Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: учащиеся «9» класса подростки 15-16 КГБУ «Камчатский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы формирования готовности детей из детского дома к профессиональному самоопределению 5
1.1 Сущность понятия «профессиональное самоопределение» 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей из детского дома 10
1.3 Методы и приемы формирования готовности детей из детского дома к профессиональному самоопределению 14
Выводы по первой главе 21
Глава 2 Эмпирическое исследование готовности детей из детского дома к профессиональному самоопределению 22
2.1 Процедура и методика исследования 22
2.2 Анализ результатов исследования 25
Выводы по второй главе 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 40
Особенности социальной среды, уклад жизни, тип образовательного учреждения и условия школьного обучения, безусловно, накладывают свой отпечаток на процесс профессионального самоопределения личности. В связи с этим следует отметить, что детский дом, замкнутость социального пространства, автономность детских домов от социума, удалённость от общеобразовательных школ и культурных центров придают своеобразные особенности профессиональному самоопределению детей из детского дома.
Степень разработанности проблемы. Э.Ф. Зеер, С.М. Моор и др. занимались изучением сущности и особенностями становления профессионального самоопределения. В работах Е. Илясова, Е.Г. Казаровой, Л.А. Кравчук и др. был проведен социологический и социально-педагогический анализ запросов старшеклассников по проблеме профессионального самоопределения. Профессия как сложное социальное явление изучалась в работах С.Н. Лютовой, К.К. Платонова, Н.К. Радиной и других исследователей. В современных работах аналогичной проблематики наблюдается пристальное внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения, тактике организации работы при выборе профессии – И.А. Крестинина, С.Н. Чистякова и др. Проблема готовности к профессиональному самоопределению детей из детского дома стала предметом исследования таких ученых, как С.В. Дорохова, Ю.Е. Ершова и др.
Проблема исследования: как формируется готовность к профессиональному самоопределению детей из детского дома.
Объект исследования – процесс формирования готовности к профессиональному самоопределению детей из детского дома.
Предмет исследования – условия формирования готовности к профессиональному самоопределению детей из детского дома.
Цель исследования – выявить и обосновать готовность к профессиональному самоопределению детей из детского дома.
Гипотеза: мы предполагаем, что готовность к профессиональному самоопределению детей из детского дома отличается от готовности к профессиональному самоопределению детей из родительской семьи.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «профессиональное самоопределение».
2. Охарактеризовать психологические особенности детей из детского дома.
3. Описать методы и приемы организации работы по формированию готовности к профессиональному самоопределению детей из детского дома.
4. Определить готовность к профессиональному самоопределению детей из детского дома в эмпирическом исследовании.
Методы исследования: теоретические: анализ педагогической и методической литературы, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; эмпирические: тестирование, качественная и количественная обработка результатов исследования.
База исследования: 1) КГБУ «Камчатский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья», 2) МБОУ «Средняя школа №11» г. Петропавловск-Камчатский.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложений.
Профессиональное самоопределение личности – это отношение к миру профессий и к своей профессии, которое характеризуется динамичностью и является, как признаком, так условием личностной зрелости и самореализации. Отметим, что профессиональное самоопределение – это эмоционально окрашенное отношение личности к своему месту в мире профессий. При этом профессиональное самоопределение предполагает проявление собственной позиции в проблемной ситуации, характеризующейся большой степенью неопределенности.
Структуру самоопределения школьников составляют самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание. Личностное и профессиональное самоопределение школьников происходит в процессе участия в деятельности; его развитие обусловлено социокультурной, этнокультурной традициями.
Личностно-профессиональное самоопределение школьников из детского дома – это сложный процесс выбора профессиональной деятельности, осуществляемый под влиянием совокупности внешних (социокультурных, информационных, экономических, географических) и внутренних (содержательных, технологических, организационных) условий. Внешние условия личностно-профессионального самоопределения определяют мотивационную сторону профессионального самоопределения (желания, стремления, потребности, мотивы, цели), а внутренние условия обеспечивают осуществляемый выбор необходимыми знаниями и умениями, позволяющими реализовать поставленные цели.
С целью исследования готовности к профессиональному самоопределению детей из детского дома было проведено эмпирическое исследование. Большинство школьников из детского дома выбирают будущую профессии по совету друзей. При этом, школьникам из родительской семьи свойственно самостоятельно выбирать будущую профессию. Школьники из родительской семьи в отличие от школьников из детского дома при выборе будущей профессии учитывают условия, в которых будет протекать их профессиональная деятельность. При этом, как школьники из детского дома, так и школьники из родительской семьи еще не задумывались о том, где они смогут получить образование по выбранной специальности, при этом они считают, что у них еще достаточно на это времени, чтобы планировать свое будущее профессиональное образование. Как показали результаты анкетирования, школьникам из детского дома и школьникам из родительской семьи в принципе неважно учебное заведение, его статус, главное для них – получить азы выбранной профессии.
В качестве рекомендации предлагается программа элективного курса, цель которой – формирование готовности к профессиональному самоопределению детей из детского дома. Курс рассчитан на 34 часа учебного времени (1 раз в неделю по 45 минут).
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Бадашкеев М.В. Влияние образовательного пространства современного села на психологические особенности старшеклассников // Интернаука: научный журнал. – 2017. – № 1(5). – С. 34-37.
2. Бадашкеев М.В. Особенности профессионального выбора школьников из детского дома // мат. Междунар. науч.-практ.конф. «Инновации и традиции в современном образовании, психологии и педагогике» / отв. ред. С.В. Агафонова – Оренбург, 2017. – С. 26-28.
3. Бобкова А.А. Социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников интернатных учреждений: дисс. ... канд. пед. наук. – М.: ВАКО, 2012. – 185 с.
4. Володина Ю.А. Компетентностный подход в подготовке школьников из детского дома к профессиональному самоопределению // Психологическая наука и образование. – 2018. – № 2. – С. 80-86.
5. Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации: учеб.пособие для вузов. – М. : Академический Проект, 2017. – 333 с.
6. Вороненко Г.Г. Профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях сельского муниципального образования: дисс. ... канд. пед. наук. – М.: ВАКО, 2010. – 213 с.
7. Головин С.Н. Психология развития. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 487 с.
8. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПБ. : Питер, 2019. – 224 с.
9. Дорохова С.В. Профессиональное самоопределение старшеклассников из детского дома как проблемное поле психолога // Вопросы психологии. – 2018. – № 1. – С. 45-49.
10. Ершова Ю.Е. Профессиональное самоопределение подростков и юношей, оставшихся без попечения родителей, разной направленности // Фундаментальные и прикладные исследования : проблемы и результаты. – 2017. – № 6. – С. 23-27.
11. Зеер Э.Ф. Профориентология. Теория и практика: учеб.пособие для высшей школы. – Екатеринбург : Деловая книга, 2011. – 192 с.
12. Илясов Е. Трудоустройство выпускников – задача учреждений профессионального образования // Высшее образование в России. – 2018. – № 2. – С. 84-93.
13. Казарова Е.Г. Психолого-педагогическое содействие преодолению трудностей профессионального самоопределения учащихся-сирот. – М.: Феникс, 2019. – 262 с.
14. Карцева Л.В. Психология профориентационной работы: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2017. – 224 c.
15. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Инфра-М, 2016. – 541 с
16. Кравчук Л.А. К вопросу о современной профориентации и профориентационных услугах // Материалы III Международной научной конференции «Актуальные вопросы современной педагогики». – Уфа, 2017. – С. 94-97.
17. Крестинина И.А. Проблемы и социально-психологические особенности воспитанников детских домов и школ-интернатов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2017. – №2. – С. 3-11.
18. Крягжде С.И. Психология формирования профессиональных интересов. – Вильнюс, 2018. – 115 с.
19. Кузнецов К.Г. Факторы профессионального самоопределения старшеклассников // Молодые ученые – московскому образованию: материалы IV городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. – М.: Феникс, 2017. – С. 18-22.
20. Леснянская Ж.А. Временная перспектива старшеклассников-сирот, её развитие и влияние на профессиональное самоопределение / Ж.А. Леснянская: автореф. … дис. канд. психол. наук : 19.00.07. – Иркутск, 2008. – 21 с.
21. Лютова С.Н. Психология профессионального самоопределения. – М.: МГИМО, 2018. – 175 с.
22. Маслоу, А. Мотивация и потребности. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 452 с.
23. Моор С.М. Профессиональная идентичность как фактор трудовых отношений // Вестник Тюменского государственного университета. – 2016. – № 8. – С. 176–184.
24. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Изд-во : Издательство политической литературы, 2002. – 254 с.
25. Пиликян К.Г. Консультирование по профессиональной ориентации: вчера, сегодня, завтра // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2019. – № 1. –С. 33-35.
26. Пинский А.А. Рекомендации по организации профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях. – М.: Библиотека развития образования. ГУ ВШЭ, 2018. – 25 с.
27. Платонов К.К. Личность и труд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 365 с.
28. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – Воронеж: НПО МОДЭК, 2017. – 256 с.
29. Радина Н.К. К вопросу о трудностях профессиональной социализации выпускников детских домов и интернатов // Журнал прикладной психологии. – 2015. – №4. – С. 50-55.
30. Чистякова С.Н. От учебы к профессиональной карьер: учеб.пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 176 с.
31. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. – М.: Изд-во : Педагогика, 2017. – 96 с.