Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование навыков коммуникации у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью в процессе игровой деятельности

Работа №93964

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы85
Год сдачи2022
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
223
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОТРАЖЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ
КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Навыки коммуникации: определение понятия и его
синонимический ряд 8
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с легкой и умеренной умственной отсталостью 14
1.3. Специфика становления навыков коммуникации у детей с умственной отсталостью на уровне начального образования 21
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ И УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 27
2.1. Характеристика базы исследования (обоснование выбора
МАДОУ № 115) и контингента испытуемых 27
2.2. Обоснование выбора диагностического инструментария для
определения уровня сформированности навыков коммуникации у испытуемых 31
2.3. Технология проведения диагностических процедур и анализ
результатов диагностики 33
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 42
3.1. Игровая деятельность как условие формирования навыков
коммуникации у детей с умственной отсталостью 42
3.2. Содержание программы по формированию навыков
коммуникации у детей с умственной отсталостью 46
3.3 Апробация программы и анализ её эффективности 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 79

Современный этап развития системы образования характеризуется быстро сменяющимися процессами, которые происходят на наших глазах. Принятие закона «Об образовании в РФ» в 2012 году обусловило начало грандиозных перемен в подходах к обучению детей вообще и детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности. Все дети получили гарантированное право на образование. Особую категорию детей среди лиц с ограниченными возможностями здоровья занимают дети с умственной отсталостью. Именно эта категория детей испытывала определённую дискриминацию в отношении права на образование, именно в отношении этой категории детей чаще всего звучал термин «необучаемые дети». Дети с умственной отсталостью всегда обучались в учреждениях системы специального образования, чаще всего в интернатных условиях в отрыве от семьи. Принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в 2013 году ознаменовало выделение самого первого уровня образования в общей системе образования РФ. Впервые дошкольное образование выделено в отдельный уровень. Принятие в 2014 году ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (вступивших в силу с 2016 года) закрепили достижения прав всех детей с ОВЗ, включая детей с умственной отсталостью, на образование, причем на образование в инклюзивных условиях. Следовательно, дети с умственной отсталостью могут быть подготовлены на уровне дошкольного образования к дальнейшему продолжению обучения, как в системе специального образования, так и в общеобразовательной системе, в том числе в инклюзивных условиях. Следовательно, дети с умственной отсталостью обрели возможность социализации не только в среде себе подобных, но и в общих социальных отношениях. Это накладывает особую ответственность на участников образовательных отношений, профессиональным и личностным долгом которых является подготовка детей с умственной отсталостью к свободной жизни в социуме. Для этого у детей, начиная с дошкольного периода детства, должны быть сформированы навыки коммуникации. Актуальность проблемы исследования заключается в противоречии между вызовами современности и готовностью участников образовательных отношений к решению конкретных педагогических задач в отношении детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Актуальность темы работы обусловлена противоречиями между теоретическим уровнем изучения проблемы формирования навыков коммуникации у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью и применением этих теоретических знаний в практической деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций, занимающихся психолого-педагогическим сопровождением названной категории детей.
М. И. Лисина, Т. А. Репина, А. Г. Рузская определяют общение как коммуникативную деятельность [26]. Они указывают на большую значимость коммуникативной деятельности в развитии и социализации детей дошкольного возраста, поскольку именно в процессе общения дети приобретают способность воспринимать и понимать Другого,
взаимодействовать с ним, апробировать приёмы и способы установления и поддерживания контакта, находить выходы из конфликтных ситуаций и формирование себя как эффективного коммуникатора.
Изучением особенностей общения детей с умственной отсталостью занимались такие ученые, как И. П. Бучкина, Ю. С. Галлямова, А. И. Гаурилюс, А. А. Байбородских, Е. Е. Дмитриева и другие.
Цель исследования - составление и апробация программы формирования навыков коммуникации у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью в процессе игровой деятельности. 
Предмет исследования - процесс формирования навыков коммуникации у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью посредством игровой деятельности
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты развития навыков коммуникации у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.
2. Организовать и провести экспериментальное обследование детей дошкольного возраста с умственной отсталостью на предмет определения у них уровня сформированности навыков коммуникации (констатирующий этап эксперимента).
3. Составить программу формирования навыков коммуникации у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью в процессе их игровой деятельности.
4. Апробировать программу и провести анализ результатов этой апробации.
Гипотеза исследования. Формирование навыков коммуникации у детей с умственной отсталостью будет более эффективным, если наряду со всеми мероприятиями психолого-педагогического сопровождения их в дошкольной образовательной организации, будет составлена и апробирована дополнительная программа в процессе игровой деятельности.
Ограничения исследования: в данной работе речь пойдет о детях старшего дошкольного возраста (по тексту - дети дошкольного возраста).
База исследования: МАДОУ № 115 города Екатеринбурга. В экспериментальной части исследования приняли участие дети с легкой и умеренной умственной отсталостью в возрасте 6-7 лет.
Методы и методики исследования:
• анализ научной литературы по теме и проблеме исследования;
• метод наблюдения, метод беседы, метод анализа документации;
• методика Е. О. Смирновой, Х. Т. Бедельбаевой, А. Г. Рузской, направленная на определение ведущей формы общения с взрослым;
• методика «Картинки» Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной, направленная на выявление коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в общении со сверстниками.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения. В работе выполнено 10 таблиц и 4 рисунка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность исследования процесса формирования навыков коммуникации у детей с умственной отсталостью обусловлена противоречиями между теоретическими данными, накопленными наукой по данной проблеме, и практическим использованием этих данных в работе олигофренопедагога на уровне дошкольного образования.
Анализ источников и специальной литературы позволил определить отражение состояния проблемы сформированности навыков коммуникации у детей дошкольного возраста в целом и детей с умственной отсталостью, в частности. Прежде всего, был проанализирован понятийно-терминологический блок, обслуживающий данную проблему: проанализирован синонимический ряд понятий, сопряженных с понятием «навыки коммуникации».
Далее большое внимание было уделено психолого-педагогической характеристике детей с легкой и умеренной умственной отсталостью. Причём характеристика этим детям составлялась на основе данных современной нормативно-правовой документации: примерной адаптированной образовательной программы дошкольного образования детей с умственной отсталостью. В свою очередь, указанная программа составлена на основе требований ФГОС ДО.
На основе этих же выше указанных нормативных актов отдельно проанализирована специфика становления навыков коммуникации у детей с легкой и умеренной умственной отсталостью на уровне дошкольного образования.
Теоретический анализ данных позволил прийти к выводу, что детям с умственной отсталостью на уровне дошкольного образования необходима дополнительная коррекционно-развивающая помощь по формированию у них навыков коммуникации. Для того, чтобы эту помощь оказать, необходимо составить дополнительную программу такой работы олигофренопедагога. Естественно, составление программы должно опираться на результаты диагностики, которая должны отразить актуальный уровень состояния сформированности навыков коммуникации у детей с умственной отсталостью.
С этой целью был спланирован, организован и проведен констатирующий этап педагогического эксперимента с использованием методов и методик, адекватных целям и задачам данного исследования. Диагностические процедуры проводились с соблюдением всех требований к их организации и проведению. Анализ результатов диагностики показал картину недостаточной сформированности навыков коммуникации у испытуемых.
Следовательно, наступил период создания условий для оказания детям коррекционно-развивающей помощи. Одним из педагогических условий формирования навыков коммуникации является игровая деятельность детей. Это ведущий вид деятельности на уровне дошкольного образования. Как показывают данные теоретического анализа и практических наблюдений за детьми, игровая деятельность также имеет у них незрелый уровень. Поэтому игровая деятельность тоже требует коррекционного подхода. Отсюда, формирование навыков коммуникации в процессе игровой деятельности несёт в себе двойную коррекционную нагрузку. Таким образом, игровая деятельность становится костяком составленной программы формирования навыков коммуникации у детей, принявших участие в экспериментальной части исследования.
Апробация программы, описанная в третьей главе работы, и анализ результатов этой апробации показали, что наметилась положительная динамика в формировании навыков коммуникации у детей экспериментальной группы. Следовательно, гипотеза исследования нашла своё подтверждение. Задачи решены, цель исследования достигнута. Перспективным направлением работы является внедрение указанной программы в деятельность олигофренопедагога дошкольной образовательной организации.



1. Амасьянц Р. А. Клиника интеллектуальных нарушений. М., 2013. 320 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. М., 2018. 376 с
3. Андреева К. А. Коммуникативные способности дошкольников с умственной отсталостью // Молодой ученый. 2014. №2. С. 715-718.
4. Баблумова М. Е. Педагогические условия формирования коммуникативных умений у дошкольников с умеренной умственной отсталостью // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. М., 2014. № 1. С. 22-27
5. Бессмертная Ю. В. Определение уровня развития коммуникативных способностей у дошкольников с нарушениями аутистического спектра. М., 201 239 с.
6. Бодалев А. А. Личность в общении. М., 2015. 328 с.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2012. 450 с.
8. Борисович Л. И. Проблемы формирования личности. М. ; Воронеж, 2015. 179 с.
9. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития: Эмоциональные предпосылки освоения яз. М. ; Просвещение, 1997. 160 с.
10. Виноградова, А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М. ; Просвещение,
2014. - 144 с.
11. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии. М. ; Просвещение, 2013 - 189 с.
12. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка М. ; Просвещение, 2014. - 512 с.
13. Выготский, Л. С. Основы дефектологии. М. ; Педагогика, 2009. - 186 с.
14. Горелов, И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. 4-е изд. М. ; Либроком, 2009. - 112 с.
15. Дмитриева, Е. Е. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития // Дис. Доктора психол. наук: 19.00.10 М. ; из-во МГУ, 2005. - 411c;
16. Емельянова, И. А. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта // Дис. кандидата пед. наук: 13.00.03 Екатеринбург, 2009. - 274 с.
17. Епифанцева, Т. Б. Настольная книга педагога -дефектолога изд. 4-е. Ростов-на-Д. ; Феникс, 2008. - 564 с.
18. Забрамнава, С. Д. Умственная отсталость и отграничения ее от сходных состояний. М. ; Просвещение, 2011. - 112 с.
19. Зайцев, Д. В. Основы коррекционной педагогики. Педагогический институт им. Н. Г. Чернышевского. Саратов, 2011. - 89 с.
20. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М. ; Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2014- 72с.
21. Иванец, И. И. Искусство как средство развития речевых коммуникаций у старших дошкольников // Электронный журнал «Исследовано в России». - 2016. - № 31. - С. 429-437.
22. Иванов, Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании М. ; Чистые пруды, 2017. - 32 с.
23. Исаев, Д. Н. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков: учебное пособие для студентов медицинских и педагогических вузов СПб. ; КАРО, 2014. — 176 с.
24. Казарцева, О. М. Культура речевого общения : теория и практика обучения. М. ; Флинта, Наука, 2014. - 122 с.
25. Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений. М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. - 208с.
26. Киреева, М. Е. Развитие коммуникативных умений у детей с умеренной умственной отсталостью. // Из опыта работы специальных психологов и педагогов. Выпуск III: Сборник статей. ГБОУ ВПО «МГПУ». Москва, 2013. - С.40-43
27. Клюев, Е. В. Речевая коммуникация. М. ; Рипол Классик, 2013. - 320 с.
28. Ковалева, А. И. Социализация личности : норма и отклонение. М. : Наука, 2015 - 115 с.
29. Краткий психологический словарь Под общей ред.
А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского; ред. - составитель Л. А. Карпенко. - 2-е изд., Ростов-на-Дону: "ФЕНИКС", 2014- 512 с.
30. Кузнецова, Л. В. Основы специальной психологии: учебное пособие. М. ; Академия, 2017. - 480 с.
31. Кумова, И. А. Воспитание основ коммуникативной культуры детей 6-го года жизни // Дис. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону. - 2014. - 217 с.
32. Лозован, Л. Я. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения // Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. ... наук. Новокузнецк, - 118 с.
33. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений М. ; Академия, 2012. - 144 с.
34. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка М. ; Институт практической психологии, 2017. - 384 с.
35. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения. М. ; 2013. - 144 с.
36. Лэнгерт, Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М. ; Международная педагогическая академия, 2014. - 368 с
37. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра, онлайн версия.
38. Мещерякова, Б. Г Большой психологический словарь СПб. прайм - ЕВРОЗНАК, 2012. - 672 с.
39. Мурик, А. В. Социальная педагогика. Академия. М., 2014. - 200 с.
40. Немов, Р. С. Психология : Словарь-справочник: В2 ч. М. ; Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010, - Ч. 1. - 304 с.
41. Новоторцева, Н. В. Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь 4-е изд., перераб. и доп. СПб . ; КАРО, 2014. - 144 с.
42. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка М. ; Аз, 1996. - 350 с.
43. Олешков, М. Ю. Моделирование коммуникативного процесса: монография 2-е изд. М. ; Педагогика, 2013. — 365 с.
44. Омарова, П. О. Методика формирования навыков общения у умственно отсталых первоклассников // «Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена». 2013. №109.- С. 157-163
45. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студентов. сред. пед. учеб. М. ; Издательский центр «Академия», 2013. — 480 с.
46. Панферов, В. Н. Психология общения. Вопросы Философии. 1971. - № 7- с. 2-5.
47. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция СПб. ; Питер, 2012. — 304 с.
48. Психология лиц с умственной отсталостью. Курск: Курск. гос. ун-т,
2015. — 121 с.
49. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М. ; Просвещение, 2013 -192 с.
50. Русина С. А. Особенности формирования общения у детей дошкольного возраста // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(51). URL:
https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/12(51).pdf (дата обращения:
04.06.2018).
51. Самохвалова, А. Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция. Учеб.-метод. пособие. СПб. 2015. - 304 с.
52. Свеницкий, А. Л. Социальная психология. М. ; ТК Велби, Проспект, 2015. - 408 с.
53. Сергеев, Г. А. Компетентность и компетенции в образовании Владимир. ; Изд. Владимирского гос. ун-та, 2013. - 107 с.
54. Слепович, Е. С. Формирование речи у дошкольников с легкой степенью умственной отсталости Минск. ; Академия Холдинг, 2014. - 189 с.
55. Слепович, Е. С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии СПб. ; Речь, 2013. - 247 с.
56. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М. ; 2015. - 158 с.
57. Специальная психология учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева [и др.]; под ред. В. И. Лубовского. — 2-е изд., испр. М. : Издательский центр «Академия», 2015. — 464 с.
58. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Под ред. С. Ю. Циркина. СПб. ; Питер,2004. - 896 с.
59. Стародубов, В. И. Стратегия формирования и развития системы организации комплексной реабилитации детей-инвалидов в Российской Федерации : Монография. М., 2016, - 300 с.
60. Тригер, Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития Ярославль. ; Академия развития, 2013. - 128 с.
61. Фельдштейн, Д. И. Психология становления личности. М., 2014. - 219 с.
62. Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении Томск. ; ПЕЛЕНГ, 2013 - 151с.
63. Чернецкая, Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений Ростов н/Д. ; Феникс, 2015. — 256 с.
64. Шипицына Л. М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (Для детей от 3 до 6 лет.). М. ; ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. - 384 с.
65. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., пер. и доп. СПб. ; Речь, 2015. — 477 с.
66. Jordan R. The nature of linguistic and communication difficulties of children with autism. In D.J. Messer and G.J. Turner (eds) Critical influences on child language acquisition and development. New York: St. Martin's Press, 1993.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ