Модель психолого-педагогического сопровождения образования детей с нарушениями речи в отношении саморегуляции их поведения
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 9
1.1. Определение понятий «саморегуляция», «поведение» 9
1.2. Характеристика саморегуляции поведения у детей младшего
школьного возраста в онтогенезе 14
1.3. Специфика саморегуляции поведения у детей младшего школьного 19
возраста с нарушениями речи
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.1. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых 23
2.2. Описание методических средств, направленных на изучение
саморегуляции поведения у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи 31
2.3. Анализ результатов изучения саморегуляции поведения у детей
младшего школьного возраста с нарушениями речи 35
ГЛАВА 3. МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ОТНОШЕНИИ ИХ САМОРЕГУЛЯЦИИ 51
3.1. Модель психолого-педагогического сопровождения образования
детей с нарушениями речи в отношении саморегуляции их поведения 51
3.2. Программа по формированию и развитию саморегуляции поведения
детей младшего школьного возраста с нарушениями речи в рамках реализуемой модели 56
3.3. Проведение контрольного этапа эксперимента с анализом его
результатов 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 9
1.1. Определение понятий «саморегуляция», «поведение» 9
1.2. Характеристика саморегуляции поведения у детей младшего
школьного возраста в онтогенезе 14
1.3. Специфика саморегуляции поведения у детей младшего школьного 19
возраста с нарушениями речи
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.1. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых 23
2.2. Описание методических средств, направленных на изучение
саморегуляции поведения у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи 31
2.3. Анализ результатов изучения саморегуляции поведения у детей
младшего школьного возраста с нарушениями речи 35
ГЛАВА 3. МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ОТНОШЕНИИ ИХ САМОРЕГУЛЯЦИИ 51
3.1. Модель психолого-педагогического сопровождения образования
детей с нарушениями речи в отношении саморегуляции их поведения 51
3.2. Программа по формированию и развитию саморегуляции поведения
детей младшего школьного возраста с нарушениями речи в рамках реализуемой модели 56
3.3. Проведение контрольного этапа эксперимента с анализом его
результатов 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ
Современная система образования устанавливает требования к результатам обучения младших школьников, которые должны быть сформированы у них по окончанию начальной школы. Они отражены в Федеральном образовательном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), среди которых есть формирование произвольности и способности к саморегуляции, входящие в состав регулятивных универсальных учебных действий. Эти требования предъявляются не только к обучающихся с нормотипичным развитием, но также и к детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности к детям с нарушениями речи и отражены в Федеральном образовательном государственном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) [56].
Проблема изучения саморегуляции как сознательного процесса, направленного на управление собственным поведением (Б. В. Зейгарник, Г. С. Никифоров и др.), является одной из базовых задач психологической науки. В различных ее аспектах исследованиями саморегуляции занимались А. Н. Леонтьев, Г. С. Никифоров, О. А. Конопкин, В. И. Моросанова и др. На сегодняшний день довольно подробно изучены такие аспекты саморегуляции поведения, как становление процесса произвольного регулирования (Л. М. Веккер, А. В. Быков, Т. Н. Шульга, А. К. Осницкий и др.).
Для нашего исследования наиболее важное направление составляет изучение процесса саморегуляции поведения детей с нарушениями речи, данным вопросом занимались Т. В. Сидорко, В. А. Калягин, Е. Н. Колодич, Л. М. Шипицына, Л. С. Волкова и др.
Несмотря на то, что интерес к исследованию волевых процессов детей с нарушениями речи возник достаточно давно, данный вопрос остается актуальным и его изучение имеет большое значение, так как саморегуляция является необходимым условием полноценного существования ребенка в социуме, его личностного развития, а также эффективного выполнения учебной или другой деятельности. Предъявляемые к детям требования уже в начальной школе предполагают достаточно высокий уровень развития произвольности и саморегуляции.
Если обучающийся с нарушениями речи не способен действовать организованно, в соответствии со стоящими перед ним с задачами, не умеет самостоятельно регулировать свои чувства и эмоции, не умеет переключаться с одного вида деятельности на другой, то в дальнейшем это может негативно сказаться на успешной социальной адаптации и личностном развитии в целом. Зная специфику формирования саморегуляции поведения детей с нарушениями речи мы можем помочь им в успешной социализации, а также содействовать правильному формированию и развитию личности ребенка.
Актуальность данного исследования вытекает из противоречий между:
1) потребностью общества в проявлении способности к саморегуляции поведения и недостаточной проработанностью проблемы ее формирования;
2) необходимостью разработки программно-методического обеспечения сопровождения образования детей с нарушениями речи в отношении саморегуляции их поведения и недостаточностью эмпирических исследований саморегуляции поведения детей с нарушениями речи;
3) востребованностью проведения педагогами психолого-педагогической работы по сопровождению образования детей с нарушениями речи в отношении саморегуляции их поведения и отсутствием соответствующей модели.
Необходимость разрешения вышеперечисленных противоречий обусловливает актуальность данного исследования, а также его проблему: поиска научно обоснованных путей развития и формирования саморегуляции поведения детей с нарушениями речи. Решение указанной проблемы будет способствовать повышению эффективности работы практических психологов и педагогов.
В рамках указанной проблемы определена тема исследования: «Модель психолого-педагогического сопровождения образования детей с нарушениями речи в отношении саморегуляции их поведения».
Цель исследования - представить модель психолого-педагогического сопровождения образования детей с нарушениями речи в отношении саморегуляции их поведения и экспериментальным путем проверить эффективность ее реализации.
Объект - саморегуляция поведения детей с нарушениями речи.
Предмет - процесс развития и формирования саморегуляции поведения детей с нарушениями речи.
Гипотеза исследования основана на предположениях о том, что, если будет разработана и реализована модель психолого-педагогического сопровождения образования детей с нарушениями речи в отношении саморегуляции их поведения, то процесс развития саморегуляции поведения у детей с нарушениями речи будет более эффективный.
На основании цели исследования и гипотезы были сформулированы следующие задачи:
1. Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме саморегуляции поведения детей с нарушениями речи и их нормально развивающихся сверстников.
2. Подобрать методический инструментарий для осуществления психологической диагностики саморегуляции поведения детей с нарушениями речи младшего школьного возраста.
3. Провести психологическую диагностику саморегуляции поведения детей с нарушениями речи младшего школьного возраста.
4. Представить модель психолого-педагогического сопровождения образования детей младшего школьного возраста с нарушениями речи в отношении саморегуляции их поведения.
5. Составить и частично апробировать коррекционно-развивающую программу, как один из аспектов модели психолого-педагогического сопровождения образования детей младшего школьного возраста с нарушениями речи в отношении саморегуляции их поведения.
6. Проверить эффективность модели психолого-педагогического сопровождения образования детей младшего школьного возраста с нарушениями речи в отношении саморегуляции их поведения.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили:
- концепции об особенностях саморегуляции (О. А. Конопкин, В. И. Моросанова, А. К. Осницкий);
- исследования о развитии саморегуляции детей в младшем школьном возрасте (И. В. Дубровина, Э. Д. Телегина, В. В. Гагай и др.);
- исследования о саморегуляции поведения детей с нарушениями речи в младшем школьном возрасте (Т. В. Сидорко, В. А. Калягин, Е. Н. Колодич, Л. М. Шипицына, Л. С. Волкова и др. и др.);
- положения о психологических новообразованиях в младшем школьном возрасте (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин).
Методы исследования:
- теоретические: анализ научно-методической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: изучение психолого-педагогической документации
обучающихся, анализ анамнестических данных (личные дела, протоколы ПМПК); методы психолого-педагогического обследования (наблюдение, беседа, анкета, метод экспертной оценки); стандартизированные диагностические методики: методика «Стиль саморегуляции поведения детей (2) - В. И. Моросанова» (вариант ССПД2-М); методика «Метод наблюдения для оценки волевых качеств» (А. И. Высоцкий); опросник «Саморегуляция личностных особенностей» (опросник представляет собой модифицированный вариант опросника «Саморегуляция», разработанного О. А. Конопкиным и А. К. Осницким. Опросник адаптировали Е. Б. Мамонова, И. В. Черемисова, О. В. Суворова); Тест простых поручений (ППМС-центр «Доверие»).
Ограничением исследования является возрастной диапазон детей: обучающиеся 3 класса (9-10 лет) с нарушениями речи.
База исследования: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Речевой центр».
Теоретическая значимость:
- выявлена специфика саморегуляции поведения детей с нарушениями речи;
- теоретически обоснована необходимость внедрения разработанной модели в практику психолого-педагогического сопровождения образования детей с нарушениями речи в отношении саморегуляции их поведения.
Практическая значимость:
- предложенная модель психолого-педагогического сопровождения образования детей с нарушениями речи в отношении саморегуляции их может быть реализована в работе с детьми данной категории, а также с детьми других нозологических групп.
База исследования: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Речевой центр».
Структура работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы (62), приложение (20).
Проблема изучения саморегуляции как сознательного процесса, направленного на управление собственным поведением (Б. В. Зейгарник, Г. С. Никифоров и др.), является одной из базовых задач психологической науки. В различных ее аспектах исследованиями саморегуляции занимались А. Н. Леонтьев, Г. С. Никифоров, О. А. Конопкин, В. И. Моросанова и др. На сегодняшний день довольно подробно изучены такие аспекты саморегуляции поведения, как становление процесса произвольного регулирования (Л. М. Веккер, А. В. Быков, Т. Н. Шульга, А. К. Осницкий и др.).
Для нашего исследования наиболее важное направление составляет изучение процесса саморегуляции поведения детей с нарушениями речи, данным вопросом занимались Т. В. Сидорко, В. А. Калягин, Е. Н. Колодич, Л. М. Шипицына, Л. С. Волкова и др.
Несмотря на то, что интерес к исследованию волевых процессов детей с нарушениями речи возник достаточно давно, данный вопрос остается актуальным и его изучение имеет большое значение, так как саморегуляция является необходимым условием полноценного существования ребенка в социуме, его личностного развития, а также эффективного выполнения учебной или другой деятельности. Предъявляемые к детям требования уже в начальной школе предполагают достаточно высокий уровень развития произвольности и саморегуляции.
Если обучающийся с нарушениями речи не способен действовать организованно, в соответствии со стоящими перед ним с задачами, не умеет самостоятельно регулировать свои чувства и эмоции, не умеет переключаться с одного вида деятельности на другой, то в дальнейшем это может негативно сказаться на успешной социальной адаптации и личностном развитии в целом. Зная специфику формирования саморегуляции поведения детей с нарушениями речи мы можем помочь им в успешной социализации, а также содействовать правильному формированию и развитию личности ребенка.
Актуальность данного исследования вытекает из противоречий между:
1) потребностью общества в проявлении способности к саморегуляции поведения и недостаточной проработанностью проблемы ее формирования;
2) необходимостью разработки программно-методического обеспечения сопровождения образования детей с нарушениями речи в отношении саморегуляции их поведения и недостаточностью эмпирических исследований саморегуляции поведения детей с нарушениями речи;
3) востребованностью проведения педагогами психолого-педагогической работы по сопровождению образования детей с нарушениями речи в отношении саморегуляции их поведения и отсутствием соответствующей модели.
Необходимость разрешения вышеперечисленных противоречий обусловливает актуальность данного исследования, а также его проблему: поиска научно обоснованных путей развития и формирования саморегуляции поведения детей с нарушениями речи. Решение указанной проблемы будет способствовать повышению эффективности работы практических психологов и педагогов.
В рамках указанной проблемы определена тема исследования: «Модель психолого-педагогического сопровождения образования детей с нарушениями речи в отношении саморегуляции их поведения».
Цель исследования - представить модель психолого-педагогического сопровождения образования детей с нарушениями речи в отношении саморегуляции их поведения и экспериментальным путем проверить эффективность ее реализации.
Объект - саморегуляция поведения детей с нарушениями речи.
Предмет - процесс развития и формирования саморегуляции поведения детей с нарушениями речи.
Гипотеза исследования основана на предположениях о том, что, если будет разработана и реализована модель психолого-педагогического сопровождения образования детей с нарушениями речи в отношении саморегуляции их поведения, то процесс развития саморегуляции поведения у детей с нарушениями речи будет более эффективный.
На основании цели исследования и гипотезы были сформулированы следующие задачи:
1. Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме саморегуляции поведения детей с нарушениями речи и их нормально развивающихся сверстников.
2. Подобрать методический инструментарий для осуществления психологической диагностики саморегуляции поведения детей с нарушениями речи младшего школьного возраста.
3. Провести психологическую диагностику саморегуляции поведения детей с нарушениями речи младшего школьного возраста.
4. Представить модель психолого-педагогического сопровождения образования детей младшего школьного возраста с нарушениями речи в отношении саморегуляции их поведения.
5. Составить и частично апробировать коррекционно-развивающую программу, как один из аспектов модели психолого-педагогического сопровождения образования детей младшего школьного возраста с нарушениями речи в отношении саморегуляции их поведения.
6. Проверить эффективность модели психолого-педагогического сопровождения образования детей младшего школьного возраста с нарушениями речи в отношении саморегуляции их поведения.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили:
- концепции об особенностях саморегуляции (О. А. Конопкин, В. И. Моросанова, А. К. Осницкий);
- исследования о развитии саморегуляции детей в младшем школьном возрасте (И. В. Дубровина, Э. Д. Телегина, В. В. Гагай и др.);
- исследования о саморегуляции поведения детей с нарушениями речи в младшем школьном возрасте (Т. В. Сидорко, В. А. Калягин, Е. Н. Колодич, Л. М. Шипицына, Л. С. Волкова и др. и др.);
- положения о психологических новообразованиях в младшем школьном возрасте (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин).
Методы исследования:
- теоретические: анализ научно-методической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: изучение психолого-педагогической документации
обучающихся, анализ анамнестических данных (личные дела, протоколы ПМПК); методы психолого-педагогического обследования (наблюдение, беседа, анкета, метод экспертной оценки); стандартизированные диагностические методики: методика «Стиль саморегуляции поведения детей (2) - В. И. Моросанова» (вариант ССПД2-М); методика «Метод наблюдения для оценки волевых качеств» (А. И. Высоцкий); опросник «Саморегуляция личностных особенностей» (опросник представляет собой модифицированный вариант опросника «Саморегуляция», разработанного О. А. Конопкиным и А. К. Осницким. Опросник адаптировали Е. Б. Мамонова, И. В. Черемисова, О. В. Суворова); Тест простых поручений (ППМС-центр «Доверие»).
Ограничением исследования является возрастной диапазон детей: обучающиеся 3 класса (9-10 лет) с нарушениями речи.
База исследования: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Речевой центр».
Теоретическая значимость:
- выявлена специфика саморегуляции поведения детей с нарушениями речи;
- теоретически обоснована необходимость внедрения разработанной модели в практику психолого-педагогического сопровождения образования детей с нарушениями речи в отношении саморегуляции их поведения.
Практическая значимость:
- предложенная модель психолого-педагогического сопровождения образования детей с нарушениями речи в отношении саморегуляции их может быть реализована в работе с детьми данной категории, а также с детьми других нозологических групп.
База исследования: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Речевой центр».
Структура работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы (62), приложение (20).
Саморегуляция выступает необходимым условием полноценного существования ребенка в социуме, его личностного развития, а также эффективного выполнения учебной или другой деятельности. Предъявляемые к детям требования уже в начальной школе предполагают достаточно высокий уровень развития произвольности и саморегуляции.
Если обучающийся с нарушениями речи не способен действовать организованно, в соответствии со стоящими перед ним с задачами, не умеет самостоятельно регулировать свои чувства и эмоции, не умеет переключаться с одного вида деятельности на другой, то в дальнейшем это может негативно сказаться на успешной социальной адаптации и личностном развитии в целом. Зная специфику формирования саморегуляции поведения детей с нарушениями речи мы можем помочь им в успешной социализации, а также содействовать правильному формированию и развитию личности ребенка.
Цель исследования заключалась в том, чтобы представить модель психолого-педагогического сопровождения образования детей с нарушениями речи в отношении саморегуляции их поведения и экспериментальным путем проверить эффективность ее реализации.
В ходе исследования были изучены и проанализированы 62 источника литературы, раскрывающие понятия «саморегуляция» и «поведение». Рассмотрены особенности саморегуляции поведения детей младшего школьного возраста с нарушениями речи и их нормально развивающихся сверстников.
Представленная модель психолого-педагогического сопровождения образования детей с нарушениями речи в отношении саморегуляции их поведения включает в себя следующие блоки:
1. Диагностический блок.
2. В рамках работы с детьми младшего школьного возраста с нарушениями речи: коррекционно-развивающих и профилактический блок.
3. В рамках работы с родителями (законными представителями) и педагогами испытуемых: консультативный и просветительский блок.
4. Контрольно-диагностический блок.
В рамках диагностического блока для определения особенностей саморегуляции поведения у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи были подобраны и использованы следующие методики: методика «Стиль саморегуляции поведения детей (2) - В. И. Моросанова» (вариант ССПД2-М); методика «Метод наблюдения для оценки волевых качеств» (А. И. Высоцкий); опросник «Саморегуляция личностных особенностей» (опросник представляет собой модифицированный вариант опросника «Саморегуляция», разработанного О. А. Конопкиным и А. К. Осницким. Опросник адаптировали Е. Б. Мамонова, И. В. Черемисова, О. В. Суворова); Тест простых поручений (ППМС-центр «Доверие»).
Анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволил выявить специфику саморегуляции поведения у детей с нарушениями речи младшего школьного возраста, которая заключается в следующем:
1. Большинство детей имеют низкий уровень развития личностной саморегуляции (58 %).
2. У 47-58% обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями речи такие процессы саморегуляции, как моделирование, программирование, оценка результатов, гибкость, ответственность находятся на низком уровне. Они стараются скорее закончить работу, не обращая внимания на результат. Нуждаются в одобрении, подсказке, поощрении взрослого.
3. Большинство обучающихся имеют низкий уровень развития саморегуляции (68 %). Имеют трудности с пониманием, удержанием и способностью действовать по инструкции.
4. У обучающихся с нарушениями речи такие волевые качества, как дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, выдержка, организованность, решительность слабо развиты.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что существует необходимость проведения коррекционно-развивающей работы по формированию и развитию саморегуляции поведения у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи. Для этого была составлена и частично апробирована коррекционно-развивающая программа, направленная на формирование и развитие саморегуляции поведения у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
В рамках работы с родителями (законными представителями) испытуемых была реализована консультативная деятельность, всего проведено 9 индивидуальных консультаций с родителями (мамами) испытуемых.
Просветительская деятельность была организована с родителями (законными представителями) и педагогами детей младшего школьного возраста с нарушениями речи в отношении саморегуляции их поведения (разработаны буклеты: «Игры и упражнения для развития саморегуляции», «Как воспитать чувство ответственности в детях», на сайте образовательной организации предложена презентация на тему «Как развивать самостоятельность школьников при подготовке домашних заданий?»).
В рамках контрольно-диагностического блока был проведен контрольный этап эксперимента (на основе промежуточного мониторинга), который показал положительную динамику у большинства (68%) детей младшего школьного возраста с нарушениями речи в отношении саморегуляции их поведения, что позволяет сделать вывод о том, что при полной реализации предложенной модели возможно будет достигнута большая динамика и процесс развития саморегуляции будет еще эффективней.
Таким образом, задачи решены, гипотеза подтверждена, цель достигнута.
Если обучающийся с нарушениями речи не способен действовать организованно, в соответствии со стоящими перед ним с задачами, не умеет самостоятельно регулировать свои чувства и эмоции, не умеет переключаться с одного вида деятельности на другой, то в дальнейшем это может негативно сказаться на успешной социальной адаптации и личностном развитии в целом. Зная специфику формирования саморегуляции поведения детей с нарушениями речи мы можем помочь им в успешной социализации, а также содействовать правильному формированию и развитию личности ребенка.
Цель исследования заключалась в том, чтобы представить модель психолого-педагогического сопровождения образования детей с нарушениями речи в отношении саморегуляции их поведения и экспериментальным путем проверить эффективность ее реализации.
В ходе исследования были изучены и проанализированы 62 источника литературы, раскрывающие понятия «саморегуляция» и «поведение». Рассмотрены особенности саморегуляции поведения детей младшего школьного возраста с нарушениями речи и их нормально развивающихся сверстников.
Представленная модель психолого-педагогического сопровождения образования детей с нарушениями речи в отношении саморегуляции их поведения включает в себя следующие блоки:
1. Диагностический блок.
2. В рамках работы с детьми младшего школьного возраста с нарушениями речи: коррекционно-развивающих и профилактический блок.
3. В рамках работы с родителями (законными представителями) и педагогами испытуемых: консультативный и просветительский блок.
4. Контрольно-диагностический блок.
В рамках диагностического блока для определения особенностей саморегуляции поведения у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи были подобраны и использованы следующие методики: методика «Стиль саморегуляции поведения детей (2) - В. И. Моросанова» (вариант ССПД2-М); методика «Метод наблюдения для оценки волевых качеств» (А. И. Высоцкий); опросник «Саморегуляция личностных особенностей» (опросник представляет собой модифицированный вариант опросника «Саморегуляция», разработанного О. А. Конопкиным и А. К. Осницким. Опросник адаптировали Е. Б. Мамонова, И. В. Черемисова, О. В. Суворова); Тест простых поручений (ППМС-центр «Доверие»).
Анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволил выявить специфику саморегуляции поведения у детей с нарушениями речи младшего школьного возраста, которая заключается в следующем:
1. Большинство детей имеют низкий уровень развития личностной саморегуляции (58 %).
2. У 47-58% обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями речи такие процессы саморегуляции, как моделирование, программирование, оценка результатов, гибкость, ответственность находятся на низком уровне. Они стараются скорее закончить работу, не обращая внимания на результат. Нуждаются в одобрении, подсказке, поощрении взрослого.
3. Большинство обучающихся имеют низкий уровень развития саморегуляции (68 %). Имеют трудности с пониманием, удержанием и способностью действовать по инструкции.
4. У обучающихся с нарушениями речи такие волевые качества, как дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, выдержка, организованность, решительность слабо развиты.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что существует необходимость проведения коррекционно-развивающей работы по формированию и развитию саморегуляции поведения у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи. Для этого была составлена и частично апробирована коррекционно-развивающая программа, направленная на формирование и развитие саморегуляции поведения у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
В рамках работы с родителями (законными представителями) испытуемых была реализована консультативная деятельность, всего проведено 9 индивидуальных консультаций с родителями (мамами) испытуемых.
Просветительская деятельность была организована с родителями (законными представителями) и педагогами детей младшего школьного возраста с нарушениями речи в отношении саморегуляции их поведения (разработаны буклеты: «Игры и упражнения для развития саморегуляции», «Как воспитать чувство ответственности в детях», на сайте образовательной организации предложена презентация на тему «Как развивать самостоятельность школьников при подготовке домашних заданий?»).
В рамках контрольно-диагностического блока был проведен контрольный этап эксперимента (на основе промежуточного мониторинга), который показал положительную динамику у большинства (68%) детей младшего школьного возраста с нарушениями речи в отношении саморегуляции их поведения, что позволяет сделать вывод о том, что при полной реализации предложенной модели возможно будет достигнута большая динамика и процесс развития саморегуляции будет еще эффективней.
Таким образом, задачи решены, гипотеза подтверждена, цель достигнута.
Подобные работы
- Модель психолого-педагогического сопровождения образования детей с
нарушениями речи в отношении саморегуляции их поведения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогическое сопровождение развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогические условия включения детей с синдромом Дауна в инклюзивные классы начальной школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2024 - Развитие коммуникативного поведения детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях детского сада
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2016 - Психологическая программа коррекции агрессии детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - Дети с особенностями развития.
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2014 - ВЛИЯНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Когнитивная функция прогностической компетентности младших школьников с нарушением зрения и слуха
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



