Объект исследования - ООО «Бийский лесхоз».
Проведен анализ деятельности за 2019-2021 годы.
Проведена оценка внутренней и внешней среды предприятия.
Указаны пути по совершенствованию процессов организации рекламной деятельности на предприятии.
Есть приложения.
Введение 3
1 Теоретические основы организации рекламной деятельности на предприятии 6
1.1 Сущность, роль и структура рекламной деятельности на предприятии 6
1.2 Стратегический подход к организации рекламной деятельности на предприятии проведения рекламной кампании 12
1.3 Оценка экономической эффективности рекламной деятельности на предприятии 23
2 Анализ организации рекламной деятельности в ООО «Бийский лесхоз» 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия 29
2.2 Оценка внутренней и внешней среды предприятия 39
2.3 Анализ особенностей организации рекламной деятельности на предприятии 46
3 Совершенствование процессов организации рекламной деятельности в ООО «Бийский лесхоз» 55
3.1 Рекомендации по совершенствованию процессов организации рекламной деятельности на предприятии 55
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 59
Заключение 62
Список использованных источников 65
Приложения 70
Одной из экономических особенностей рынка рекламы является высокая скорость оборота капитала, и это обстоятельство выступает как одно из преимуществ данной сферы бизнеса. Однако изменчивый характер спроса на рекламные услуги увеличивает риски в этом бизнесе от непредсказуемых изменений. В связи с этим особую важность приобретает анализ происходящих на рынке рекламы изменений. К примеру, результаты недавних социологических исследований демонстрируют негативное отношение большинства россиян к рекламе в целом, недоверие и раздражение обусловлено ее количеством и качеством.
В подобных условиях правильное планирование, реализация и оценка рекламной деятельности, характеризующейся оригинальностью, новаторством, запоминаемостью, направленной на привлечение внимания потребителей посредством создания яркого, нетипичного, узнаваемого образа, получает стратегическое преимущество. При этом характер рекламной деятельности современных организаций зависит от нескольких фак¬торов: от размера компании, бюджета, который она способна выделить на проведение рекламных мероприятий, от стратегии развития и маркетинга, преследуемых ею целей, положения ком¬пании на рынке (занимаемой доли, отношения с конкурентами, потребителями и т.д.).
Из сказанного следует, что рекламная деятельность становится эффективной и стимулирующей лишь в том случае, когда она правильно организована и носит постоянный характер. Разработка рекламной страте¬гии организации – важная составляющая эффективного ведения бизнеса.
Актуальность комплексного анализа особенностей подготовки и проведения рекламной кампании обусловлена, с одной стороны, теоретической потребностью уточнения и введения в научный оборот ключевых понятий исследования, а с другой стороны, – его практической направленностью на выявление рисков рекламной деятельности конкретного предприятия.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составляют: Федеральный закон «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. и труды целого ряда отечественных и зарубежных авторов. Так, в работах И.Л. Акулич, Т.З. Артюховой, Ж.Ж. Ламбена и др. проводится общий анализ маркетинговой деятельности современного предприятия. Труды К.А. Аксеновой, В.Е. Демидова, А.В. Карягиной, Р.И. Мокшанцева, А.Н. Мудрова, Ф.Г. Панкратова, Н.В. Ткаченко и др. посвящены проблемам теории и практики рекламы. И.С. Карабанова и Н.И. Решетько рассматривают особенности и проблемы организации рекламных кампаний как средства оптимизации деятельности фирмы.
Высоко оценивая научно-практический вклад названных и других исследователей, а также полученные ими результаты, необходимо отметить, что состояние и степень разработанности теоретико-прикладных аспектов планирования и реализации рекламной деятельности предприятия на рынке потребительских товаров не всегда соответствуют требованиям современного уровня развития экономической науки.
Цель работы – поиск путей совершенствования процессов организации рекламной деятельности на предприятии ООО «Бийский лесхоз».
Объектом исследования является рекламная деятельность на современном предприятии.
Предмет исследования – особенности планирования и реализации рекламной деятельности в ООО «Бийский лесхоз».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
а) раскрыть сущность, роль и структуру рекламной деятельности на предприятии в рамках стратегического подхода;
б) проанализировать рекламную деятельность ООО «Бийский лесхоз»;
в) разработать рекомендации по совершенствованию процессов организации рекламной деятельности на предприятии и оценить их экономическую эффективность.
В качестве методов исследования в работе применялись анализ, сравнение, табличный, графический и количественный методы, описание, наблюдение, анкетирование.
Практическая значимость работы заключается, прежде всего, в возможности применения ее результатов в деятельности ООО «Бийский лесхоз» и других организаций.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, включающего 54 названия, и приложений. Во введении обозначены актуальность, цель, задачи, объект, предмет и методы исследования, его практическая значимость. В первой главе представлены теоретические основы организации рекламной деятельности. Во второй главе рассмотрены особенности организации рекламной деятельности в ООО «Бийский лесхоз». В третьей главе представлены пути совершенствования данного направления деятельности предприятия, которое должно получить свое развитие с опорой на принципы стратегического менеджмента. В заключении подведены основные итоги исследования.
Понятие рекламы объединяет в себе всю информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, которая адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В свою очередь, рекламная деятельность представляет собой совокупность мероприятий организации по рекламе и продвижению на рынок производимых и/или реализуемых ею товаров/услуг.
Планирование и реализация рекламной деятельности представляет собой сложный многоэтапный процесс, требующий последовательного выполнения целого ряда принципов и правил. Правильное использование данного маркетингового инструмента позволяет предприятию укрепиться в своем секторе экономики, увеличить рыночную долю, получить различные экономические и социальные выгоды.
Однако большинство компа¬ний, существующих на российском рынке, относятся к рекламе как периодическому средству продвижения товаров или услуг на рынок, не уделяя им должного внимания при разработке стратегии организационного развития. В итоге используются единичные рекламные мероприятия, ре¬зультат которых, в большинстве случаев, достаточно сложно отследить.
Чтобы должным образом функционировать в условиях маркетинга, необходимо получать адекватную информацию в рамках маркетинговых исследований, которые представляют собой сбор, обработку и анализ данных с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений.
Важнейшей особенностью обозначенных мероприятий, отличающей их от сбора и анализа текущей информации, является целевая направленность на решение определенной проблемы или целого комплекса проблем. Эта целенаправленность и превращает сбор и анализ информации в маркетинговое исследование, которое должно стать фундаментом для разработки, реализации и оценки маркетинговых и рекламных стратегий фирмы.
Реализация теоретических положений, сформулированных в данной работе, осуществлялась на базе ООО «Бийский лесхоз» – деревоперерабатывающего предприятия, являющегося одним из крупнейших участников лесной отрасли Алтайского края.
Оценка результатов SWОT-анализа с участием экспертной комиссии от ООО «Бийский лесхоз» позволила установить, что реализации имеющегося потен¬циала развития компании препятствуют следующие основные проблемы:
а) высокий уровень конкуренции на рынке сбыта;
б) отсутствие эффективной обратной связи с потребительской аудиторией из-за недостаточного внимания к маркетинговой деятельности, включая рекламу;
в) проблема в привлечении кредитных ресурсов (высокие процентные ставки, недостаточные сроки предоставления заемных средств).
При этом в рамках настоящего исследования нами были выделены следующие проблемные стороны, связанные с подготовкой и реализацией рекламной деятельности в ООО «Бийский лесхоз»:
а) отсутствие системного (стратегического) подхода к организации маркетинговых и рекламных мероприятий по продвижению товарной продукции на рынки сбыта;
б) отсутствие маркетинговых исследований как важнейшего этапа планирования рекламной деятельности, выбора источников рекламы и формирования рекламного бюджета;
в) отсутствие в рекламных материалах наиболее важных на момент публикации данных, способствующих привлечению потенциальных покупателей.
С учетом выявленных в ходе анализа недостатков организации рекламной деятельности ООО «Бийский лесхоз» можно предложить систему мероприятий, разделенных на четыре группы:
а) проведение маркетинговых исследований:
б) разработка концепции рекламы;
в) совершенствование ценовой политики;
г) привлечение и сохранение клиентов.
Для организации более системного и тщательного подхода к управлению рекламной деятельностью с учетом обозначенных выше стратегических направлений рекомендуем руководству ООО «Бийский лесхоз» включить в штатное расписание должность маркетолога.
Кроме того, при разработке рекламных кампаний ООО «Бийский лесхоз» и формировании содержания рекламных сообщений в их рамках необходимо принять во внимание следующие аспекты:
а) скорректировать перечень печатных изданий (удалить из списка газету «Купи-Продай»);
б) сместить акцент с радио- на телерекламу;
в) при подготовке рекламных материалов обращать внимание целевой аудитории на следующие моменты:
а) широкий ассортимент и высокое качество товарной продукции ООО «Бийский лесхоз»;
б) высокая репутация торговой марки «Бийский лесхоз»;
в) высокое качество обслуживания покупателей (рекомендации по его повышению будут представлены далее);
г) наличие программ лояльности (накопительный дисконт и услуги консультанта).
Реализация предложенных мероприятий позволит уже в течение года повысить прибыль от продаж на 17% и рентабельность на 1,7% от показателя 2021 г. даже при условии роста себестоимости и с учетом затрат на осуществление предложенных мероприятий, что полностью подтверждает экономическую эффективность разработанных нами рекомендаций.
1. Федеральный закон «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; n=178004 (дата обращения: 30.05.2022).
2. Аксенова, К.А. Реклама и рекламная деятельность / К.А. Аксенова. - М: Приор-издат, 2019. - 96 с.
3. Акулич, И.Л. Маркетинг: учебник / И.Л. Акулич. – М.: Академия, 2018. - 511 с.
4. Артюхова, Т.З. Маркетинг: учебное пособие / Т.З. Артюхова. – Томск: Изд-во ТПУ, 2018. – 187 с.
5. Белявцев, М.И. Маркетинг: учебное пособие / М.И. Белявцев, Л.М. Иваненко. – М., 2017. – 340 с.
6. Бердников, А.А. Анализ бизнес-среды и определение рыночной позиции организации / А.А. Бердников // Молодой ученый. - 2018. - №1. - С. 327-330.
7. Березин, И.С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение / И. С. Березин. - М.: Вершина, 2018. - 480 с.
8. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2017. - 1248 с.
9. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Инфра-М, 2019. – 186 с.
10. Голодова, А.А. Проблемы организации рекламной деятельности компаний / А.А. Голодова, М.С. Зайцев // Приволжский научный вестник. – 2018. - № 3 (31). – Часть 1. – С. 75-76.
11. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е.П. Голубков. - М.: академия, 2017. – 416 с.
12. Гончарова, И.В. Методический подход к оценке эффективности маркетинговой деятельности компании / И.В. Гончарова, Ю.А. Макаренко // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. - 2018. - № 2. - С. 193-196.
13. Григорьян, Э.Р. Социальная креативность и ее общественные предпосылки / Э.Р. Григорьян // Креативность и социальные науки: сб. ст. Институт социальных наук (ИСН). - М., 2018. - С. 5 - 16.
14. Гусаров, Ю.А. Менеджмент рекламы: учебное пособие / Ю.А. Гусаров. - М.: ЗАО «Издательств» Экономика, 2020. – 527 с.
15. Данченок, Л.А. Основы маркетинга / Л.А. Данченок. - М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2020. - 239 с.
16. Демидов В.Е. Сущность рекламы и психология ее восприятия / В.Е. Демидов. - М., Академия, 2021. - 265 с.
17. Журавлев, В.В. Основы стратегического менеджмента: учебное пособие / В.В. Журавлев. – Челябинск: Изд-во НОУВПО РБИУ, 2021. – 160 с.
18. Карабанова, И.С. Совершенствование методов оценки эффективности рекламной кампании предприятия на продовольственном рынке потребительских товаров: дисс. канд. эк. н. / И.С. Карабанова. – Екатеринбург, 2017. – 194 с.
19. Карягина, А.В. Креативность рекламной деятельности в России: риски и специфика их правовой регуляции: дисс. канд. соц. н. – Ростов н/Д., 2017. – 215 с.
20. Каталевский, Д.Ю. Стратегическое управление организацией на основе концепции возрастающей отдачи: дисс. канд. эк. н. / Д.Ю. Каталевский. - М., 2019. - 172 с.
21. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: учебник для вузов / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз. - М.: Юнити-Дана, 2021. - 656 с.
22. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / Ф. Котлер. – М.: Вильямс, 2020. – 656 с.
23. Котляров, И.Д. Комплекс маркетинга: попытка критического анализа / И.Д. Котляров [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем: электронный журнал. - 2019. - №4. - Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/4/kotliarov.pdf. (дата обращения: 30.05.2022).
24. Крылов, И.В. Введение в медиапланирование / И.В. Крылов // Рекламные технологии. - 2017. - № 2. - С. 2-3.
25. Кузык, Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: учебник / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. – М.: Экономика, 2019. – 575 с.
26. Ламбен, Жан-Жак Менеджмент, ориентированный на рынок / Жан-Жак Ламбен. – СПб.: Питер, 2019. – 800 с.
27. Лубков, В.А. Объект и этапы стратегического анализа организации / В.А. Лубков // Российское предпринимательство. - 2018. - № 8 (230). - С. 46-51.
28. Макарова, Е.А. Реклама как социальное поле: соотношение явных и латентных функций: дис. канд. соц. н. / Е.А. Макарова. - Нижний Новгород, 2021. - 166 с.
29. Маркетинг: учебник для вузов / Под ред. проф. Г.А. Васильева. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2019. - 543 с.
30. Маркетинг: учебник / Под ред. Н.П. Ващекина. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2021. - 312 с.
31. Маркетинг: Общий курс / Под ред. Н.Я. Колюжновой А.Я. Якобсона. - M.: Омега-Л. 2018. - 476 с.
32. Маркетинг: Общий курс / Под ред. Н.Я. Ламажковой, А.Я. Якобсона. – М.: Омега-Л, 2018. - 467 с.
33. Мокшанцев, Р.И. Психология рекламы / Р.И. Мокшанцев. – М.: ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское согласие, 2017. – 375 с.
34. Морозов, А.Н. Применение SWOT-анализа и матрицы Бостонской консалтинговой группы для эффективного управления организацией / А.Н. Морозов, Г.М. Аванесов // Экономика и управление. – 2018. – Часть 1. – С. 3-7
35. Морозова, И.А. Рекламный креатив. В поисках навязчивой идеи / И.А. Морозова. - М.: Гелла-принт, 2019. - 224 с.
36. Мудров, А.Н. Основы рекламы / А.Н. Мудров. - М.: Инфра-М, 2018. - 397с.
37. Негорожина, Т.П. Инновационный менеджмент как основное средство управления предприятием в условиях конкуренции / Т.П. Негорожина // Актуальные проблемы современной экономики и менеджмента. В 3 ч. Ч. 1. / Под ред. д.и.н., проф. Дрындина В.Л.; филиал НОУ ВПО МИПП в г. Оренбурге. – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2018. – С. 131-138.
38. Николайшвили, Г. Г. Социальная реклама: теория и практика / Г.Г. Николайшвили. - М.: Аспект Пресс, 2017. - 191 с.
39. Нуралиев, С.У. Маркетинг: учебник. / С.У. Нуралиев. Д.С. Нуралиева. - М.: Дашков и К, 2017. - 362 с.
40. Орловская, О.В. Управление эффективностью работы персонала в системе управления крупной компанией / О.В. Орловская // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2018. – №6. – С. 43-49.
41. Панкрухин, А.П. Маркетинг: учебник / А.П. Панкрухин. - М.: Омега-Л, 2018. - 656 с.
42. Перепечаева, Я. Социальная реклама / Я. Перепечаева. – М.: Академия, 2018. - 410 с.
43. Пономарева, А.М. Креативные средства и инструменты коммуникационного маркетинга / А.М. Пономарева. - Ростов н/Д: Мини-Тайп, 2018. - 160 с.
44. Разумовская, А. Маркетинг услуг. Настольная книга российского маркетолога-практика / А. Разумовская, В. Янченко. – М.: Вершина, 2019. – Электронная версия. – 378 с.
45. Решетько, Н.И. Роль рекламной кампании в повышении эффективности деятельности современных организаций / Н.И. Решетько, М.А. Соколов, Д.В. Сметана // Молодой ученый. – 2017. - № 15.1 (74.1). Спецвыпуск. - С. 114-117.
46. Романов, А.А. Маркетинговые коммуникации / А.А. Романов, А.В. Панько. - М.: Эксмо, 2019. - 432 с.
47. Степанова, И.С. Особенности маркетинга на рынке телекоммуникационных услуг / И.С. Степанова // Вестник Омского университета. - 2018. - №4. - С. 261-265.
48. Ткаченко, Н.В. Креативная реклама. Технологии проектирования / Н.В. Ткаченко. - М.: Дашков и К, 2012. – 335 с.
49. Учитель, Ю.Г. Разработка управленческих решений: учебник / Ю.Г. Учитель, А.И. Терновой, К.И. Терновой. – М.: Академия, 2019. – 383 с.
50. Федотова, Л.Н. Социология рекламной деятельности / Л.Н. Федотова. - М.: Оникс, 2018. - 267 с.
51. Феофанов, О.А. Реклама. Новые технологии в России / О.А. Феофанов. - М., 2019. - 315 с.
52. Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка / В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 528 с.
53. Черняховская, Т.Н. Маркетинговая деятельность предприятия: теория и практика / Т.Н. Черняховская. - М.: Высшее образование, 2018. - 533 с.
54. Эриашвили, Н.Д. Маркетинг / Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - Электронная версия. - 623 с.