ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОЙ СОЦИАЛЬНО
КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 6
1.1. Теоретические основы социально-культурной деятельности в
образовании детей 6
1.2 Инклюзия в России и за рубежом 10
1.3. Особенности социально-культурной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья 34
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ 39
2.1. Описание базы исследования 39
2.2. Проектирование, реализация и анализ мероприятия для детей с
ОВЗ 43
2.3 Методические рекомендации по проведению мероприятий для детей с
ОВЗ 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
ГЛАВА 1.ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОЙ СОЦИАЛЬНО
КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 6
1.1. Теоретические основы социально-культурной деятельности в
образовании детей 6
1.2 Инклюзия в России и за рубежом 10
1.3. Особенности социально-культурной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья 34
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ 39
2.1. Описание базы исследования 39
2.2. Проектирование, реализация и анализ мероприятия для детей с
ОВЗ 43
2.3 Методические рекомендации по проведению мероприятий для детей с
ОВЗ 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
Женщины, мужчины, дети с ограниченными возможностями по сей день сталкиваются с проблемами восприятия себя как личностей со стороны государства и других людей, отсутствием полноценного осуществления своих человеческих прав, проблемой восполнения потребностей, недостатком стандартного общениям, затруднительным получением помощи и льгот от государства и т.д. Если сейчас производится интенсивная работа по изменению окружающей среды для комфортной и привычной жизни таких людей в обществе, то раньше они имели огромные сложности существовать наравне со здоровыми членами общества.
«Согласно оценкам, свыше 650 млн. человек (10% населения мира) являются инвалидами. 80% проживают в развивающихся странах. Некоторые женщины, мужчины и дети, являющиеся инвалидами, полностью интегрированы в общество, участвуют в его жизни и вносят активный вклад во все сферы его деятельности. Тем не менее значительное большинство из них сталкиваются с проблемами дискриминации, отчуждения, изоляции и даже надругательства» [18].
Но в 1982 году 3 декабря была принята резолюцией 3752 Генеральной Ассамблеи «Всемирная программа действий в отношении инвалидов». После чего через 10 лет 3 декабря 1992 года был установлен «Международный день инвалидов». А в 2008 году 3 мая в силу вступила «Конвенция о правах инвалидов», которая позволяла инвалидам отстаивать свои права официально, опираясь на этот документ. С вступлением в силу этого документа проблема в отношении инвалидов стала рассматриваться не как проблема существования людей с ограниченными возможностями и неспособности ими приспособиться к окружающему миру, а как «патология общества», что оно не в состоянии принять людей с иными потребностями для жизни. Стали актуальны вопросы о том, как позволить людям с особенностями проявить себя в обществе, реализовать себя и стать полезными.
Для полноценной работы в помощи особенным людям требовались: технические навыки, специальные знания, подготовка квалифицированных работников, помещения с необходимым оборудованием, среда в которой людям с теми или иными особенностями будет продуктивно усваивать новые и полезные умения, которые непременно пригодятся человеку для комфортной жизни в социуме.
Социум - это большая, устойчивая социальная общность, выступающая как социальная система (страна, государство, город, народ, нация и др.); пространство взаимодействия социальных общностей [15].
И именно в этой общности каждый человек с рождения пребывает, развивается, обучается, взаимодействует с людьми и т.д. Если для человека без особенностей окружающий мир воспринимается и принимается, как само собой разумеющееся, то человеку с особенностями с самого рождения нужны особые условия для комфортного развития и восприятия окружающей действительности. Поэтому важно развивать человека с особенностями здоровья с детства, обращая внимание на его возможности общения с внешним миром, на его способы общения с внешним миром, и совершенствовать эти навыки для дальнейшей комфортной жизни в социуме.
Становление ребёнка происходит не только в семье и ближайшем окружении, но и в стенах образовательных учреждений. Чаще всего муниципального типа, такие как: детский сад, общеобразовательная школа, коррекционные школы.
Особенные условия на начальном этапе развития детей с ОВЗ будут исследованы в данной работе.
Объект исследования: социально-культурная деятельность детей.
Предмет исследования: организация социально-культурной
деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования: обосновать, спроектировать и реализовать социально-культурное мероприятие для детей с ограниченными возможностями здоровья, обобщить полученный опыт.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические положения социально
культурной деятельности в образовании детей.
2. Выявить состояние инклюзии в России и за рубежом.
3. Выделить особенности социально-культурной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Описать базу для исследования.
5. Спроектировать, реализовать и проанализировать мероприятие для детей с ограниченными возможностями здоровья.
6. Обобщить полученный опыт.
Для решения задач были использованы следующие методы:
1. Анализ и изучение методической литературы по теме исследования.
2. Проведение опроса. Изучение полученных результатов.
3. Проведение исследования на основе практических баз
мероприятий. Изучение результатов.
4. Подведение итогов и обобщение полученных результатов.
«Согласно оценкам, свыше 650 млн. человек (10% населения мира) являются инвалидами. 80% проживают в развивающихся странах. Некоторые женщины, мужчины и дети, являющиеся инвалидами, полностью интегрированы в общество, участвуют в его жизни и вносят активный вклад во все сферы его деятельности. Тем не менее значительное большинство из них сталкиваются с проблемами дискриминации, отчуждения, изоляции и даже надругательства» [18].
Но в 1982 году 3 декабря была принята резолюцией 3752 Генеральной Ассамблеи «Всемирная программа действий в отношении инвалидов». После чего через 10 лет 3 декабря 1992 года был установлен «Международный день инвалидов». А в 2008 году 3 мая в силу вступила «Конвенция о правах инвалидов», которая позволяла инвалидам отстаивать свои права официально, опираясь на этот документ. С вступлением в силу этого документа проблема в отношении инвалидов стала рассматриваться не как проблема существования людей с ограниченными возможностями и неспособности ими приспособиться к окружающему миру, а как «патология общества», что оно не в состоянии принять людей с иными потребностями для жизни. Стали актуальны вопросы о том, как позволить людям с особенностями проявить себя в обществе, реализовать себя и стать полезными.
Для полноценной работы в помощи особенным людям требовались: технические навыки, специальные знания, подготовка квалифицированных работников, помещения с необходимым оборудованием, среда в которой людям с теми или иными особенностями будет продуктивно усваивать новые и полезные умения, которые непременно пригодятся человеку для комфортной жизни в социуме.
Социум - это большая, устойчивая социальная общность, выступающая как социальная система (страна, государство, город, народ, нация и др.); пространство взаимодействия социальных общностей [15].
И именно в этой общности каждый человек с рождения пребывает, развивается, обучается, взаимодействует с людьми и т.д. Если для человека без особенностей окружающий мир воспринимается и принимается, как само собой разумеющееся, то человеку с особенностями с самого рождения нужны особые условия для комфортного развития и восприятия окружающей действительности. Поэтому важно развивать человека с особенностями здоровья с детства, обращая внимание на его возможности общения с внешним миром, на его способы общения с внешним миром, и совершенствовать эти навыки для дальнейшей комфортной жизни в социуме.
Становление ребёнка происходит не только в семье и ближайшем окружении, но и в стенах образовательных учреждений. Чаще всего муниципального типа, такие как: детский сад, общеобразовательная школа, коррекционные школы.
Особенные условия на начальном этапе развития детей с ОВЗ будут исследованы в данной работе.
Объект исследования: социально-культурная деятельность детей.
Предмет исследования: организация социально-культурной
деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования: обосновать, спроектировать и реализовать социально-культурное мероприятие для детей с ограниченными возможностями здоровья, обобщить полученный опыт.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические положения социально
культурной деятельности в образовании детей.
2. Выявить состояние инклюзии в России и за рубежом.
3. Выделить особенности социально-культурной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Описать базу для исследования.
5. Спроектировать, реализовать и проанализировать мероприятие для детей с ограниченными возможностями здоровья.
6. Обобщить полученный опыт.
Для решения задач были использованы следующие методы:
1. Анализ и изучение методической литературы по теме исследования.
2. Проведение опроса. Изучение полученных результатов.
3. Проведение исследования на основе практических баз
мероприятий. Изучение результатов.
4. Подведение итогов и обобщение полученных результатов.
Возникновение и история социально-культурной деятельности неразрывно с человеком. В определенные отрезки времени СКД именовалась по-разному, но смысл оставался неизменным. СКД имеет главную цель для общества - развитие личности. Самосовершенствование, самореализация, саморазвитие - одни из важных направлений социальнокультурной деятельности. Человеку важно преуспевать в обществе, показывать себя как разностороннюю и неограниченную личностью, применяя множество инструментов для самоподачи. СКД как самостоятельное направление даёт не только развивать свои таланты с помощью: творчества, спорта, музыки, живописи, искусства, она так же, позволяет реализовываться на социальном поприще. Когда человек способен высказать своё мнение и донести его до ушей других людей, когда человек способен изменить и усовершенствовать взгляды одних людей по отношению к другим, когда человек может объединить актуальные направления в общественной жизни, и преподнести их понятно народу. Также на сегодняшний день социально-культурная деятельность стала важнейшим способом и в образовательной сфере. Всё больше становится актуальным в инклюзивном образовании методы работы СКД, когда ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) социализируют с помощью организации интересных и оригинальных мероприятий, когда обучение проходит не только за партой и перед доской, а за творческими занятиями, развивающими и интеллектуально, и физически. Объединяя родителей, детей и педагогов. Что позволяет укрепить связь между тремя сторонами для достижения лучшего результата в работе.
В то время, как на западе во всю создавались новые методики в инклюзивном образовании, у нас только в 1990-х годах начали появляться первые экспериментальные школы, которые принимали на обучение детей с ОВЗ и инвалидов. И только после 2012 года, когда были внесены изменения в закон «Об образовании», у детей-инвалидов появилась законодательная база для получения права на образование независимо от состояния здоровья. Этот же закон регламентирует права учащихся с ОВЗ на их социализацию и возможность обучаться в общеобразовательных школах вместе с обычными детьми. Это явление называют инклюзивным образованием.
Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
Но дабы сделать из ребёнка самодостаточного человека, необходимо грамотно и ответственно подойти к его воспитанию и дальнейшему обучению. Именно в этот момент «выходит на сцену» инклюзивное образование. Оно позволяет развиваться ребёнку с ограниченными возможностями здоровья теми способами, которые актуальны и удобны именно для него. Индивидуальная программа работы с каждым воспитанником - одна из главных задач инклюзивного образования. Также важно помнить, что окружающая среда должна принимать детей с инвалидностью наравне с нормотипичными воспитанниками. Именно поэтому, очень важно взаимодействие детей с ОВЗ и здоровых детей.
Социально-культурная деятельность является универсальным инструментом не только для развития фантазии, воображения, приобретения новых навыков, знаний, умений, но и абсолютно подходит для создания дружелюбной, творческой, слаженной, объединяющей атмосферы в разработке какого-либо действия детьми с разными уровнями возможностями здоровья.
Именно поэтому, социально-культурная деятельность актуальна в сфере инклюзивного образования для развития детей, и толерантного взаимоотношения между ними.
В пример доказательства своих слов я провела исследования в двух разных образовательных учреждениях: детский сад и школа. Изучив подход заведений к обучению детей с ОВЗ, поняв компетентность педагогов, желание родителей помогать, узнавать новое и развиваться вместе с детьми. Желание, интерес, азарт, заинтересованность у детей к подготовке и проведению мероприятий, позволяет мне смело заявить о том, что моя работа послужила отлично базой для обобщения результатов, разработки и выявления подходящих превентивных и последующих мер для работы с детьми с ОВЗ.
Превентивные и последующие меры для работы с детьми с ОВЗ:
— Учитываются диагнозы, ментальные и физические возможности, так же берём во внимание эмоциональное состояние в момент нахождения в группе с другими воспитанниками, так как дети с гиперактивностью, психопатичными наклонностями могут заразить своим поведением других воспитанников, и нарушить процесс групповой работы.
Если эмоциональное состояние ребёнка не нормализуется, то мы переводим ребёнка в другой кабинет, занимая воспитанника тем делом, которое его увлекает и успокаивает (данные способы успокоения мы выясняем за время работы с воспитанников, учитывая его диагноз).
— Дети с девиантным поведением переводятся на индивидуальное обучение, а после выявления проблематики, и разработки плана работы, ребёнок постепенно вливается в коллектив...
В то время, как на западе во всю создавались новые методики в инклюзивном образовании, у нас только в 1990-х годах начали появляться первые экспериментальные школы, которые принимали на обучение детей с ОВЗ и инвалидов. И только после 2012 года, когда были внесены изменения в закон «Об образовании», у детей-инвалидов появилась законодательная база для получения права на образование независимо от состояния здоровья. Этот же закон регламентирует права учащихся с ОВЗ на их социализацию и возможность обучаться в общеобразовательных школах вместе с обычными детьми. Это явление называют инклюзивным образованием.
Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
Но дабы сделать из ребёнка самодостаточного человека, необходимо грамотно и ответственно подойти к его воспитанию и дальнейшему обучению. Именно в этот момент «выходит на сцену» инклюзивное образование. Оно позволяет развиваться ребёнку с ограниченными возможностями здоровья теми способами, которые актуальны и удобны именно для него. Индивидуальная программа работы с каждым воспитанником - одна из главных задач инклюзивного образования. Также важно помнить, что окружающая среда должна принимать детей с инвалидностью наравне с нормотипичными воспитанниками. Именно поэтому, очень важно взаимодействие детей с ОВЗ и здоровых детей.
Социально-культурная деятельность является универсальным инструментом не только для развития фантазии, воображения, приобретения новых навыков, знаний, умений, но и абсолютно подходит для создания дружелюбной, творческой, слаженной, объединяющей атмосферы в разработке какого-либо действия детьми с разными уровнями возможностями здоровья.
Именно поэтому, социально-культурная деятельность актуальна в сфере инклюзивного образования для развития детей, и толерантного взаимоотношения между ними.
В пример доказательства своих слов я провела исследования в двух разных образовательных учреждениях: детский сад и школа. Изучив подход заведений к обучению детей с ОВЗ, поняв компетентность педагогов, желание родителей помогать, узнавать новое и развиваться вместе с детьми. Желание, интерес, азарт, заинтересованность у детей к подготовке и проведению мероприятий, позволяет мне смело заявить о том, что моя работа послужила отлично базой для обобщения результатов, разработки и выявления подходящих превентивных и последующих мер для работы с детьми с ОВЗ.
Превентивные и последующие меры для работы с детьми с ОВЗ:
— Учитываются диагнозы, ментальные и физические возможности, так же берём во внимание эмоциональное состояние в момент нахождения в группе с другими воспитанниками, так как дети с гиперактивностью, психопатичными наклонностями могут заразить своим поведением других воспитанников, и нарушить процесс групповой работы.
Если эмоциональное состояние ребёнка не нормализуется, то мы переводим ребёнка в другой кабинет, занимая воспитанника тем делом, которое его увлекает и успокаивает (данные способы успокоения мы выясняем за время работы с воспитанников, учитывая его диагноз).
— Дети с девиантным поведением переводятся на индивидуальное обучение, а после выявления проблематики, и разработки плана работы, ребёнок постепенно вливается в коллектив...
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК РЕСУРС СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья средствами театральной деятельности
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ИГРОТЕРАПИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ДУХОВНО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НА ПРИМЕРЕ МБУ «КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА»)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - АРТ-ТЕРАПИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - Технологии организации досуга детей с ограниченными возможностями в сельском доме культуры
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - РОЛЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019





