Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития на коррекционных занятиях в условиях реабилитационного центра

Работа №93989

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
135
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Процессы внимания в онтогенезе 7
1.2. Психолого-педагогические особенности детей с задержкой
психического развития 15
1.3. Особенности развития внимания детей дошкольного возраста с
задержкой психического развития 20
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 25
2.1. Организация и проведение констатирующего этапа
эксперимента 25
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 31
ГЛАВА 3. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА... 36
3.1. Средства коррекции внимания 36
3.2. Программа коррекционно-развивающих мероприятий по
развитию внимания у детей с задержкой психического развития на коррекционных занятиях 41
3.3. Организация и проведение коррекционно-развивающей работы
по развитию внимания у дошкольников с задержкой психического развития 43
3.4. Результаты реализации коррекционно-развивающей программы
развития внимания у дошкольников с задержкой психического развития 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 61


На современном этапе развития общества с каждым годом увеличивается число детей с задержкой психического развития (ЗПР), которая опосредована, неблагоприятной социальной ситуацией, частично, недостаточным уровнем психолого-педагогической компетентности специалистов дошкольных образовательных организаций.
Проблема обучения и воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития является одной из наиболее актуальных в коррекционной педагогике, поскольку дети с подобной неврологией не могут справляться с требованиями программ детского образовательного учреждения, и на момент поступления ребенка с ЗПР в общеобразовательную школу обладают недостаточным уровнем подготовки к поступлению к школе. В том числе у детей с ЗПР помимо нарушений различных психических функций наблюдаются нарушения речевой системы и использование элементов речи на практике, что в свою очередь не позволяет перейти на более высокий уровень развития усвоения речи и осознанию сложных элементов звукопроизношения.
Исследования в данной области заключается в недостаточном изучении процессов внимания у дошкольников с задержкой психического развития. Рост детей с задержкой психического развития возрастает с каждым годом, и поэтому существует необходимость изучения данного вопроса, а также разработки эффективных средств коррекции внимания в процессе воспитания и обучения детей с ЗПР.
Ранний и дошкольный возраст являются наиболее важными для становления ребенка. В эти периоды закладываются основы его психофизиологического здоровья, эмоционально-волевого состояния, умение взаимодействовать с социумом, становление познавательной деятельности, определение норм и правил поведения, формирование ценностей и многое другое.
Источниками научного познания о необходимости реабилитационных мероприятий и включение детей дошкольного возраста, с трудностями в развитии в социальные институты (детский сад, школу) являются работы Л. С. Выготского о теории влияния социальных факторов на развитие ребенка с проблемами в развитии. Теоретической базой исследования особенностей развития детей с проблемами являются достижения отечественной педагогической и психологической науки (в том числе - дошкольной), которые отражены в трудах П. П. Блонского, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Т. Н. Дроновой, О. В. Дыбиной- Артамоновой, А. В. Запорожца, В. В. Зеньковского, Б. В. Зейгарник, В. С. Ильина, С. А. Козловой, Т. А. Куликовой, Н. Б. Крыловой, А. Л. Лурии, В. Н. Мясищева, В. А. Петровского С. Л. Рубинштейна.
Своевременное выявление, исследование и коррекция нарушений познавательной сферы, и, прежде всего, такого психического процесса, как внимание у детей с ЗПР в дошкольном возрасте является необходимым и обязательным условием для их дальнейшего успешного освоения школьной программы.
Гипотезой нашего исследования выступает следующее: внимание детей дошкольного возраста с задержкой психического развития возможно повысить через коррекционно-развивающую работу.
Объектом исследования являются процессы внимания у дошкольников с ЗПР.
Предмет - процесс развития внимания детей дошкольного возраста с ЗПР.
Цель работы - определение и реализация содержания коррекционно-развивающей работы по развитию внимания у дошкольников с задержкой психического развития.
Для изучения поставленной цели следующие задачи:
1. Повести анализ литературы по проблеме исследования.
2. Определить уровень развития внимания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития и детей дошкольного возраста с нормативным развитием в условиях реабилитационного центра.
3. Определить особенности внимания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях реабилитационного центра.
4. Разработать программу коррекционно-развивающих мероприятий по развитию внимания у детей с задержкой психического развития.
5. Организовать и провести коррекционно-развивающую работу по развитию внимания у дошкольников с задержкой психического развития.
6. Оценить возможные изменения в развитии внимания у дошкольников с задержкой психического развития после проведения коррекционно-развивающих занятий.
7. Провести сравнительных анализ контрольной и экспериментальной групп дошкольников с задержкой психического развития.
Для решения задач были использованы следующие методы: анализ методической, научно-теоретической литературы и периодической печати, эмпирическое исследование внимания у дошкольников с ЗПР, анализ результатов педагогического эксперимента.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате исследования теоретического и эмпирического аспекта развития внимания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития были рассмотрены характеристики внимания в разных аспектах. Внимание является стороной всех познавательных процессов сознания в которой данные процессы выступают как деятельность, направленная на объект - это организованность избирательного характера процессов нашего сознания.
Выделены и рассмотрены основные свойства внимания:
- концентрация внимания характеризуется степенью
сосредоточенности на объекте;
- устойчивость внимания определяется длительностью сосредоточенности, умении не отвлекаться в течение определенного периода времени;
- объем внимания определяется количеством одновременно
воспринимаемых ребенком объектов;
- распределение характеризуется способностью выполнения
нескольких действий одновременно;
- переключение характеризуется способностью менять направленность внимания, переходить от одного вида деятельности к другому.
Выделены основные особенности внимания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития:
- неустойчивость внимания, ведущая к снижению продуктивности, которая обусловливает трудности выполнения заданий и требует постоянного контроля;
- сниженная концентрация внимания характеризуется трудностями сосредоточения на объекте деятельности и программе её выполнения, быстрой утомляемостью и истощаемостью;
- снижение объёма внимания: ребёнок способен удерживать одновременно наименьший объём информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, у детей с ЗПР затруднено восприятие ситуации в целом;
- сниженная избирательность внимания: ребёнок окружен
раздражителями, которые затрудняют выделение цели деятельности и условий её реализации среди несущественных деталей;
- сниженное распределение внимания: ребёнок не способен выполнять несколько действий одновременно;
- «прилипание внимания» характеризуется трудностями переключения с одного вида деятельности на другой в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию.
У дошкольников с задержкой психического развития непроизвольное внимание развито лучше, чем произвольное. Все яркое, новое, что способно привлечь к себе внимание, является для них самым интересным. Детям такого возраста очень сложно сосредоточиваться на однообразной и скучной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного, не игрового и длительного напряжения. Дошкольники способны удержать внимание на некоторых интеллектуальных задачах, которые не требуют особых усилий, воли и высокой мотивации.
Благодаря полученным теоретическим данным у нас появилась необходимость проверить внимание у дошкольников с ЗПР практически. Для этого мы организовали и провели психолого-педагогическое исследование посредствам специально подобранных методик.
В результате исследования внимания у дошкольников были выявлены следующие показатели:
- дети дошкольного возраста без ЗПР, по сравнению с детьми с ЗПР, обладают более высокие показателями устойчивости и концентрации внимания;
- распределение и концентрация внимания у дошкольников с ЗПР значительно ниже показателей дошкольников без ЗПР;
- показатели объема и степени концентрации внимания детей с ЗПР занижены в отличие от дошкольников с нормативным развитием;
- уровень продуктивности, устойчивости, концентрации,
переключения и распределения внимания у дошкольников с ЗПР ниже уровня дошкольников с нормативным развитием;
- у дошкольников с задержкой психического развития преобладает целостный тип внимания, а у нормотипичных дошкольников преобладает многофокусное внимание.
Благодаря проведенному эксперименту по развитию внимания у детей дошкольного возраста с ЗПР в ходе реализации коррекционно-развивающей программы было выявлено, что у большинства детей, участвовавших в эксперименте, уровень внимания повысился, однако у двух детей остался неизменным, поэтому мы считаем необходимым индивидуальный и дифференцированной подход к построению работы по развитию данного психического процесса в условиях реабилитационного центра.


1. Апарина, И. И. Детские проблемы Российской Федерации : монография / И. И. Апарина. - М. : Альфа-Пресс, 2000. - 207 с.
2. Волгин, Н. А. Социальная политика: энциклопедия / Н. А. Волгин. - М, : Альфа-Пресс, 2006. 540 с.
3. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6-ти т. Т. 3 : Проблемы развития психики / Л. С. Выготский ; под ред. А. М. Матюшкина. - М. : Педагогика, 1983. - 368 с.
4. Защита прав ребенка в современной России: материалы научно-практической конференции / отв. ред. А. М. Нечаева. - М. : Институт государства и права РАН, 2004. - 194 с.
5. Игнатов, В. Г. Экономика социальной сферы: учебное пособие монография / В. Г. Игнатов. - М. : Изд. «МарТ», 2005. - 205 с.
6. Климантова, Г. И. Государственная семейная политика в условиях социально-политической трансформации современной России монография / Г. И. Климантова. - М., 2001. - 156 с.
7. Кон, И. С. Ребенок и общество : монография / И. С. Кон. - М. : Академия, 2003. - 240 с.
8. Конституция Российской Федерации : [принята всенар.
голосованием 12 дек. 1993 г.] / под ред. С. Асташова. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2020. - 63 с.
9. Лалаева, Р. И. Нарушение речи у детей с ЗПР монография / Р. И. Лалаева. - СПб., 2005. - 188 с.
10. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / В. В. Лебединский. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 144 с.
11. Львов, М. Р. Основы теории речи / М. Р. Львов. - М., 2005. - URL :
https://eknigi.org/gumanitarnye nauki/167296-osnow-teorii-rechi.html (дата
обращения: 26.11.2020).
12. Максимова, Н. Ю. Основы патопсихологии монография : учебное пособие / Н. Ю. Максимова, К. Л. Милютина, В. М. Пискун. - М. : Перун, 2009. - 464 с.
13. Мальцева, Е. В. Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития : монография / Е. В. Мальцева // Дефектология. - 2015. - № 6. - С. 66-70.
14. Мухина, В. С. Возрастная психология, феноменология развития, детство, отрочество : монография / В. С. Мухина. - М. : Академия,
2004. - 456 с.
15. Немов, Р. С. Психология, психодиагностика : монография / Р. С. Немов. - М. : Владос, 2001. - 640 с.
16. Права детей : международные акты о правах человека / под ред. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. - М. : Инфра, 2010. - 323 с.
17. Пешихонов, Ю. В. Современные проблемы финансирования социальной сферы : монография / Ю. В. Пешихонов, С. В. Водопьянов // Финансы. - 2001. - № 3. - С. 58-90.
18. Павленок, П. Д. Основы социальной работы : монография / П. Д. Павленок. - М. : ИНФРА-М, 2001. - 310 с.
19. Пронина, Е. И. Роль основных агентов в социализации в формировании ценностей молодежи и подростков современной России : монография / Е. И. Пронина. - М. : ЦСП, 2003. - 432 с.
20. Роик, В. Социальное страхование - ведущий институт социальной защиты : монография / В. Роик. - М. : Изд. «ЭКЗАМЕН», 2007. - 247 с.
21. Семейный кодекс Российской Федерации: Официальный текст, действующая редакция. - М. : Изд. «ЭКЗАМЕН», 2005. - 87 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ