ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОЙ СОЦИАЛЬНО
КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 6
1.1. Теоретические основы социально-культурной деятельности в
образовании детей 6
1.2 Инклюзия в России и за рубежом 10
1.3. Особенности социально-культурной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья 34
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ 39
2.1. Описание базы исследования 39
2.2. Проектирование, реализация и анализ мероприятия для детей с
ОВЗ 43
2.3 Методические рекомендации по проведению мероприятий для детей с
ОВЗ 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
Женщины, мужчины, дети с ограниченными возможностями по сей день сталкиваются с проблемами восприятия себя как личностей со стороны государства и других людей, отсутствием полноценного осуществления своих человеческих прав, проблемой восполнения потребностей, недостатком стандартного общениям, затруднительным получением помощи и льгот от государства и т.д. Если сейчас производится интенсивная работа по изменению окружающей среды для комфортной и привычной жизни таких людей в обществе, то раньше они имели огромные сложности существовать наравне со здоровыми членами общества.
«Согласно оценкам, свыше 650 млн. человек (10% населения мира) являются инвалидами. 80% проживают в развивающихся странах. Некоторые женщины, мужчины и дети, являющиеся инвалидами, полностью интегрированы в общество, участвуют в его жизни и вносят активный вклад во все сферы его деятельности. Тем не менее значительное большинство из них сталкиваются с проблемами дискриминации, отчуждения, изоляции и даже надругательства» [18].
Но в 1982 году 3 декабря была принята резолюцией 3752 Генеральной Ассамблеи «Всемирная программа действий в отношении инвалидов». После чего через 10 лет 3 декабря 1992 года был установлен «Международный день инвалидов». А в 2008 году 3 мая в силу вступила «Конвенция о правах инвалидов», которая позволяла инвалидам отстаивать свои права официально, опираясь на этот документ. С вступлением в силу этого документа проблема в отношении инвалидов стала рассматриваться не как проблема существования людей с ограниченными возможностями и неспособности ими приспособиться к окружающему миру, а как «патология общества», что оно не в состоянии принять людей с иными потребностями для жизни. Стали актуальны вопросы о том, как позволить людям с особенностями проявить себя в обществе, реализовать себя и стать полезными.
Для полноценной работы в помощи особенным людям требовались: технические навыки, специальные знания, подготовка квалифицированных работников, помещения с необходимым оборудованием, среда в которой людям с теми или иными особенностями будет продуктивно усваивать новые и полезные умения, которые непременно пригодятся человеку для комфортной жизни в социуме.
Социум - это большая, устойчивая социальная общность, выступающая как социальная система (страна, государство, город, народ, нация и др.); пространство взаимодействия социальных общностей [15].
И именно в этой общности каждый человек с рождения пребывает, развивается, обучается, взаимодействует с людьми и т.д. Если для человека без особенностей окружающий мир воспринимается и принимается, как само собой разумеющееся, то человеку с особенностями с самого рождения нужны особые условия для комфортного развития и восприятия окружающей действительности. Поэтому важно развивать человека с особенностями здоровья с детства, обращая внимание на его возможности общения с внешним миром, на его способы общения с внешним миром, и совершенствовать эти навыки для дальнейшей комфортной жизни в социуме.
Становление ребёнка происходит не только в семье и ближайшем окружении, но и в стенах образовательных учреждений. Чаще всего муниципального типа, такие как: детский сад, общеобразовательная школа, коррекционные школы.
Особенные условия на начальном этапе развития детей с ОВЗ будут исследованы в данной работе.
Объект исследования: социально-культурная деятельность детей.
Предмет исследования: организация социально-культурной
деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования: обосновать, спроектировать и реализовать социально-культурное мероприятие для детей с ограниченными возможностями здоровья, обобщить полученный опыт.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические положения социально
культурной деятельности в образовании детей.
2. Выявить состояние инклюзии в России и за рубежом.
3. Выделить особенности социально-культурной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Описать базу для исследования.
5. Спроектировать, реализовать и проанализировать мероприятие для детей с ограниченными возможностями здоровья.
6. Обобщить полученный опыт.
Для решения задач были использованы следующие методы:
1. Анализ и изучение методической литературы по теме исследования.
2. Проведение опроса. Изучение полученных результатов.
3. Проведение исследования на основе практических баз
мероприятий. Изучение результатов.
4. Подведение итогов и обобщение полученных результатов.
Возникновение и история социально-культурной деятельности неразрывно с человеком. В определенные отрезки времени СКД именовалась по-разному, но смысл оставался неизменным. СКД имеет главную цель для общества - развитие личности. Самосовершенствование, самореализация, саморазвитие - одни из важных направлений социальнокультурной деятельности. Человеку важно преуспевать в обществе, показывать себя как разностороннюю и неограниченную личностью, применяя множество инструментов для самоподачи. СКД как самостоятельное направление даёт не только развивать свои таланты с помощью: творчества, спорта, музыки, живописи, искусства, она так же, позволяет реализовываться на социальном поприще. Когда человек способен высказать своё мнение и донести его до ушей других людей, когда человек способен изменить и усовершенствовать взгляды одних людей по отношению к другим, когда человек может объединить актуальные направления в общественной жизни, и преподнести их понятно народу. Также на сегодняшний день социально-культурная деятельность стала важнейшим способом и в образовательной сфере. Всё больше становится актуальным в инклюзивном образовании методы работы СКД, когда ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) социализируют с помощью организации интересных и оригинальных мероприятий, когда обучение проходит не только за партой и перед доской, а за творческими занятиями, развивающими и интеллектуально, и физически. Объединяя родителей, детей и педагогов. Что позволяет укрепить связь между тремя сторонами для достижения лучшего результата в работе.
В то время, как на западе во всю создавались новые методики в инклюзивном образовании, у нас только в 1990-х годах начали появляться первые экспериментальные школы, которые принимали на обучение детей с ОВЗ и инвалидов. И только после 2012 года, когда были внесены изменения в закон «Об образовании», у детей-инвалидов появилась законодательная база для получения права на образование независимо от состояния здоровья. Этот же закон регламентирует права учащихся с ОВЗ на их социализацию и возможность обучаться в общеобразовательных школах вместе с обычными детьми. Это явление называют инклюзивным образованием.
Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
Но дабы сделать из ребёнка самодостаточного человека, необходимо грамотно и ответственно подойти к его воспитанию и дальнейшему обучению. Именно в этот момент «выходит на сцену» инклюзивное образование. Оно позволяет развиваться ребёнку с ограниченными возможностями здоровья теми способами, которые актуальны и удобны именно для него. Индивидуальная программа работы с каждым воспитанником - одна из главных задач инклюзивного образования. Также важно помнить, что окружающая среда должна принимать детей с инвалидностью наравне с нормотипичными воспитанниками. Именно поэтому, очень важно взаимодействие детей с ОВЗ и здоровых детей.
Социально-культурная деятельность является универсальным инструментом не только для развития фантазии, воображения, приобретения новых навыков, знаний, умений, но и абсолютно подходит для создания дружелюбной, творческой, слаженной, объединяющей атмосферы в разработке какого-либо действия детьми с разными уровнями возможностями здоровья.
Именно поэтому, социально-культурная деятельность актуальна в сфере инклюзивного образования для развития детей, и толерантного взаимоотношения между ними.
В пример доказательства своих слов я провела исследования в двух разных образовательных учреждениях: детский сад и школа. Изучив подход заведений к обучению детей с ОВЗ, поняв компетентность педагогов, желание родителей помогать, узнавать новое и развиваться вместе с детьми. Желание, интерес, азарт, заинтересованность у детей к подготовке и проведению мероприятий, позволяет мне смело заявить о том, что моя работа послужила отлично базой для обобщения результатов, разработки и выявления подходящих превентивных и последующих мер для работы с детьми с ОВЗ.
Превентивные и последующие меры для работы с детьми с ОВЗ:
— Учитываются диагнозы, ментальные и физические возможности, так же берём во внимание эмоциональное состояние в момент нахождения в группе с другими воспитанниками, так как дети с гиперактивностью, психопатичными наклонностями могут заразить своим поведением других воспитанников, и нарушить процесс групповой работы.
Если эмоциональное состояние ребёнка не нормализуется, то мы переводим ребёнка в другой кабинет, занимая воспитанника тем делом, которое его увлекает и успокаивает (данные способы успокоения мы выясняем за время работы с воспитанников, учитывая его диагноз).
— Дети с девиантным поведением переводятся на индивидуальное обучение, а после выявления проблематики, и разработки плана работы, ребёнок постепенно вливается в коллектив...
1. Акатов Л.И., Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст] /М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 — 368 с.
2. Алёхина С.В., «Инклюзивное образование: история и
современность» [Текст] / Педагогический университет «Первое сентября», 2013.
3. Адресная социальная политика в отношении инвалидов:
перспективы и направления реформирования. Номер соглашения о гранте: 008 /4-03. Директор проекта: Малева Татьяна Михайловна. Независимый институт социальной политики (НИСП) Авторский коллектив. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://net.knigi-
x.ru/24raznoe/717596-1 -zaklyuchitelniy-analiticheskiy-otchet-proektu- adresnaya-socialnaya-politika-otnoshenii-invalido.php
4. Алалия. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B0%D0%BB%D0%B8 %D1%8F
5. Белявский Б. В., Образование инвалидов в России: история вопроса, статистика //Министерство образования РФ по материалам международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России» [Текст] / 23—25 июня 2006 г.
6. Бут Т., Эйнскоу М., Показатели инклюзии. Практическое пособие. Развитие атмосферы участия в школах. Разработка инклюзивной политики. Развитие инклюзивной практики. Создание инклюзивной культуры. [Текст]/ Под редакцией Марка Вогана, основателя Центра изучения инклюзивного образования. Бристоль, Великобритания Перевод пособия осуществлен РООИ «Перспектива» Москва, Россия.
7. Выготский Л. С. Основы дефектологии/ [Текст] /Собрание
сочинений в б. т. Т. 5 / под ред. Т. А. Власовой. М.: Педагогика, 1983.
8. Гимазетдинова О. В., Психолого-педагогические проблемы культурно-воспитательной работы с детьми и подростками: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности " Социально-культурная деятельность" [Текст] / О.В. Гимазетдинова, В.К. Крючек ; Ком. по культуре администрации Волгогр. обл., Гос. образоват. учреждение "Волгогр. гос. ин-т искусств и культуры". - Волгоград : Волгоградское научное издательство, 2007. - 221 с.
9. Гуслова М.Н., В семье - ребенок-инвалид. Пособие для
специалистов центров реабилитации. [Текст] / М., 2003.
10. Горбунова С.А., Если в семье ребенок-инвалид. [Текст] / Калининград, 2003.
11. Для детей-инвалидов приспособлена лишь одна из пяти школ: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iz.ru/719566/roman-kretcul- valeriia-nodelman/dlia-detei-invalidov-prisposoblena-lish-odna-iz-piatt-shkol
12. Детский церебральный паралич. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA %D0%B8%D0%B9_%D 1 %86%D0%B5%D 1 %80%D0%B5%D0%B1 %D 1 %8 0%D0%B0%D0%BB%D 1 %8C%D0%BD%D 1 %8B%D0%B9_%D0%BF%D0 %B0%D 1 %80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D 1 %87
13. Дизартрия. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%80 %D 1 %82%D 1 %80%D0%B8%D 1 %8F
14. Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной
культуры и практики. [Текст] /Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Москва 21-23 июня 2017 года.
15. История развития инклюзивного образования в России.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studme.org/145462/pedagogika/istoriya_razvitiya_inklyuzivnogo_obrazo vaniya_rossii...