ГЛАВА 1. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 7
1.1. Лингвистические аспекты понятия «социально-коммуникативные
навыки» 7
1.2. Психологические аспекты понятия «социально-коммуникативные
навыки» 12
1.3. Особенности развития социально-коммуникативных навыков
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи 13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 17
2.1. База исследования и характеристика контингента детей,
задействованных в экспериментальном исследовании 17
2.2. Организация констатирующего этапа психолого-педагогического
эксперимента 19
2.3. Анализ результатов констатирующего этапа психолого- 23
педагогического эксперимента
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ
ИГРЕ 38
3.1. Содержание программы по формированию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с
тяжелыми нарушениями речи в сюжетно-ролевой
игре 38
3.2. Апробация программы по формированию социально¬
коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 41
3.3. Результаты контрольного этапа психолого-педагогического
эксперимента по выявлению уровня сформированности социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 117
Социальная коммуникация - это сложная и динамичная система, которая является важным компонентом развития личности человека. Это важнейший аспект формирования человеческой психики, её развития и совершенствования. Развитые навыки коммуникации позволяют человеку приобретать свои высшие познавательные способности и качества через общение с другими людьми.
Социально-коммуникативные навыки - важные элементы развития детей дошкольного возраста, их социализации и индивидуализации.
Коммуникативные навыки помогают ребенку решать задачи разного рода, возникающие при общении: понимать состояние и позицию собеседника, несовпадающие с его собственными (т.е. преодолевать эгоцентризм), дифференцировать различные коммуникативные ситуации и способы действия в них, выстраивать линию поведения в ситуации общения адекватно и творчески. Успешное развитие коммуникативных способностей - это часть социальной компетентности, означающей готовность ребенка к встрече с новыми социальными ситуациями.
Важную роль в процессе социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи в детских садах играет умение применять всё разнообразие коммуникативных возможностей и социально-бытовых навыков, необходимых в самообслуживании и повседневной деятельности.
Дети, имеющие трудности в использовании речи, как основного средства коммуникации и не владеющие альтернативными методами взаимодействия со сверстниками и взрослыми, пытаются привлечь к себе внимание такими способами, как агрессия, или наоборот, демонстрируют вялость, инертность, речевой негативизм.
Разнообразная картина аффективных проблем и вторичных защитных установок таких детей маскируют не только адаптационные возможности 4
детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), но и скрывают имеющиеся, но не генерализованные навыки. С возрастом неприспособленность ребенка, иногда даже и к повседневной жизни, становится все более очевидной.
Кроме прочего, целью комплексной психолого-педагогической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи является как можно более полная социализация ребенка. Исходя из этого, среди задач педагогов и психологов одной из самых важных является формирование социально-
коммуникативных навыков, которые позволяют ребенку правильно выстраивать отношения с его социальным окружением.
Так же проведение работы по развитию социально-коммуникативных навыков имеет большое значение для поддержки семьи, в которой воспитывается ребенок с тяжелым нарушением речи. Постоянное эмоциональное напряжение, трудности понимания, желание защитить своего ребенка от агрессии окружающих порождают предпосылки к формированию гиперопеки со стороны родителей, которая так же препятствует нормальному социальному развитию ребенка.
Таким образом, всё вышесказанное подчеркнуло актуальность выбранной проблемы.
Актуальность темы. Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка раннего возраста является основой успешной социализации будущих школьников, ведь отношения с другими людьми появляются и интенсивно развиваются в дошкольном возрасте.
Объект исследования - социально-коммуникативные навыки детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования - процесс формирования социально - коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством сюжетно-ролевых игр.
Цель исследования - на основе анализа литературных данных определить содержание понятия «социально-коммуникативные навыки» применительно к уровню развития детей дошкольного возраста с тяжелыми 5
нарушениями речи; выявить уровень сформированности социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной теме.
2. Определить лингвистические и психологические аспекты понятия «социально-коммуникативные навыки».
3. Изучить особенности развития социально-коммуникативных навыков у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
4. Подобрать и проанализировать методики изучения социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников.
5. Провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровня коммуникации у старших дошкольников.
6. Провести планирование коррекционно-развивающей работы.
Методы исследования: теоретический (анализ и синтез психолого-педагогических, научно-методических источников по проблеме формирования социально-коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи), экспериментальный (констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровня сформированности социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, контрольный эксперимент).
База исследования: Муниципальное казенное дошкольное
образовательное учреждение Пелевинский детский сад «Колосок», д. Пелевина, ул. 40 лет Победы, 22, Байкаловский район, Свердловская область. Эксперимент был проведен в период с 13.01.2020 г. по 05.03.2020 г., в котором было задействовано 12 детей с диагнозом общее недоразвитие речи II-III уровня, обусловленное дизартрией и алалией - тяжелое нарушение речи.
Формирование социально-коммуникативных навыков обучающихся с ТНР является относительно новой темой и не имеет достаточного количества структурированного теоретического материала и практических методик, что делает данную тему актуальной.
Очевидно, что социально-коммуникативные навыки дошкольников с ТНР развиваются по тем же закономерностям, что и у детей с нормальным речевым развитием, однако имеют свои специфические особенности. Эти дети испытывают трудности в установлении контактов со сверстниками, предпочитают игры в одиночку, им трудно адаптироваться к новой обстановке. Отмечается бедность игровых идей, диффузность играющих групп. Может возникать речевой негативизм.
В данной работе приведены точки зрения разных авторов на данную проблему, рассмотрены лингвистические и психологические аспекты понятия «социально-коммуникативные навыки», особенности развития социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ТНР.
Цель исследования состояла в том, чтобы определить уровень сформированности навыков социально-коммуникативного характера у старших дошкольников, у которых имеются тяжелые нарушения речи. Для того, чтобы достичь указанную цель, состоялось решение ряда задач. Так, состоялось изучение психолого-педагогических публикаций по теме, проведен включавший три этапа психолого-педагогический эксперимент. Исследован уровень развития навыков социально-коммуникативного характера у старших дошкольников, у которых имеются тяжелые нарушения речи. На основе полученных результатов разработана программа по формированию социально-коммуникативных навыков и апробировать ее, а также путем проведения контрольного эксперимента оценить эффективность данной программы.
Результаты констатирующего эксперимента позволили оценить уровень сформированности социально-коммуникативных навыков у детей из экспериментальной и контрольной групп. На основе анализа полученных данных сделаны следующие выводы: в основном дети дошкольного возраста с ТНР - пятьдесят процентов в контрольной группе, шестьдесят шесть в экспериментальной - характеризуются развитием навыков социально- коммуникативного характера на среднем уровне. По семнадцать процентов детей в каждой из групп продемонстрировали уровень развития указанных навыков, являющийся низким. Уровень развития данных навыков, являющийся высоким, продемонстрировали тридцать три процента детей в контрольной группе и семнадцать процентов в экспериментальной.
Констатирующий этап эксперимента показал необходимость поиска и создания эффективных методов и приемов повышения уровня сформированности социально-коммуникативных навыков. В связи с этим была разработана и апробирована программа, направленная на формирование социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в сюжетно-ролевой игре.
В ходе контрольного этапа эксперимента были получены результаты, отражающие степень эффективности апробированной программы. В экспериментальной группе средний уровень развития социально-коммуникативных навыков является преобладающим, этот же результат был выявлен и при первичной диагностике. При этом результаты контрольного эксперимента позволили выявить снижение удельного веса детей с низким уровнем развития навыков, являющихся социально-коммуникативными, на семнадцать процентов. Выявлен рост числа детей, уровень развития указанных навыков у которых являлся высоким, на тридцать четыре процента до пятидесяти процентов. Выявлено равенство долей детей, уровень развития у которых указанных навыков является высоким и средним. Рост высокого уровня составил семнадцать процентов до пятидесяти процентов детей. Изменения доли детей, уровень развития указанных навыков у которых является низким, осталось неизменным - семнадцать процентов детей.
Из этого можно сделать вывод, что разработанная программа эффективна, так как прослеживается положительная динамика.
Итоги работы подтверждают актуальность рассматриваемой проблемы. Цель исследования достигнута, решены поставленные задачи.
Таким образом, за счет проведенного исследования было обеспечение углубление знаний в отношении особенностям, присущим формированию у детей с тяжелыми нарушениями речи навыков, являющихся социально-коммуникативными, раскрытие сущности указанных навыков. Исследование позволило выявить, что разработанная программа коррекционно-развивающих мероприятий является эффективной.
1. Акулова, О. В. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» / О. В. Акулова, Т. И. Бабаева. - СПб. : Детство-Пресс, 2014. - 280 с.
2. Александрова, О. А. Формирование коммуникативных умений общения / О. А. Александрова. - М. : Просвещение, 2005. - 265 с.
3. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2008. - 400 с.
4. Алиева Т. И. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Истоки» / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова. - М. : Сфера, 2014. - 161 с.
5. Алиева, Т. И. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Истоки» / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова. - М. : Сфера, 2014. - 161 с.
7. Андреева, Г. М. Социальная психология : учеб. для высш. учеб. заведений / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс — 290 с.
8. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: развитие диалогического общения / А. Г. Арушанова. - Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2004. - 222 с.
9. Баряева, Л. Б. Примерная адаптированная образовательная программа дошкольного образования / Л. Б. Баряева, Л. В. Лопатина. - СПб. : Питер, 2014. - 387 с.
10. Басов, М. Я. Избранные психологические произведения / М. Я. Басов. - М. : Педагогика, 1998. - 432 с.
11. Белинская, Е. П. Социальная психология личности / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 301с.
12. Белошистая, А. В. Развиваем связную речь / А. В. Белошистая, А. А. Смага // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - 164 с.
13. Битова, А. Л. Методы и приемы стимуляции речи у детей, имеющих тяжелые и множественные нарушения развития / А. Л. Битова, Л. А. Островская // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ : научно-методический журнал / ред. Т. П. Мищенко. - 2012. - № 4. - 185 с.
14. Большакова, С. Е. Речевые нарушения и их преодоление / С. Е. Большакова. - М. : Сфера, 2005. - 160 с.
15. Вегнер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Вегнер, Г. А. Цукерман. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. — 159 с.
16. Веракса, А. Н. Развитие речи в дошкольном детстве / А. Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2009. - № 1. - 205 с.
17. Веракса, Н. Е. Диагностика готовности ребенка к школе / Н. Е. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2007 - 47 с.
18. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. - Изд-во : Едиториал УРСС, 2005. - 632 с.
19. Долганова, И. А. Развитие коммуникативных способностей дошкольников в изодеятельности в специально организованном процессе обучения / И. А. Долганова, И. А. Медведева // Психология образования : реализация системно-деятельностного подхода : материалы Всерос. науч.- практ. конф. : в 2 ч. / сост. С. В. Истомина. - Шадринск : Шадр. Дом Печати, 2011. - Ч. 1. - 141 с.
...