Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития средствами арт- технологий в процессе психолого-педагогической реабилитации

Работа №93958

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы263
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ АРТ-
ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБИЛИТАЦИИ 11
1.1. Понятийный аппарат исследования 11
1.2. Особенности эмоционально-волевой сферы обучающихся
младшего школьного возраста с нормативным развитием 21
1.3. Особенности эмоционально-волевой сферы обучающихся
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 26
1.4. Арт-технологии как средство развития эмоционально-волевой
сферы обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 30
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ 39
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в экспериментальном исследовании 39
2.2. Методы и методики проведения экспериментального
исследования, направленного на изучение уровня сформированности эмоционально-волевой сферы обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 49
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования по изучению уровня сформированности эмоционально-
волевой сферы обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 55
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ АРТ-
ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ 67
3.1. Составление программы коррекционного курса с применением
арт-технологий по развитию эмоционально-волевой сферы
обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогической
реабилитации 67
3.2. Апробация программы коррекционного курса с применением арт- технологий по развитию эмоционально-волевой сферы обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития в
процессе психолого-педагогической реабилитации 73
3.3. Методические рекомендации по повышению уровня
сформированности эмоционально-волевой сферы обучающихся
младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством арт-технологий 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 123
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 128
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 129
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 131
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 132
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 144
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 156
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 162
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 168
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 174
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 180
ПРИЛОЖЕНИЕ 16 192
ПРИЛОЖЕНИЕ 17 202
ПРИЛОЖЕНИЕ 18 214
ПРИЛОЖЕНИЕ 19 226
ПРИЛОЕЖНИЕ 20 232
ПРИЛОЖЕНИЕ 21 238
ПРИЛОЖЕНИЕ 22 244
ПРИЛОЖЕНИЕ 23 250

Проблема развития эмоционально-волевой сферы обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития [далее - ЗПР] актуальна, поскольку количество обучающихся указанной категории растет с каждым годом.
Вопросами этиологии и классификации ЗПР занимались Т. А. Власова [13, 14], В. В. Ковалев [37], К. С. Лебединская [36], М. С. Певзнер [59], Г. Е. Сухарева [76], Г. В. Фадина [81] и др. К ЗПР относятся различные по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям и особенностям динамики состояния легкой интеллектуальной недостаточности, занимающие промежуточное положение между интеллектуальной нормой и легкой умственной отсталостью, имеющие тенденцию к положительной динамике при хорошо организованной реабилитационной работе.
М. С. Певзнер, Т. А. Власова отмечают недоразвитие эмоционально-волевой сферы обучающихся с ЗПР: обучающиеся долгое время не могут принять новую социальную роль «ученик», ведущим видом деятельности на протяжении всего периода обучения в начальной школе является игровая.
С целью развития эмоционально-волевой сферы обучающихся младших классов с ЗПР необходимо применять такие педагогические технологии, которые способствуют смягчению эмоционального дискомфорта у обучающихся, формированию эмоционально-волевой устойчивости и саморегуляции. Предъявляемым критериям соответствуют арт-терапия. Арт- терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве и творческой деятельности.
Термин «арт-терапия» является медицинским и применяется клиническими психологами и психиатрами. Педагоги могут использовать лишь методы, средства, приемы арт-терапии, то есть арт-технологии.
Арт-технологии - это совокупность психо-коррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, а также направленностью, технологией психо-коррекционного применения. В исследованиях, педагогической литературе крайне редко встречается данный термин.
Все сказанное свидетельствует об актуальности и новизне выполненного исследования.
Проблемой исследования является выявление уровня
сформированности эмоционально-волевой сферы обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и составление коррекционного курса с применением арт-технологий.
Объект - эмоционально-волевая сфера обучающихся младшего
школьного возраста с задержкой психического развития.
Субъект - обучающиеся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет - развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития средствами арт-технологий в процессе психолого-педагогической реабилитации.
Гипотеза исследования - уровень развития эмоционально-волевой сферы у обучающихся младшего школьного возраста повысится, если будет составлена и внедрена коррекционная программа с применением арт- технологий, которая докажет свою эффективность при ее реализации.
Цель исследования - выявление уровня развития эмоционально - волевой сферы обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и внедрение коррекционного курса с применением арт-технологий в процесс психолого-педагогической реабилитации.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Подбор методов и методик по изучению уровня развития эмоционально-волевой сферы обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Определение уровня развития эмоционально-волевой сферы обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития на констатирующем этапе экспериментального исследования.
4. Составление и внедрение программы коррекционного курса с применением арт-технологий, направленного на развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогической реабилитации.
5. Выявление уровня развития эмоционально-волевой сферы обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития на контрольном этапе экспериментального исследования.
6. Составление методических рекомендаций по развитию эмоционально-волевой сферы обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством арт-технологий в процессе психолого-педагогической реабилитации.
Методологической основой исследования являются:
• подходы к определению понятия «эмоции» (П. К. Анохин [3], B.К. Вилюнас [63], В. Вундт [12], Л. С. Выготский [15], Б. И. Додонов [24], Ч. Дарвин [17], К. Э. Изард [30], Е. П. Ильин [32], А. Н. Леонтьев [44], К. В. Макарова [47], С. Л. Рубинштейн [70], П. В. Симонов [73], Н. И. Шевандрин [86], N. H. Frijda [93]);
• подходы к определению понятия «воля» (М. Я. Басов [7], Л. И. Божович [8], В. Вундт [12], Л. С. Выготский [15], У. Джеймс [23], М. И. Еникеев [27], Е. П. Ильин [31], И. П. Павлов [58],
C. Я. Рубинштейн [70], В. И. Селиванов [72]);
• взаимодействие эмоциональных и волевых процессов (С. Т. Джанерьян [21], Г. М. Дульнев [25], Е. П. Ильин [31], В. К. Калин [33], В. К. Котырло [39], Я. Рейковский [66], М. В. Чумаков [85]);
• характеристика обучающихся младшего школьного возраста
(В. В. Давыдов [18], О. Б. Дарвиш [19], А. К. Дусавицкий [26], Н. А. Корниенко [38], Н. В. Маркина [50], Г. Мюнстерберг [55],
В. П. Петрунек, Л. Н.Таран [60], Е. Е. Сапогова [71], Л. М. Страхова [75], Н. И. Шевандрин [86], С. А. Шмаков [87], А. Г. Хрипкова [53], Г. А. Цукерман [83], Д. Б. Эльконин [89]);
• характеристика обучающихся с задержкой психического развития (Т. А. Власова [13, 14], Л. С. Выготский [15], В. В. Ковалев [37], К. С. Лебединская [36], И. В. Марковская [51], М. С. Певзнер [59], Г. Е. Сухарева [76], Г. В. Фадина [81]);
• подходы к определению понятия «арт-технологии» (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева [28], Г. Д. Кириллова [6], Л. Р. Бакеева [34]);
• направления арт-технологий: музыкотерапия (Э. Б. Абдулин [78], О. А. Лучинина [46], В. И. Петрушин [61], Л. А. Рапацкая [67], В. М. Элькин [88]), драматерапия (М. Андерсен-Уоррен, Р. Грейнджер [2], М. Валента, М. Полинек [9], С. Дженнигс, А. Минде [22]), сказкотерапия (И. В. Вачков [11], Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева [29], И. Е. Кулинцова [40], Г. Р. Ломакина [45], В. И. Пономарева [77], Р. М. Ткач [80]), изотерапия (М. В. Киселева [35], А. И. Копытин [79], Л. Д. Лебедева [42], Н. Д. Никандров [57], Л. Д. Мардер [49]).
• подходы к определению понятия «реабилитация» (О. А. Бадалян [5], А. П. Маршалкин, Ю. С. Чурилов [52])
База исследования - Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Верхнетагильский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».
Этапы исследования:
1 этап - изучение психолого-педагогической литературы;
2 этап - констатирующий этап;
3 этап - формирующий этап;
4 этап - контрольный этап;
5 этап - составление методических рекомендаций.
Научная новизна исследования:
• выявлены уровни сформированности эмоционально-волевой сферы у обучающихся с младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
• обоснованы направления арт-технологий как средства развития эмоционально-волевой сферы обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования:
• уточнено понятие «арт-технологии»;
• систематизированы теоретические представления об особенностях формирования эмоционально-волевой сферы обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
• обобщены сведения, отражающие уровни сформированности эмоционально-волевой сферы обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Практическая значимость работы:
• подобраны и адаптированы методики изучения и оценки уровней сформированности эмоционально-волевой сферы обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
• составлена программа коррекционного курса с элементами арт- технологий по повышению уровня сформированности эмоционально-волевой сферы обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
• представленная программа может быть использована педагогами образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, в процессе разработки и реализации программ учебных предметов; в процессе составления и реализации программ учебных курсов, входящих в коррекционно-развивающую область учебного плана; педагогами общеобразовательных организаций при реализации коррекционно-развивающей работы в процессе инклюзивной формы образования.
• составлены методические рекомендации по повышению уровня
сформированности эмоционально-волевой сферы обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Методы исследования:
1. Анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, конкретизация отдельных понятий и определений.
2. Наблюдение.
3. Беседа с обучающимися.
4. Педагогический эксперимент.
Степень достоверности и апробации результатов подтверждается данными, полученными в результате исследования, обеспечивается исходными методологическими позициями, применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования и стандартизированных методик, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, личным участием автора на всех этапах экспериментальной работы.
Структура и объем работы.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование ставило целью выявление уровня развития эмоционально-волевой сферы обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и внедрение коррекционного курса с применением арт-технологий в процесс психолого-педагогической реабилитации.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Подбор методов и методик по изучению уровня развития эмоционально-волевой сферы обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Определение уровня сформированности эмоционально-волевой сферы обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития на констатирующем этапе экспериментального исследования.
4. Составление и внедрение программы коррекционного курса с применением арт-технологий, направленного на развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогической реабилитации.
5. Выявление уровня развития эмоционально-волевой сферы обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития на контрольном этапе экспериментального исследования.
6. Составление методических рекомендаций по развитию эмоционально-волевой сферы обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством арт-технологий в процессе психолого-педагогической реабилитации.
В первой главе исследования «Теоретический анализ проблемы развития эмоционально-волевой сферы обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством арт-технологий в процессе психолого-педагогической реабилитации» выделены понятия и представления философов, ученых и педагогов разных исторических эпох об эмоционально-волевой сфере. Даны определения эмоциям, воле, эмоционально-волевой сфере, задержке психического развития, младшему школьному возрасту, реабилитации, психолого-педагогической
реабилитации. Отражена характеристика обучающихся младшей школы с нормативным развитием и особенности их эмоционально-волевой сферы. Проанализированы определения задержки психического развития, выявлены особенности формирования эмоционально-волевой сферы у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического. Описано понятие арт-терапия, арт-технологии. Даны характеристики четырем направлениям арт-терапии, описана их коррекционно-развивающая значимость в процессе психолого-педагогической реабилитации.
Во второй главе исследования «Изучение уровня сформированности эмоционально-волевой сферы обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогической реабилитации» была дана характеристика базы исследования и контингента участников констатирующей и контрольной группы, задействованных в экспериментальном исследовании; подобраны методы и разработана методика проведения исследования; выделены уровни сформированности эмоционально-волевой сферы; проанализированы результаты
констатирующего этапа экспериментального исследования с качественной и количественной стороны.
В третьей главе «Коррекционная работа по развитию эмоционально - волевой сферы обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством арт-технологий в процессе психолого-педагогической реабилитации» на основании анализа литературы по 1
проблеме исследования в 1 главе и полученных результатов
констатирующего этапа эксперимента была составлена программа коррекционного курса с применением арт-технологий, которая была внедрена в практику ГБОУ СО «Верхнетагильский центр 1111МС11».
Для определения динамики уровня сформированности эмоционально- волевой сферы у участников экспериментальной и контрольной группы был проведен контрольный этап экспериментального исследования. Анализ динамики процесса коррекционной работы по повышению сформированности эмоционально-волевой сферы показал, что уровень трёх участников экспериментальной группы повысился, у одного участника контрольной группы понизился.
1олученные результаты в ходе контрольного этапа экспериментального исследования свидетельствуют о том, что составленная программа коррекционного курса с применением арт-технологий по повышению уровня сформированности эмоционально-волевой сферы обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития является достаточно эффективной. Элементы программы могут быть использованы педагогами-психологами, учителями-дефектологами, учителями общеобразовательных организаций и образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы; педагогами системы дополнительного образования; родителями, имеющими детей с задержкой психического развития.
В соответствии с особенностями формирования эмоционально-волевой сферы обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, а также на основании эффективности составленной программы коррекционного курса с применением арт-технологий «Краски жизни» были разработаны методические рекомендации по повышению уровня эстетической воспитанности у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством арт-технологий.
Сопоставление результатов, полученных до проведения формирующего этапа экспериментального исследования (констатирующий этап) и по его завершению (контрольный этап), подтвердило нашу гипотезу. Цель исследования достигнута, задачи решены.



1. Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Акатов - М. : ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
2. Андерсен-Уоррен, М. Драма-терапия серия практикум по психотерапии / М. Андерсен-Уоррен, Р. Грейнджер ; [перевод с английского А. И. Копытина]. - СПб : Питер, 2001. - 288 с.
3. Анохин, П. К. Эмоции. Большая медицинская энциклопедия / П. К. Анохин. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1964. - Т. 35. - 339-367 с.
4. Аристотель. О душе / Аристотель ; перевод П. С. Попова. - М. : Мир книги, 2008. - 400 с.
5. Бадалян, Л. О. Невропатология : учебник для студ. высш. учеб. завед. / Л. О. Бадалян. - М. : Академия, 2008. - 400 с.
6. Бакеева, Л. Р. Арт-технологии: специфика применения в образовании/ Л. Р. Бакеева // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018011490 (дата обращения: 11.09.2019).
7. Басов, М. Я. Воля как предмет функциональной психологии / М. Я. Басов. - М.: Алетейя, 2007. - 544 c
8. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М. : Институт практической психологии, 1997. - 351 с.
9. Валента, М. Драматерапия / М. Валента, М. Полинек. - М. : Когито-Центр, 2013. - 208 с.
10. Васильева, E. H. Формирование эмоционального отношения к близким взрослым у старших дошкольников с задержкой психического развития в зависимости от характера отношений в семье / Е. Н. Васильева // Психология детей с задержкой психического развития. - СПб., 2004. - С. 188-199.
11. Вачков, И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. - М. : Ось-89, 2007. - 144 с.
12. Вундт, В. Основы физиологической психологии: в 3 т. Т. 3 : Чувства и аффекты / В. Вундт. - СПб. : 2011. - 216 с.
13. Власова, Т. А. Дети с временными задержками развития / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Педагогика, 1971. - 208 с.
14. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер, - М., 1973. - 173с.
15. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6-ти т.: Т. 6: Научное наследство / Л. С. Выготский под ред. М. Г. Ярошевсеого. - М. : Педагогика, 1984. - 400 с.
16. Грёнлюнд, Э. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика / Э. Грёнлюд, Н. Ю. Оганесян. - СПб. : Речь, 2004. - 288 с.
17. Дарвин, Ч. Р. О выражении эмоций у человека и животных: перевод с английского / Ч. Р. Дарвин, П. Экман. - СПб. : Питер, 2013. - 315 с.
18. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования /
B. В. Давыдов. - М. : Педагогика, 1986. - 240 с.
19. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология / О. Б. Дарвиш. - М. : Владос-Пресс, 2003. - 264 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ