ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИЗУЧЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Определение понятия «эмоциональный интеллект».
Онтогенетическое развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста 7
1.2. Специфика развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в условиях дифференцированного образования 14
1.3. Специфика развития эмоционального интеллекта у детей
дошкольного возраста с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования 18
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 22
2.1. Описание базы исследования и характеристика детей, принявших
участие в исследовании 22
2.2. Обоснование выбора методов и методик психодиагностики для определения уровня развития эмоционального интеллекта у испытуемых 25
2.3. Описание проведения психодиагностического обследования и
анализ его результатов 30
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ОПТИМИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В
УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 40
3.1. Определение понятия «оптимизация» и содержание работы
специального психолога в направлении оптимизации эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста 40
3.2. Процесс составления и содержание программы оптимизации
эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования 43
3.3. Частичная апробация программы, промежуточный мониторинг
результатов и методические рекомендации специальному психологу по дальнейшей апробации программы в условиях инклюзивного образования 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 123
Актуальность исследования. Сегодня вопрос о равных возможностях получения полноценного образования становится актуальным для современного общества.
Коренные изменения в образовательной политике Российской Федерации за последние 15 лет привели к реструктуризации системы дошкольного образования. С начала 2019-х годов возрастает интерес к психолого-педагогической работе с детьми первого года жизни с ограниченными интеллектуальными возможностями.
В сфере специального образования (ОВО) формируется новый социальный заказ инклюзивного образования детей. Инклюзивность - залог поддержки и поддержки тем, кто в ней нуждается, независимо от формы, в которой она нужна. В основе инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья лежит получение образовательного и социального опыта со сверстниками. Важнейшими условиями эффективности инклюзивного образования являются успешная социализация, культурное приобщение и формирование социального опыта всех детей, в том числе нуждающихся в специальном образовании.
Детские сады и школьные учреждения готовы подготовить и проанализировать комплекс мероприятий, способствующих успешности социализации детей в обществе, и сочетать их с учетом развития своего ребенка.
В это время дошкольникам необходимо оказывать всестороннюю и дифференцированную поддержку для преодоления трудностей в приобретении социальных и познавательных навыков.
Цель исследования - оптимизация эмоционального интеллекта дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования.
Предметом исследования является процесс создания программы оптимизации эмоционального интеллекта слабовидящих дошкольников в условиях инклюзивного образования.
Целью данного исследования является разработка программы оптимизации эмоционального интеллекта слабовидящих дошкольников в условиях инклюзивного образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Определить понятия «эмоциональный «интеллект» и «оптимизация».
- Выявить особенности развития эмоционального интеллекта у дошкольников с нарушением зрения в условиях дифференцированного инклюзивного обучения.
- Определить содержание специальной работы психолога в направлении оптимизации эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
- Составить программу и рекомендации к ней направленную на оптимизацию эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в условиях инклюзивной образовательной среды.
- Выполнить экспериментальную работу специальным психологом по оптимизации эмоционального интеллекта с группой детей имеющих нарушения зрения в условиях инклюзивного образования.
Для решения поставленной задачи использовались следующие методы исследования:
1. Теоретический: анализ специальной литературы по
исследовательской тематике;
2. Эмпирический: эксперименты по наблюдению и подтверждению;
включает качественную и количественную обработку экспериментальных данных.
В ходе исследования использовались следующие методы:
1. Анализ научной, психолого-педагогической литературы по исследовательским вопросам.
2. Изучение психолого-педагогических и медицинских документов.
3. Наблюдение, диагностика экспериментальной группы.
Также, в ходе экспериментального обследования были использованы следующие методики:
1. Проективная методика «Три желания» М. А. Нгуена;
2. Опросник А. М. Щетининой;
3. Методика «Что? Почему? Как?» М. А. Нгуена [11];
4. Методика «Дорисовывание: мир вещей - мир людей - мир эмоций» М. А. Нгуена.
База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение «Манчажская средняя образовательная школа» структурное подразделение «Детский сад села Манчаж». Испытуемые: дети дошкольного возраста с нарушениями зрения, воспитанники подготовительной группы 3 мальчика и 4 девочки, в возрасте 6 и 7 лет.
Структура работы: введение, три главы, каждая глава состоит из 3 параграфов, заключение, список источников и литературы, приложения. С целью графического представления диагностической информации, выпускная квалификационная работа иллюстрирована 15 таблицами и 7 диаграммами.
Подводя итог выпускной квалифицированной работы следует отметить, что:
1. В разделе теоретической части настоящего исследования проведен анализ психолого-педагогической литературы для установления, рассмотрения и дифференциации условий инклюзивного образования, характеризующих показатель эмоционального интеллекта дошкольников с нарушениями зрения.
2. Акцент на подтверждающей фазе эксперимента описал диагностические инструменты, необходимые для определения сформированности эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста, объясняя исследовательскую базу и непредвиденные обстоятельства предмета. Проведен анализ результатов подтверждающего эксперимента и можно сделать вывод, что только 28 % учащихся группы имеют высокий уровень эмоционального интеллекта. Таким образом, у 44 % детей это явление сформировано на среднем уровне, а у 28 % - на низком уровне. В ходе анализа психолого-педагогической литературы и этапа подтверждения эксперимента было выявлено, что дошкольники с нарушениями зрения имеют низкий эмоциональный интеллект. Поэтому нам необходимо разработать и внедрить программы, направленные на оптимизацию эмоционального интеллекта.
3. Проведен теоретический анализ подходов к работе по редактированию и тестированию программ оптимизации эмоционального интеллекта у слабовидящих детей, разработана программа занятий по оптимизации эмоционального интеллекта и представлены рекомендации. В процессе частичного утверждения и промежуточного контроля разработанной программы уровень сформированности эмоционального интеллекта у дошкольников с нарушением зрения повысился. Результаты показали, что 58% детей группы имели высокий уровень эмоционального интеллекта, что на 30% превышало результаты первичной диагностики. Для них характерно понимание и контроль собственного эмоционального состояния. Другие включают в себя способность к сопереживанию, правильную самооценку и способность корректировать свои эмоциональные переживания во время стрессовых ситуаций и моментов общения друг с другом.
В результате только 14 % детей, а это на 15 % ниже уровня первичной диагностики, показали низкий уровень, плохую способность к различению дифференциации эмоционального состояния, низкие внутренние эмоциональные рефлексы, и способность проявлять эмпатию.
В следствии чего сделаем вывод, что программы оптимизации эмоционального интеллекта эффективны. Перспективой исследования может стать полная реализация программы оптимизации эмоционального интеллекта и анализа результатов, внедрение ее в образовательные учреждения. Таким образом, цели исследования достигнуты, а задачи успешно решены.
1. Анохин, П. К. Психология эмоций / П. К. Анохин. - М. : Изд-во Моск. ун-та, - 1984. - 288 с.
2. Андреева, И. Н. Азбука эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева. - СПб. : БХВ - Петербург, 2020. - 288 с.
3. Большая психологическая энциклопедия / под ред. Н. Дубенюк. - М. : Эксмо, 2017. - 544 с.
4. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений. / В. К. Вилюнас, - М. : Изд-во МГУ, 1976.
5. Витт, Н. В. Эмоциональная регуляция речевого поведения. Вопросы психологии / Н. В. Витт. - 1981. - № 4. - С. 60 - 69.
6. Гогоберидзе, А. Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста / А. Г. Гогоберидзе. - СПб. : Детство - Пресс, 2017. - 650 с.
7. Горлова, Н. А. Современные дошкольники: какие они? / Н. А. Горлова. - Обруч. - № 1, январь 2017 г.
8. Готтман, Д. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей / Д. Готтман. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 272 с.
9. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. - М. : Изд-во АСТ, 2017. - 480 с.
10. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2017.
11. Григорьева, Н. В. Развитие эмоциональной сферы / Н. В. Григорьева. - Дошкольное воспитание. - № 2, февраль 2010 г.
12. Дубровина, И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина ; под ред. И. В. Дубровиной. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
13. Дыбина, О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография / О. В. Дыбина.
- М. : Педагогическое общество России, 2018. - 128 с.
14. Ермаков, В. П. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей снарушениями зрения / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. - М. : ВЛАДОС, 2019. - 410 с.
15. Ермолаева, М. Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие / М. Г. Ермолаева. - 2-е изд., доп. - СПб. : СПб АППО, 2017. - 112 с.
16. Загуменнов, Ю. Л. Развитие инклюзивного образования: сущность, проблемы, перспективы / Ю. Л. Загуменнов // Столичное образование сегодня. - 2017. - № 2. - С. 54-64.
17. Зайцев, Д. В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями / Д. В. Зайцев; Социологические исследования. - 2020. - № 7.-С. 127-132.
18. Игнатова, Г. К. Инклюзивное образование: за и против / Г. К. Игнатова / Современное дошкольное образование. - 2018. - № 5. - С. 90-92.
19. Конституция Российской Федерации: [принята всенар.
голосованием 12 дек. 1993 г.] / под ред. С. Асташова. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2020. - 63 с.
20. Краткий словарь системы психологических понятий : [учеб. пособие для инж.-пед. работников профтехобразования] / К. К. Платонов. - М. : Высш. школа, 1981. - 175 с.
21. Кричевец, Е. А. Совместная деятельность в интеграционной среде / Е. А. Кричевец, И. А. Костин // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2016. - № 3. - С. 9-14.
22. Кривко-Апинян, Т. А. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие / Т. А. Кривко-Апинян, П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. - Мир игры, Эйдос, 1992. - М. : МПУ, Рос. пед. Агентство, 1996. - 269 с.
23. Крюкова, С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь / С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник. - М. : ГЕНЕЗИС, 2003. - 208 с.
24. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие /
A. Г. Литвак, Рос. гос. пед. ун-т им А. И. Герцена. - СПб. : Изд -во РГПУ, 1998. - 271 с.
25. Лошакова, И. И. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов / И. И. Лошакова, Е. Р. Ярская-Смирнова ; Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. - Саратов : Издательство Педагогического института СГУ, 2020. - С. 15-21.
26. Малофеев, Н. Н. Базовые модели интегрированного обучения / Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко. - Дефектология. - 2018. - № 1. - С. 71-78.
27. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры /
B. М. Минаева. - М. : АРКТИ, 1999. - 48 с.
28. Нгуен, Минь Ань. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника / Минь Ань Нгуен // Ребёнок в детском саду. - 2018. - № 1. - С. 83-85.
29. Немов, Р. С. Психологический словарь / Р. С. Немов. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 560 с.
30. Об образовании : федер. закон / под ред. В. Усанова. - М. : Эксмо- Пресс, 2020. - 224 с.
31. Пазухина, И. А. Обогащение эмоционального опыта дошкольника / И. А. Пазухина. - Дошкольная педагогика. - 2009. - № 3. - С. 46-51.
32. Плаксина, Л. И. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения / Л. И. Плаксина. - М. : Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования, 1995. - 88 с.
33. Подколзина, Е. Н. Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения / Е. Н. Подколзина. - М. : Инст. Коррекционной педагогики РАО. - Дефектология. - 2017. - № 6. - С. 33-40.
34. Солнцева, Л. И. Тифлопсихология детства / Л. И. Солнцева; М. : «Полиграф сервис», 2019. - 126 с.
35. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко; Народное образование. - М. : 1998. - 256 с.
36. Словарь иностранных слов / сост. М. П. Стерлигов. - Санкт- Петербург : Авалонъ ; Азбука-классика, 2010. - 382 с.
37. Хухлаева, О. В. Тропинка к своему Я / О. В. Хухлаева - М. : Генезис, 2019. - 280 с.
38. Щетинина, А. М. Диагностика социального развития ребенка. / А. М. Щетинина. - Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2019. - 88 с.
39. Шевандрин, Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие
личности: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд./
Н. И. Шевандрин. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2019. - 512 с : ил.
40. Шиманская, В. А. Что такое эмоции и как с ними дружить. Важная книга для занятий с детьми / В. А. Шиманская. - М. : Бомбора, 2017. - 128 с.