Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оптимизация эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования

Работа №93345

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы127
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
85
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИЗУЧЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Определение понятия «эмоциональный интеллект».
Онтогенетическое развитие эмоционального интеллекта у детей
дошкольного возраста 7
1.2. Специфика развития эмоционального интеллекта у детей
дошкольного возраста с нарушениями зрения в условиях дифференцированного образования 14
1.3. Специфика развития эмоционального интеллекта у детей
дошкольного возраста с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования 18
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 22
2.1. Описание базы исследования и характеристика детей, принявших
участие в исследовании 22
2.2. Обоснование выбора методов и методик психодиагностики для определения уровня развития эмоционального интеллекта у испытуемых 25
2.3. Описание проведения психодиагностического обследования и
анализ его результатов 30
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ОПТИМИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В
УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 40
3.1. Определение понятия «оптимизация» и содержание работы
специального психолога в направлении оптимизации эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста 40
3.2. Процесс составления и содержание программы оптимизации
эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования 43
3.3. Частичная апробация программы, промежуточный мониторинг
результатов и методические рекомендации специальному психологу по дальнейшей апробации программы в условиях инклюзивного образования 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 123

Актуальность исследования. Сегодня вопрос о равных возможностях получения полноценного образования становится актуальным для современного общества.
Коренные изменения в образовательной политике Российской Федерации за последние 15 лет привели к реструктуризации системы дошкольного образования. С начала 2019-х годов возрастает интерес к психолого-педагогической работе с детьми первого года жизни с ограниченными интеллектуальными возможностями.
В сфере специального образования (ОВО) формируется новый социальный заказ инклюзивного образования детей. Инклюзивность - залог поддержки и поддержки тем, кто в ней нуждается, независимо от формы, в которой она нужна. В основе инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья лежит получение образовательного и социального опыта со сверстниками. Важнейшими условиями эффективности инклюзивного образования являются успешная социализация, культурное приобщение и формирование социального опыта всех детей, в том числе нуждающихся в специальном образовании.
Детские сады и школьные учреждения готовы подготовить и проанализировать комплекс мероприятий, способствующих успешности социализации детей в обществе, и сочетать их с учетом развития своего ребенка.
В это время дошкольникам необходимо оказывать всестороннюю и дифференцированную поддержку для преодоления трудностей в приобретении социальных и познавательных навыков.
Цель исследования - оптимизация эмоционального интеллекта дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования.
Предметом исследования является процесс создания программы оптимизации эмоционального интеллекта слабовидящих дошкольников в условиях инклюзивного образования.
Целью данного исследования является разработка программы оптимизации эмоционального интеллекта слабовидящих дошкольников в условиях инклюзивного образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Определить понятия «эмоциональный «интеллект» и «оптимизация».
- Выявить особенности развития эмоционального интеллекта у дошкольников с нарушением зрения в условиях дифференцированного инклюзивного обучения.
- Определить содержание специальной работы психолога в направлении оптимизации эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
- Составить программу и рекомендации к ней направленную на оптимизацию эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в условиях инклюзивной образовательной среды.
- Выполнить экспериментальную работу специальным психологом по оптимизации эмоционального интеллекта с группой детей имеющих нарушения зрения в условиях инклюзивного образования.
Для решения поставленной задачи использовались следующие методы исследования:
1. Теоретический: анализ специальной литературы по
исследовательской тематике;
2. Эмпирический: эксперименты по наблюдению и подтверждению;
включает качественную и количественную
обработку экспериментальных данных.
В ходе исследования использовались следующие методы:
1. Анализ научной, психолого-педагогической литературы по исследовательским вопросам.
2. Изучение психолого-педагогических и медицинских документов.
3. Наблюдение, диагностика экспериментальной группы.
Также, в ходе экспериментального обследования были использованы следующие методики:
1. Проективная методика «Три желания» М. А. Нгуена;
2. Опросник А. М. Щетининой;
3. Методика «Что? Почему? Как?» М. А. Нгуена [11];
4. Методика «Дорисовывание: мир вещей - мир людей - мир эмоций» М. А. Нгуена.
База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение «Манчажская средняя образовательная школа» структурное подразделение «Детский сад села Манчаж». Испытуемые: дети дошкольного возраста с нарушениями зрения, воспитанники подготовительной группы 3 мальчика и 4 девочки, в возрасте 6 и 7 лет.
Структура работы: введение, три главы, каждая глава состоит из 3 параграфов, заключение, список источников и литературы, приложения. С целью графического представления диагностической информации, выпускная квалификационная работа иллюстрирована 15 таблицами и 7 диаграммами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог выпускной квалифицированной работы, следует отметить, что:
1. В разделе теоретической части настоящего исследования проведен анализ психолого-педагогической литературы для установления, рассмотрения и дифференциации условий инклюзивного образования, характеризующих показатель эмоционального интеллекта дошкольников с нарушениями зрения.
2. Акцент на подтверждающей фазе эксперимента описал диагностические инструменты, необходимые для определения сформированности эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста, объясняя исследовательскую базу и непредвиденные обстоятельства предмета. Проведен анализ результатов подтверждающего эксперимента и можно сделать вывод, что только 28 % учащихся группы имеют высокий уровень эмоционального интеллекта. Таким образом, у 44 % детей это явление сформировано на среднем уровне, а у 28 % - на низком уровне. В ходе анализа психолого-педагогической литературы и этапа подтверждения эксперимента было выявлено, что дошкольники с нарушениями зрения имеют низкий эмоциональный интеллект. Поэтому нам необходимо разработать и внедрить программы, направленные на оптимизацию эмоционального интеллекта.
3. Проведен теоретический анализ подходов к работе по редактированию и тестированию программ оптимизации эмоционального интеллекта у слабовидящих детей, разработана программа занятий по оптимизации эмоционального интеллекта и представлены рекомендации. В процессе частичного утверждения и промежуточного контроля разработанной программы уровень сформированности эмоционального интеллекта у дошкольников с нарушением зрения повысился. Результаты показали, что 58% детей группы имели высокий уровень эмоционального интеллекта, что на 30% превышало результаты первичной диагностики. Для них характерно понимание и контроль собственного эмоционального состояния. Другие включают в себя способность к сопереживанию, правильную самооценку и способность корректировать свои эмоциональные переживания во время стрессовых ситуаций и моментов общения друг с другом.
В результате только 14 % детей, а это на 15 % ниже уровня первичной диагностики, показали низкий уровень, плохую способность к различению дифференциации эмоционального состояния, низкие внутренние эмоциональные рефлексы, и способность проявлять эмпатию.
Вследствие чего сделаем вывод, что программы оптимизации эмоционального интеллекта эффективны. Перспективой исследования может стать полная реализация программы оптимизации эмоционального интеллекта и анализа результатов, внедрение ее в образовательные учреждения. Таким образом, цели исследования достигнуты, а задачи успешно решены.


1. Анохин, П. К. Психология эмоций / П. К. Анохин. - М. : Изд-во Моск. ун-та, - 1984. - 288 с.
2. Андреева, И. Н. Азбука эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева. - СПб. : БХВ - Петербург, 2020. - 288 с.
3. Большая психологическая энциклопедия / под ред. Н. Дубенюк. - М. : Эксмо, 2017. - 544 с.
4. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений. / В. К. Вилюнас, - М. : Изд-во МГУ, 1976.
5. Витт, Н. В. Эмоциональная регуляция речевого поведения. Вопросы психологии / Н. В. Витт. - 1981. - № 4. - С. 60 - 69.
6. Гогоберидзе, А. Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста / А. Г. Гогоберидзе. - СПб. : Детство - Пресс, 2017. - 650 с.
7. Горлова, Н. А. Современные дошкольники: какие они? / Н. А. Горлова. - Обруч. - № 1, январь 2017 г.
8. Готтман, Д. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей / Д. Готтман. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 272 с.
9. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. - М. : Изд-во АСТ, 2017. - 480 с.
10. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2017.
11. Григорьева, Н. В. Развитие эмоциональной сферы / Н. В. Григорьева. - Дошкольное воспитание. - № 2, февраль 2010 г.
12. Дубровина, И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина ; под ред. И. В. Дубровиной. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
13. Дыбина, О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография / О. В. Дыбина.
- М. : Педагогическое общество России, 2018. - 128 с.
14. Ермаков, В. П. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей снарушениями зрения / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. - М. : ВЛАДОС, 2019. - 410 с.
15. Ермолаева, М. Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие / М. Г. Ермолаева. - 2-е изд., доп. - СПб. : СПб АППО, 2017. - 112 с.
16. Загуменнов, Ю. Л. Развитие инклюзивного образования: сущность, проблемы, перспективы / Ю. Л. Загуменнов // Столичное образование сегодня. - 2017. - № 2. - С. 54-64.
17. Зайцев, Д. В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями / Д. В. Зайцев; Социологические исследования. - 2020. - № 7.
- С. 127-132.
18. Игнатова, Г. К. Инклюзивное образование: за и против / Г. К. Игнатова / Современное дошкольное образование. - 2018. - № 5. - С. 90-92.
19. Конституция Российской Федерации: [принята всенар.
голосованием 12 дек. 1993 г.] / под ред. С. Асташова. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2020. - 63 с.
20. Краткий словарь системы психологических понятий : [учеб. пособие для инж.-пед. работников профтехобразования] / К. К. Платонов. - М. : Высш. школа, 1981. - 175 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ