Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Активизация бытового словаря у обучающихся дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством дидактической игры

Работа №93981

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы61
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ
У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 5
1. 1. Словарь современного русского языка 5
1. 2. Причины и формы тяжелых нарушений речи 7
1. 3. Дидактическая игра: разновидности, функции 14
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АКСПЕКТЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНЫХ 18 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
2.1. Анализ программы дошкольного образовательного учреждения для 18
детей с тяжелыми нарушениями речи
2.2. Экспериментальное изучение словаря обучающихся с тяжелыми 21
нарушениями речи в ДОУ
2.3. Результаты констатирующего эксперимента 26
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО АКТИВИЗАЦИИ БЫТОВОГО СЛОВАРЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ 29
НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
3.1. Методики активизации словаря у обучающихся с тяжелыми 29
нарушениями речи
3.2. Содержание коррекционной работы по активизации словаря у 35
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи посредством дидактической игры
3.3. Контрольный этап экспериментальной работы: анализ полученных 38
результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 52


Дошкольный возраст является одним из важных периодов в развитии ребенка. В этом возрасте ребенок овладевает родным языком, происходит количественный рост словаря и формирование личности дошкольника. Освоение грамотной речью дает основу для дальнейшего развития ребенка в плане умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Рост патологий, в том числе и тяжелых нарушений речи, является достаточно серьезной проблемой в современном обществе.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее: ФГОС ДО) идет речь о том, что все дети имеют право получать полноценном образование в дошкольных образовательных учреждениях:
«ФГОС ДО учитывает особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, и направлен на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса,
психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). Стандарт учитывает особые образовательные потребности отдельных категорий детей (в том числе с ограниченными возможностями здоровья)..» [46, с. 3].
Большой вклад в изучение проблемы речевого развития детей с ТНР внесли такие отечественные и зарубежные ученые, как М. М. Алексеева, Л. С. Волкова, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева.
Как показывает практика, воспитатели детского сада, не имея специального образования для работы с детьми, нуждающимися в особых образовательных потребностях, не могут в полной мере реализовать предусмотренную программу.
Таким образом, возникает противоречие между требованием ФГОС ДО и возможностями реализовать себя вне системы традиционного обучения.
Объект исследования - бытовой словарь обучающихся в дошкольном образовательном учреждении с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования - процесс активизации бытового словаря обучающихся в дошкольном образовательном учреждении с тяжелыми нарушениями речи.
Цель исследования - изучив особенности словаря обучающихся в дошкольных образовательных учреждениях с ТНР, определить и апробировать содержание коррекционной работы по активизации бытового словаря обучающихся данной категории посредством дидактической игры.
В соответствии с объектом, предметом и целью были определены следующие задачи:
1. На основе изучения литературы по проблеме исследования рассмотреть причины и формы появления тяжелых нарушений речи у дошкольников.
2. Проанализировать состав словаря современного русского языка.
3. Проанализировать программы дошкольного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи.
4. С помощью экспериментального исследования изучить особенности словаря обучающихся в дошкольных образовательных учреждениях с тяжелыми нарушениями речи.
5. Определить и апробировать содержание коррекционной работы по активизации бытового словаря у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи посредством дидактической игры.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение нормативно-правовых документов, констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты, статистические подсчеты.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Тяжелые нарушения речи являются достаточно сложной патологией речи, предусматривающей у детей наличие не одного нарушения, а иногда и сочетание сразу нескольких дефектов. Коррекция речи у детей с данной патологией достаточно сложный и длительный процесс, предусматривающий совместную работу всех участников воспитательно-образовательного процесса дошкольной организации: логопеда, психолога, воспитателей, музыкального руководителя и родителей. Все их совместные целенаправленные действия помогают устранить или скорректировать дефект речи. Особая роль в данном процессе принадлежит логопеду, именно он собирает анамнез ребенка, чтобы выяснить причину нарушения речи, затем после апробирования результатов подбирает упражнения, эффективные для коррекции определенного речевого нарушения.
В первой главе исследования нами была проанализирована научно - педагогическая литература, исходя из которой, мы выяснили, что входит в словарь современного русского языка, изучили лексико - семантические отношения в языковой системе. Затем мы рассмотрели и проанализировали причины возникновения тяжелых нарушения речи и их виды. Проанализировав достаточно литературы, мы пришли к выводу, что самыми распространенными ТНР являются такие речевые нарушения, как: алалия, афазия, заикание и дизартрия.
В одном из параграфов нами были рассмотрены структура и функции дидактических игр. Проанализировав достаточно литературы, мы пришли к выводу, что дидактические игры являются прекрасным материалом для всестороннего развития ребенка.
У детей с тяжелыми нарушениями речи, как правило, достаточно скудный словарный запас, поэтому в первую очередь работа специалистов состоит в его обогащении. Ведь только у ребенка, обладающего богатым словарным запасом, может сформироваться грамматически правильная построенная речь.
Во второй главе нашей исследовательской работы была проанализирована примерная основная образовательная программа дошкольного учреждения, которое являлось базой нашего исследования. Так же нами была проделана работа по изучению методов и приемов развития словарной работы детей дошкольного возраста. В ходе этой работы было выяснено, что самым распространённым методом при закреплении словарного запаса детей являются дидактические игры.
Во время нашей исследовательской работы в детском саду были отобраны три методики разных авторов для изучения словарного запаса обучающихся в дошкольном образовательном учреждении, имеющих тяжелые нарушения речи.
В третьей главе нашей исследовательской работы мы проанализировали существующие методики, которые направленны на активизацию словаря дошкольников, с ТНР. Опираясь на основу этих методик, нами были подобраны и оформлены в сборник дидактические игры, направленные на активизации бытового словаря детей с тяжелыми нарушениями речи. Далее мы проверили эффективности подобранных игр при помощи методик и проанализировав их результаты, можно сделать вывод о том, что прогресс есть, но так же с некоторыми детьми и дальше необходимо вести работу по переносу их словарного запаса из пассивного в активный.



1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2006. - 400 с.
2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2010. - 254 с.
3. Балобанова, В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В. П. Балобанова. - СПб. : Детство-пресс, 2012. - 224 с.
4. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду : пособие для воспитателей детского сада / А. К. Бондаренко. - М. : Просвещение, 1991. - 160 с.
5. Бочарова, Е. А. Специальная психология : учебное пособие / Е. А. Бочарова ; под ред. П. И. Сидорова. - Архангельск : Северный государственный медицинский университет, 2009. - 116 с.
6. Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня / О. М. Вершинина // Логопед. - 2004. - № 1. - С. 34-40.
7. Гербова, В. В. Использование детьми пятого года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности : метод. пособие / В. В. Гербова - М. : Просвещение, 1970. - 123 с.
8. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе. - М. : Академический Проект, 2000. - 184 с.
9. Даскалова, Ф. Г. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучение родному языку в детском саду: педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста / Ф. Г. Даскалова. - М. : Айрис-пресс, 2009. - 124 с.
10. Деревянко, Н. П. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н. П. Деревянко, Е. А. Лапп // Практическая психология и логопедия. - 2006. - № 4. - С. 22-25.
11. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. Н. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. - 352 с.
12. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 3-е изд., исправ. и доп. - М. : Академия, 2001. - 416 с.
13. Жукова, Н. С. Логопедия : преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург : ЛИТУР, 2006. - 320 с.
14. Калягин, В. А. Логопсихология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. - М. : Академия, 2006. - 320 с.
15. Карпова, Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения / Е. В. Карпова. - Ярославль, 1997. - 176 с.
16. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь /
Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М. : Академия, 2008. - 176 с.
17. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Б. П. Пузанова. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 2002. - 75 с.
18. Косякова, О. О. Логопсихология / О. О. Косякова. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2007. - 148 с.
19. Ладутько Л. К. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников к разделу «Человек и рукотворный мир» / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. - М. : Содействие, 2011. - 96 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ