ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО -
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Понятия «универсальные учебные действия» и «базовые
учебные действия» как научный феномен 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
легкой умственной отсталостью 14
1.3. Особенности формирования личностных учебных действий у
обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования 19
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 23
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 23
2.2. Методы и методики, направленные на экспериментальное
изучение уровня сформированности личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования 27
2.3. Анализ результатов уровня сформированности личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью
на уровне начального образования 29
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 34
3.1. Программа внеурочной деятельности по формированию
личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования 34
3.2. Анализ результатов апробации программы внеурочной
деятельности по формированию личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования 42
3.3. Методические рекомендации для педагогов и родителей по
формированию личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования во внеурочной деятельности 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 97
Проблема исследования. Проблема формирования личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования рассматривалась в разное время, разными авторами и отражена в многочисленных трудах отечественных и зарубежных дефектологов, которые отмечают ряд существенных психологических особенностей детей данной категории, которые препятствуют успешному овладению знаниями, умениями и навыками. Личностные учебные действия являются основным структурным компонентом учебной деятельности, и рассматриваются как предмет целенаправленного формирования в организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (далее - АООП) на протяжении всего обучения в урочное и внеурочное время, как на уровне начального образования, так и в последующем на уровне основного общего образования.
Актуальность темы обоснована введением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО ОВЗ) и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС О УО (ИН)), а также актуальностью проблемы формирования личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Степень разработанности. Проблема формирования личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования в настоящее время ещё недостаточно изучена. Наблюдается острая нехватка и литературы по проблеме исследования, и развернутых практических рекомендаций для оценки уровня сформированности личностных учебных действий как на момент поступления в организации, реализующие АООП, так и к моменту завершения уровня начального общего образования.
Умственная отсталость - это состояние задержанного или неполного развития психики, которое характеризуется, прежде всего, снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта [36, с. 4].
У обучающихся с легкой умственной отсталостью нарушения психического развития носят системный характер, отмечается недоразвитие познавательных процессов и снижение познавательной активности. Следовательно, учебные действия формируются не в полном объеме и им необходимо коррекционно-развивающее обучение, целью такого обучения является создание специальных условий, способствующих развитию личности обучающегося и эффективному усвоению им учебного материала.
Констатирующий этап экспериментального исследования проводился в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении
Свердловской области, реализующем адаптированные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» (далее - ГБОУ «Центр «Дар»).
В констатирующем этапе экспериментального исследования участие принимало 7 обучающихся, из них 5 мальчиков и 2 девочки, имеющих легкую умственную отсталость.
Объект исследования - личностные учебные действия у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Предмет исследования - процесс формирования личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Цель исследования - выявить особенности формирования личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования и составить программу внеурочной деятельности, направленной на повышение уровня сформированности личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Задачи исследования:
1) Изучить понятие личностные учебные действия в психолого-педагогической литературе.
2) Рассмотреть особенности формирования личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
3) Определить уровень сформированности личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
4) Составить программу внеурочной деятельности, направленной на повышение уровня сформированности личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Для реализации цели и задач работы были использованы методы беседы с родителями и педагогами, наблюдение, эксперимент.
Структура выпускной квалификационной работы - выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Введение предусматривает описание проблемы исследования, ее актуальности, уровень ее разработанности, место и смысл в науке и практике.
В первой главе рассматривается теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования и психолого -педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Во второй главе отражены: характеристика базы исследования и контингента обучающихся, задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования; методы и методики, направленные на экспериментальное изучение уровня сформированности личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования; проведение констатирующего этапа экспериментального исследования и анализ полученных результатов.
Методы исследования: беседа с родителями, с педагогами, со специалистами; наблюдение, анкетирование, эксперимент.
Методики исследования: «Лесенка» В. Г. Щур; Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. В. Лусканова; «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н. В. Кулешовой.
В третьей главе рассматриваются: процесс составления программы внеурочной деятельности, направленной на повышение уровня сформированности личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования; даны методические рекомендации по реализации программы; проведение контрольного этапа экспериментального исследования и анализ полученных результатов.
В заключении приведены общие выводы по проблеме исследования.
В списке источников и литературы представлены труды ученых по проблеме исследования.
В рамках написания выпускной квалификационной работы ставилась цель выявить особенности формирования личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью и составить программу внеурочной деятельности по формированию личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Для достижения цели исследования были решены следующие задачи.
Изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. Дано определение сущности и значения понятий «универсальные учебные действия» и «базовые учебные действия».
Для обучающихся с легкой умственной отсталостью характерно формирование не универсальных учебных действий, а только их «основ» - базовых учебных действий, которые формируются в совместной деятельности педагога и обучающихся в урочное и внеурочное время.
Проведенный теоретический анализ позволил подобрать методы и методики педагогической диагностики сформированности личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Полученные данные на констатирующем этапе экспериментального исследования, направленного на выявление уровня сформированности личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью позволяют сделать вывод, что необходимо проводить целенаправленную работу по повышению уровня сформированности личностных учебных действий в процессе всего обучения в организациях, реализующих АООП. Для этого была составлена программа внеурочной деятельности по формированию личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования и проведена работа, направленная на формирование личностных учебных действий.
Результаты, полученные при проведении повторной диагностики сформированности личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на контрольном этапе исследования, показали, что у всех обучающихся, задействованных в исследовании, отмечается незначительная положительная динамика. Они стали проявлять больший интерес к обучению, стали лучше понимать чувства других людей, оценивать свои поступки и поступки окружающих людей, научились давать адекватную оценку происходящим действиям.
Для улучшения и закрепления результатов необходимо продолжить работу по формированию личностных учебных действий в урочное и внеурочное время на протяжении всего периода обучения в организации, реализующей АООП, с обязательным привлечением всех участников образовательного процесса.
Таким образом, задачи исследования выполнены, цель достигнута.
1. Агавелян, O. K. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития : монография / О. К. Агавелян. - М. : Челябинск, 2003. - 154 с.
2. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская ; под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008. - 151 с.
3. Белявский, Б. В. Обучение детей с нарушением интеллекта социальному взаимодействию в процессе моделируемой педагогом деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Б. В. Белявский ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2012. - 163 с.
4. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: психологические труды / Л. И. Божович. - М. : Академия, 1995. - 260 с.
5. Бородулина, С. Ю. Коррекционная педагогика : учебное пособие / С. Ю. Бородулина. - М. : Феникс, 2004. - 352 с.
6. Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер. - М. : ВЛАДОС, 2007. - 160 с.
7. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 4. Детская
психология / Л. С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1984. - 432 с.
8. Выготский, Л. С. Сборник сочинений : в 6 т. Т. 5 Основы
дефектологии / Л. С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1984. - 469 с.
9. Габай, Т. В. Педагогическая психология : учебное пособие / Т. В. Габай. - М. : Издательство МГУ, 2013. - 160 с.
10. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Гамезо. - М. : Педагогическое общество России, 2016. - 512 с.
11. Гуровец, Г. В. Психопатология детского возраста / Г. В. Гуровец. - М. : Владос, 2008. - 358 с.
12. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. - М. : ИНТОР, 1996. - 544 с.
13. Демочко, Е. С. Развитие у подростков с лёгкой степенью умственной отсталости коммуникативных навыков посредством игр- драматизаций на воспитательных занятиях / Е. С. Демочко // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф., ноябрь 2015 г. - Москва : Буки-Веди, 2015. - С. 183-185. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/- 184/8934/ (дата обращения: 23.04.2019).
14. Дульнев, Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе : психол.-пед. исслед. / Г. М. Дульнев. - Москва : Педагогика, 1969. - 216 с.
15. Епифанцева, Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева. - М. : Ростов-на-Дону, 2007. - 486 с.
16. Забрамная, С. Д. История развития психолого-педагогических методов диагностики в специальной психологии : учеб. пособие для студентов вузов / С. Д. Забрамная. - М. : Просвещение, 2008. - 212 с.
17. Забрамная, С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения / С. Д. Забрамная. - М. : Просвещение, 1988. - 96 с.
18. Забрамная, С. Д. Умственная отсталость и отграничения ее от сходных состояний / С. Д. Забрамная. - М. : Просвещение, 2011. - 112 с.
19. Замский, Х. С. История олигофренопедагогики : учеб. для пед. ин-тов / Х. С. Замский. - Москва : Просвещение, 1980. - 398 с.
20. Замский, Х. С. Умственно-отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древнейших времен до середины ХХ века / Х. С. Замский. - М. : Образование, 1995. - 400 с.
...