Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогическое сопровождение обучающихся с синдромом Дауна посредством реализации коррекционно-развивающей программы по совершенствованию у них психомоторных и сенсорных процессов

Работа №93933

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы172
Год сдачи2022
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
173
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С СИНДРОМОМ ДАУНА, НАПРАВЛЕННОГО НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ У НИХ ПСИХОМОТОРНЫХ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ 8
1.1. Понятия «психомоторные и сенсорные процессы», как научный
феномен 8
1.2. Медико-психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
синдромом Дауна 16
1.3. Особенности формирования психомоторных и сенсорных
процессов у обучающихся с синдромом Дауна 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ПСИХОМОТОРНЫХ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С СИНДРОМОМ ДАУНА 31
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся с
синдромом Дауна, задействованных в констатирующем этапе
экспериментального исследования 31
2.2. Методы и методики проведения констатирующего этапа
экспериментального исследования, направленные на определение уровней сформированности психомоторных и сенсорных процессов у обучающихся с синдромом Дауна 37
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального
исследования, направленного на определение уровней
сформированности психомоторных и сенсорных процессов у обучающихся с синдромом Дауна 42
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С СИНДРОМОМ ДАУНА ПСИХОМОТОРНЫХ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ, И АНАЛИЗ ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ 53
3.1. Коррекционно-развивающая программа по совершенствованию у
обучающихся с синдромом Дауна психомоторных и сенсорных процессов 53
3.2. Анализ апробации коррекционно-развивающей программы по
совершенствованию у обучающихся с синдромом Дауна психомоторных и сенсорных процессов 63
3.3. Методические рекомендации для педагогов, воспитателей и родителей направленные на совершенствование психомоторных и
сенсорных процессов у обучающихся с синдромом Дауна 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ

Проблема исследования. В условиях современного общества уделяется особое внимание возможности осуществления педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью, в том числе и с синдромом Дауна, которые проживают в детских домах-интернатах. Важной проблемой для олигофренопедагогики становится реализация коррекционно-развивающей работы с лицами с синдромом Дауна, при имеющихся у них сенсорных и психомоторных нарушениях, недостаточной информированности персонала об особенностях и способностях таких обучающихся. Ее решение будет способствовать совершенствованию сенсорных и психомоторных процессов у обучающихся с синдромом Дауна и как следствие более успешному формированию жизненных компетенций. Одним из наиболее эффективных методов решения проблемы является усовершенствование педагогического сопровождения обучающихся с синдромом Дауна посредством реализации коррекционно-развивающей программы по совершенствованию у них психомоторных и сенсорных процессов (Э. Д. Айрес, П. Л. Жиянова, П. С. Уиндерс).
Актуальность темы заключается в том, что с вступлением в силу от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на обучение получили все лица, в том числе и те, которые не обучались ранее. Лица с синдромом Дауна, часто не имели возможности получения коррекционно-развивающей помощи, при имеющихся у них нарушениях сенсорных и психомоторных процессов. Поэтому на данный момент у педагогов не имеется достаточного педагогического опыта для составления и реализации коррекционно-развивающей программы по совершенствованию у обучающихся с синдромом Дауна психомоторных и сенсорных процессов. (Т. П. Есипова, Е. А. Кобякова, Л. А. Метиева, А. В. Мерковская,
Э. Я. Удалова).
Степень ее разработанности, место и значение в науке и практике. Изучая научную литературу, можно прийти к выводу о недостаточной освещенности проблемы развития психомоторики и сенсорных процессов у зарубежных и отечественных исследователей. Исследованиями в области сенсорного развития занимались М. Монтессори, Ф. Фребель, О. Декроли. Психомоторное развитие исследовали Ш. Бюллер и Г. Гетцер «Тесты нервно-психического развития детей 1-6 годов жизни», на основе тестов А. Гезелла была разработана также «Шкала психомоторного развития в раннем детстве», предложенная О. Брюне и И. Лезин. Е. Ф. Архиповой, М. Г. Борисенко, М. О. Гуревич, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Н. А. Лукиной, Л. А. Нисневич, Н. И. Озерецкий, Е. А. Осипова, С. А. Райвичер, Г. Е. Сухарева, С. А. Чугунов и др. Исследователи Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, А. П. Усова сформировали положения, которые легли в основу системы сенсорного воспитания. Л. А. Метиева и Э. Я. Удалова занимались развитием психомоторики и сенсорных процессов у обучающихся с умственной отсталостью. Е. А. Воробьева, Г. А. Грибина, Е. Л. Ермолаева, Г. Г. Зак, Е. С. Илюшина, А. В. Кубасов, Н. В. Сергеева, Л. А. Федосеева проводили исследования, направленные на изучение уровня развития моторики обучающихся с синдромом Дауна. Изучением сенсорного развития у обучающихся с синдромом Дауна занимались А. В. Алёхина, П. Л. Жиянова, Е. А. Маланченко.
Объект исследования - реализация коррекционно-развивающей программы по совершенствованию у обучающихся с синдромом Дауна психомоторных и сенсорных процессов.
Предмет исследования - процесс совершенствования у обучающихся с синдромом Дауна психомоторных и сенсорных процессов.
Цель исследования - изучить сформированность психомоторных и сенсорных процессов у обучающихся с синдромом Дауна, составить коррекционно-развивающую программу по совершенствованию у них психомоторных и сенсорных процессов и определить её эффективность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме педагогического сопровождения обучающихся с синдромом Дауна посредством реализации коррекционно-развивающей программы по совершенствованию у них психомоторных и сенсорных процессов.
2. Провести констатирующий этап экспериментального исследования, направленный на изучение уровней сформированности психомоторных и сенсорных процессов у обучающихся с синдромом Дауна.
3. Составить коррекционно-развивающую программу по совершенствованию у обучающихся с синдромом Дауна психомоторных и сенсорных процессов.
4. Составить методические рекомендации для педагогов, воспитателей и родителей, направленные на совершенствование психомоторных и сенсорных процессов у обучающихся с синдромом Дауна.
Гипотеза исследования.
Предполагаем, что составление и реализация коррекционно-развивающей программы для обучающихся с синдромом Дауна повысит их уровни сформированности психомоторных и сенсорных процессов. А также сопоставление эмпирических данных, полученных как в естественных, так и в экспериментальных условиях, возможно, позволит определить особенности педагогического сопровождения обучающихся с синдромом Дауна и составить методические рекомендации по совершенствованию психомоторных и сенсорных процессов для педагогов, воспитателей и родителей.
Методика исследования.
Е. Ф. Архиповой «Пробы на праксис позы», направленная на изучение оптико-кинестетической организации движения; М. Г. Борисенко, Н. А. Лукиной «Диагностика развития ребенка»; Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Л. А. Нисневич «Карта наблюдений»; Н. И. Озерецкого и М. О. Гуревич «Схема обследования уровня сформированное™ моторных и сенсорных процессов у детей».
Элементы научной и (или) практической новизны, представленные в работе.
1. Создана и апробирована коррекционно-развивающая программа по совершенствованию у обучающихся с синдромом Дауна психомоторных и сенсорных процессов.
2. На основе анализа исследования, полученных в ходе апробации коррекционно-развивающей программы по совершенствованию у обучающихся с синдромом Дауна психомоторных и сенсорных процессов, выделены особенности педагогического сопровождения.
3. Даны методические рекомендации для педагогов и воспитателей по совершенствованию педагогического сопровождения лиц с синдромом Дауна.
4. Разработан авторский игровой альбом «Сенсомоторный чемоданчик» по совершенствованию психомоторных и сенсорных процессов у обучающихся с синдромом Дауна.
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа содержит: введение, 3 главы, заключение, список источников и литературы и приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Для решения поставленных задач:
• Проанализирована научная литература по проблеме педагогического сопровождения обучающихся с синдромом Дауна посредством реализации коррекционно-развивающей программы по совершенствованию у них психомоторных и сенсорных процессов;
• Проведен констатирующий этап экспериментального исследования, направленный на изучение уровней сформированности психомоторных и сенсорных процессов у обучающихся с синдромом Дауна;
• Составлена коррекционно-развивающая программа по совершенствованию у обучающихся с синдромом Дауна психомоторных и сенсорных процессов;
• Составлены методические рекомендации для педагогов, воспитателей и родителей, направленные на совершенствование психомоторных и сенсорных процессов у обучающихся с синдромом Дауна.
Проанализировав теоретические основы педагогического сопровождения обучающихся с синдромом Дауна, направленного на совершенствование у них психомоторных и сенсорных процессов, можно сделать следующие выводы:
Тема исследования потребовала рассмотрения терминологического аппарата: «психомоторные процессы», «психомоторика» (В. У. Агеевец, Е. Ф. Архипова, Н. А. Бернштейн, А. Валлон, М. О. Гуревич, М. П. Голощекина, В. П. Дудьев, П. Ф. Лесгафт, В. В. Никандров, Н. И. Озерецкий, В. П. Озеров, К. К. Платонов, И. М. Сеченов). А также рассмотрены понятия: «сенсорные процессы», «сенсорные системы», «ощущение», «сенсорное воспитание» (А. В. Гадаев, А. В. Запорожец, С. А. Козловой, Т. А. Куликовой, А. Н. Леонтьев, И. П. Павлов, Р. Шмидт). Е. Ф. Архипова отмечает, что работа по развитию психомоторики состоит из трёх этапов: развитие крупной и мелкой моторики, кинетическое и кинестетическое развитие, ориентация в пространстве [6]. В свою очередь психомоторика тесно связана с сенсорными процессами и развитие двух этих сфер в онтогенезе происходит параллельно. Двигательные функции обеспечивают организацию различных видов восприятия, а анализаторы сенсорной системы регулируют практические действия. Исследования Л. А. Венгера, А. В. Запорожца, Ю. М. Хохряковой указывают на то, что развитие сенсорной сферы состоит из 5 этапов таких, как развитие слухового восприятия, развитие тактильного восприятия, развитие вкусового восприятия, развитие зрительного восприятия и закрепление сенсорных эталонов - общепринятых образцов свойств предметов [17; 44; 96].
Г. Е. Сухарева отмечает, что все больные с этой формой олигофрении имеют характерный облик, обусловливающий внешнее сходство между ними. Обучающиеся с синдромом Дауна овладевают многими навыками в процессе обучения, но недостаточно, так как у них имеются двигательные нарушения: нарушение равновесия, мышечной силы, повышенная гибкость суставов, поэтому они быстро утомляются при выполнении каких-либо физических нагрузок. Также у данных обучающихся имеется трудности при сложных двигательных актах из-за нарушения извлечения сенсорной информации о мире. Данные исследований Ф. Анвар и Р. Л. Франца показали, что обучающиеся с синдромом Дауна лучше оперируют материалом, воспринимаемым зрительно, чем на слух. При этом данные лица избегают сложных изобразительных конфигураций и предпочитают простые стимулы.
Обучающиеся с синдромом Дауна нуждаются в специальном педагогическом сопровождении из-за ряда присущих им отклонений в развитии психомоторики и сенсорных процессов [76]. Педагогическое сопровождение лиц с синдромом Дауна осуществляют такие специалисты, как учитель, воспитатель, логопед, психолог. Коррекционно-развивающая программа по совершенствованию психомоторных и сенсорных процессов у обучающихся с синдромом Дауна строится на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [92]. Состоит данная программа из таких основных компонентов, как планируемый результат, содержание образование, календарно-тематическое планирование. Содержание программы по совершенствованию психомоторных и сенсорных процессов строится на том, что развитие движений в онтогенезе протекает в тесном контакте с психическим развитием (Е. Ф. Архипова, Л. А. Венгера, А. В. Запорожца, Ю. М. Хохряковой). Проблема педагогического сопровождения обучающихся с синдромом Дауна посредством реализации коррекционно-развивающей программы по совершенствованию у них психомоторных и сенсорных процессов остаётся недостаточно изученной.
Исследование по совершенствованию психомоторных и сенсорных процессов у обучающихся с синдромом Дауна проводилось в ГБОУ СО «Карпинская школа-интернат, реализующая АООП» на базе учреждения «Детский дом-интернат», где проходит обучение данной категории обучающихся. В констатирующем этапе экспериментального исследования принимали участие: обучающиеся 6 класса, в количестве 4 человек и возрасте 12 лет, которым ТПМПК рекомендовала АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Определение уровней сформированности психомоторных и сенсорных процессов у обучающихся с синдромом Дауна в констатирующем этапе экспериментального исследования проводилось по методикам: Е. Ф. Архиповой «Пробы на праксис позы», направленная на изучение оптико-кинестетической организации движения; М. Г. Борисенко, Н. А. Лукиной «Диагностика развития ребенка»; Т. Д. Зинкевич- Евстигнеевой и Л. А. Нисневич «Карта наблюдений»; Н. И. Озерецкого и М. О. Гуревич «Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей».
Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования по методикам: Е. Ф. Архиповой «Пробы на праксис позы», направленная на изучение оптико-кинестетической организации движения; М. Г. Борисенко, Н. А. Лукиной «Диагностика развития ребенка»; Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Л. А. Нисневич «Карта наблюдений»; Н. И. Озерецкого и М. О. Гуревич «Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей» показал, что у обучающихся с синдромом Дауна психомоторные и сенсорные процессы сформированы на низком уровне. Констатация результатов указывает на необходимость составления коррекционно-развивающей программы, направленной на совершенствование психомоторных и сенсорных процессов у обучающихся с синдромом Дауна.
Коррекционно-развивающая программа, направленная на совершенствование психомоторных и сенсорных процессов у обучающихся с синдромом Дауна 6 класса, была составлена исходя из анализа результатов констатирующего этапа экспериментального исследования на начало года. Коррекционно-развивающая программа по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» предусматривает проведение занятий 1 раз в неделю. Коррекционно-развивающая программа включает в себя: пояснительную записку, планируемые результаты, содержание образования, календарно-тематическое планирование, материально-техническое обеспечение.
Анализ результатов апробации коррекционно-развивающей программы, направленной на совершенствование психомоторных и сенсорных процессов у обучающихся с синдромом Дауна 6 класса доказывает эффективность данной программы. Анализ результатов показал, что удалось достичь планируемых результатов коррекционно-развивающей программы. У обучающихся с синдромом Дауна на конец года психомоторные и сенсорные процессы сформированы на среднем уровне.
На основании анализа результатов апробации коррекционно-развивающей программы на контрольном этапе экспериментального исследования, были составлены методические рекомендации для педагогов, воспитателей и родителей по совершенствованию психомоторных и сенсорных процессов у обучающихся с синдромом Дауна, а именно: рекомендации по реализации принципов, методов, средств и условий.
По итогам теоретической и практической работы, направленной на изучение психомоторных и сенсорных процессов у обучающихся с синдромом Дауна, можно сделать вывод, что поставленная цель достигнута, задачи решены.



1. Агеевец В. У. Пять колец: идеи и мораль. Л., 1985. 160 с.
2. Айрапетьянц Э. Великий труд Ч. С. Шеррингтона. Л., 1969. С. 5¬
16.
3. Айрес Э. Д. Ребенок и сенсорная интеграция Понимание скрытых проблем развития. М., 2019. 272 с.
4. Аксенова Л. И. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет // Дефектология. 2002. №5.
5. Алехина А. В. Психологические особенности развития сенсорно-перцептивных действий у детей с синдромом Дауна // Дефектология. 1999. №5. С. 11-18.
6. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М., 1989. 79 с.
7. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. М., 2007. 224 с.
8. Багрова И. Г., Богданова Т. Г., Большакова Е. А. Сурдопедагогика. М., 2004. 655 с.
9. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. СПб., 1993. 96 с.
10. Безбородова М. А. Методики диагностики психомоторного развития школьников и дошкольников. Москва: М., 2019. 68 с.
11. Бельтюков В. И. Зрительное восприятие звуков речи // Спец. Шк. 1964. № 1. С. 8-17.
12. Бернштейн Н. А. О построении движений // Хрестоматия по нейропсихологии. 2004. С. 569-582.
13. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Диагностика развития ребенка. СПб., 2007. 96 с.
14. Боскис Р. М. Принципы диагностики аномального развития ребенка при частичном дефекте слуха // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. № 2. С. 64-72.
15. Булкина Т. В. В объятиях ласкового «Дауна» // Фактор. 1998. №8. С. 69-71.
16. Валлон А. От действия к мысли. М., 2008. 416 с.
17. Венгер Л. А., Шевченко Ю. С. Онтогенетический подход к коррекции психического развития ребенка // Дефектология. 2004. №1. С. 8¬
17.
18. Вербина Г. Г., Мурзина О. П. Методы развития мелкой моторики детей с синдромом Дауна // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 2. С. 126-130.
19. Винокурова Е. К. Методические рекомендации педагогическим
коллективам общеобразовательных школ по организации обучения и сопровождения детей с синдромом Дауна. URL:
http://образование44.рф/koiro/io/Shared%20Documents/Методрекомендации для учителей по работе с детьми с синдромом Дауна.об!'(дата обращения: 08.09.2020).
20. Вопросы психоневрологии детей и подростков / М. О. Гуревич [и др.]. М., 1934. 199 с.
21. Воробьева Е. А., Семенович А. В. Комплексная методика психомоторной коррекции. М., 1998. 80 с.
22. Вундт В. Основы физиологической психологии. М., 1880. 828 с.
23. Выготский Л. С. Педагогическая психология: науч. изд. М., 1966. 534 с.
24. Гаврилушкина О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. М., 1985. 72 с.
25. Газман, О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. 1995. № 3. С. 58-64.
26. Галигузова Л. Н. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. СПб., 2005. 144 с.
27. Гибсон Д. Д. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988. 464 с.
28. Головчиц Л. А. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. М., 2001. 304 с.
29. Голощекина М. П. Спортивные игры // Дошкол. воспитание. 1977. № 5. С. 90-94.
30. Грибина Г. А. Методы развития мелкой моторики у детей с синдромом Дауна // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 6.
31. Гуревич М. О., Озерецкий М. О. Психомоторика. М. ; Ленинград, 1930. 174 с.
32. Декларация о правах инвалидов. URL:
https://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/2560820(дата обращения: 02.08.2020).
33. Декларация о правах умственно отсталых лиц. URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/retarded. shtml (дата
обращения: 02.08.2020).
34. Декроли О. Возбуждение интеллектуальной и двигательной активности с помощью игр // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия. М., 2000. С. 342-349.
35. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. М., 2006. 159 с.
36. Дудьев В. П. Психомоторика детей с нарушением речи:
состояние, диагностика, коррекция, развитие. Барнаул, 2017. 188 с.
37. Екжанова Е. А. Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. М., 2005. 272 с.
38. Есипова Т. П. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна раннего возраста. Новосибирск, 2008. 68 с.
39. Жиянова П. Л. Системный подход к сопровождению ребенка раннего и дошкольного возраста с синдромом Дауна // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2014. № 1. С. 5-13.
40. Жиянова П. Л., Нечаева Т. Н., Поле Е. В. Формирование основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна. М., 2013. 68 с.
41. Зак Г. Г., Кубасов А. В., Сергеева Н. В. Индивидуальный маршрут развития графомоторных навыков у учащихся с синдромом Дауна // Специальное образование. 2014. № 3. С. 21-30.
42. Зак Г. Г., Кубасов А. В., Сергеева Н. В. Система работы по коррекции мелкой моторики у детей с синдромом Дауна «Театр движений» // Специальное образование. 2013. № 3. С. 62-71.
43. Занков Л. В. Психология умственно отсталого ребенка. М., 1939. 400 с.
44. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений норма и патология. М., 1960. 352 с.
45. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь «особому» ребенку. СПб., 2000. 96 с.
46. Ильин Е. П. Потребность как внутренний побудитель активности человека // Мотивация и мотивы. 2008. С. 21-45.
47. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М., 1994. 223 с.
48. Ковалев В. В. Психогенно обусловленные формы патологии поведения у детей и подростков. М., 1968. 343 с.
49. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика. М., 2006. 434 с.
50. Кольцова М. М. Формирование двигательных функций ребенка // Психология развития : хрестоматия. СПб., 2001. С. 163-177.
51. Красникова Л. Н., Чигринова М. П. Основные требования к уроку в школе для слепых и слабовидящих детей. Киев, 1980. 65 с.
52. Кузьмичева Е. П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. М., 1991. 160 с.
53. Лейн Д., Стрэтфорд Б. Современные подходы к болезни Дауна. М., 1991. 336 с.
54. Леонгард Э. И. Бисенсорный подход в обучении произношению дошкольников с нарушением слуха // Дефектология. 1975. № 5. С. 75-80.
55. Леонтьев А. Н. Общее понятие о деятельности. М., 1996. 304 с.
56. Лесгафт П. Ф. Психология нравственного и физического воспитания. Воронеж, 1998. 416 с.
57. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989. 104 с.
58. Ляпидевский С. С., Шостак Б. И. Клиника олигофрении. М., 1973. 135 с.
59. Ляпидевский С. С. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики. М., 2000. 384 с.
60. Маланченко Е. А., Подлепа А. С. Особенности коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна в интегративном детском саду // Особый ребенок : исследования и опыт помощи. М., 2000. № 3. C. 74-87.
61. Малышев А. В. Научно-практические основы психолого-педагогического сопровождения процесса развития культуры личности подростка в современном информационном пространстве. Нижний Новгород, 2013. 42 с.
62. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983. 96 с.
63. Медведева Т. П. Методика обучения младших школьников монологическому высказыванию // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № 5. С. 65-73.
64. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10). URL:https://mkb-10.com(дата обращения: 06.03.2020).
65. Мельникова А. Л., Осотова О. Н. Организация школьного образования детей с синдромом Дауна // Пермский педагогический журнал. 2018. №9. С. 66-71.
66. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. М., 2009. 160 с.
67. Мишина Г. А., Стребелева Е. А. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии. М., 2002. 128 с.
68. Монтессори М. Дети - другие. М., 2004. 336 с.
69. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М., 2001. 288 с.
70. Нейман Л. В., Правдина О. В. Нарушения слуха и его влияние на формирование речи // Расстройства речи у детей и подростков. 1969. № 4. С. 60-79.
71. Никандров В. В. Психомоторика. СПб., 2004. 104 с.
72. Нудельман М. М. О различении глухонемыми детьми неречевых звуков // Спец. Шк. 1960. № 3. С. 35-40.
73. Озерецкий Н. И. Психопатологическая симптоматика // Психопатология детского возраста. 2002. С. 47-62.
74. Озеров В. П. Формирование психомоторных способностей у школьников. Кишинев, 1989. 112 с.
75. Осокина Т. И. Гимнастика в детском. М., 1969. 182 с.
76. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / под ред. И. А. Колесниковой, В. А. Сластенина. М., 2006. 240 с.
77. Платонов К. К. Значение аналогии в эволюции функциональных структур психики // Философские проблемы биологии. М., 1973. С. 225-231.
78. Примерная адаптированная основная программа образования учеников с умственной отсталостью. ФГОС ОВЗ / М. А. Попова. М., 2021. 365 с.
79. Программа курса коррекционных занятий «Развития психомоторных и сенсорных процессов» / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. М., 2016.160 с.
80. Психологическая диагностика / Е. М. Борисова, К. М. Гуревич. М., 1997. 304 с.
81. Рау Н. А., Рау Е. Ф. О раннем обучении детей с нарушениями слуха // Дефектология. 2005. №3. С. 3-13.
82. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2000. 712 с.
83. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьник. М., 1986. 192 с.
84. Савельева Е. А. Солнышко на ладошке. Пальчиковые и жестовые игры для детей от 0 до года. М., 2013. 207 с.
85. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга // Элементы мысли. 2001. С. 3-117.
86. Сиротюк А. Л., Сиротюк А. С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. М., 2009. 254 с.
87. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна / П. Л. Жиянова. М., 2008. 197 с.
88. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М., 1965. 458 с.
89. Тупоногов Б. К. Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей. М., 2011. 224 с.
90. Уиндерс П. С. Формирование навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна. М., 2011. 294 с.
91. Учение И. П. Павлова об анализаторах. Структура и функции
анализатора. URL: https://studopedia.ru/6 82543 uchenie-ip-pavlova-ob-
analizatorah-struktura-i-funktsii-analizatora.html(дата обращения: 08.04.2020).
92. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. М., 2019. 78 с.
93. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 N 273-ФЗ. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174(дата обращения: 10.08.2020).
94. Феклистова С. Н. Развитие слухового восприятия и обучение произношению учащихся с нарушением слуха. Мн., 2008. 66 с.
95. Фребель Ф. Педагогические сочинения. Детские игры.
Устройство детского сада. М., 1913. 581 с.
96. Хохрякова Ю. М. Технология сенсорного воспитания детей
раннего возраста / УрГПУ. Екатеринбург, 2010. 23 с.
97. Шмидт Р. Физиология человека. М., 2005. 323 с.
98. Эльконин Б. Д. Действие как единица развития // Вопр. Психологии. 2004. №1. С. 35-49.
99. Яковлева Н. О. Сопровождение как педагогическая деятельность // Вестник ЮУрГУ. 2012. № 4. С. 46-49.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ