ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 6
Словарная работа в речевом развитии дошкольников
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР 6
1.3. Особенности развития словаря дошкольников с общим недоразвитием
речи 13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ И УРОВНЯ
РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ
РЕЧИ 19
2.1. Организация констатирующего эксперимента 25
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 25
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР НА ЗАНЯТИЯХ ПО
ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ 34
3.1. Значение занятий по ознакомлению с окружающим миром в развитии
словарного запаса 34
3.2. Содержание коррекционной работы по формированию словаря у
детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 71
В наше время появляется тенденция к увеличению количества детей дошкольного возраста с различными нарушениями речевого развития. Как отмечает Р. Е. Левина, недостатки речевого развития проявляются в нарушении звукопроизношения, затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах произношения, но и в затруднениях звукового анализа. Благодаря полноценному речевому общению происходит социальный контакт между людьми, речевая деятельность ребенка способствует гармоничному и правильному развитию высших форм познавательной деятельности. Преимущественно речевые нарушения являются следствием органических поражений центральной нервной системы в перинатальном периоде.
Существуют некоторые характерные признаки, свидетельствующие о нарушенном речевом развитии дошкольника. К таким признакам можно отнести отложенный запуск речевой деятельности, темп речевого развития при этом замедленный, словарный запас по объему имеет резкое расхождение, в сравнении с нормотипичным речевым развитием. Грамматический строй речи сформирован не правильно, фонематическое восприятие и звукопроизношение также не соотносится с нормой. Понимание для конкретного возрастного промежутка доступной обращенной речи при этом, остается на удовлетворительном уровне, на таком же уровне находятся показатели сохранного слуха ребенка. Речь дошкольника, отнесенная к категории речевых нарушений, речь пребывать на разном уровне развития.
Основываясь на многолетнем опыте дошкольной педагогики, можно прийти к заключению, что на успешность обучения ребенка существенно влияет уровень развития его словаря и речи в целом. Известно, что дети, имеющие богатый словарный запас, как правило, не испытывают трудностей в обучении грамоте. По словам М. М. Алексеевой и В. И. Яшиной, дети с низким уровнем сформированности словаря испытывают трудности в общении, в обучении чтению и письму, поскольку свободная речь (устная и письменная), в первую очередь, основывается на хорошо развитом лексиконе.
В литературе имеется немало исследований, посвященных лексической стороне речи и ее коррекции у дошкольников с нарушениями речи (Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и другие). Ими обнаружены и выявлены лексические нарушения, имеющие специфичность, к ним можно отнести такие особенности как, как неудовлетворительный уровень развития словарного запаса, значительная разница при соотнесении объема активного и пассивного словаря, употребление слов, не соответствующих речевой ситуации, многочисленные вербальные парафазии, несформированность семантических полей, также препятствия при попытках актуализации словаря.
Актуальность нашего исследования связана с необходимостью исследования и коррекции лексического запаса дошкольников с ОНР, поскольку от сформированности словаря зависит успешность овладения ребенком программой детского сада, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.
Объект - словарь дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет - процесс развития словаря дошкольников с общим недоразвитием речи на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
Цель - развитие словаря дошкольников с общим недоразвитием речи на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические основы развития словаря дошкольников.
2. Охарактеризовать речевое развитие дошкольников с ОНР на основе анализа психолого-педагогической литературы.
3. Выявить особенности развития словаря дошкольников с ОНР.
4. Провести экспериментальное исследование особенностей словаря дошкольников с общим недоразвитием речи.
5. Охарактеризовать содержание коррекционной работы по развитию словаря у детей дошкольного возраста с ОНР на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
Структура: работа содержит введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение, список литературы (43 источника).
В настоящее время неуклонно увеличивается количество дошкольников с таким нарушением, как общее недоразвитие речи. Разработка и совершенствование методик диагностики и коррекции, изучение особенностей и уровня развития словаря дошкольников с общим недоразвитием речи представляют актуальную проблему в коррекционной педагогике на сегодняшний день.
Изучение научной литературы на первом этапе нашей исследовательской работы, позволило нам определить теоретические основы особенностей и уровня развития словаря дошкольников с общим недоразвитием речи, были рассмотрено развитие словаря у детей с нормотипичным речевым развитием. Нам удалось охарактеризовать с психолого-педагогической точки зрения дошкольников с ОНР всех уровней речевого развития и выявить их особенности и уровни развития словаря.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что своевременное усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Параллельно с этим происходит развитие операций анализа, синтеза, обобщения, что влияет на овладение лексическим значением слов. Бедный словарный запас, характерный для группы детей с общим недоразвитием речи, препятствует полноценному развитию их коммуникативной функции, что оказывает негативное влияние на познавательное развитие. Богатый словарный запас является признаком правильной и хорошо развитой речи, показателем высокого уровня умственного развития, что, несомненно, является важным условием для успешного освоения школьной программы.
Одной из поставленных задач нашей работы, было исследование особенностей и уровня развития словаря дошкольников с общим недоразвитием речи. Эту задачу нам удалось реализовать в ходе эксперимента в котором участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста, имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) о наличии у них общего недоразвития речи с различной структурой речевого нарушения. Средний физиологический возраст участников эксперимента составил от 5 до 6,5 лет.
Целью нашего экспериментального исследования явилось определение уровня развития словаря у детей 5 - 6 лет, выводы, сделанные на основе данных эксперимента, помогли нам охарактеризовать коррекционную работу по развитию словаря дошкольников с общим недоразвитием речи.
Констатирующий эксперимент показал, что в обследуемой группе при обследовании словаря, пассивный словарь преобладает над активным словарем. В обследование пассивного словаря уровень развития показал 60 % высокого и 40 % среднего, низкого уровня нет. При обследовании активного словаря высокого уровня развития нет, но преобладает средний уровень 60 % надо низким 40 % уровнем развития. Также были выявлены такие
особенности словаря дошкольников с ОНР, как большая часть активной лексики дошкольников представлена словарем существительных, в меньшей степени развит предикативный словарь - словарь глаголов. Наиболее слабым местом в системе лексики, при общем недоразвитии речи, является атрибутивный словарь и словарь числительных и предлогов.
В качестве коррекционной работы по преодолению недостатков речевого развития обследуемой группы детей, нами был разработан творческий проект «Люблю тебя, мой край», целью которого является обогащение словаря детей с ОНР обществоведческой лексикой. Развитие словаря, в рамках этого проекта, тесно связанно с формированием представлений об окружающей действительности и познавательной деятельности ребенка.
Таким образом, поставленные задачи решены, цель достигнута.
1. Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З. Е. Агранович. - СПб. : Детство-Пресс, 2001. - 48 с.
2. Алексеева, М. М. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях : учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен / М. М. Алексеева, О. С. Ушакова. - М., 2003. - 274 с.
3. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
4. Антипова, Ж. С. Что? Где? Когда?: О работе по формированию словарного запаса у детей с ОНР / Ж. С. Антипова // Дошкольное воспитание. - М., 1995. - № 9. - С. 36-38.
5. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей : учеб.-метод. пособие / А. Г. Арушанова. - М. : Мозаика-Синтез, 1999. - 270 с.
6. Арушанова, А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника : в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / А. Г. Арушанова,
A. М. Шахнарович. - М. : Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - 234 с.
7. Бельтюков, В. И. Пути исследования механизма развития речи /
B. И. Бельтюков // Дефектология. - 1984. - № 3. - С. 24-32.
8. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. - М. : Просвещение, 1981. - 256 с.
9. Выготский, Л. С. Мышление и речь : учеб.-метод. пособие / Л. С. Выготский - М., 1996. - 415 с.
10. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М. : Просвещение, 2011. - 335 с.
11. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4 - 6 лет : учеб.-метод. пособие / В. В. Гербова - М. : Просвещение, 1987. - 207 с.
12. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева. - М. : Академия, 1999. - 412 с.
13. Громова, О. Е. Методика формирования начального детского лексикона : метод. пособие / О. Е. Громова - М. : Сфера, 2003. - 176 с.
14. Денисова, О. А. Детская логопсихология : учеб. для вузов / О. А. Денисова, О. Л. Леханова, Т. В. Захарова. - М. : ВЛАДОС, 2018. - 161 с.
15. Ермолаева, М. В. Психолого-педагогическая практика в системе образования : учеб.-метод. пособие для студентов / М. В. Ермолаева, А. В. Захарова, Л. И. Калинина, С. И. Наумова. - М. : МОДЭК, 1998. - 288 с.
16. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : учеб.-метод. пособие / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева - Екатеринбург : Литур., 2006. - 320 с.
17. Жукова, Н. С. Формирование устной речи : учеб-метод. пособие / Н. С. Жукова. - М. : Соц.-полит. журн., 1994. - 96 с.
18. Козырева, Л. М. Развитие речи. Дети 5 - 7 лет / Л. М. Козырева. - Ярославль : Академия Холдинг, 2002. - 160 с.
19. Кроткова, А. В. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня / А. В. Кроткова, Е. Н. Дроздова // Логопед. - 2004. - № 1. - С. 26-34.
20. Лаврентьева, А. И. Система работы по развитию семантической стороны речи младших дошкольников : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / А. И. Лаврентьева. - М., 1998. - 165 с.
...