Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя при формировании просодических компонентов речи у старших дошкольников с дизартрией

Работа №93919

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы142
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
152
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Закономерности становления просодической стороны речи у
дошкольников 8
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников
с дизартрией 10
1.3. Современная логопедическая практика коррекции нарушений
просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией 15
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И АНАЛИЗ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 20
2.1. Основные принципы, цели, задачи, алгоритм обследования в рамках
проведения констатирующего эксперимента 20
2.2. Содержание методики исследования уровня сформированности
просодической стороны речи у дошкольников 27
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 29
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПРОСОДИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 35
3.1. Основные принципы, цели и задачи интеграции при коррекции
нарушений просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией 35
3.2. Содержание и организация коррекционной работы по устранению
нарушений просодических компонентов речи у дошкольников с дизартрией при взаимодействии учителя-логопеда и музыкального руководителя 41
3.3. Методические рекомендации для музыкального руководителя по коррекции просодических компонентов речи у старших дошкольников с
дизартрией 43
3.4. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 124
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 129

В настоящее время значительно вырос процент детей с речевыми нарушениями. Одной из важнейших логопедических задач является корректировка просодической стороны речи у детей общим недоразвитием речи.
Просодика - сложный комплекс, включающий логическое ударение ритм, темп, тембр и, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.
Наиболее встречающимся нарушением речевого развития является псевдобульбарная дизартрия легкой степени, которое характеризуется определенными нарушениями просодической стороны речи:
• тембр речи низкий.
• голос -.тихий или очень громкий;
• голосовая модуляция отсутствует либо очень мала;
• нарушение ритма речи при восприятии или воспроизведении;
• речь монотонна, маловыразительна;
• речевое дыхание чаще верхнеключичное;
• речевой выдох ослаблен;
• темп речи замедленный или ускоренный;
Данная работа посвящена изучению просодической стороны речи у детей с дизартрией, а также изучению взаимодействия работы учителя- логопеда и музыкального руководителя по коррекции данного речевого нарушения. Именно эти специалисты базируются на одном и том же инструменте их работы - на голосе. Голос и ритмико-интонационная сторона являются важнейшими составляющими речи. Голос является инструментом, обеспечивающим эмоциональность и выразительность речи. Его расстройства негативно влияют на коммуникативные процессы, на формирование нервно-психического статуса и общего речевого развития детей. В современной педагогике этот вопрос изучали Г. А. Волкова, А. З. Андронова - Арутюнян, Г. Н. Иванова-Лукьянова, Н. В. Черемисина- Ениколопова и другие.
В логопедии и специальной педагогике просодика рассматривается как важный фактор речевого развития человека. Е. М. Мастюкова [20,] говорит о том, что просодика речи является компонентом внутреннего программирования речевого высказывания. Некоторые исследователи, такие как Л. И. Белякова [5], подчёркивают, что просодическая недостаточность сопровождает многие нозологические формы, как детского речевого недоразвития различного генеза, так и случаи распада речи. Просодические нарушения отмечаются при заикании, дизартрии, ринолалии, нарушениях голоса, снижении слуха, ЗПР.
В системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции нарушений речи у детей все больше используют технику, в которую входят такие направления как совокупность логопедических и музыкальных приемов. Музыка является эффективным развивающим, коррекционным и, безусловно, психотерапевтическим средством в работе с детьми-логопатами. Она совершенствует аналитико-синтетическую деятельность ребенка, положительно влияет на звуковую культуру речи, ее интонационный строй, содействует обогащению активного словаря детей. Использование музыкальных потешек, распевок, песен, постепенно формирует все разделы просодики.
Цель исследования - организовать и разработать взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя по формированию просодической стороны речи у детей с дизартрией.
Предмет исследования - организация взаимодействия учителя - логопеда и музыкального руководителя при формировании просодической стороны речи у детей, с дизартрией.
Объект исследования - уровень формирования просодической стороны речи у детей с различной формой дизартрии.
В соответствии с поставленной целью предстоит решить следующие задачи:
1. Проанализировать специальную литературу по проблеме.
2. Изучить состояние просодической стороны речи у детей с дизартрией.
3. Определить систему методических приемов при совместной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя, влияющих на эффективность работы по коррекции данного речевого нарушения.
В теоретико-методологическая основу исследования вошли различные методики по преодолению нарушений просодики у детей с дизартрией. (Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В.). Большое значение отведено изучению структуры просодической стороны речи (Архипова Е. Ф.). Так же описаны этапы логопедического воздействия по коррекции данного нарушения (Токарева О. А., Правдина О. В.).
Исследование, посвященное данному вопросу, проводилось на базе МБДОУ детский сад № 204 г. Екатеринбург. В констатирующем эксперименте принимали участи 10 детей в возрасте 5-6 лет, у которых была пройдена ПМПК имеющая следующее заключение - «Общее недоразвитие речи 3 уровня у ребенка с псевдобульбарной дизартрией».
В исследовании были отражены структура и методы исследовании просодической стороны речи Архиповой Е. Ф. и Трубниковой Н. М.
Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается в том, что рост детей, с данными речевыми нарушениями, за последнее время достаточно возрос. Изучив теоретическую основу и проанализировав литературу, а также работы педагогов, занимающихся изучением этой темы, можно сделать вывод о практической значимости темы, в которой описаны методы, задачи и приемы совместной работы учителя - логопеда и музыкального руководителя.
Данная работа состоит из трех глав, введения, заключения и приложений. Во введение была раскрыта актуальность темы исследования, его целевые установки, теоретико-методологическая основа исследования, теоретическая и практическая значимость. В первой главе рассматриваются теоретические основы проблемы исследования. Во второй главе представлено описание организации констатирующего эксперимента и анализ его результатов. В третьей главе представлен контрольный эксперимент и анализ его результатов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Важнейшей частью человеческого общения безусловно является речь. Речь-это сложнейший механизм, который состоит из нескольких отдельных компонентов. В данной работе шла речь об одном из них- это просодическая сторона речи. При нормальном уровне сформированности просодики человеку значительно легче доносить свои мысли до окружающих. Речь у такого человека эмоционально насыщена и красочна, и как следствие человек значительно комфортнее чувствует себя в обществе.
В данной работе было проведено теоретическое и методологическое исследование литературы, в которой изучалась в частности просодическая сторона речи и детей с дизартрией. Важной составляющей в коррекционной работе данного вида нарушения является взаимодействие нескольких специалистов, таких как музыкальный работник и т.д.
Работа по коррекции просодической стороны речи и детей с дизартрией актуальна и в настоящее время, так как она недостаточно исследована и ведется и в настоящее время. Коррекция просодики ведется на логоритмических занятиях, и можно отследить тесную связь во взаимодействии учителя логопеда и музыкально руководителя.
Выше изложенная работа проходила в три этапа:
Первый этап был посвящен исследование литературы, в которой подробно излагалась проблема просодики у детей с дизартрией и ее коррекция. Так же были исследованы методы, с помощью которых можно достичь наилучшего результата в коррекции.
Второй этап представлял собой констатирующий эксперимент, в котором использовалась методика Е. Ф. Архиповой.
Третий этап представлен как контрольный эксперимент, в котором был представлен ряд упражнений, которые необходимо внедрить на музыкальных занятиях и достичь наилучшего результата в коррекции просодической стороны речи. В работе был представлен перспективный план для каждого ученика.
Констатирующий эксперимент показал эффективность взаимодействия работы музыкального руководителя и учителя - логопеда.
Исследуя литературу, в которой описаны нарушения речи у детей с дизартрией можно сделать выводы о том, что дизартрия характеризуется массой речевых нарушений, таких как нарушение просодики. Речь у таких детей очень однообразна и монотонна, имеет очень бедную эмоциональную окраску. Дети с дизартрией страдают нарушением дыхания в процессе речи. Тембральная окраска голоса так же не однозначна, страдает темпо-ритмическая составляющая. Нарушено восприятие и воспроизведение логического ударения.
В процессе исследование были сделаны следующие наблюдения. При восприятии ритма дети справлялись только с помощью логопеда. Детям был необходим наглядный ритмический рисунок при воспроизведении ритма.
При обследовании были выявлены нарушения интонационных процессов. Сложность вызвали выявления интонационных процессов и определения их в предложении. Повествовательные, восклицательные и вопросительные предложения вызывали трудности.
Группа, где проводилось исследование, показало недостаточную модулированность по силе и высоте голоса. Дети испытывали затруднения выполняя подобного рода задания.
Необходимо отметить так же о трудностях в расположении логических ударений и в разделении слов на слоги.
Дыхание так же было нарушено. Были снижены объём и сила выдоха дыхание верхнеключичное, дети не дифференцируют ротовой и носовой выдох.
Важной составляющей является темп речи, в котором тоже наблюдались трудности. Детям было сложно переходить от быстрого темпа к медленному и наоборот.
Исследуя и анализируя результаты первого и повторного исследования можно наблюдать положительную динамику в коррекции просодической стороны речи за очень небольшой срок.
Учитывая все вышеперечисленное можно сделать вывод о том, что взаимодействие таких специалистов как учитель - логопед и музыкальный руководитель можно говорить об эффективности внедрения на музыкальные занятия ряда логопедических упражнений, которые помогут детям с дизартрией в преодолении нарушений просодической стороны речи.



1. Акименко, В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В. М. Акименко. - Ростов Н/Д: Феникс, 2015. - 45 с.
2. Артемова, Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями / Е. Э. Артёмова. - Москва.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. - 123 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е. Ф. Архипова. - Москва.: АСТ, Астрель, 2006. - 319 с.
4. Ахутина, Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т. В. Ахутина. - Москва: Просвещение, 1999. - 248 с.
5. Верясова, Т. В. Игротренинг по развитию моторного праксиса у дошкольников с нарушениями речи на логоритмических занятиях: учеб. пособие / Т. В. Верясова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б. и.], 2001. - 39 с.
6. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка: Кн. для логопеда / Е. Н. Винарская. - Москва: Просвещение, 1987. - 165 с.
7. Власова, Т. М. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя / Т. М. Власова. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. - 240 с.
8. Волкова, Л. С. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений - 5-е изд., перераб. и доп. / Л. С. Волкова - Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 703 с.
9. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва: Детство - Пресс, 2007. - 36 с.
10. Глухов, В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В. П. Глухов // Дефектология. - № 2 - 1994. - С. 56 - 73.
11. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие / О. Е. Грибова. - Москва: Айрис-пресс, 2005. - 16 с.
12. Дедюхина, Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике: метод, пособие / Г. В. Дедюхина. - Москва: Айрис-пресс, 2006. - 64 с.
13. Жукова, Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи [Текст] / Н. С. Жукова; ил. Евгении Нитылкиной. - Москва: Эскмо, 2015. - 120 с.
14. Картушина, М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: метод. пособие / М. Ю. Картушина. - Москва: Сфера, 2003. - 186 с.
15. Колесникова, Л. Р. Характеристика развития неречевых и речевых процессов у старших дошкольников в условиях массового дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида / Л. Р. Колесникова, - Екатеринбург, 2000 - С. 98-104.
16. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова. - Екатеринбург: У - Фактория, 2006. - 224 с.
17. Левина, Р. Е Основы теории и практики логопедии: учебное пособие / ред. Р. Е. Левина. - Репр. воспроизведение изд. - Москва: Альянс, 2013. - 367 с.
18. Лямина, Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста: метод. пособие / Г. М. Лямина. - Москва: Айрис Пресс, 2005. - 96 с.
19. Максаков, А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников / А. И. Максаков. - Москва: Мозаика - Синтез, 2005. - 64 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ