Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития на коррекционных занятиях в условиях реабилитационного центра
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Процессы внимания в онтогенезе 7
1.2. Психолого-педагогические особенности детей с задержкой
психического развития 15
1.3. Особенности развития внимания детей дошкольного возраста с
задержкой психического развития 20
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 25
2.1. Организация и проведение констатирующего этапа
эксперимента 25
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 31
ГЛАВА 3. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА... 36
3.1. Средства коррекции внимания 36
3.2. Программа коррекционно-развивающих мероприятий по
развитию внимания у детей с задержкой психического развития на коррекционных занятиях 41
3.3. Организация и проведение коррекционно-развивающей работы
по развитию внимания у дошкольников с задержкой психического развития 43
3.4. Результаты реализации коррекционно-развивающей программы
развития внимания у дошкольников с задержкой психического развития 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 61
1.1. Процессы внимания в онтогенезе 7
1.2. Психолого-педагогические особенности детей с задержкой
психического развития 15
1.3. Особенности развития внимания детей дошкольного возраста с
задержкой психического развития 20
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 25
2.1. Организация и проведение констатирующего этапа
эксперимента 25
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 31
ГЛАВА 3. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА... 36
3.1. Средства коррекции внимания 36
3.2. Программа коррекционно-развивающих мероприятий по
развитию внимания у детей с задержкой психического развития на коррекционных занятиях 41
3.3. Организация и проведение коррекционно-развивающей работы
по развитию внимания у дошкольников с задержкой психического развития 43
3.4. Результаты реализации коррекционно-развивающей программы
развития внимания у дошкольников с задержкой психического развития 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 61
На современном этапе развития общества с каждым годом увеличивается число детей с задержкой психического развития (ЗПР), которая опосредована, неблагоприятной социальной ситуацией, частично, недостаточным уровнем психолого-педагогической компетентности специалистов дошкольных образовательных организаций.
Проблема обучения и воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития является одной из наиболее актуальных в коррекционной педагогике, поскольку дети с подобной неврологией не могут справляться с требованиями программ детского образовательного учреждения, и на момент поступления ребенка с ЗПР в общеобразовательную школу обладают недостаточным уровнем подготовки к поступлению к школе. В том числе у детей с ЗПР помимо нарушений различных психических функций наблюдаются нарушения речевой системы и использование элементов речи на практике, что в свою очередь не позволяет перейти на более высокий уровень развития усвоения речи и осознанию сложных элементов звукопроизношения.
Исследования в данной области заключается в недостаточном изучении процессов внимания у дошкольников с задержкой психического развития. Рост детей с задержкой психического развития возрастает с каждым годом, и поэтому существует необходимость изучения данного вопроса, а также разработки эффективных средств коррекции внимания в процессе воспитания и обучения детей с ЗПР.
Ранний и дошкольный возраст являются наиболее важными для становления ребенка. В эти периоды закладываются основы его психофизиологического здоровья, эмоционально-волевого состояния, умение взаимодействовать с социумом, становление познавательной деятельности, определение норм и правил поведения, формирование ценностей и многое другое.
Источниками научного познания о необходимости реабилитационных мероприятий и включение детей дошкольного возраста, с трудностями в развитии в социальные институты (детский сад, школу) являются работы Л. С. Выготского о теории влияния социальных факторов на развитие ребенка с проблемами в развитии. Теоретической базой исследования особенностей развития детей с проблемами являются достижения отечественной педагогической и психологической науки (в том числе - дошкольной), которые отражены в трудах П. П. Блонского, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Т. Н. Дроновой, О. В. Дыбиной- Артамоновой, А. В. Запорожца, В. В. Зеньковского, Б. В. Зейгарник, В. С. Ильина, С. А. Козловой, Т. А. Куликовой, Н. Б. Крыловой, А. Л. Лурии, В. Н. Мясищева, В. А. Петровского С. Л. Рубинштейна.
Своевременное выявление, исследование и коррекция нарушений познавательной сферы, и, прежде всего, такого психического процесса, как внимание у детей с ЗПР в дошкольном возрасте является необходимым и обязательным условием для их дальнейшего успешного освоения школьной программы.
Гипотезой нашего исследования выступает следующее: внимание детей дошкольного возраста с задержкой психического развития возможно повысить через коррекционно-развивающую работу.
Объектом исследования являются процессы внимания у дошкольников с ЗПР.
Предмет - процесс развития внимания детей дошкольного возраста с ЗПР.
Цель работы - определение и реализация содержания коррекционно-развивающей работы по развитию внимания у дошкольников с задержкой психического развития.
Для изучения поставленной цели следующие задачи:
1. Повести анализ литературы по проблеме исследования.
2. Определить уровень развития внимания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития и детей дошкольного возраста с нормативным развитием в условиях реабилитационного центра.
3. Определить особенности внимания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях реабилитационного центра.
4. Разработать программу коррекционно-развивающих мероприятий по развитию внимания у детей с задержкой психического развития.
5. Организовать и провести коррекционно-развивающую работу по развитию внимания у дошкольников с задержкой психического развития.
6. Оценить возможные изменения в развитии внимания у дошкольников с задержкой психического развития после проведения коррекционно-развивающих занятий.
7. Провести сравнительных анализ контрольной и экспериментальной групп дошкольников с задержкой психического развития.
Для решения задач были использованы следующие методы: анализ методической, научно-теоретической литературы и периодической печати, эмпирическое исследование внимания у дошкольников с ЗПР, анализ результатов педагогического эксперимента.
Проблема обучения и воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития является одной из наиболее актуальных в коррекционной педагогике, поскольку дети с подобной неврологией не могут справляться с требованиями программ детского образовательного учреждения, и на момент поступления ребенка с ЗПР в общеобразовательную школу обладают недостаточным уровнем подготовки к поступлению к школе. В том числе у детей с ЗПР помимо нарушений различных психических функций наблюдаются нарушения речевой системы и использование элементов речи на практике, что в свою очередь не позволяет перейти на более высокий уровень развития усвоения речи и осознанию сложных элементов звукопроизношения.
Исследования в данной области заключается в недостаточном изучении процессов внимания у дошкольников с задержкой психического развития. Рост детей с задержкой психического развития возрастает с каждым годом, и поэтому существует необходимость изучения данного вопроса, а также разработки эффективных средств коррекции внимания в процессе воспитания и обучения детей с ЗПР.
Ранний и дошкольный возраст являются наиболее важными для становления ребенка. В эти периоды закладываются основы его психофизиологического здоровья, эмоционально-волевого состояния, умение взаимодействовать с социумом, становление познавательной деятельности, определение норм и правил поведения, формирование ценностей и многое другое.
Источниками научного познания о необходимости реабилитационных мероприятий и включение детей дошкольного возраста, с трудностями в развитии в социальные институты (детский сад, школу) являются работы Л. С. Выготского о теории влияния социальных факторов на развитие ребенка с проблемами в развитии. Теоретической базой исследования особенностей развития детей с проблемами являются достижения отечественной педагогической и психологической науки (в том числе - дошкольной), которые отражены в трудах П. П. Блонского, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Т. Н. Дроновой, О. В. Дыбиной- Артамоновой, А. В. Запорожца, В. В. Зеньковского, Б. В. Зейгарник, В. С. Ильина, С. А. Козловой, Т. А. Куликовой, Н. Б. Крыловой, А. Л. Лурии, В. Н. Мясищева, В. А. Петровского С. Л. Рубинштейна.
Своевременное выявление, исследование и коррекция нарушений познавательной сферы, и, прежде всего, такого психического процесса, как внимание у детей с ЗПР в дошкольном возрасте является необходимым и обязательным условием для их дальнейшего успешного освоения школьной программы.
Гипотезой нашего исследования выступает следующее: внимание детей дошкольного возраста с задержкой психического развития возможно повысить через коррекционно-развивающую работу.
Объектом исследования являются процессы внимания у дошкольников с ЗПР.
Предмет - процесс развития внимания детей дошкольного возраста с ЗПР.
Цель работы - определение и реализация содержания коррекционно-развивающей работы по развитию внимания у дошкольников с задержкой психического развития.
Для изучения поставленной цели следующие задачи:
1. Повести анализ литературы по проблеме исследования.
2. Определить уровень развития внимания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития и детей дошкольного возраста с нормативным развитием в условиях реабилитационного центра.
3. Определить особенности внимания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях реабилитационного центра.
4. Разработать программу коррекционно-развивающих мероприятий по развитию внимания у детей с задержкой психического развития.
5. Организовать и провести коррекционно-развивающую работу по развитию внимания у дошкольников с задержкой психического развития.
6. Оценить возможные изменения в развитии внимания у дошкольников с задержкой психического развития после проведения коррекционно-развивающих занятий.
7. Провести сравнительных анализ контрольной и экспериментальной групп дошкольников с задержкой психического развития.
Для решения задач были использованы следующие методы: анализ методической, научно-теоретической литературы и периодической печати, эмпирическое исследование внимания у дошкольников с ЗПР, анализ результатов педагогического эксперимента.
В результате исследования теоретического и эмпирического аспекта развития внимания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития были рассмотрены характеристики внимания в разных аспектах. Внимание является стороной всех познавательных процессов сознания в которой данные процессы выступают как деятельность, направленная на объект - это организованность избирательного характера процессов нашего сознания.
Выделены и рассмотрены основные свойства внимания:
- концентрация внимания характеризуется степенью
сосредоточенности на объекте;
- устойчивость внимания определяется длительностью сосредоточенности, умении не отвлекаться в течение определенного периода времени;
- объем внимания определяется количеством одновременно
воспринимаемых ребенком объектов;
- распределение характеризуется способностью выполнения
нескольких действий одновременно;
- переключение характеризуется способностью менять направленность внимания, переходить от одного вида деятельности к другому.
Выделены основные особенности внимания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития:
- неустойчивость внимания, ведущая к снижению продуктивности, которая обусловливает трудности выполнения заданий и требует постоянного контроля;
- сниженная концентрация внимания характеризуется трудностями сосредоточения на объекте деятельности и программе её выполнения, быстрой утомляемостью и истощаемостью;
- снижение объёма внимания: ребёнок способен удерживать одновременно наименьший объём информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, у детей с ЗПР затруднено восприятие ситуации в целом;
- сниженная избирательность внимания: ребёнок окружен
раздражителями, которые затрудняют выделение цели деятельности и условий её реализации среди несущественных деталей;
- сниженное распределение внимания: ребёнок не способен выполнять несколько действий одновременно;
- «прилипание внимания» характеризуется трудностями переключения с одного вида деятельности на другой в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию.
У дошкольников с задержкой психического развития непроизвольное внимание развито лучше, чем произвольное. Все яркое, новое, что способно привлечь к себе внимание, является для них самым интересным. Детям такого возраста очень сложно сосредоточиваться на однообразной и скучной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного, не игрового и длительного напряжения. Дошкольники способны удержать внимание на некоторых интеллектуальных задачах, которые не требуют особых усилий, воли и высокой мотивации.
Благодаря полученным теоретическим данным у нас появилась необходимость проверить внимание у дошкольников с ЗПР практически. Для этого мы организовали и провели психолого-педагогическое исследование посредствам специально подобранных методик.
В результате исследования внимания у дошкольников были выявлены следующие показатели:
- дети дошкольного возраста без ЗПР, по сравнению с детьми с ЗПР, обладают более высокие показателями устойчивости и концентрации внимания;
- распределение и концентрация внимания у дошкольников с ЗПР значительно ниже показателей дошкольников без ЗПР;
- показатели объема и степени концентрации внимания детей с ЗПР занижены в отличие от дошкольников с нормативным развитием;
- уровень продуктивности, устойчивости, концентрации,
переключения и распределения внимания у дошкольников с ЗПР ниже уровня дошкольников с нормативным развитием;
- у дошкольников с задержкой психического развития преобладает целостный тип внимания, а у нормотипичных дошкольников преобладает многофокусное внимание.
Благодаря проведенному эксперименту по развитию внимания у детей дошкольного возраста с ЗПР в ходе реализации коррекционно-развивающей программы было выявлено, что у большинства детей, участвовавших в эксперименте, уровень внимания повысился, однако у двух детей остался неизменным, поэтому мы считаем необходимым индивидуальный и дифференцированной подход к построению работы по развитию данного психического процесса в условиях реабилитационного центра.
Выделены и рассмотрены основные свойства внимания:
- концентрация внимания характеризуется степенью
сосредоточенности на объекте;
- устойчивость внимания определяется длительностью сосредоточенности, умении не отвлекаться в течение определенного периода времени;
- объем внимания определяется количеством одновременно
воспринимаемых ребенком объектов;
- распределение характеризуется способностью выполнения
нескольких действий одновременно;
- переключение характеризуется способностью менять направленность внимания, переходить от одного вида деятельности к другому.
Выделены основные особенности внимания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития:
- неустойчивость внимания, ведущая к снижению продуктивности, которая обусловливает трудности выполнения заданий и требует постоянного контроля;
- сниженная концентрация внимания характеризуется трудностями сосредоточения на объекте деятельности и программе её выполнения, быстрой утомляемостью и истощаемостью;
- снижение объёма внимания: ребёнок способен удерживать одновременно наименьший объём информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, у детей с ЗПР затруднено восприятие ситуации в целом;
- сниженная избирательность внимания: ребёнок окружен
раздражителями, которые затрудняют выделение цели деятельности и условий её реализации среди несущественных деталей;
- сниженное распределение внимания: ребёнок не способен выполнять несколько действий одновременно;
- «прилипание внимания» характеризуется трудностями переключения с одного вида деятельности на другой в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию.
У дошкольников с задержкой психического развития непроизвольное внимание развито лучше, чем произвольное. Все яркое, новое, что способно привлечь к себе внимание, является для них самым интересным. Детям такого возраста очень сложно сосредоточиваться на однообразной и скучной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного, не игрового и длительного напряжения. Дошкольники способны удержать внимание на некоторых интеллектуальных задачах, которые не требуют особых усилий, воли и высокой мотивации.
Благодаря полученным теоретическим данным у нас появилась необходимость проверить внимание у дошкольников с ЗПР практически. Для этого мы организовали и провели психолого-педагогическое исследование посредствам специально подобранных методик.
В результате исследования внимания у дошкольников были выявлены следующие показатели:
- дети дошкольного возраста без ЗПР, по сравнению с детьми с ЗПР, обладают более высокие показателями устойчивости и концентрации внимания;
- распределение и концентрация внимания у дошкольников с ЗПР значительно ниже показателей дошкольников без ЗПР;
- показатели объема и степени концентрации внимания детей с ЗПР занижены в отличие от дошкольников с нормативным развитием;
- уровень продуктивности, устойчивости, концентрации,
переключения и распределения внимания у дошкольников с ЗПР ниже уровня дошкольников с нормативным развитием;
- у дошкольников с задержкой психического развития преобладает целостный тип внимания, а у нормотипичных дошкольников преобладает многофокусное внимание.
Благодаря проведенному эксперименту по развитию внимания у детей дошкольного возраста с ЗПР в ходе реализации коррекционно-развивающей программы было выявлено, что у большинства детей, участвовавших в эксперименте, уровень внимания повысился, однако у двух детей остался неизменным, поэтому мы считаем необходимым индивидуальный и дифференцированной подход к построению работы по развитию данного психического процесса в условиях реабилитационного центра.





