ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ И ДИЗАРТРИЕЙ 9
1.1 Закономерности развития слухоречевой памяти и связной речи в
онтогенезе 9
1.2 Психолого-педагогическая характеристика, особенности
слухоречевой памяти и связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией 18
1.3 Обзор психолого-педагогических технологий по развитию
слухоречевой памяти и связной речи в современной логопедической практике 26
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 36
2.1 Основные принципы, цели, задачи, алгоритм констатирующего
эксперимента 36
2.2 Содержание методик обследования в рамках организации
констатирующего эксперимента 41
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента 42
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТАБЛИЦ 56
3.1 Основные принципы, цели, задачи, этапы логопедической работы по развитию слухоречевой памяти и связной речи у детей старшей группы с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией с применением
мнемотаблиц 55
3.2 Содержание логопедической работы по развитию слухоречевой
памяти и связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией с помощью мнемотаблиц 61
3.3 Контрольный эксперимент и анализ его результатов 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 84
Связная речь - самая сложная форма речевой деятельности. Для развернутого связного высказывания необходимо обладать определенными умениями. Этот процесс требует от говорящего собранности, сосредоточенности, предварительной подготовки, волевых усилий, логических и речевых навыков [11, 12, 71].
По данным многочисленных исследований В. К. Воробьевой [11], В. П. Глухова [17], Р. Е. Левиной [43], Е. М. Мастюковой [53], Т. Б Филичевой [76], Т. Б. Чиркиной, А. В. Ястребовой число детей со сложными речевыми расстройствами с каждым годом увеличивается. Большая часть из них - это дети с общим недоразвитием речи и дизартрией. У детей при общем недоразвитии речи нарушены все компоненты речи - фонетический, лексический и грамматический, при этом сохранны слух и интеллект. У детей с дизартрией наблюдаются нарушения моторных функций, трудности переключения, своеобразие психики, у них сложнее протекает коррекция недостатков речи. Одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности связной речи. Поэтому большое значение в коррекционной работе отводится формированию и развитию связной речи как главному условию овладения школьными знаниями, развития мышления, памяти и других сторон психической деятельности. Этапность развития памяти и ее своеобразие проходят с учетом особенностей речевого развития. Слухоречевая память детей появляется совместно с речью и развивается, меняется с их взрослением - укрепляется по мере развития речи и приобретения жизненного опыта [28, 29]. Все это указывает на актуальность изучения проблемы слухоречевой памяти и связной речи у детей с общим недоразвитием речи и дизартрией старшего дошкольного возраста для построения наиболее эффективной коррекционной работы.
Рассматривая речевые нарушения у детей с общим недоразвитием речи Т. И. Дубровина [20], С. О. Лебедева [42], И. Ю. Левченко [45], и другие, обращали внимание на сформированность других высших психических функций, включая память, отмечали их взаимосвязь с речью. Они установили, что уровень развития речи зависит от уровня развития памяти так же, как и уровень развития памяти зависит от уровня развития речи.
Изучением и развитием связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи занимались В. К. Воробьева [11], В. П. Глухов [16], Н. С. Жукова [25], О. Б. Иншакова [32], Е. М. Мастюкова [53], Т. А. Ткаченко [72], Т. Б. Филичева [76], Г. В. Чиркина и многие другие. В работах Е. Ф. Архиповой, Р. Е. Левиной [43], Л. В Лопатиной [48], Е. М. Мастюковой [53], О. В. Правдиной освещены вопросы симптоматики и механизмов дизартрии. Изучением процессов памяти занимались такие ученые как Л. С. Выготский [13], Т. П. Зинченко [29], А. Н. Леонтьев [46], А. Р. Лурия [50], А. Г. Маклаков, Р. С. Немов [57], М. М. Семаго, Н. Я. Семаго и многие другие. Над исследованиями памяти у детей с общим недоразвитием речи работали Л. И. Белякова [3], Ю. Ф. Гаркуша [14], Г. С. Гуменная, Л. В. Занков [27], О. Н. Усанова [3], Э. Л. Фигередо и другие.
Цель исследования: изучение эффективности использования мнемотаблиц в логопедической работе по развитию слухоречевой памяти и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией.
Объект исследования: уровень сформированности связной речи и особенности слухоречевой памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по развитию слухоречевой памяти и связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией с использованием мнемотаблиц.
Задачи:
1. Изучить специальную научную теоретическую и практическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить содержание алгоритма организации констатирующего эксперимента для оценки исходного уровня сформированности связной речи у исследуемой категории детей.
3. Выявить уровень развития слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией.
4. Разработать и апробировать содержание логопедической работы по развитию слухоречевой памяти и связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией с помощью мнемотаблиц.
5. Провести контрольный эксперимент и проанализировать результаты эффективности применения мнемотаблиц по развитию слухоречевой памяти и связной речи у детей экспериментальной группы.
Теоретико-методологической базой исследования является:
1. Концепция о динамическом единстве речевого и психического развития, и подход с учетом возрастной психологии - П. П. Блонский [4], Л. С. Выготский [12], А. Р. Лурия [50] и др.
2. Концепции о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе и его значении для развития связной монологической речи - А. Н. Гвоздев [15], Н. И. Жинкин [24], А. А. Леонтьев [46].
3. Современные научные подходы в развитии нормального и аномального ребенка - Л. С. Выготский [12], Р. Е. Левина [43].
4. Принципы анализа речевых патологий Р. Е. Левиной [43].
5. Исследования в области слухоречевой памяти у детей с нарушениями речи - Т. И. Дубровина [20], А. С. Иванова [30], Ю. В. Коваленко, И. Ю. Левченко [45], А. В. Москалец, Н. П. Чурсина, Е. А. Шитова [79] и др.
6. Методика обследования связной речи у детей с общим недоразвитием речи В. П. Глухова [16].
7. Методики обследования слухоречевой памяти - А. А. Леонтьев [46], А. Р. Лурия [50].
В данной работе были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические (анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, изучение логопедической документации).
2. Эмпирические (организация и проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов).
3. Метод количественного и качественного анализа полученных данных.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ детский сад № 392 г. Екатеринбурга, ул. Победы 5-А.
Теоретической значимостью исследования является подбор наиболее оптимальных методик по развитию слухоречевой памяти и связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и дизартрией, на основе полученных данных об уровне сформированности слухоречевой памяти и связной речи у данной категории детей.
Практическая значимость исследования предполагает, что данный материал может использоваться в коррекционной работе логопедами, воспитателями речевых групп, родителями.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Во введении раскрывается актуальность темы исследования, его целевые установки, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе отражены современные подходы к развитию слухоречевой памяти и связной речи в психологии, нейропсихологии, психолингвистике и логопедии, а также особенности развития памяти и связной речи у старших дошкольников в норме и с общим недоразвитием речи.
Во второй главе описан ход констатирующего эксперимента по выявлению уровня сформированности слухоречевой памяти и связной речи у детей старшей группы с общим недоразвитием речи III уровня, обусловленным дизартрией и приведен анализ результатов этого эксперимента.
В третьей главе предложена система логопедической работы по развитию слухоречевой памяти и связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с дизартрией с помощью мнемотаблиц.
В заключении даются выводы о том, что рассматриваемая методика по развитию слухоречевой памяти и связной речи у данной категории детей, хоть и является очень эффективной, но не должна быть единственной в работе над речью дошкольников.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению теоретических и практических аспектов изучения слухоречевой памяти и связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией, а также разработке коррекционно-логопедической работы по формированию и развитию обследуемых функций у рассматриваемой категории детей.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что речевая деятельность тесно связана со всей психикой ребенка, ее сенсорными, интеллектуальными и аффективно-волевыми процессами. Эта связь сохраняется как при нормальном, так и при нарушенном развитии. Формирование и развитие слухоречевой памяти и связной речи происходит постепенно и в определенные периоды. Эти процессы взаимосвязаны, и зависят от развития нервной системы. В норме слухоречевая память развивается своевременно и стимулирует развитие речи. Существует прямая закономерность между уровнем развития слухоречевой памяти и уровнем речевого недоразвития: чем ниже уровень речевого развития, тем ниже уровень сформированности слухоречевой памяти. Слухоречевая память в современной литературе представлена как одна из наиболее важных психических функций, которые формируются прижизненно, социально обусловлена и как опосредованный речью процесс. Связная монологическая речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. В старшем дошкольном возрасте происходит бурное развитие всех психических процессов, включая и память, и речь, именно благодаря им ребенок имеет возможность полноценного познания окружающей действительности. Без развитых памяти и речи, ребенок не в состоянии усвоить общественный опыт, овладеть правилами поведения, становится невозможной и его деятельность. У детей с речевыми проблемами возникают сложности с формированием всех психических процессов, в том числе, памяти.
Для выявления имеющихся у детей нарушений были выбраны методики логопедического и нейропсихологического обследования для изучения слухоречевой памяти и связной речи, проведены констатирующий и контрольный эксперименты с их применением. Полученные данные анализировались и сравнивались.
По данным констатирующего эксперимента делаем вывод о недостаточном уровне сформированности слухоречевой памяти и связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией. Результаты проведенного экспериментального обследования подтверждают научные данные о том, что уровень сформированности слухоречевой памяти прямо пропорционален речевому недоразвитию. Это подтвердило необходимость систематической и целенаправленной коррекции слухоречевой памяти и связной речи у данной категории детей. Было разработано содержание логопедической работы по развитию слухоречевой памяти и связной речи детей исследуемой группы.
Логопедическая работа во время формирующего эксперимента проводилась с использованием мнемотаблиц. Она состояла из нескольких направлений и нескольких этапов, соблюдался комплексный подход. В свою работу мы включали различные методы, игры и упражнения, помогающие преодолению дизартрии, развитию слухоречевой памяти и связной речи у рассматриваемой группы детей. Обучающая работа над нарушенными категориями с применением мнемотаблиц способствовала повышению мотивации детей к запоминанию и рассказу, придавала им уверенности, позволяла усваивать структуру рассказа, помогала сохранять и припоминать информацию.
Сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов позволило увидеть положительную динамику в развитии слухоречевой памяти и связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией, что показывает эффективность выбранной методики для коррекционно-развивающей работы по данным направлениям. У детей повысилась мотивация к обучению, интерес к выполнению заданий, они стали лучше понимать задания, запоминать их, у них возникает меньше трудностей в общении, связанных с запоминанием. Дети заметно реже искажают слова как по звуковому сходству, так и по семантическому, они меньше повторяют уже названные, и совсем редко привносят в задание новые слова. У детей начали формироваться новые языковые навыки, их речевая активность повысилась. Они способны выполнять творческие задания по пересказу небольших текстов, могут передать содержание сюжетных картинок и самостоятельно составить рассказ из личного опыта.
В настоящее время наглядное моделирование является немаловажным средством в коррекционно-образовательном процессе, влияющем не только на речевую деятельность, но и на познавательную активность и личность ребенка в целом. Коррекционная работа по развитию слухоречевой памяти и связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией не должна ограничиваться мнемотаблицами, одновременно необходимо проводить речевые и дидактические игры, помогающие дошкольникам развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, наблюдательность, мышление, учиться классифицировать предметы, прививать интерес к окружающему и овладевать навыками самоконтроля.
Предложенная в выпускной квалификационной работе методика по развитию слухоречевой памяти и связной речи с применением мнемотаблиц, показала свою эффективность и способствует не только коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией, но и создает благоприятные условия для развития важнейшей психической функции в дошкольном детстве - слухоречевой памяти.
1. Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения : пер. с англ. / Р. Аткинсон; Общ. редакция Ю. М. Забродина, Б. Ф. Ломова. - Москва : Прогресс, 1980. - 528 с.
2. Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей обучения: нейропсихологический подход / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. - Санкт- Петербург : Питер, 2008. - 320 с.
3. Белякова, Л. И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью. Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями / Л. И. Белякова, Ю. Ф. Гаркуша, О. Н. Усанова, Э. Л. Фигередо - Москва : Прометей, 1991. - 178 с.
4. Блонский, П. П. Память и мышление / П. П. Блонский. - Санкт- Петербург : Питер, 2001. - 288 с.
5. Большева, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Т. В. Большева. - Санкт- Петербург : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. - 145 с.
6. Борозинец, Н. М. Логопедические технологии : учебное пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцева. - Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2014. - 256 с.
7. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Педагогика // Педагогика. 2014. URL: https://studme.org/61071/pedagogika/pedagogika (дата обращения: 11.03.2020).
8. Веккер, Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л. М. Веккер. - Москва : Смысл, 1998. - 685 с.
9. Веракса, А. Н. Развитие памяти дошкольников / А. Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2008. - №3 - С. 46-54.
10. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики : учебн. - метод. пособие / Г. А. Волкова. - Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2003. - 144 с.
11. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В. К. Воробьева. - Москва : ACT : Астрель : Транзиткнига, 2006. - 158 с.
12. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - 5-е изд. - Москва : Изд-во "Лабиринт", 1999. - 352 с.
13. Выготский, Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / сост. Ю. Б. Гиппенрейтер - Москва : АСТ, 2008. - 646 с.
14. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Ю. Ф. Гаркуша. - Москва : ВЛАДОС, 2000. - 317 с.
15. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва : Изд-во МГУ, 1968. - 176 с.
16. Глухов, В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В. П. Глухов // Дефектология. - 1994. - № 2. - С. 56-73.
17. Глухов, В. П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР / В. П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : АРКТИ, 2004. - 168 с.
18. Гуревич, К. М. Психологическая диагностика. Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. - Москва : Изд-во УРАО, 2007. - 286 с.
19. Дубровина, Т. И. Особенности слухоречевой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т. И. Дубровина // Специальная психология. - 2010. - №3/4. - С. 5-15.
...