Введение 3
§ 1. Закономерности математического развития дошкольников с сохранным интеллектом в онтогенезе (до семи лет) 5
§ 2. Особенности математического развития старших дошкольников с нарушенным интеллектом 10
§ 3. Образовательные возможности дидактических материалов М. Монтессори как средства математического развития дошкольников с сохранным интеллектом 16
§ 4. Методические аспекты коррекционной работы по математическому развитию старших дошкольников с нарушенным интеллектом посредством дидактических материалов М. Монтессори 21
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 29
В настоящее время значительно вырос интерес к проблеме помощи детям с ограниченными возможностями, в том числе и к детям с нарушениями интеллекта. Дети с нарушением интеллекта отличаются значительным нарушением познавательных процессов: активного восприятия, произвольного внимания, памяти, словесно-логического мышления, обобщающей и регулирующей функции речи, нарушением пространственного восприятия. Дошкольники с нарушениями интеллекта способны к развитию, хотя их развитие осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас резкими отклонениями, тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей. Для продвижения ребенка с нарушением интеллекта в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков, существенно важным является не всякое, а специально организованное воспитание и обучение. Наиболее сложно развиваются у дошкольников с нарушением интеллекта математические представления.
Овладение математическими представлениями является эффективным средством коррекции недостатков умственного развития дошкольников с нарушением интеллекта, поскольку процессы счета, сравнения и преобразования множеств предполагают осуществление целенаправленных интеллектуальных действий. Развитие математических представлений в дошкольном возрасте закладывает фундамент обучения математике в школе, способствует коррекции различных сторон познавательной деятельности умственно отсталого ребенка. Работа по усвоению счета и математических представлений для всех детей с нарушением интеллекта очень трудна, в силу их основного дефекта: нарушения познавательной деятельности, а также в связи с вторичным недоразвитием речи и из-за характерных для многих из них нарушений эмоционально-волевой сферы, целенаправленной деятельности и других дополнительных дефектов.
Объект исследования: математическое развитие дошкольников с сохранным и нарушенным интеллектом.
Предмет исследования: влияние дидактических материалов М. Монтессори на математическое развитие старших дошкольников с сохранным и нарушенным интеллектуальным развитием.
Цель исследования: на основе изучения научной литературы выявить особенности математического развития дошкольников с сохранным и нарушенным интеллектом посредством дидактических материалов М. Монтессори.
В ходе экспериментального исследования были поставлены и решались следующие задачи:
- изучить закономерности математического развития дошкольников с сохранным интеллектом в онтогенезе (до семи лет);
- выявить особенности математического развития старших дошкольников с нарушенным интеллектом;
- выявить образовательные возможности дидактических материалов М. Монтессори как средства математического развития дошкольников с сохранным интеллектом;
- проанализировать методические аспекты коррекционной работы по математическому развитию старших дошкольников с сохранным и нарушенным интеллектом посредством дидактических материалов М. Монтессори.
Методы исследования: изучение, анализ, обобщение и систематизация научной литературы по теме исследования.
содержание общественного опыта, которыми овладевают подрастающие поколения, пожалуй, являются именно математические. В повседневной жизни, в быту, в играх ребенок довольно рано начинает сталкиваться с такими ситуациями, которые требуют применения математического решения. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Формирование элементарных математических представлений является средством успешного умственного развития ребенка, его познавательных способностей, в дальнейшем также благотворно влияет на формирование коммуникативных навыков.
У детей с нарушением интеллекта математическое развитие, по сравнению со сверстниками с сохранным интеллектом, значительно затруднено. Это обусловлено особенностью развития у дошкольников с нарушением интеллекта познавательных процессов, сенсорной сферы и т.д. Отсутствие активности сенсорных процессов затрудняет математическое развитие детей с нарушением интеллекта.
В системе М. Монтессори на каждом занятии по формированию элементарных математических представлений детей с нарушением интеллекта планируется коррекционная работа в форме развивающих игр, которые специально предназначены для активизации психических процессов, развития умственных способностей, тренировки памяти и мышления детей. Развивающие игры М. Монтессори помогают лучше усваивать и закреплять знания, полученные на занятиях, воспитывают у детей с нарушением интеллекта наблюдательность, развивают способы мыследеятельности, формируют элементарные математические представления – о цвете, форме, величине предметов и т.д.
Итак, цель достигнута, задачи решены.
1. Акшонина, А. Я. Развитие математических представлений детей дошкольного возраста [Текст] / А. Я. Акшонина, Г. В. Васина. – М.: ООО ИПТК «Логос» ВОС», 2014. – 356 с.
2. Багунц, А. П. Шаг в математику: пособие для педагогов и родителей [Текст] / А. П. Багунц, М. И. Мирошник. – Ростов на Дону: Легион, 2018. – 80 с.
3. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников : Вопросы теории и практики: курс лекций для студ. дошк. ф-тов высш. учеб. заведений [Текст] / А. В. Белошистая. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2013. – 399 с.
4. Бережнова, О. В. Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы : метод. пособие [Текст] / О. В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева. – М.: Цветной мир, 2017. – 144 с.
5. Василискин, Т. П. Развитие познавательного интереса дошкольников с нарушениями интеллекта по системе М. Монтессори [Текст] / Т. П. Василискин // Научное мнение. – 2021. – № 6. – С. 117-122.
6. Вахрушева, Л. Н. Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л. Н. Вахрушева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 20. – С. 7-11.
7. Венгер, Л. А. О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем и дошкольном детстве [Текст] / Л. А. Венгер // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. – М.: Просвещение, 1965. – С. 81-159.
8. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 2018. – 896 с.
9. Галкина, О. И. Начальное обучение и формирование у детей математических представлений [Текст] / О. И. Галкина // Детский сад от а до Я. – 2019. – №4. – С. 28-31.
10. Гребенникова, И. А. Волшебная линия Марии Монтессори / И. А. Гребенникова // В сборнике: Инноватика в современном образовании: от идеи до практики. Материалы III Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 272-276.
11. Дуброва, Т. И. Обучение детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта в современной образовательной среде [Текст] / Т. И. Дуброва // В сборнике: Актуальные вопросы современной науки и образования. сборник статей IX Международной научно-практической конференции. В 2 ч.. – Пенза, 2021. – С. 128-133.
12. Клыпутенко, В. В. Особенности элементарных математических представлений дошкольников с проблемами интеллектуального развития [Текст] / В. В. Клыпутенко // Вестник Новгородского государственного университета. – 2017. – №2. – С. 60-63.
13. Мамаева, А. В. Анализ существующих подходов к пониманию основных сущностных характеристик умственной отсталости [Текст] / А. В. Мамаева // Аутизм и другие нарушения в развитии: современные исследования и разработки. – 2018. – № 1 (1). – С. 38-52.
14. Мещерякова, И. А. Выбор дошкольниками занятий и материалов в процессе свободной работы в группе Монтессори [Текст] / И. А. Мещерякова // Вестник государственного университета Дубна. Серия: Науки о человеке и обществе. – 2019. – № 1. – С. 36-52.
15. Михайлова, 3. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. З. А. Михайловой. – СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2018. – 184 с.
16. Мусейибова, Т. А. Математика в детском саду [Текст] / Т. А. Мусейибова // Дошкольное воспитание. – 2018. – №8. – С. 17-25.
17. Никитина, А. Б. Сенсорное развитие дошкольников с использованием метода М. Монтессори [Текст] / А. Б. Никитина // Молодой ученый. – 2018. – № 26 (212). – С. 164-167.
18. Пузанов, Б. П. Дефектология [Текст] / Б. П. Пузанов. – М.: Новая школа, 2014. – 80 с.
19. Смирнова, Я. К. Специфика модели психического при разном уровне когнитивного дошкольников [Текст] / Я. К. Смирнова // Гуманитарно-педагогическое образование. – 2020. – Т. 6. – № 1. – С. 100-110.
20. Щербакова, Е. И. Теория математического развития дошкольников [Текст] / Е. И. Щербакова. – М.: Изд-во Московского психолого-педагогического института, 2015. – 392 с.