ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ СЛАБОВИДЯЩИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших слабовидящих
дошкольников 8
1.2. Роль творческой деятельности в развитии старших дошкольников... 17
1.3. Особенности развития творческой деятельности у слабовидящих
старших дошкольников 36
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 39
2.1. Методики изучения особенностей развития творческой
деятельности у дошкольников с нарушениями зрения 39
2.2. Экспериментальное исследование уровня сформированности у
детей с нарушениями зрения на занятиях по продуктивной деятельности 44
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования уровня
сформированности старших дошкольников на занятиях по продуктивной деятельности 46
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 49
3.1. Способы развития творческих способностей на занятиях по
продуктивной деятельности 49
3.2. Коррекционная программа для детей старшего дошкольного
возраста с нарушением зрения на занятиях по продуктивным видам деятельности 57
3.3. Результаты контрольного эксперимента 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
В настоящее время исследователи уделяют большое внимание развитию творческого мышления у детей дошкольного возраста. Известно, что именно дошкольный возраст можно рассматривать как самый благоприятный возраст для того, чтобы развивать творческий потенциал детей с использованием дифференцированного подхода а также помогать детям овладевать разными видами деятельности, включая продуктивные, творческие виды деятельности.
Под термином творческой деятельности исследователи понимают реализацию ребенком или взрослых своих способностей к созданию новых материальных и духовных продуктов, чего-то необычного, того, что не существовало ранее. Для того, чтобы дети могли максимально полно реализовать свои творческие способности, необходимо соблюдение определенных организационно-методических условий. В частности, нужно, чтобы педагоги активно развивали у детей познавательные процессы и формировали у детей систематический, целенаправленный интерес к творческой деятельности.
В соответствии со статистикой, в России в настоящий момент находится около одного миллиона детей, страдающих различными нарушениями зрения, слепых и слабовидящих. Таким образом, перед дефектологами и коррекционными педагогами встает очень важная и актуальная проблема - помочь детям с нарушениями зрения адаптироваться к социуму.
Известно, что нарушения работы органов зрения не только серьезно вредят зрительным функциям, но также способствуют неправильному формированию у детей основных психических процессов и двигательных способностей. Дети, у которых нарушены основные зрительные функции, не имеют возможности правильно воспринимать и видеть все многообразие окружающего мира, поскольку у них, в связи со зрительными дефектами, деформированы связи между различными сенсорными эталонами. Если у ребенка дошкольного возраста нарушены зрительные функции, это неминуемо ведет к формированию отклонений, которые ведут к постепенному замедлению развития основных познавательных процессов, играющих большую рол в правильном развитии дошкольника. В частности, у детей замедляется развитие таких познавательных процессов, как воображение, восприятие и наглядно-образное мышление. У детей изменяется координация движений, сами движения замедляются и становятся менее точными, изменяется темп движений, формируются нарушения в развитии мелкой моторики, что неминуемо приводит к формированию весьма ограниченного социального опыта.
На данный момент одной из самых актуальных задач при работе с детьми, имеющими нарушения зрения, является помощь этим детям в накоплении правильного социального опыта и информации об окружающем мире, помощь этим детям в подготовке к школе, а также помощь данной категории дошкольников в реализации своих творческих задатков и способностей. Необходимо способствовать формированию у детей с нарушениями зрения уверенности в себе и в своих силах, воспитанию у этих детей потребности к правильной и многогранной самореализации [9, с. 10].
На современном этапе в условиях внедрения ФГОС ДО концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране [31, с. 13].
В Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», Статья 2, говорится о том, что обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психологической и медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», Статья 11, обязывает в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.
Актуальность темы заключается в необходимости развития творческой деятельности старших слабовидящих дошкольников.
Объект исследования - процесс развития творческих способностей детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - разработать программу развития творческих способностей старших дошкольников с нарушением зрения.
Задачи
1. Выявить уровень развития творческих способностей детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать процесс развития творческих способностей старших слабовидящих дошкольников.
3. Изучить пути педагогической коррекции по формированию творческих способностей старших слабовидящих дошкольников.
Гипотеза - эффективность и качество развития творческих способностей у дошкольников с нарушением зрения повысится при обучении их по разработанной нами коррекционной программе, которая учитывает:
1. Индивидуальные особенности каждого ребенка.
2. Организацию досуговой деятельности детей с нарушениями зрения.
3. Комплексное и системное использование методов и приемов.
Методы исследования:
1. Анализ научной и педагогической литературы.
2. Наблюдение за детьми.
3. Методики коррекционной работы для развития творческой деятельности старших слабовидящих дошкольников.
Творческая деятельность оказывает большое значение в жизни человека, тем более в жизни детей с нарушениями зрения, у которых помимо зрительной функции нарушено и зрительное восприятие. Такие дети имеют меньший запас представлений, образов, воспринятой информации, вследствие этого отстает развитие процесса творческого воображения. Также нужно отметить, что познавательная способность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с нарушением зрения собственная активность снижена. Ведущая роль в стимулировании творчества принадлежит взрослым.
Продуктивная деятельность влияет на разностороннее образование ребенка дошкольного возраста. Это тесно связано с чувственным восприятием. Формирование представлений об объектах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, размере, положении в предметно-пространственном представлении.
В процессе продуктивной деятельности происходит сочетание умственной и физической нагрузки. Чтобы создать рисунок, лепку, аппликацию, необходимо приложить усилие, выполнить рабочие действия, освоить определенные навыки.
Полученные результаты по исследованию творчества слабовидящих дошкольников позволили решить поставленные в начале данной работы задачи по определению уровня развитости творческих способностей среди детей с нарушением зрения, сделать анализ, подобрать методы педагогической коррекции по формированию творческих способностей слабовидящих дошкольников. У детей повысился уровень оригинальности, творческой креативности, воображения, мышления, познавательной активности.
В процессе экспериментальной работы детям дошкольного возраста, участвующих в исследовании, были привиты многие практические навыками, необходимые для выполнения в будущем самых разнообразных работ, приобрели умения, позволяющие ощущать самостоятельность в собственной деятельности.
Ребенок, имеющий неполноценное зрение, участвуя в творческой деятельности, проходит путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что очень важно для успешной социализации.
1. Акопова, А. Ф. Изобразительная деятельность дошкольников с нарушением зрения / А. Ф. Акопова, Л. А. Руденко, Л. Ф. Сербина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития : методический и практический журнал ; ред. А. И. Павлова. - 2004. - № 1. - С. 25-28.
2. Бакина, М. Творческое развитие ребенка в современном мире / М. Бакина // Игра и дети : для родителей и педагогов ; ред. Е. Горбачева, Е. Червина. - 2007. - № 3. - С. 32-33.
3. Бондаренко, А. И. Воспитание детей в игре : пособие для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. - М. : Просвещение, 1983. - 192 с.
4. Власов, П. Т. Дошкольное воспитание / П. Т. Власов. - М. : Просвещение. - 2001. - 156 с.
5. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург : Союз, 1997. - 96 с.
6. Гладких, Л. П. Как научить слабовидящего ребенка декоративному рисованию / Л. П. Гладких // Дефектология : научно-методический журнал ; ред. В. И. Лубовский. - 1993. - № 3. - С. 59-64.
7. Григорьева, Л. П. Восприятие цветных изображений у школьников с нормальным и нарушенным зрением / Л. П. Григорьева, С. И. Кондратьева, C. B. Сташевский // Дефектология. - 1988. - № 5. - С. 20-28.
8. Дьяченко, О. Н. Психическое развитие дошкольников / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. - Москва : Педагогика, 1984. - 128 с.
9. Ермаков, В. П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения : учебное пособие / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. - Москва : Владос, 2000. - 240 с.
10. Зворыгина, Е. Н. Игра слабовидящих дошкольников / Е. Н. Зворыгина // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 3. - С. 23-24.
11. Земцова, М. И. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением зрения / М. И. Земцова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития : методический и практический журнал ; ред. С. Г. Шевченко, М. Н. Дементьева. - 2013. - № 3. - С. 26-32.
12. Зябкина, И. В. Методика обучения игре / И. В. Зябкина // Первое сентября. - 2006. - № 2. - С. 12-14.
13. Иванкова, Р. Планирование работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста / Р. Иванкова // Игра и дети ; ред. Е. Горбачева. - 2009. - № 3. - С. 15-24.
14. Иванова, Н. Н. Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников с нарушениями зрения / Н. Н. Иванова // Дефектология : научно-теоретический и методический журнал ; ред. В. И. Лубовский. - 1998. - № 4. - С. 72-79.
15. Корнилова, И. Г. Применение метода беседы в исследовании межличностных отношений подростков с патологией зрения / И. Г. Корнилова // Дефектология : научно-методический журнал ; ред.
B. И. Лубовский, А. И. Чайкина. - 2002. - № 2. - С. 3-14.
16. Короткова, Н. А. Сюжетная игра старших слабовидящих дошкольников / Н. А. Короткова // Ребёнок в детском саду. - 2014. - № 1. -
C. 22-23.
17. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2008. - 251 с.
18. Лашкина, Н. С. Изобразительная деятельность и театрализованные игры / Н. С. Лашкина, Е. А. Дорохова // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 2. - С.55-66.
19. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих : учебное пособие / А. Г. Литвак. - Санкт-Петербург : Каро, 2006. - 336 с.
...