб., 2008. 118 с.
57. Ульенкова У. В. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. СПб., 2007. 304 с.
58. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Ярославль, 2011. 464 с.
59. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Самооценка форм агрессивного поведения (модифицированный вариант Басса - Дарки). М., 2002. C.387-388.
60. Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. М., 2008. 360 с.
61. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е. «Портал в мир ребёнка. Психологические сказки для детей и родителей». М., 2020. 224 с.
62. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е. Лабиринт души. Терапевтические сказки. М., 2020. 207 с.
63. Хухлаева О. В. Лесенка радости. М., 1998. 80 с.
64. Хухлаева О. В. Психологическая коммуникация. Работа с именем в психологическом тренинге // Справочник педагога-психолога. 2016. № 3. С. 24-25.
65. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е. Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми. М., 2015. 152 с.
66. Хухлаева О. В. Хочу быть успешным: Методическое пособие. М., 2005. 32 с.
67. Чех Е. В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. СПб., 2009. 144 с.
68. Чижова С. Ю., Калинина О. В. Детская агрессивность. 100 ответов на родительские «почему?» Ярославль, 2003. 160 с.
69. Шадриков В. Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М., 2001. 136 с.
70. Шапарь В. Б. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. Ростов-на-Дону, 2006. 427 с.
71. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. М., 2005. Т.1. 304 с.
72. Шевчук Л. Е. Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждени // Дефектология.
2004. № 6. С. 28-31.
73. Шипицына Л. М. Необучаемый ребенок в семье и обществе.
Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб., 2005. 477 с.
74. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. М., 1997. 418 с. URL: http://www.psychlib.ru/inc./absid.php?absid=10979(дата обращения: 16.07.2020).
75. Яблокова Т. А. Социальная педагогика. М., 2009. 340 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ