Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи на занятиях по ознакомлению с окружающим миром

Работа №93948

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
145
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 6
Словарная работа в речевом развитии дошкольников
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР 6
1.3. Особенности развития словаря дошкольников с общим недоразвитием
речи 13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ И УРОВНЯ
РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ
РЕЧИ 19
2.1. Организация констатирующего эксперимента 25
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 25
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР НА ЗАНЯТИЯХ ПО
ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ 34
3.1. Значение занятий по ознакомлению с окружающим миром в развитии
словарного запаса 34
3.2. Содержание коррекционной работы по формированию словаря у
детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 71


В наше время появляется тенденция к увеличению количества детей дошкольного возраста с различными нарушениями речевого развития. Как отмечает Р. Е. Левина, недостатки речевого развития проявляются в нарушении звукопроизношения, затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах произношения, но и в затруднениях звукового анализа. Благодаря полноценному речевому общению происходит социальный контакт между людьми, речевая деятельность ребенка способствует гармоничному и правильному развитию высших форм познавательной деятельности. Преимущественно речевые нарушения являются следствием органических поражений центральной нервной системы в перинатальном периоде.
Существуют некоторые характерные признаки, свидетельствующие о нарушенном речевом развитии дошкольника. К таким признакам можно отнести отложенный запуск речевой деятельности, темп речевого развития при этом замедленный, словарный запас по объему имеет резкое расхождение, в сравнении с нормотипичным речевым развитием. Грамматический строй речи сформирован не правильно, фонематическое восприятие и звукопроизношение также не соотносится с нормой. Понимание для конкретного возрастного промежутка доступной обращенной речи при этом, остается на удовлетворительном уровне, на таком же уровне находятся показатели сохранного слуха ребенка. Речь дошкольника, отнесенная к категории речевых нарушений, речь пребывать на разном уровне развития.
Основываясь на многолетнем опыте дошкольной педагогики, можно прийти к заключению, что на успешность обучения ребенка существенно влияет уровень развития его словаря и речи в целом. Известно, что дети, имеющие богатый словарный запас, как правило, не испытывают трудностей в обучении грамоте. По словам М. М. Алексеевой и В. И. Яшиной, дети с низким уровнем сформированности словаря испытывают трудности в общении, в обучении чтению и письму, поскольку свободная речь (устная и письменная), в первую очередь, основывается на хорошо развитом лексиконе.
В литературе имеется немало исследований, посвященных лексической стороне речи и ее коррекции у дошкольников с нарушениями речи (Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и другие). Ими обнаружены и выявлены лексические нарушения, имеющие специфичность, к ним можно отнести такие особенности как, как неудовлетворительный уровень развития словарного запаса, значительная разница при соотнесении объема активного и пассивного словаря, употребление слов, не соответствующих речевой ситуации, многочисленные вербальные парафазии, несформированность семантических полей, также препятствия при попытках актуализации словаря.
Актуальность нашего исследования связана с необходимостью исследования и коррекции лексического запаса дошкольников с ОНР, поскольку от сформированности словаря зависит успешность овладения ребенком программой детского сада, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.
Объект - словарь дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет - процесс развития словаря дошкольников с общим недоразвитием речи на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
Цель - развитие словаря дошкольников с общим недоразвитием речи на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические основы развития словаря дошкольников.
2. Охарактеризовать речевое развитие дошкольников с ОНР на основе анализа психолого-педагогической литературы.
3. Выявить особенности развития словаря дошкольников с ОНР.
4. Провести экспериментальное исследование особенностей словаря дошкольников с общим недоразвитием речи.
5. Охарактеризовать содержание коррекционной работы по развитию словаря у детей дошкольного возраста с ОНР на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
Структура: работа содержит введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение, список литературы (43 источника).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время неуклонно увеличивается количество дошкольников с таким нарушением, как общее недоразвитие речи. Разработка и совершенствование методик диагностики и коррекции, изучение особенностей и уровня развития словаря дошкольников с общим недоразвитием речи представляют актуальную проблему в коррекционной педагогике на сегодняшний день.
Изучение научной литературы на первом этапе нашей исследовательской работы, позволило нам определить теоретические основы особенностей и уровня развития словаря дошкольников с общим недоразвитием речи, были рассмотрено развитие словаря у детей с нормотипичным речевым развитием. Нам удалось охарактеризовать с психолого-педагогической точки зрения дошкольников с ОНР всех уровней речевого развития и выявить их особенности и уровни развития словаря.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что своевременное усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Параллельно с этим происходит развитие операций анализа, синтеза, обобщения, что влияет на овладение лексическим значением слов. Бедный словарный запас, характерный для группы детей с общим недоразвитием речи, препятствует полноценному развитию их коммуникативной функции, что оказывает негативное влияние на познавательное развитие. Богатый словарный запас является признаком правильной и хорошо развитой речи, показателем высокого уровня умственного развития, что, несомненно, является важным условием для успешного освоения школьной программы.
Одной из поставленных задач нашей работы, было исследование особенностей и уровня развития словаря дошкольников с общим недоразвитием речи. Эту задачу нам удалось реализовать в ходе эксперимента в котором участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста, имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) о наличии у них общего недоразвития речи с различной структурой речевого нарушения. Средний физиологический возраст участников эксперимента составил от 5 до 6,5 лет.
Целью нашего экспериментального исследования явилось определение уровня развития словаря у детей 5 - 6 лет, выводы, сделанные на основе данных эксперимента, помогли нам охарактеризовать коррекционную работу по развитию словаря дошкольников с общим недоразвитием речи.
Констатирующий эксперимент показал, что в обследуемой группе при обследовании словаря, пассивный словарь преобладает над активным словарем. В обследование пассивного словаря уровень развития показал 60 % высокого и 40 % среднего, низкого уровня нет. При обследовании активного словаря высокого уровня развития нет, но преобладает средний уровень 60 % надо низким 40 % уровнем развития. Также были выявлены такие
особенности словаря дошкольников с ОНР, как большая часть активной лексики дошкольников представлена словарем существительных, в меньшей степени развит предикативный словарь - словарь глаголов. Наиболее слабым местом в системе лексики, при общем недоразвитии речи, является атрибутивный словарь и словарь числительных и предлогов.
В качестве коррекционной работы по преодолению недостатков речевого развития обследуемой группы детей, нами был разработан творческий проект «Люблю тебя, мой край», целью которого является обогащение словаря детей с ОНР обществоведческой лексикой. Развитие словаря, в рамках этого проекта, тесно связанно с формированием представлений об окружающей действительности и познавательной деятельности ребенка.
Таким образом, поставленные задачи решены, цель достигнута.



1. Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З. Е. Агранович. - СПб. : Детство-Пресс, 2001. - 48 с.
2. Алексеева, М. М. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях : учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен / М. М. Алексеева, О. С. Ушакова. - М., 2003. - 274 с.
3. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
4. Антипова, Ж. С. Что? Где? Когда?: О работе по формированию словарного запаса у детей с ОНР / Ж. С. Антипова // Дошкольное воспитание. - М., 1995. - № 9. - С. 36-38.
5. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей : учеб.-метод. пособие / А. Г. Арушанова. - М. : Мозаика-Синтез, 1999. - 270 с.
6. Арушанова, А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника : в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / А. Г. Арушанова,
A. М. Шахнарович. - М. : Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - 234 с.
7. Бельтюков, В. И. Пути исследования механизма развития речи /
B. И. Бельтюков // Дефектология. - 1984. - № 3. - С. 24-32.
8. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. - М. : Просвещение, 1981. - 256 с.
9. Выготский, Л. С. Мышление и речь : учеб.-метод. пособие / Л. С. Выготский - М., 1996. - 415 с.
10. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М. : Просвещение, 2011. - 335 с.
11. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4 - 6 лет : учеб.-метод. пособие / В. В. Гербова - М. : Просвещение, 1987. - 207 с.
12. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева. - М. : Академия, 1999. - 412 с.
13. Громова, О. Е. Методика формирования начального детского лексикона : метод. пособие / О. Е. Громова - М. : Сфера, 2003. - 176 с.
14. Денисова, О. А. Детская логопсихология : учеб. для вузов / О. А. Денисова, О. Л. Леханова, Т. В. Захарова. - М. : ВЛАДОС, 2018. - 161 с.
15. Ермолаева, М. В. Психолого-педагогическая практика в системе образования : учеб.-метод. пособие для студентов / М. В. Ермолаева, А. В. Захарова, Л. И. Калинина, С. И. Наумова. - М. : МОДЭК, 1998. - 288 с.
16. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : учеб.-метод. пособие / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева - Екатеринбург : Литур., 2006. - 320 с.
17. Жукова, Н. С. Формирование устной речи : учеб-метод. пособие / Н. С. Жукова. - М. : Соц.-полит. журн., 1994. - 96 с.
18. Козырева, Л. М. Развитие речи. Дети 5 - 7 лет / Л. М. Козырева. - Ярославль : Академия Холдинг, 2002. - 160 с.
19. Кроткова, А. В. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня / А. В. Кроткова, Е. Н. Дроздова // Логопед. - 2004. - № 1. - С. 26-34.
20. Лаврентьева, А. И. Система работы по развитию семантической стороны речи младших дошкольников : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / А. И. Лаврентьева. - М., 1998. - 165 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ