Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие слухоречевой памяти и связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией с помощью мнемотаблиц

Работа №93903

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы94
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
222
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ И ДИЗАРТРИЕЙ 9
1.1 Закономерности развития слухоречевой памяти и связной речи в
онтогенезе 9
1.2 Психолого-педагогическая характеристика, особенности
слухоречевой памяти и связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией 18
1.3 Обзор психолого-педагогических технологий по развитию
слухоречевой памяти и связной речи в современной логопедической практике 26
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 36
2.1 Основные принципы, цели, задачи, алгоритм констатирующего
эксперимента 36
2.2 Содержание методик обследования в рамках организации
констатирующего эксперимента 41
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента 42
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТАБЛИЦ 56
3.1 Основные принципы, цели, задачи, этапы логопедической работы по развитию слухоречевой памяти и связной речи у детей старшей группы с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией с применением
мнемотаблиц 55
3.2 Содержание логопедической работы по развитию слухоречевой
памяти и связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией с помощью мнемотаблиц 61
3.3 Контрольный эксперимент и анализ его результатов 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 84

Связная речь - самая сложная форма речевой деятельности. Для развернутого связного высказывания необходимо обладать определенными умениями. Этот процесс требует от говорящего собранности, сосредоточенности, предварительной подготовки, волевых усилий, логических и речевых навыков [11, 12, 71].
По данным многочисленных исследований В. К. Воробьевой [11], В. П. Глухова [17], Р. Е. Левиной [43], Е. М. Мастюковой [53], Т. Б Филичевой [76], Т. Б. Чиркиной, А. В. Ястребовой число детей со сложными речевыми расстройствами с каждым годом увеличивается. Большая часть из них - это дети с общим недоразвитием речи и дизартрией. У детей при общем недоразвитии речи нарушены все компоненты речи - фонетический, лексический и грамматический, при этом сохранны слух и интеллект. У детей с дизартрией наблюдаются нарушения моторных функций, трудности переключения, своеобразие психики, у них сложнее протекает коррекция недостатков речи. Одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности связной речи. Поэтому большое значение в коррекционной работе отводится формированию и развитию связной речи как главному условию овладения школьными знаниями, развития мышления, памяти и других сторон психической деятельности. Этапность развития памяти и ее своеобразие проходят с учетом особенностей речевого развития. Слухоречевая память детей появляется совместно с речью и развивается, меняется с их взрослением - укрепляется по мере развития речи и приобретения жизненного опыта [28, 29]. Все это указывает на актуальность изучения проблемы слухоречевой памяти и связной речи у детей с общим недоразвитием речи и дизартрией старшего дошкольного возраста для построения наиболее эффективной коррекционной работы.
Рассматривая речевые нарушения у детей с общим недоразвитием речи Т. И. Дубровина [20], С. О. Лебедева [42], И. Ю. Левченко [45], и другие, обращали внимание на сформированность других высших психических функций, включая память, отмечали их взаимосвязь с речью. Они установили, что уровень развития речи зависит от уровня развития памяти так же, как и уровень развития памяти зависит от уровня развития речи.
Изучением и развитием связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи занимались В. К. Воробьева [11], В. П. Глухов [16], Н. С. Жукова [25], О. Б. Иншакова [32], Е. М. Мастюкова [53], Т. А. Ткаченко [72], Т. Б. Филичева [76], Г. В. Чиркина и многие другие. В работах Е. Ф. Архиповой, Р. Е. Левиной [43], Л. В Лопатиной [48], Е. М. Мастюковой [53], О. В. Правдиной освещены вопросы симптоматики и механизмов дизартрии. Изучением процессов памяти занимались такие ученые как Л. С. Выготский [13], Т. П. Зинченко [29], А. Н. Леонтьев [46], А. Р. Лурия [50], А. Г. Маклаков, Р. С. Немов [57], М. М. Семаго, Н. Я. Семаго и многие другие. Над исследованиями памяти у детей с общим недоразвитием речи работали Л. И. Белякова [3], Ю. Ф. Гаркуша [14], Г. С. Гуменная, Л. В. Занков [27], О. Н. Усанова [3], Э. Л. Фигередо и другие.
Цель исследования: изучение эффективности использования мнемотаблиц в логопедической работе по развитию слухоречевой памяти и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией.
Объект исследования: уровень сформированности связной речи и особенности слухоречевой памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по развитию слухоречевой памяти и связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией с использованием мнемотаблиц.
Задачи:
1. Изучить специальную научную теоретическую и практическую литературу по проблеме исследования. 
2. Определить содержание алгоритма организации констатирующего эксперимента для оценки исходного уровня сформированности связной речи у исследуемой категории детей.
3. Выявить уровень развития слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией.
4. Разработать и апробировать содержание логопедической работы по развитию слухоречевой памяти и связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией с помощью мнемотаблиц.
5. Провести контрольный эксперимент и проанализировать результаты эффективности применения мнемотаблиц по развитию слухоречевой памяти и связной речи у детей экспериментальной группы.
Теоретико-методологической базой исследования является:
1. Концепция о динамическом единстве речевого и психического развития, и подход с учетом возрастной психологии - П. П. Блонский [4], Л. С. Выготский [12], А. Р. Лурия [50] и др.
2. Концепции о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе и его значении для развития связной монологической речи - А. Н. Гвоздев [15], Н. И. Жинкин [24], А. А. Леонтьев [46].
3. Современные научные подходы в развитии нормального и аномального ребенка - Л. С. Выготский [12], Р. Е. Левина [43].
4. Принципы анализа речевых патологий Р. Е. Левиной [43].
5. Исследования в области слухоречевой памяти у детей с нарушениями речи - Т. И. Дубровина [20], А. С. Иванова [30], Ю. В. Коваленко, И. Ю. Левченко [45], А. В. Москалец, Н. П. Чурсина, Е. А. Шитова [79] и др.
6. Методика обследования связной речи у детей с общим недоразвитием речи В. П. Глухова [16].
7. Методики обследования слухоречевой памяти - А. А. Леонтьев [46], А. Р. Лурия [50].
В данной работе были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические (анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, изучение логопедической документации).
2. Эмпирические (организация и проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов).
3. Метод количественного и качественного анализа полученных данных.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ детский сад № 392 г. Екатеринбурга, ул. Победы 5-А.
Теоретической значимостью исследования является подбор наиболее оптимальных методик по развитию слухоречевой памяти и связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и дизартрией, на основе полученных данных об уровне сформированности слухоречевой памяти и связной речи у данной категории детей.
Практическая значимость исследования предполагает, что данный материал может использоваться в коррекционной работе логопедами, воспитателями речевых групп, родителями.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Во введении раскрывается актуальность темы исследования, его целевые установки, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе отражены современные подходы к развитию слухоречевой памяти и связной речи в психологии, нейропсихологии, психолингвистике и логопедии, а также особенности развития памяти и связной речи у старших дошкольников в норме и с общим недоразвитием речи.
Во второй главе описан ход констатирующего эксперимента по выявлению уровня сформированности слухоречевой памяти и связной речи у детей старшей группы с общим недоразвитием речи III уровня, обусловленным дизартрией и приведен анализ результатов этого эксперимента.
В третьей главе предложена система логопедической работы по развитию слухоречевой памяти и связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с дизартрией с помощью мнемотаблиц.
В заключении даются выводы о том, что рассматриваемая методика по развитию слухоречевой памяти и связной речи у данной категории детей, хоть и является очень эффективной, но не должна быть единственной в работе над речью дошкольников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению теоретических и практических аспектов изучения слухоречевой памяти и связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией, а также разработке коррекционно-логопедической работы по формированию и развитию обследуемых функций у рассматриваемой категории детей.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что речевая деятельность тесно связана со всей психикой ребенка, ее сенсорными, интеллектуальными и аффективно-волевыми процессами. Эта связь сохраняется как при нормальном, так и при нарушенном развитии. Формирование и развитие слухоречевой памяти и связной речи происходит постепенно и в определенные периоды. Эти процессы взаимосвязаны, и зависят от развития нервной системы. В норме слухоречевая память развивается своевременно и стимулирует развитие речи. Существует прямая закономерность между уровнем развития слухоречевой памяти и уровнем речевого недоразвития: чем ниже уровень речевого развития, тем ниже уровень сформированности слухоречевой памяти. Слухоречевая память в современной литературе представлена как одна из наиболее важных психических функций, которые формируются прижизненно, социально обусловлена и как опосредованный речью процесс. Связная монологическая речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. В старшем дошкольном возрасте происходит бурное развитие всех психических процессов, включая и память, и речь, именно благодаря им ребенок имеет возможность полноценного познания окружающей действительности. Без развитых памяти и речи, ребенок не в состоянии усвоить общественный опыт, овладеть правилами поведения, становится невозможной и его деятельность. У детей с речевыми проблемами возникают сложности с формированием всех психических процессов, в том числе, памяти.
Для выявления имеющихся у детей нарушений были выбраны методики логопедического и нейропсихологического обследования для изучения слухоречевой памяти и связной речи, проведены констатирующий и контрольный эксперименты с их применением. Полученные данные анализировались и сравнивались.
По данным констатирующего эксперимента делаем вывод о недостаточном уровне сформированности слухоречевой памяти и связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией. Результаты проведенного экспериментального обследования подтверждают научные данные о том, что уровень сформированности слухоречевой памяти прямо пропорционален речевому недоразвитию. Это подтвердило необходимость систематической и целенаправленной коррекции слухоречевой памяти и связной речи у данной категории детей. Было разработано содержание логопедической работы по развитию слухоречевой памяти и связной речи детей исследуемой группы.
Логопедическая работа во время формирующего эксперимента проводилась с использованием мнемотаблиц. Она состояла из нескольких направлений и нескольких этапов, соблюдался комплексный подход. В свою работу мы включали различные методы, игры и упражнения, помогающие преодолению дизартрии, развитию слухоречевой памяти и связной речи у рассматриваемой группы детей. Обучающая работа над нарушенными категориями с применением мнемотаблиц способствовала повышению мотивации детей к запоминанию и рассказу, придавала им уверенности, позволяла усваивать структуру рассказа, помогала сохранять и припоминать информацию.
Сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов позволило увидеть положительную динамику в развитии слухоречевой памяти и связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией, что показывает эффективность выбранной методики для коррекционно-развивающей работы по данным направлениям. У детей повысилась мотивация к обучению, интерес к выполнению заданий, они стали лучше понимать задания, запоминать их, у них возникает меньше трудностей в общении, связанных с запоминанием. Дети заметно реже искажают слова как по звуковому сходству, так и по семантическому, они меньше повторяют уже названные, и совсем редко привносят в задание новые слова. У детей начали формироваться новые языковые навыки, их речевая активность повысилась. Они способны выполнять творческие задания по пересказу небольших текстов, могут передать содержание сюжетных картинок и самостоятельно составить рассказ из личного опыта.
В настоящее время наглядное моделирование является немаловажным средством в коррекционно-образовательном процессе, влияющем не только на речевую деятельность, но и на познавательную активность и личность ребенка в целом. Коррекционная работа по развитию слухоречевой памяти и связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией не должна ограничиваться мнемотаблицами, одновременно необходимо проводить речевые и дидактические игры, помогающие дошкольникам развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, наблюдательность, мышление, учиться классифицировать предметы, прививать интерес к окружающему и овладевать навыками самоконтроля.
Предложенная в выпускной квалификационной работе методика по развитию слухоречевой памяти и связной речи с применением мнемотаблиц, показала свою эффективность и способствует не только коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией, но и создает благоприятные условия для развития важнейшей психической функции в дошкольном детстве - слухоречевой памяти.



1. Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения : пер. с англ. / Р. Аткинсон; Общ. редакция Ю. М. Забродина, Б. Ф. Ломова. - Москва : Прогресс, 1980. - 528 с.
2. Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей обучения: нейропсихологический подход / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. - Санкт- Петербург : Питер, 2008. - 320 с.
3. Белякова, Л. И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью. Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями / Л. И. Белякова, Ю. Ф. Гаркуша, О. Н. Усанова, Э. Л. Фигередо - Москва : Прометей, 1991. - 178 с.
4. Блонский, П. П. Память и мышление / П. П. Блонский. - Санкт- Петербург : Питер, 2001. - 288 с.
5. Большева, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Т. В. Большева. - Санкт- Петербург : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. - 145 с.
6. Борозинец, Н. М. Логопедические технологии : учебное пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцева. - Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2014. - 256 с.
7. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Педагогика // Педагогика. 2014. URL: https://studme.org/61071/pedagogika/pedagogika (дата обращения: 11.03.2020).
8. Веккер, Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л. М. Веккер. - Москва : Смысл, 1998. - 685 с.
9. Веракса, А. Н. Развитие памяти дошкольников / А. Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2008. - №3 - С. 46-54.
10. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики : учебн. - метод. пособие / Г. А. Волкова. - Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2003. - 144 с.
11. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В. К. Воробьева. - Москва : ACT : Астрель : Транзиткнига, 2006. - 158 с.
12. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - 5-е изд. - Москва : Изд-во "Лабиринт", 1999. - 352 с.
13. Выготский, Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / сост. Ю. Б. Гиппенрейтер - Москва : АСТ, 2008. - 646 с.
14. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Ю. Ф. Гаркуша. - Москва : ВЛАДОС, 2000. - 317 с.
15. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва : Изд-во МГУ, 1968. - 176 с.
16. Глухов, В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В. П. Глухов // Дефектология. - 1994. - № 2. - С. 56-73.
17. Глухов, В. П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР / В. П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : АРКТИ, 2004. - 168 с.
18. Гуревич, К. М. Психологическая диагностика. Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. - Москва : Изд-во УРАО, 2007. - 286 с.
19. Дубровина, Т. И. Особенности слухоречевой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т. И. Дубровина // Специальная психология. - 2010. - №3/4. - С. 5-15.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ